Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школьный музей» (5–11 классы)
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖИ АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНОПЕРЕКОПСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Почетненский учебно-воспитательный комплекс» муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым
ОДОБРЕНО Педагогическим советом МБОУ Почетненский УВК от «____» __________ 20___ г. Протокол № ___
|
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Почетненский УВК _______________ С.Н.Черныш Подпись «___» ___________20___г. М.П. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Школьный музей
Направленность туристско-краеведческая
Срок реализации программы____1 год_______
Вид программы модифицированная
Уровень базовый
Возраст обучающихся 12-17
Составитель: Ибрагимов Эльмар Дилшодович
Должность Руководитель структурного подразделения
с.Почетное,
2022г.
Оглавление
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования. |
||
|
Пояснительная записка (общая характеристика программы)………... |
3 |
|
Содержание программы: учебный план, содержание учебного плана |
7 |
|
Планируемые результаты……………………………………………… |
10 |
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий реализации программы. |
||
|
Формы аттестации……………………………………………………… |
12 |
|
Оценочные материалы…………………………………………………. |
12 |
|
Условия реализации программы (материально-техническое, кадровое, информационное обеспечение)……………………………. |
12 |
|
Методические материалы……………………………………………… |
12 |
|
Календарный учебный график………………………………………… |
14 |
|
Воспитательный потенциал программы……………………………… |
15 |
|
Список литературы…………………………………………………….. |
16 |
|
Приложения…………………………………………………………….. |
20 |
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования
Пояснительная записка
Музей - исторически обусловленный многофункциональный институт социальной информации, предназначенный для сохранения культурно-исторических и естественно-научных ценностей, накопления и распространения информации по средствам музейных предметов. Документируя процессы и явления природы и общества, музей комплектует, хранит, исследует коллекции музейных предметов, а также использует их в научных и общественно-воспитательных целях.
В «Стратегии развития воспитания в Российской федерации до 2025 года» одним из приоритетных направлений воспитательной деятельности ставится формирование внутренней позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности.
Музей в школе является одним из действенных средств развития социализации и адаптации детей к жизни в обществе; формирование общей культуры обучающихся и общественной активности в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов по истории края, города и т.д.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школьный музей» составлена на основе авторской программы педагога дополнительного образования Белоусовой Ирины Ягофаровны: издательство ОмГПУ,- 2015г., 15с.
Программа «Школьный музей» разработана в соответствии с требованиями к программам дополнительного образования детей.
Стратегические документы:
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 1 июля 2020 года);
Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»(с изменениями на 31 июля 2020 года);
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. №474 «О национальных целях развития России до 2030 года»;
Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16);
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р;
Концепция развития дополнительного образования детей, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. № 3;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития дополнительного образования детей»;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»;
Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.02.2019 г. № ТС – 551/07«Осопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»;
Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от 6 июля 2015 года № 131-ЗРК/2015 (с изменениями на 10 сентября 2019 года).
Направленность (профиль) программы – туристско-краеведческая.
По отношению к программам общего образования дополняет знания обучающихся по вспомогательным историческим дисциплинам, историческому краеведению, музееведению.
Актуальность программы – обусловлена реализацией историко-культурного стандарта в образовательном процессе основного общего и среднего общего образования. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет важнейшую цель современного отечественного образования как одну из приоритетных задач общества и государства: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Изучение музейного дела и краеведения способствует формированию этих качеств у современных подростков.
Отличительные особенности программы:
- основные идеи программы: в условиях партнерского общения обучающихся и педагога, увлеченных общим социально значимым делом, открываются реальные возможности для самоопределения, самоутверждения, самореализации подростков;
- соответствие программы социальному заказу общества, государства: формирование устойчивого интереса к истории страны, региона, воспитание гражданственности, патриотизма, привитие бережного отношения к культурному и историческому наследию – важный воспитательный аспект программы; соответствие ценностям воспитательной системы школы, учета сложившихся традиций и системы работы школьного комплексно-краеведческого музея;
- новизна программы заключается в реализации принципа преемственности технологий урочной и внеурочной деятельности;
- инновационность программы заключается в реализации принципа продуктивности: дети и взрослые в процессе совместной деятельности производят совместный продукт: новые экспозиции, материалы экскурсий, исследования, проекты, систематизированные музейные материалы и т.п.;
Адресат программы - программа кружка ориентирована на работу с обучающимися 6-11 классов, проявляющих интерес к изучению истории, вспомогательных исторических дисциплин, краеведения, музееведения.
