Программа «Робототехника наземных и летательных аппаратов»
Управление образования и науки Тамбовской области
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №30 г. Тамбова»
Рассмотрена на заседании | «Утверждаю» |
методического совета от 29.08.2019г. Протокол №1 | Директор МАОУ СОШ №30 _____________И.С.Разуваева Приказ №452-о/д от 30.08.2017г |
| |
| |
| |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ общеразвивающая программа
внеурочной деятельности
(Программа «Робототехника наземных и летательных аппаратов»)
Направление: научно - техническое.
Срок реализации: 1 год.
Количество часов в неделю: 8 часов.
Количество часов за учебный год: 288 часов.
Классы: 5-11.
Составитель: Кириллов Роман Александрович,
учитель информатики, специалист «Центра компетенций в сфере применения беспилотных авиационных систем»
гор. Тамбов 2019/2020
Пояснительная записка
В начале XXI века человечество вступило в информационно-компьютерную эпоху, которая в системе образования России начинает развиваться всё более интенсивно. Главным приоритетом в системе образования становятся не только знания, умения и навыки, но и личность учащегося, с присущими ему индивидуальностью, особенностями и способностями.
Перед образовательным процессом всё более решительно ставится задача выделения учебного времени на творческую работу учащегося, нацеленную на активную учебно-познавательную деятельность и использование современных информационных технологий.
Изменение условий жизни общества неизменно вызывает совершенствование образовательных концепций. Под воздействием новых информационных технологий меняется взгляд на самообразование, на содержание и методы обучения предметным дисциплинам. Бурно развивающийся процесс информатизации образования позволяет использовать в обучении широкий спектр средств новых информационных технологий.
Современный уровень развития науки и техники способствуют тому, что человек нуждается в больших знаниях и умениях. Для их получения требуется новые области знаний на тех этапах, на которых ранее это было невозможно. В нашем очень быстро развивающемся мире робототехника играет огромнейшую роль. Сегодня существует масса роботов начиная с тех, которые производят в обычной промышленности, для выполнения различных механических задач, поисково-спасательных роботов, которые спасают жизни людей, ползая под обломками разрушенных строений, до межпланетарных роботов-исследователей, которые зондируют просторы бесконечного космоса. Вполне логичным можно считать тот факт, что некоторые роботы стали активно применяться в образовательном процессе. Они были разработаны на основе конструктора Lego и новейших технологий в области робототехники и получили название — Lego-роботы. Lego-робот представляет собой конструктор, который помогает в курсе технологии средней школы понять основы робототехники, в курсе информатики – наглядно реализовать сложные алгоритмы, реализовать свои знания в механике и механических передач, принципов их работы, основы физики, элементы математической логики, основы автоматического управления и ряда других дисциплин технологического уровня. Используя Lego-роботы на уроках, дети учатся основам работы с компьютерными программами и алгоритмами, создают "умных" роботов, например роботов на базах конструктора Lego Mindstorms EV3. Программное обеспечение Lego Mindstorms EV3 имеют очень понятный, интуитивный интерфейс, который основан на иконках. