Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Компьютерная грамотность» (1–4 классы)
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Станция юных техников Новооскольского района Белгородской области»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУДО «СЮТ»
___________В.А. Майборода
приказ №______
от «____»__________2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Компьютерная грамотность»
2 –й год обучения,
Для обучающихся 9-10 лет
Автор : педагог дополнительного образования МБУДО «СЮТ Новооскольского района
Белгородской области»
Шинкарёв Виктор Александрович
Г.Новый Оскол
2016 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа:
«Компьютерная грамотность»
Модифицированная, направленность: техническая
Автор программы Шинкарёв Виктор Александрович
Программа рассмотрена на заседании педагогического совета МБУ ДОСЮТ
протокол № 1 от «3» сентября 2015 г.,
Председатель Майборода В.А.
_______________________________________________________________________________________________________
Рабочая программа рассмотрена на заседании педагогического совета МБУ ДО СЮТ
от «__» _______ 20_______ г., протокол № ____
Председатель _________ _________
подпись Ф.И.О
Пояснительная записка
На сегодняшний день компьютер становится неотъемлемой частью жизни не только отдельно взятого человека, а также предприятия, учреждения и государства в целом. Поэтому, умение и соответственно обучение компьютерной грамотности в наш век является крайне обязательным для любого человека и не далеки те времена, когда элементарные знания компьютера будут столь обязательными, как умение писать и читать.
Цель рабочей программы – способствовать формированию конструкторского мышления и интереса к современным компьютерным технологиям.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить определённые задачи:
Развитие мышления учащихся. Это развитие у школьников творческого мышления, а также формирование нового типа мышления, так называемого операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.
Подготовка школьников к практической деятельности, труду, продолжению образования. Реализация этой задачи связана с ведущей ролью обучения информатике в формировании компьютерной грамотности и информационной культуры школьников, навыков использования НИТ. важнейших компонентов подготовки к практической деятельности, жизни в информационном обществе.
Образовательная – способствовать формированию устойчивых представлений о приёмах конструирования моделей ракет различных классов.
Развивающая – начать работу по выявлению творческих способностей обучающихся, совершенствованию практических умений проектирования и конструирования ракетной техники.
Воспитательная – предоставить ребёнку возможность самоутвердиться в творческой деятельности, активно искать пути, способы и средства максимального саморазвития и самореализации.
Организация образовательного процесса
Учебные занятия 2 года обучения проводятся 3 раза в неделю по 2 часа. Наполняемость группы 10 человек. Годовая нагрузка 216 часов.
Формы проведения занятий зависят от сложности изучаемой темы, уровня подготовки обучающихся и их социально-возрастных особенностей. Теоретические сведения обучающиеся получают в процессе практической работы, в форме лекций, бесед, Обучающимся предлагаются различные варианты усвоения знаний – занятие-демонстрация, занятие-игра, занятие-конкурс, занятие-соревнование и т.д., что является инновационным по отношению к традиционным методам работы в системе дополнительного образования.
В целях повышения эффективности реализации образовательной программы, максимального развитию творческих способностей личности в процессе реализации условий «ситуации успеха» необходимо определить условия (ресурсное обеспечение) эффективного функционирования:
1. информационное обеспечение;
2. материально-техническое обеспечение;
3. методическое обеспечение.
Информационное обеспечение предполагает оснащение содержание образовательной программы специальной, педагогической и методической литературой.
Материально-техническое обеспечение:
компьютерный класс
проектор
доступ в сеть Интернет
С учётом требования, обеспечение ведущей роли развития практических навыков, на занятиях творческих объединений выделяется комплекс ведущих программных знаний и умений.
Обучающиеся, прошедшие обучения по программе 2 года
должны знать:
- назначение текстового редактора;
- назначение панелей инструментов;
- правила ввода и форматирования текста;
- приёмы вставки таблиц и графических объектов.
- приёмы решения простых вычислительных задач;
- приёмы построения графиков и диаграмм.
- назначение и структуру базы данных;
- типы полей в базе данных;
- назначение форм и отчётов.
- назначение презентаций;
- приёмы создания простых презентаций.
должны уметь:
- производить подготовку текстового редактора к работе;
- вводить и форматировать простой текст;
- вставлять в текст таблицы и графические объекты;
- пользоваться готовыми шаблонами и создавать свои.
