Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (технической направленности) «Мультимедиа технологии»
Управление образования администрации Яшкинского муниципального района Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Оздоровительно-образовательный туристский центр Яшкинского муниципального района"
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
(технической направленности)
«Мультимедиа технологии»
Возраст учащихся 8-12 лет
Срок реализации программы: 1 год
Разработчик: Кондратенко Ольга Александровна
педагог дополнительного образования
Яшкино 2018 год
Управление образования администрации Яшкинского муниципального района Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Оздоровительно-образовательный туристский центр Яшкинского муниципального района"
РАССМОТРЕНА
На заседании методического совета
Протокол №________________
От_____________
ПРИНЯТА
На заседании методического совета
Протокол №________________
От_____________
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУ ДО ООТЦ
_____Соболев А.В
ПРИКАЗ №
От__________
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
(технической направленности)
«Мультимедиа технологии»
Возраст учащихся 8-12 лет
Срок реализации программы: 1 год
Разработчик:
Кондратенко Ольга Александровна
педагог дополнительного образования
Яшкино 2018 год
Содержание
Список литературы, рекомендованный детям и родителям в помощь освоения программы………………………………………………………………………… …........14
Список литературы, использованной при составлении данной программы (рекомендованный педагогам)…………………………………………………...………15
Пояснительная записка
Современные дети растут в условиях информационных технологий. Среди задач, которые изо дня в день приходится решать в наше время человеку, доля информационных задач очень велика. Поэтому успешная ориентация человека в современном мире напрямую связана с умением работать с информацией. Такая ситуация, с одной стороны, вызвана необходимостью осваивать все новые технические средства. Мультимедиа - это мощное средство представления и визуализации информации. Соединив в себе такие компоненты, как фотография, графика, текст, музыка, анимация и видео, мультимедиа позволяет выразить творческий замысел при помощи новых возможностей.
Используемые в данном курсе технологии, такие как мультимедиа и проектная - мощный инструмент, позволяющий создавать сложные информационные структуры, программные продукты для какой-либо предметной области, используя многообразные формы представления информации. Они формируют у учащихся самостоятельность, критическое отношение к себе и товарищам, формирует межпредметные связи, повышают эффективность изучения предложенных модулей курса.
Организация образовательного процесса строится в соответствии с требованиями:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ст. 75);
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03). Гигиенические требования к персональным электронно – вычислительным машинам и организации работы.
Программа «Мультимедиа технологии» относится к дополнительным образовательным программам научно-технической направленности. Программа является авторской.
Концепцией данной дополнительной образовательной программы является содействовать воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни в условиях информационного общества в целях гармонического развития личности.
Предмет информатика в школе изучается учащимися с 5 по 11 класс на базовом уровне, но количество часов для качественного приобретения навыков составления презентаций, создание слайд фильмов, видеороликов мало. В связи с этим появилась необходимость создания программы по изучению мультимедиа технологий, которая поможет учащимся представить себя и свою работу в современном мире. Актуальность данной программы определяется социальным заказом общества на специалистов, умеющим организовать свой труд в новых социально-экономических условиях с применением новых информационных технологий. Новизна программы состоит в более углубленное изучение и раскрытие особенно важных элементов программы по информатике. Формирование у учащихся умения владеть компьютером как средством решения практических задач связанных с графикой и мультимедиа, подготовив учеников к активной полноценной жизни и работе в условиях технологически развитого общества.
Основная идея программы: заключается в том, чтобы воспитать функционального грамотного ребенка в области информационных технологий, информационной культуры.
Целью программы «Мультимедиа технологии» является ознакомление обучающихся с современными программными и техническими мультимедийными средствами и методами их создания и применения. Формирование у учащихся умения владеть компьютером как средством решения практических задач связанных с графикой и мультимедиа, подготовив учеников к активной полноценной жизни и работе в условиях технологически развитого общества.
Задачи:
Образовательные:
· развитие познавательного интереса к предметной области «Информатика» сформировать знания и умения учащихся в области средств, технологий создания, обработки и представления мультимедиа информации;
· познакомить учащихся с видами компьютерной графики и методами их использования; растровая и векторная анимация;
· обучить учащихся принципам работы в графических редакторах,
· познакомить учащихся с программами: MS PowerPoint , Movie Maker.
Развивающие:
· способствовать развитию творческих способностей учащихся через создание проектов с использованием анимации.
· способствовать развитию композиционного мышления, художественного вкуса, графического видения, образного мышления, восприятию окружающего мира.
Воспитывающие:
· обеспечить возможность эстетического воспитания средствами компьютерной графики как фактора современной эстетической среды;
· обеспечить возможность воспитания информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости;
· обеспечить возможность повышения компетентности учащихся в вопросах использования мультимедиа технологий и создания собственных мультимедиа проектов;
· обеспечить возможность формирования навыков совместной деятельности и работы в команде.