Объем и срок освоения программы – 36 учебных часов на 1 год.
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса — состав группы постоянный; занятия групповые; виды занятий по программе определяются содержанием программы и могут предусматривать лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, мастерские, деловые и ролевые игры, тренинги, выездные тематические занятия, выполнение самостоятельной работы, концерты, выставки, творческие отчеты, соревнования и другие виды учебных занятий и учебных работ.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий – 36 учебных часов в год, раз в неделю по 1 академическому часу.
Уровень реализуемой программы – базовый.
Цель программы: создание условий постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, формирования у учащихся осознанной активной гражданской позиции, уважительного отношения к прошлому Родины, родного края, развитие исторического мышления на основе осуществления музейной деятельности, использования возможностей музейной среды, музейной педагогики.
Задачи программы:
Воспитательные (личностные) - формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.; формировать уважительное отношения к истории страны, малой родины, к памятникам прошлого, артефактам; формировать ценностное отношения к культурному наследию предков.
Развивающие (метапредметные) – обеспечить условия осуществления разносторонней музейной деятельности учащихся с учетом индивидуальных особенностей, познавательных интересов, социального опыта; развивать навыки поисковой, исследовательской, проектной, экспозиционной, экскурсоводческой, общественно-значимой деятельности учащихся; формировать научные и профессиональные интересы.
Образовательные (предметные) – формировать музейную культуру, обучать музейному языку, музейной терминологии; расширить представления учащихся об историческом времени и пространстве, об изменчивости и преемственности системы социально – нравственных ценностей.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1 год обучения
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Аудиторные часы |
Форма аттестации/ контроля |
|
Теория |
Практика |
||||
|
Вводная занятие. |
1 |
1 |
- |
Тестирование |
|
Раздел 1. Музейная экспозиция. |
2 |
2 |
- |
Беседа |
|
Раздел 2. Основы работы с фондами. |
1 |
1 |
- |
Беседа |
|
Раздел 3. Классификация музейных предметов. |
2 |
2 |
- |
Фронтальный опрос |
|
Раздел 4. Музейная терминология. |
2 |
1 |
1 |
Фронтальный опрос, экскурсии |
|
Раздел 5. История музейного дела в России |
1 |
1 |
- |
Беседа |
|
Раздел 6. Краеведение и школьные музеи. |
2 |
2 |
- |
Беседа |
|
Раздел 7. Школьные музеи в системе образования. |
2 |
2 |
- |
Беседа |
|
Раздел 8. Нормативная база и паспорт школьного. |
2 |
1 |
1 |
Фронтальный опрос, экскурсии |
|
Раздел 9. Работа экскурсовода. |
2 |
2 |
- |
Беседа |
|
Промежуточная аттестация |
1 |
- |
1 |
Индивидуальные задания |
|
Раздел 10. Как вести занятия по экспозициям школьного музея. |
2 |
2 |
- |
Фронтальный опрос |
|
Раздел 11. История родного села в документах. |
2 |
2 |
- |
Самостоятельно-поисковая деятельность |
|
Раздел 12. Родной край сегодня, перспективы развития. |
2 |
2 |
- |
Беседа |
|
Раздел 13. Военно-патриотическая работа. |
4 |
4 |
- |
Фронтальный опрос |
|
Раздел 14. Записи историко-краеведческих наблюдений. |
4 |
4 |
- |
Индивидуальные задания |
|
Раздел 15. Изучение истории школы. |
3 |
2 |
1 |
Самостоятельно-поисковая деятельность |
|
Итоговое занятие. |
1 |
1 |
- |
Индивидуальные задания |
|
Итого: |
36 |
32 |
4 |
|
Содержание программы кружка «Школьный музей»
Вводное занятие. Задачи и содержание, значение работы кружка «Музейное дело». Особенности работы историков-краеведов. Информация о технике безопасности при участии в краеведческих исследованиях.
Раздел 1. Музейная экспозиция.
Теория. Происхождение музея. Музей античного мира., эпохи Возрождения. Первые национальные музеи. Профили музеев. Типы музеев Школьный музей. Паспорт экспоната. Правила оформления текстов для музейной экспозиции.
Раздел 2. Основы работы с фондами.
Теория. Фонды музея и их значение. Правила роботы в фондах музеев, архивах и библиотеках. Копирование документов. Правила хранения и использования документов. Аннотация собранных материалов, проверка фактов и дат. Изготовление экспонатов для школьного музея. Организация выставок. Акты приёма и передачи музейных предметов. Условия хранения фондов.
Раздел 3. Классификация музейных предметов.
Теория. Структура фондов. Основной фонд и научно-вспомогательный фонд. Понятия: музейный предмет – предмет музейного назначения – экспонат. Классификация музейных предметов. Основные критерии ценности музейного предмета. Уникальный и типичный музейный предмет. Атрибуция – выявление основных признаков музейного предмета. «Легенда» как способ фиксации сведений о музейном предмете со слов владельца. Копии музейного предмета. Муляж, макет, модель.
Раздел 4. Музейная терминология.
Теория. Нормативная база. Паспорт музея. Экспонат. Экспозиция. Фонды музея. Этикетка экспоната. Экскурсия. Тематико-экспозиционный план. Термины: коллекция – фонд – единица хранения. Структура фондов: основной, научно-вспомогательный, интерактивный. Обменный фонд и фонд временного хранения. Основные направления фондовой работы: комплектование, учёт и хранение.
Практика. Встреча с работником краеведческого музея и составление тематико-экспозиционного плана.
Раздел 5. История музейного дела в России.
Теория. Коллекционирование древностей. Первые музеи в России. Петр 1 и его Кунсткамера. Частные собрания. Музеи советской эпохи. Новые возможности музея.
Раздел 6. Краеведение и школьные музеи.
Теория. Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. Общественно полезный характер исторического краеведения. Фонды и экспозиция школьного музея.
Раздел 7. Школьные музеи в системе образования.
Теория. Основные признаки школьного музея. Учетная документация школьного музея. Роль и место музея в образовательном учреждении. Паспорт школьного музея.
Раздел 8. Нормативная база и паспорт школьного музея.
Теория. Положение о школьном музее и музейной комнате. Паспорт школьного музея. Книга поступлений. Основной, научно-вспомогательный, обменный и дублетный фонды.
Практика. Встреча с работником районного краеведческого музея.
Раздел 9. Работа экскурсовода.
Теория. Правила подготовки текстов экскурсий (обзорная и тематическая). Работа экскурсовода. Как вести занятия по экспозициям школьного музея (игра-экскурсия, лаборатория, интервью, викторина). Массовая работа музея. Разнообразие форм работы с аудиторией. Традиционные и нетрадиционные формы работы с аудиторией.
Раздел 10. Как вести занятия по экспозициям школьного музея.
Теория. Составление текста обзорной и тематических экскурсий, подготовка экскурсоводов; организация сменных выставок; проведение занятий на основе экспозиции музея.
Раздел 11. История родного села в документах.
Теория. Классификация письменных исторических источников. Основные правила работы с письменными историческими источниками.
Раздел 12. Родной край сегодня, перспективы развития.
Теория. Происхождение названий улиц сёл Почетное, Пятихатка и Филатовка. Знакомство с памятными местами родных сёл и города, фотографирование, зарисовки, сбор материалов для школьного музея; встречи с интересными людьми.
Раздел 13. Военно-патриотическая работа.
Теория. Воспитательное значение военно-патриотической работы. Наш край в годы советской власти; в период Великой Отечественной войны. Школа в годы Великой Отечественной войн. Ученики школы –герои войны и труда. Пропаганда героических подвигов российских воинов. Встречи с ветеранами и тружениками тыла Великой Отечественной войны – выпускниками школы, запись их воспоминаний, сбор материалов для школьного музея, подготовка временных выставок.
Раздел 14. Записи историко-краеведческих наблюдений.
Теория. Фиксирование исторических событий, точность и историческая достоверность записей воспоминаний. Порядок ведения дневника исторических событий. Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания, работа с первоисточниками; составление каталога и работа с ним.
Раздел 15. Изучение истории школы.
Теория. Школьный музей как источник изучения родного края. История его образования. Основные события в жизни школы. Учителя школы. История деятельности пионерской и комсомольской организаций по экспозиции школьного музея. Выпускники школы. Поиск документов по истории школы (официальные документы; публикации; запись устных воспоминаний педагогов и выпускников школы).
Практика. Организация и проведение исторических экспедиций. Как определять цели и район экспедиции. Как комплектовать группы и распределять обязанности. Как разрабатывать маршрут экспедиции Поисковая экспедиция по сбору предметов и документов музейного значения у местного населения. Знакомство с краеведческими объектами; фиксирование исторических событий; запись воспоминаний; работа с первоисточниками; каталогами. фотографирование, зарисовка и паспортизация краеведческих объектов; подготовка пособий и материалов для школьного музея.
Итоговое занятие. Итоговая аттестация. Подведение итогов года.
Планируемые результаты:
Метапредметные:
Овладеют навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в группе и/или под руководством педагога;
Смогут подготовить и провести презентацию, экскурсию, защиту проекта;
Смогут сравнить и проанализировать материалы по исследовательской деяте6льности.
Личностные:
Будут осознавать чувства гордости за свою малую родину, историю края, города;
Будут уважать и ценить историю и культуру других народов;
Будут развиты навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Предметные результаты:
Познакомятся с историей музея, музейными экспонатами, историей малой родины;
Получат начальные умения по организации тематических выставок;
Получат начальные навыки организации и проведения экскурсий в музее;
Получат начальные умения написания исследовательских работ;
Будут уметь выступать друг перед другом (высказываться, рассуждать);
Будут знать традиции и некоторые праздники народов, проживающих в крае.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий реализации программы.
Формы аттестации
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, свидетельства (сертификаты) о выступлениях на краеведческих конференциях и конкурсах, статьи в местной периодической печати и краеведческих сборниках и др.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: участие в научно-практических конференция, краеведческих олимпиадах и конкурсах.
Оценочные материалы
Оценка полученных знаний производится после прохождения теоретического блока в виде практических заданий.
1. Самостоятельное заполнение:
книги поступлений;
акта приемки–сдачи;
2. Составление тематико–экспозиционного плана, монтаж экспозиций и выставок
музея, оформление этикетажа и сопроводительного текста экспозиций.
3. Разработка и проведение экскурсий.
4. Участие в городских, научно- практических конференциях.
5. В конце года обучения создание и защита собственных проектов музейного дела.
Условия реализации программы (материально-техническое, кадровое, информационное обеспечение)
Материально-техническое обеспечение: занятия проходят в помещениях кабинета истории и школьного музея.
При организации занятий используются материалы основного и вспомогательного фондов музея.
Фото-, видеоаппаратура, необходимая для составления и защиты презентаций, проектов, исследовательских работ; съёмок видеосюжетов, просмотра отснятых материалов. Компьютерная и техника, программное обеспечение
Информационное обеспечение: справочная и краеведческая литература из школьной библиотеки и кабинета истории.
Кадровое обеспечение – руководителем кружка является учитель ктооооооооо?
Методические материалы
Программа обеспечена наглядным материалом - музейными предметами основного фонда музея. Они включают в себя значительное количество вещественных, письменных и изобразительных источников, на примере работы, с которыми обучающиеся овладевают методикой музейной деятельности.
Программа обеспечена методическими видами продукции – это разработки лекций, бесед, практических занятий по музееведению.
Календарный учебный график
Уровень _базовый_ год обучения _2022-2023_ группа _1_
|
1 полугодие |
2 полугодие |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Месяц |
сентябрь
|
октябрь |
ноябрь
|
декабрь
|
январь
|
февраль
|
март
|
апрель
|
май
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кол-во учебных недель |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
36 |
||||||||
Кол-во часов в месяц (гр.) |
5 |
4 |
4
|
5 |
3 |
4
|
5 |
4 |
2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кол-во часов в неделю (гр.) |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
||||||||
Аттестация/ формы контроля |
Тестирование |
Беседа |
Беседа |
Беседа |
Фронтальный опрос |
Фронтальный опрос |
Фронтальный опрос |
Фронтальный опрос |
Беседа |
Беседа |
Беседа |
Беседа |
Беседа |
Фронтальный опрос |
Фронтальный опрос |
Индивидуальные задания |
Беседа |
Беседа |
Фронтальный опрос |
Фронтальный опрос |
Самостоятельно-поисковая деятельность |
Самостоятельно-поисковая деятельность |
Беседа |
Беседа |
Фронтальный опрос |
Фронтальный опрос |
Фронтальный опрос |
Фронтальный опрос |
Индивидуальные задания |
Индивидуальные задания |
Индивидуальные задания |
Индивидуальные задания |
Самостоятельно-поисковая деятельность |
Самостоятельно-поисковая деятельность |
Самостоятельно-поисковая деятельность |
Индивидуальные задания |
||||||||
Объем учебной нагрузки на учебный год 36 часа на одну группу |
Воспитательный потенциал программы
Воспитательная работа в рамках программы «Школьный музей» направлена: воспитание чувства патриотизма и бережного отношения к культуре своей, традициям; уважение к высоким образцам культуры других стран и народов; развитие доброжелательности в оценке творческих работ товарищей и критическое отношение к своим работам; воспитание чувства ответственности при выполнении своей работы.
Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели программы учащиеся привлекаются к участию (подготовке, проведению) в мероприятиях города, учреждения, объединения: благотворительных акциях, творческих концертах, выставках, мастер-классах, лекциях, беседах и т.д.; в конкурсных программах различного уровня, направленных на…(по отдельному плану).
Предполагается, что в результате проведения воспитательных мероприятий будет достигнут высокий уровень сплоченности коллектива, повышение интереса к творческим занятиям и уровня личностных достижений учащихся, привлечение родителей к активному участию в работе объединения.
Список литературы
Дополнительноеобразование детей: история и современность: учебное пособие для академического бакалавриата / ответственный редактор А. В. Золотарева. ̶ 2-е изд., испр. и доп. ̶ Москва: Издательство Юрайт, 2019. ̶ 267 с. ̶ (Университеты России). ̶ ISBN 978-5-534-06301-1. ̶ Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. ̶ URL: https://urait.ru/bcode/436482 (дата обращения: 04.03.2021).
Единыйнациональный портал дополнительного образования детей [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dop.edu.ru/federal
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/docs/14644/, свободный. – Загл. с экрана.
Кулакова Е.В., Адамян Е.И., Колосова Е.Б. Методические рекомендации по организации дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью / Е.В. Кулакова, Е.И. Адамян, Е.Б. Колосова; отв. за вып. М.А. Симонова – Москва: РУДН, 2019. – 40 с.
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ / авт.-сост.: И.А.Рыбалева. – Краснодар, 2016. – 41 с.
Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ УТВЕРЖДЕН президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.1.metodlaboratoria-vcht.ru/_ld/3/308_NP_Obrazovanie.pdf, свободный. – Загл. с экрана.
Осопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.02.2019 г. № ТС – 551/07 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lexed.ru/search/detail.php?ELEMENT_ID=7639&q&fbclid=IwAR0i-8RluzJSm9dc1Sgu4IAYRWqp02w7QXT2cEeFKM_1ZT8O3JitbTuSpVU, свободный. – Загл. с экрана.
Об образовании в Республике Крым: законРеспублики Крымот 6 июля 2015 года № 131-ЗРК/2015 (с изменениями на 10 сентября 2019 года)[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/413906885, свободный. – Загл. с экрана.
Обобразовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 г. №273–ФЗ (ред. от 17.02.2021 г.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/, свободный. – Загл. с экрана.
Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (с изменениями на 31 июля 2020 года)[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901713538, свободный. – Загл. с экрана.
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/dopolnitelnoe-obrazovanie/normativnye-dokumenty/3242-ot-18-11-2015-trebovaniya-k-programmav-dop.html, свободный. – Загл. с экрана.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей» [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://base.garant.ru/71384932/, свободный. – Загл. с экрана.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_253132/, свободный. – Загл. с экрана.
Попова И. Н. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docplayer.ru/33733781-Metodicheskie-rekomendacii-po-proektirovaniyu-dopolnitelnyh-obshcheobrazovatelnyh-obshcherazvivayushchih-programm.html, свободный. – Загл. с экрана.
ПостановлениеГлавного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/566085656, свободный. – Загл. с экрана.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/72116730/, свободный. – Загл. с экрана.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://metodlaboratoria.vcht.center/npb, свободный. – Загл. с экрана.
Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития дополнительного образования детей» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://metodlaboratoria.vcht.center/npb, свободный. – Загл. с экрана.
Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ различной направленности: методические рекомендации / авт.-сост.: А. В. Кисляков, Г. С. Шушарина. – Челябинск : ЧИППКРО, 2018. – 64 с.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://metodlaboratoria.vcht.center/npb, свободный. – Загл. с экрана.
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. №474 «О национальных целях развития России до 2030 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://dop.edu.ru/upload/file_api/c5/7c/c57c1c89-31e7-4f46-811c-e45c28a3c501.pdf, свободный. – Загл. с экрана.
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://metodlaboratoria.vcht.center/npb, свободный. – Загл. с экрана.
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» ̶ ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. № 3 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://metodlaboratoria.vcht.center/npb, свободный. – Загл. с экрана.
Филатова, М. Н. Методические рекомендации по разработке и оценке качества дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ / М.Н. Филатова, Л.Н. Буйлова. – М. : ГАОУ ВО МИОО, 2016. – 196 с.
Литература для учителя:
Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М: Просвещение, 2011.
Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основное образование) под редакцией В. А. Горского, М: Просвещение, 2014.
Блохинцев А.Н. И жизни след оставили своей…: [Очерки]/А.Н. Блохинцев. – Саратов: Поволж. Кн. Изд-во (Ульян. Отд-ние), 1985.
Куклы в народных костюмах. ООО Де Агостини, Россия, вып. 2012-2013.
История после звонка. Внеклассная работа по истории в школе: методическое пособие/О.Ю. Стрелова, Е.Е.Вяземский. – М: ООО «Русское слово – учебник», 2014. (ФГОС. Внеурочная деятельность учащихся).
Литература для обучающихся:
Альманах "Памятники Отечества" № 42 (7-8/1998.)
Аржанцев Б.В., Митропольская М.Г. Архитектурная летопись Симбирска: (вторая половина XYII-начало XX вв.).- Ульяновск: Симбирская книга, 1994.
Барашков В.Ф. Русские говоры Ульяновской области. Ульяновск, 1977.
Барашков В.Ф. По следам географических названий Ульяновской области.
Ульяновск, «Симбирская книга», 1994.
Симбирская-Ульяновская энциклопедия.- Ульяновск: "Симбирская книга", 2000.- том 1.-397
Симбирск и его прошлое.- Хрестоматия краеведческих текстов. – Ульяновск: «Лаборатория Культурологи», 1993
Аржанцев Б.И. Архитектурные образы Симбирска – Ульяновска /Б.И. Аржанцев. - Ульяновск, 2003.
Народы России: науч.- поп. Изд./М.М. Бронштейн, Н.Л. Жуковская и др.; Сост. Е.В. Широнина. – М.: РОСМЭН – ПРЕСС, 2012.
Интернет-ресурсы:
История: еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября». http://mat.lseptember.ru.
Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu. samara.ru/~nauka/
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru/
Сайт энциклопедий: http://www.encyclopedia.ru/
http://www.kvv.mv.ru›simbirsk
http://www ulyanovsk73.narod.ru›history.htm
http://www.ulgrad73.ru›istoriya-ulyanovska…simbirska/
http://www.simbir-archeo.narod.ru›Russian/index.htm
http://www.ru.wikipedia.org›wiki/
http://www.ulmeria.ru›
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
Название объединения «Юные краеведы» группа 1
№ |
Название темы занятия |
Количество часов |
Дата по расписанию |
Форма аттестации/ контроля |
Примечание (корректировка) |
|||||||
По плану |
По факту |
|||||||||||
Сентябрь |
||||||||||||
1 |
Вводное занятие. Задачи и содержание, значение работы кружка «Музейное дело». Особенности работы историков-краеведов. Информация о технике безопасности при участии в краеведческих исследованиях. |
1 |
01.09.2022 |
|
|
Тестирование
|
||||||
|
Происхождение музея. Музей античного мира., эпохи Возрождения. Первые национальные музеи. |
1 |
08.09.2022 |
|
|
Беседа
|
||||||
|
Профили музеев. Типы музеев Школьный музей. Паспорт экспоната. Правила оформления текстов для музейной экспозиции. |
1 |
15.09.2022 |
|
|
Беседа
|
||||||
|
Фонды музея и их значение. Правила роботы в фондах музеев, архивах и библиотеках. |
1 |
22.09.2022 |
|
|
Фронтальный опрос |
||||||
|
Структура фондов. Основной фонд и научно-вспомогательный фонд. |
1 |
30.09.2022 |
|
|
Фронтальный опрос |
||||||
Итого за месяц |
5 |
|
|
|
|
|||||||
Октябрь |
||||||||||||
|
Понятия: музейный предмет – предмет музейного назначения – экспонат. Классификация музейных предметов. |
1 |
06.10.2022 |
|
|
Фронтальный опрос |
||||||
|
Нормативная база. Паспорт музея. Экспонат. Экспозиция. Фонды музея. Этикетка экспоната. |
1 |
13.10.2022 |
|
|
Фронтальный опрос |
||||||
|
Экскурсия. Встреча с работником краеведческого музея и составление тематико-экспозиционного плана. |
1 |
20.10.2022 |
|
|
Фронтальный опрос, экскурсии |
||||||
|
Коллекционирование древностей. Первые музеи в России. Петр 1 и его Кунсткамера. Частные собрания. Музеи советской эпохи. Новые возможности музея. |
1 |
27.10.2022 |
|
|
Самостоятельно-поисковая деятельность
|
||||||
Итого за месяц |
4 |
|
|
|
|
|||||||
Ноябрь |
||||||||||||
|
Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. |
1 |
03.11.2022 |
|
|
Беседа
|
||||||
|
Общественно полезный характер исторического краеведения. Фонды и экспозиция школьного музея. |
1 |
10.11.2022 |
|
|
Самостоятельно-поисковая деятельность
|
||||||
|
Основные признаки школьного музея. Учетная документация школьного музея. |
1 |
17.11.2022 |
|
|
Самостоятельно-поисковая деятельность
|
||||||
|
Роль и место музея в образовательном учреждении. Паспорт школьного музея. |
1 |
24.11.2022 |
|
|
Беседа
|
||||||
Итого за месяц |
4 |
|
|
|
|
|||||||
Декабрь |
||||||||||||
|
Положение о школьном музее и музейной комнате. Паспорт школьного музея. Книга поступлений. |
1 |
01.12.2022 |
|
|
Беседа
|
||||||
|
Встреча с работником районного краеведческого музея. |
1 |
08.12.2022 |
|
|
Фронтальный опрос, экскурсии |
||||||
|
Правила подготовки текстов экскурсий (обзорная и тематическая). Работа экскурсовода. |
1 |
15.12.2022 |
|
|
Индивидуальные задания |
||||||
|
Массовая работа музея. Разнообразие форм работы с аудиторией. Традиционные и нетрадиционные формы работы с аудиторией. |
1 |
22.12.2022 |
|
|
Фронтальный опрос, экскурсии |
||||||
|
Промежуточная аттестация. |
1 |
29.12.2022 |
|
|
Индивидуальные задания |
||||||
Итого за месяц |
5 |
|
|
|
|
|||||||
Итого за I полугодие |
18 |
|
|
|
|
|||||||
Январь |
||||||||||||
|
Составление текста обзорной и тематических экскурсий, подготовка экскурсоводов; |
1 |
12.01.2023 |
|
|
Беседа
|
||||||
|
Организация сменных выставок; проведение занятий на основе экспозиции музея. |
1 |
19.01.2023 |
|
|
Фронтальный опрос, экскурсии |
||||||
|
Классификация письменных исторических источников. |
1 |
26.01.2023 |
|
|
Фронтальный опрос |
||||||
Итого за месяц |
3 |
|
|
|
|
|||||||
Февраль |
||||||||||||
|
Основные правила работы с письменными историческими источниками. |
1 |
02.02.2023 |
|
|
Беседа
|
||||||
|
Происхождение названий улиц сёл Почетное, Пятихатка и Филатовка. |
1 |
09.02.2023 |
|
|
Самостоятельно-поисковая деятельность |
||||||
|
Знакомство с памятными местами родных сёл и города, фотографирование, зарисовки, сбор материалов для школьного музея; встречи с интересными людьми. |
1 |
16.02.2023 |
|
|
Фронтальный опрос, экскурсии |
||||||
|
Воспитательное значение военно-патриотической работы. |
1 |
23.02.2023 |
|
|
Беседа
|
||||||
Итого за месяц |
4 |
|
|
|
|
|||||||
Март |
||||||||||||
|
Наш край в годы советской власти; в период Великой Отечественной войны. Школа в годы Великой Отечественной войн. |
1 |
02.03.2023 |
|
|
Беседа
|
||||||
|
Ученики школы –герои войны и труда. Пропаганда героических подвигов российских воинов. |
1 |
09.03.2023 |
|
|
Беседа
|
||||||
|
Встречи с ветеранами и тружениками тыла Великой Отечественной войны – выпускниками школы, запись их воспоминаний, сбор материалов для школьного музея, подготовка временных выставок. |
1 |
16.03.2023 |
|
|
Фронтальный опрос, экскурсии |
||||||
|
Фиксирование исторических событий, точность и историческая достоверность записей воспоминаний. |
1 |
23.03.2023 |
|
|
Беседа
|
||||||
|
Порядок ведения дневника исторических событий. |
1 |
30.03.2023 |
|
|
Беседа
|
||||||
Итого за месяц |
5 |
|
|
|
|
|||||||
Апрель |
||||||||||||
|
Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания, работа с первоисточниками; |
1 |
06.04.2023 |
|
|
Беседа
|
||||||
|
Составление каталога и работа с ним. |
1 |
13.04.2023 |
|
|
Беседа
|
||||||
|
Школьный музей как источник изучения родного края. История его образования. Основные события в жизни школы. Учителя школы. |
1 |
20.04.2023 |
|
|
Беседа
|
||||||
|
История деятельности пионерской и комсомольской организаций по экспозиции школьного музея. Выпускники школы. |
1 |
27.04.2023 |
|
|
Беседа
|
||||||
Итого за месяц |
4 |
|
|
|
|
|||||||
Май |
||||||||||||
|
Как определять цели и район экспедиции. Как комплектовать группы и распределять обязанности. Знакомство с краеведческими объектами; |
1 |
04.05.2023 |
|
|
Фронтальный опрос, экскурсии |
||||||
|
Итоговое занятие. Итоговая аттестация. Подведение итогов года. |
1 |
11.05.2023 |
|
|
Индивидуальные задания |
||||||
Итого за месяц |
4 |
|
|
|
|
|||||||
Итого за II полугодие |
18 |
|
|
|
|
|||||||
Итого за год |
36 |
|
|
|
|
Приложение 2
Лист корректировки
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
__________________________ «Школьный музей» ________________________
№п/п |
Причина корректировки |
Дата |
Согласование с заведующим подразделения (подпись) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1