- создавать простые электронные таблицы с формулами;
- пользоваться относительными и абсолютными ссылками;
- строить диаграммы и графики.
- спроектировать структуру простой базы данных;
- производить ввод данных в базу и их редактирование;
- выполнять операции поиска нужной информации.
- создавать простые презентации в Power Point;
- делать переходы между слайдами;
- применять анимационные эффекты.
Учебно-тематический план
2 год обучения
№ п/п |
Название разделов и тем |
Количество часов |
||
всего |
теория |
практика |
||
1. |
Организационное занятие |
2 |
2 |
|
1.1. |
Знакомство с обучающимися. Правила Техники безопасности |
2 |
2 |
|
2. |
MS Word |
60 |
20 |
40 |
2.1. |
Текстовый редактор: его назначение и основные функции. |
10 |
4 |
6 |
2.2. |
Работа с текстовым редактором. |
12 |
4 |
8 |
2.3. |
Работа с таблицей |
6 |
2 |
4 |
2.4 |
Шрифты, стандартная панель. Абзац, стили. Колонки. |
8 |
2 |
6 |
2.5 |
Приемы форматирования текстов |
24 |
8 |
16 |
3. |
MS Excel |
44 |
10 |
34 |
3.1. |
Понятие электронной таблицы. |
6 |
2 |
4 |
3.2 |
Типы ячеек электронной таблицы |
8 |
2 |
6 |
3.3 |
Заполнение электронной таблицы данными и формулами. |
14 |
2 |
12 |
3.4 |
Основные операции, допускаемые электронными таблицами. |
16 |
4 |
12 |
4. |
Power Point |
60 |
18 |
42 |
4.1 |
Презентации в Power Point |
6 |
2 |
4 |
4.2. |
Знакомство с панелями инструментов. |
8 |
2 |
6 |
4.3. |
Приёмы создания слайда. |
22 |
8 |
14 |
4.4 |
Просмотр презентации. |
6 |
2 |
3 |
4.5 |
Вставка в слайд различных объектов. |
8 |
2 |
6 |
4.6 |
Настройка анимации. |
10 |
2 |
8 |
5. |
MS Access |
50 |
16 |
34 |
5.1. |
Системы хранения и поиска данных. |
4 |
2 |
2 |
5.2. |
Хранение данных в информационно-поисковых системах. |
4 |
2 |
2 |
5.3 |
Базы данных. Поиск, замена и добавление информации. |
14 |
2 |
12 |
5.4 |
Запросы по одному и нескольким признакам. |
8 |
4 |
4 |
5.5 |
Решение информационно-поисковых задач. |
20 |
6 |
14 |
6. |
Заключительное занятие |
|||
Всего: |
216 |
66 |
150 |
Содержание 2 года обучения
1.Организационное занятие (2 часа)
Теоретические знания:
Порядок и содержание работы кружка. Правила поведения во время обучения. Правила безопасной работы с ПК, противопожарная безопасность.
Форма проведения: вводное учебное занятие.
2. MS Word (60 часов)
Теоретические знания:Текстовый редактор MS Word: назначение и основные функции. Способы «перемещения» по большому текстовому документу. Правила набора текста. Работа с блоками (выделение, копирование, перемещение, удаление). Форматирование абзацев. Создание таблиц, списков и их оформление. Вставка объектов в документ с помощью буфера обмена.
Практическая работа: Работа с текстовым редактором. Приемы форматирования текстов. Шрифты, стандартная панель. Абзац, стили. Колонки.
Форма проведения: учебное занятие повторение изученного материала. усвоения новых знаний
3.MS Excel (44 часа)
Теоретические знания: Электронные таблицы Excel: назначение и основные функции. Правила заполнения документа. Использование формул. Построение диаграмм (графики, круговые диаграммы, гистограммы). Печать документа.
Практическая работа Основные операции, допускаемые электронными таблицами. Построение диаграмм (графики, круговые диаграммы, гистограммы). Печать документа.
Форма проведения: учебное занятие повторение изученного материала. усвоения новых знаний
Power Point (60 часов)
Теоретические знания: Технология работы с программой Power Point. Анимация на объекты и слайды. Создание кнопок. Гиперссылки.
Практическая работа Приёмы создания слайда. Гиперссылки.
Форма проведения: учебное занятие повторение изученного материала. усвоения новых знаний
5. MS Access (50 часов)
Теоретические знания: Использование средств автоматизации и добавление сложных выражений без написания кодов. Централизованное средство управления базами данных. Новые способы доступа к базам данных.
Практическая работа: Решение информационно-поисковых задач. Запросы по одному и нескольким признакам. . Поиск, замена и добавление информации.
Форма проведения: учебное занятие повторение изученного материала. усвоения новых знаний
Заключительное занятие Подведение итогов за год
Практическая работа:
Форма проведения: учебное занятие коррекции и оценки знаний.
Календарно-тематический план
2 год обучения
№ п/п |
Название разделов и тем |
Количество часов |
Сроки |
||
всего |
теория |
Практ. |
|||
1. Организационное занятие (2 ч) |
|||||
1 |
Знакомство с обучающимися Правила Техники безопасности |
2 |
2 |
1.09 |
|
2. MS Word (60 ч) |
|||||
2 |
Текстовый редактор: его назначение и основные функции. |
2 |
1 |
1 |
5.09 |
3 |
Текстовый редактор: его назначение и основные функции. |
2 |
1 |
1 |
8.09 |
4 |
Текстовый редактор: его назначение и основные функции. |
2 |
1 |
1 |
12.09 |
5 |
Текстовый редактор: его назначение и основные функции. |
2 |
1 |
1 |
14.09 |
6 |
Текстовый редактор: его назначение и основные функции. |
2 |
2 |
15.09 |
|
7 |
Работа с текстовым редактором. |
2 |
1 |
1 |
19.09 |
8 |
Работа с текстовым редактором. |
2 |
1 |
1 |
21.09 |
9 |
Работа с текстовым редактором. |
2 |
1 |
1 |
22.09 |
10 |
Работа с текстовым редактором. |
2 |
1 |
1 |
26.10. |
11 |
Работа с текстовым редактором. |
2 |
2 |
28.10 |
|
12 |
Работа с текстовым редактором. |
2 |
2 |
29.10 |
|
13 |
Работа с таблицей |
2 |
1 |
1 |
3.10 |
14 |
Работа с таблицей |
2 |
1 |
1 |
5.10 |
15 |
Работа с таблицей |
2 |
2 |
6.10 |
|
16 |
Шрифты, стандартная панель. Абзац, стили. Колонки. |
2 |
1 |
1 |
10.10 |
17 |
Шрифты, стандартная панель. Абзац, стили. Колонки. |
2 |
2 |
12.10 |
|
18 |
Шрифты, стандартная панель. Абзац, стили. Колонки. |
2 |
1 |
1 |
13.10 |
19 |
Шрифты, стандартная панель. Абзац, стили. Колонки. |
2 |
2 |
17.10 |
|
20 |
Приемы форматирования текстов |
2 |
2 |
19.10 |
|
21 |
Приемы форматирования текстов |
2 |
1 |
1 |
20.10 |
22 |
Приемы форматирования текстов |
2 |
2 |
24.10 |
|
23 |
Приемы форматирования текстов |
2 |
2 |
26.10 |
|
24 |
Приемы форматирования текстов |
2 |
1 |
1 |
27.10 |
25 |
Приемы форматирования текстов |
2 |
1 |
1 |
31.10 |
26 |
Приемы форматирования текстов |
2 |
1 |
1 |
2.11 |
27 |
Приемы форматирования текстов |
2 |
2 |
3.11 |
|
28 |
Приемы форматирования текстов |
2 |
1 |
1 |
7.11 |
29 |
Приемы форматирования текстов |
2 |
2 |
9.11 |
|
30 |
Приемы форматирования текстов |
2 |
1 |
1 |
10.11 |
31 |
Приемы форматирования текстов |
2 |
2 |
14.11 |
|
3. MS Excel (44 ч) |
|||||
32 |
Понятие электронной таблицы. |
2 |
1 |
1 |
16.11 |
33 |
Понятие электронной таблицы. |
2 |
1 |
1 |
17.11 |
34 |