Программа построена на основных принципах обучения:
Принцип доступности – при изложении материала учитываются возрастные особенности детей, один и тот же материал по-разному преподаётся, в зависимости от возраста и субъективного опыта детей. Материал располагается от простого к сложному. При необходимости допускается повторение части материала через некоторое время.
Принцип наглядности – человек получает через органы зрения почти в 5 раз больнее информации, чем через слух, поэтому на занятиях используются как наглядные материалы, так и обучающие программы.
Принцип сознательности и активности – для активизации деятельности детей используются такие формы обучения, как занятия-игры, конкурсы, совместные обсуждения поставленных вопросов и дни свободного творчества
Формы и режим занятий
В объединение принимаются дети 8-12 лет без предъявления требований к базовым знаниям. Приём ведётся на основании заявления, поданного родителями (законными представителями) или самими детьми с согласия родителей (законных представителей) и медицинского допуска. Количество обучающихся в объединении от 6 до 12 человек. Срок реализации программы — 1 год. Периодичность занятий 2 раза в неделю по 2 часа. Общее количество часов за год – 128 (в соответствии с Уставом муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Оздоровительно-образовательный туристский центр Яшкинского Муниципального района». В течение занятия через каждые 20-25 минут проводятся физкультпаузы.
Основными формами обучения являются фронтальная, индивидуальная, групповая и самостоятельная работа. При этом используются следующие методы обучения: объяснение, учебная демонстрация, практические работы, консультации. Каждая тема курса начинается с постановки педагогом задачи, которую нужно будет выполнить учащимся. Далее педагог объясняет новый материал и консультирует учащихся в процессе выполнения ими практических заданий.
Практическая часть занятия проводится по одному заданию для всех одновременно. Работы выполняются на компьютере (компьютерный практикум).
Особенности организации учебного процесса
В соответствии с планом массовых мероприятий различного уровня военно-патриотического, физкультурно-спортивного и туристско-краеведческого направления возможно участие воспитанников объединения в них, а также в профильных сменах оздоровительных лагерей.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся первого года обучения
Знают:
· архитектуру ПК;
· основные понятия информационных технологий;
· основные понятия и элементы, инструменты, особенности и возможности программы для создания презентации Power Point;
· основные понятия и элементы, инструменты, особенности и возможности программы для создания видеоматериалов «Movie Maker»;
Умеют:
· работать с мышью, клавиатурой и основными группами клавиш;
· создавать и работать с программой для создания изображений в Paint.
· создавать и работать с программой для создания презентации Power Point;
· основные понятия и элементы, инструменты, особенности и возможности программы для создания видеоматериалов «Movie Maker»;
Ожидаемые результаты:
· каждый учащийся сможет свободно работать с компьютером, быстро и эффективно;
· наличие у учащихся знаний о назначении, функциональных возможностях и элементах программного обеспечения персонального компьютера.
· учащиеся, освоив все правила использования мультимедиа технологий, способны составить компьютерную презентацию любой сложности, слайд-фильм, по выбранной теме создать и защитить проект, создать видеоролик.
Формы подведения итогов обучения по дополнительной образовательной программе
Изучение каждого модуля курса заканчивается выполнением итогового проекта. Проект может выполняться как индивидуально, так и группой учащихся (командой). Тема проекта выбирается исполнителями самостоятельно и согласовывается с преподавателем. Критерием успешного освоения курса является качество выполнения итогового проекта. Лучшие работы могут быть представлены в конкурсах и олимпиадах.
Материально-техническое обеспечение программы:
Компьютерный класс, в котором проводятся дополнительные занятия, соответствует требованиям материального и программного обеспечения. Компьютерный класс оборудован согласно правилам пожарной безопасности. Занятия проводятся в компьютерном классе, оснащенном в соответствии с нормами СанПин, компьютеры расположены рядами, выдержано освещение, проветривание, используются ионизаторы.
Для успешной реализации программы необходимо соблюдать ряд условий:
1. наличие индивидуальных компьютеров (ноутбук) для возможности индивидуальной работы каждого ученика.
2. лицензионное программное обеспечение
3. выход в Интернет.
4. методические пособия, дидактические материалы.