Понятие электронной таблицы. |
2 |
2 |
21.11 |
|
35 |
Типы ячеек электронной таблицы |
2 |
1 |
1 |
23.11 |
36 |
Типы ячеек электронной таблицы |
2 |
1 |
1 |
24.11 |
37 |
Типы ячеек электронной таблицы |
2 |
2 |
28.11 |
|
38 |
Типы ячеек электронной таблицы |
2 |
2 |
30.11 |
|
39 |
Заполнение электронной таблицы |
2 |
1 |
1 |
1.12 |
40 |
Заполнение электронной таблицы |
2 |
2 |
5.12 |
|
41 |
Заполнение электронной таблицы |
2 |
2 |
7.12 |
|
42 |
Заполнение электронной таблицы |
2 |
1 |
1 |
8.12 |
43 |
Заполнение электронной таблицы |
2 |
2 |
12.12 |
|
44 |
Заполнение электронной таблицы |
2 |
2 |
14.12 |
|
45 |
Заполнение электронной таблицы |
2 |
2 |
15.12 |
|
46 |
Основные операции, допускаемые электронными таблицами. |
2 |
1 |
1 |
19.12 |
47 |
Основные операции, допускаемые электронными таблицами. |
2 |
1 |
1 |
21 .12 |
48 |
Основные операции, допускаемые электронными таблицами. |
2 |
2 |
22.12 |
|
49 |
Основные операции, допускаемые электронными таблицами. |
2 |
1 |
1 |
26.12 |
50 |
Основные операции, допускаемые электронными таблицами. |
2 |
2 |
28.12 |
|
51 |
Основные операции, допускаемые электронными таблицами. |
2 |
1 |
1 |
29.12 |
52 |
Основные операции, допускаемые электронными таблицами. |
2 |
2 |
9.01 |
|
53 |
Основные операции, допускаемые электронными таблицами. |
2 |
2 |
11.01 |
|
4. Power Point (60 ч) |
|||||
54 |
Презентации в Power Point |
2 |
1 |
1 |
12.01 |
55 |
Презентации в Power Point |
2 |
1 |
1 |
16.01 |
56 |
Презентации в Power Point |
2 |
2 |
18.01 |
|
57 |
Знакомство с панелями |
2 |
1 |
1 |
19.01 |
58 |
Знакомство с панелями |
2 |
1 |
1 |
23.01 |
59 |
Знакомство с панелями |
2 |
2 |
25.01 |
|
60 |
Знакомство с панелями |
2 |
2 |
26.01 |
|
61 |
Приёмы создания слайда. |
2 |
2 |
30.01 |
|
62 |
Приёмы создания слайда. |
2 |
1 |
1 |
1.02 |
63 |
Приёмы создания слайда. |
2 |
1 |
1 |
2.02 |
64 |
Приёмы создания слайда. |
2 |
1 |
1 |
6.02 |
65 |
Приёмы создания слайда. |
2 |
2 |
8.02 |
|
66 |
Приёмы создания слайда. |
2 |
2 |
9.02 |
|
67 |
Приёмы создания слайда. |
2 |
1 |
1 |
13.02 |
68 |
Приёмы создания слайда. |
2 |
2 |
15.02 |
|
69 |
Приёмы создания слайда. |
2 |
2 |
16.02 |
|
70 |
Приёмы создания слайда. |
2 |
2 |
20.02 |
|
71 |
Приёмы создания слайда. |
2 |
2 |
22.02 |
|
72 |
Просмотр презентации. |
2 |
2 |
27.02 |
|
73 |
Просмотр презентации. |
2 |
2 |
1.03 |
|
74 |
Просмотр презентации. |
2 |
2 |
2.03 |
|
75 |
Вставка в слайд различных объектов. |
2 |
1 |
1 |
6.03 |
76 |
Вставка в слайд различных объектов. |
2 |
1 |
1 |
9.03 |
77 |
Вставка в слайд различных объектов. |
2 |
2 |
13.03 |
|
78 |
Вставка в слайд различных объектов. |
2 |
2 |
15.03 |
|
79 |
Настройка анимации. |
2 |
1 |
1 |
16.03 |
80 |
Настройка анимации. |
2 |
1 |
1 |
20.03 |
81 |
Настройка анимации. |
2 |
2 |
22.03 |
|
82 |
Настройка анимации. |
2 |
2 |
23.03 |
|
83 |
Настройка анимации. |
2 |
2 |
27.03 |
|
5. MS Access (50 ч) |
|||||
84 |
Системы хранения и поиска данных. |
2 |
1 |
1 |
29.03 |
85 |
Системы хранения и поиска данных. |
2 |
1 |
1 |
30.03 |
86 |