1 год обучения
Разделы и темы |
Количество часов |
||
Теория |
Практика |
Всего |
|
Раздел I Введение |
3 |
1 |
4 |
Тема 1.1 Вводное занятие. Техника безопасности. |
2 |
- |
2 |
Тема 1.2 Здоровье и компьютер |
1 |
1 |
2 |
Раздел II Анатомия компьютера |
7 |
7 |
14 |
Тема 2.1 История развития вычислительной техники и применение ЭВМ |
2 |
- |
2 |
Тема 2.2 Архитектура и структура компьютера |
2 |
- |
2 |
Тема 2.3 Системный блок |
1 |
1 |
2 |
Тема 2.4 Устройства ввода информации. Слепой метод |
1 |
3 |
4 |
Тема 2.5 Устройства вывода информации |
2 |
- |
2 |
Тема 2.6 Заключительное занятие по разделу: «Анатомия компьютера» |
- |
2 |
2 |
Раздел III: Графические редакторы |
7 |
15 |
22 |
Тема 3.1 Введение в графику |
2 |
- |
2 |
Тема 3.2 Знакомство с графическим редактором Paint |
1 |
1 |
2 |
Тема 3.3 Геометрические фигуры Paint |
1 |
1 |
2 |
Тема 3.4 Инструменты Paint |
1 |
1 |
2 |
Тема 3.5 Операции с графическими объектами в Paint |
1 |
1 |
2 |
Тема 3.6 Создание текста в Paint |
1 |
1 |
2 |
Тема 3.7 Рисунок в Paint |
|
8 |
8 |
Тема 3.8 Заключительное занятие по разделу: «Графические редакторы» |
- |
2 |
2 |
Раздел IV Компьютерная сеть Internet. |
6 |
3 |
9 |
Тема 4.1 Всемирная компьютерная сеть Internet. |
2 |
- |
2 |
Тема 4.2 Устройство сети Internet. |
2 |
- |
2 |
Тема 4.3 Поиск информации в сети Internet (поисковые системы). |
1 |
1 |
2 |
Тема 4.4 Электронная почта. |
1 |
1 |
2 |
Тема 4.5 Заключительное занятие по разделу «Компьютерная сеть Internet.» |
- |
1 |
1 |
Раздел V MS PowerPoint |
12 |
35 |
47 |
Тема 5.1 Знакомство с интерфейсом программы MS Power Point. |
3 |
1 |
4 |
Тема 5.2 Заполнение слайдов. Знакомство с макетами слайдов |
2 |
2 |
4 |
Тема 5.3 Конструктор слайдов. Настройка эффектов анимации слайдов |
2 |
2 |
4 |
Тема 5.4 Вставка рисунка, диаграммы, графика |
2 |
2 |
4 |
Тема 5.5 Вставка звука, гиперссылки |
2 |
2 |
4 |
Тема 5.6 Демонстрация пробной презентации |
- |
2 |
2 |
Тема 5.7 Создание самопрезентации |
- |
8 |
8 |
Тема 5.8 Демонстрация самопрезентации |
- |
2 |
2 |
Тема 5.6 Теория создания слайд фильмов |
- |
2 |
2 |
Тема 5.7 Создание слайд фильма на предложенную тему |
1 |
8 |
9 |
Тема 5.8 Конкурс слайд фильмов. |
- |
2 |
2 |
Тема 5.9 Заключительные занятия по теме «MS Power Point» |
- |
2 |
2 |
Раздел VI «Movie Maker» |
10 |
20 |
30 |
Тема 6.1 Знакомство с интерфейсом «Movie Maker» |
1 |
1 |
2 |
Тема 6.2 Вставка рисунков, текста, фото, звука, видео. |
2 |
4 |
6 |
Тема 6.3 Настройка эффектов и анимации |
2 |
2 |
4 |
Тема 6.4 Создание пробного видеофильма |
2 |
2 |
4 |
Тема 6.5 Демонстрация пробного видеофильма |
2 |
2 |
4 |
Тема 6.6 Создание фильма на предложенную тему. |
1 |
7 |
8 |
Тема 6.7 Заключительные занятия по теме «Move Market» |
- |
2 |
2 |
Раздел VI Заключение |
- |
2 |
2 |
Тема 6 Итоговое занятие |
- |
2 |
2 |
Всего: |
|
|
128 |
Содержание программы
1 год обучения
1. Раздел I Введение. Вводное занятие.
Теоретическая часть. Вводное занятие. Техника безопасности. Здоровье и компьютер.
Практическая часть. Просмотр мультфильмов по технике безопасности. Тестирование по теме: «Техника безопасности в компьютерном классе.
2. Раздел II Анатомия компьютера
Теоретическая часть. История развития вычислительной техники и применение ЭВМ. Архитектура и структура компьютера. Системный блок. Устройства ввода информации. Слепой метод Устройства вывода информации
Практическая часть. Занятие на компьютерном тренажере. Тестирование по разделу: «Анатомия компьютера».
3. Раздел III: Графические редакторы
Теоретическая часть. Введение в графику. Знакомство с графическим редактором Paint.
Практическая часть. Геометрические фигуры Paint. Инструменты Paint. Операции с графическими объектами в Paint. Создание текста в Paint. Рисунок в Paint. Заключительное занятие по разделу: «Графические редакторы».
4. Раздел IV Компьютерная сеть Internet.
Теоретическая часть. Всемирная компьютерная сеть Internet. Устройство сети Internet. Поиск информации в сети Internet (поисковые системы). Электронная почта. Заключительное занятие по разделу «Компьютерная сеть Internet.»
Практическая часть. Поиск информации в интернете. Создание электронного почтового ящика. Просмотр фильма и презентаций по теме: «Безопасность в интернете».
5. Раздел V MS PowerPoint
Теоретическая часть. Знакомство с интерфейсом программы MS Power Point.
Заполнение слайдов. Знакомство с макетами слайдов. Конструктор слайдов. Настройка эффектов анимации слайдов. Вставка рисунка, диаграммы, графика. Вставка звука, гиперссылки. Теория создания слайд фильмов.
Практическая часть. Использование изученных правил на практике. Демонстрация пробной презентации. Создание самопрезентации. Демонстрация самопрезентации. Создание слайд фильма на предложенную тему. Конкурс слайд фильмов. Заключительные занятия по теме «MS Power Point».
6. Раздел VI «Movie Maker»
Теоретическая часть. Знакомство с интерфейсом «Movie Maker» Вставка рисунков, текста, фото, звука, видео. Настройка эффектов и анимации
Практическая часть. Использование изученных правил на практике. Создание пробного видеофильма. Демонстрация пробного видеофильма .Создание фильма на предложенную тему. Заключительные занятия по теме: «Move Market».
7. Раздел VI Заключение
Теоретическая часть. Подведение итогов работы кружка за год. Разгадывание кроссвордов.
Список литературы, рекомендованный детям и родителям в помощь освоения программы
1. Авторская программа кружка «Мультимедиа технологии» Куликовой Марины Андреевны .
2. Электронный мультимедийный учебник по созданию презентации в PowerPoint.
3. Учебник (руководство) по html.
4. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2003.-М.: ОЛМА-ПРЕСС,2003.-920 с.:ил.
5. Денисов А. Интернет:самоучитель.- СПб.:Питер, 2000.
6. Денисов А. Microsoft Internet Explorer 5 : справочник.- СПб.:Питер, 2000.
7. Шафран Э. Создание web-страниц; Самоучитель.- СПб.:Питер, 2000.
8. Программа Intel «Путь к успеху»/ Практическое руководство.2006-2007 г
9. Программа Intel «Путь к успеху»/ «Технологии и местное сообщество».2006-2007 г
Список литературы, использованной при составлении данной программы (рекомендованный педагогам)
1. Александр Глебко «Компьютер сводит с ума». http://www.medmedia.ru/printarticle.html
2. А.В. Овчаров «Информатизация образования как закономерный процесс в развитии педагогических технологий». http://aeli.altai.ru/nauka/sbornik/2000/ovcharov2.html
3. О.П.Окопелов «Процесс обучения в виртуальном образовательном пространстве». // Информатика и образование, 2001. №3
4. Кирмайер Г. Мультимедиа. — М.: Малип, 1994.
5. Учебник (руководство) по html скачан с сайта www.instructing.ru
6. Электронный мультимедийный учебник по созданию презентации в PowerPoint скачан с сайта www.instructing.ru
7. Дмитрий Лазарев Презентация: Лучше один раз увидеть! — М.: «Альпина Бизнес Букс», 2009. — С. 142.
8. Дуг Лоу Microsoft Office PowerPoint 2007 для "чайников" - Microsoft Office PowerPoint 2007 For Dummies. — М.: «Диалектика», 2007. — С. 288.
9. Из опыта работы по формированию информационной среды образовательного учреждения//Информационные технологии в образовании (ИТО-2002):
10. Программа Intel «Путь к успеху»/ Практическое руководство.2006-2007 г
11. Программа Intel «Путь к успеху»/ Книга для учителя.2006-2007 г.
12. Программа Intel «Путь к успеху»/ «Технологии и местное сообщество».2006-2007 г
13. Организация проектной деятельности школьников в рамках школьного научного общества по информатике//Российская школа и Интернет: Материалы II Всероссийской конференции. – С.-Петербург, 2002 – с.55-56.
14. Проектно-исследовательская деятельность школьников с использованием ИКТ//Информационные технологии в образовании (ИТО-2003): Материалы
15. Виват, мультимедиа!//Цифровая школьная четверть. Материалы Международного педагогического мастер-класса программы Intel «Обучение для будущего». г.Пушкин, 2003 – с.46-47
16. Сайты в помощь учителю информатики:
· www.klyaksa.net
· www.metod-kopilka.ru
· www.pedsovet.org
· www.intel.ru