Хранение данных в информационно-поисковых системах. |
2 |
1 |
1 |
03.04 |
87 |
Хранение данных в информационно-поисковых системах. |
2 |
1 |
1 |
5.04 |
88 |
Базы данных. Поиск, замена и добавление информации. |
2 |
1 |
1 |
6.04 |
89 |
Базы данных. Поиск, замена и добавление информации. |
2 |
2 |
10.04 |
|
90 |
Базы данных. Поиск, замена и добавление информации. |
2 |
1 |
1 |
12.04 |
91 |
Базы данных. Поиск, замена и добавление информации. |
2 |
2 |
13.04 |
|
92 |
Базы данных. Поиск, замена и добавление информации. |
2 |
2 |
17.04 |
|
93 |
Базы данных. Поиск, замена и добавление информации. |
2 |
2 |
19.04 |
|
94 |
Базы данных. Поиск, замена и добавление информации. |
2 |
2 |
20.04 |
|
95 |
Запросы по одному и нескольким признакам. |
2 |
2 |
24.04 |
|
96 |
Запросы по одному и нескольким признакам. |
2 |
1 |
1 |
26.04 |
97 |
Запросы по одному и нескольким признакам. |
2 |
1 |
1 |
27.04 |
98 |
Запросы по одному и нескольким признакам. |
2 |
2 |
03.05 |
|
99 |
Решение информационно-поисковых задач. |
2 |
2 |
04.05 |
|
100 |
Решение информационно-поисковых задач. |
2 |
1 |
1 |
10.05 |
101 |
Решение информационно-поисковых задач. |
2 |
2 |
11.05 |
|
102 |
Решение информационно-поисковых задач. |
2 |
1 |
1 |
15.05 |
103 |
Решение информационно-поисковых задач. |
2 |
2 |
17.05 |
|
104 |
Решение информационно-поисковых задач. |
2 |
1 |
1 |
18.05 |
105 |
Решение информационно-поисковых задач. |
2 |
2 |
22.05 |
|
106 |
Решение информационно-поисковых задач. |
2 |
2 |
24.05 |
|
107 |
Решение информационно-поисковых задач. |
2 |
1 |
1 |
25.05 |
108 |
Тестирование Создание презентации на заданную тему. |
2 |
2 |
29.05 |
|
ИТОГО |
216 |
66 |
150 |
||
109 |
Подведение итогов за год. |
31.05 |
Знания, умения и навыки, полученные на учебных занятиях, необходимо подвергать педагогическому контролю с целью выявления качества усвоенных детьми знаний в рамках программы обучения и дальнейшей коррекции.
Чтобы убедиться в прочности знаний и умений, эффективности обучения по данной образовательной программе проводятся следующие виды контроля (Система промежуточной аттестации):
-входной (начало учебного года) – беседы с родителями, педагогическое наблюдение, собеседование и т.д.;
-промежуточный: тестирование по итогам первого полугодия, выполнение контрольного задания по изученным темам.
-промежуточный итоговый (по окончании учебного года).
Список литературы
1. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы /Семакин И.Г., Угринович Н.Д. и др. - М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. – 205 с.
2. Microsoft Word 2000.- М., Эком, 2002. – 464 с.
3. Гарнаев А.Ю. Microsoft Excel 2000.- СПб., БХВ-Петербург, 2004.–576 с.
4. Карпов Б. Microsoft Access 2000: справочник.- СПб., Питер, 2001.–416 с.
Мануйлов В.Г. Мультимедийные компоненты презентаций PowerPoint // Информатика и образование. – 2005. - №4. – с. 67 – 74.
Информационная культура: Сборник программ для дошкольных и общеобразовательных учреждений с 1 по 11 класс. – Екатеринбург. Центр «Учебная книга». 2003 – 160 с.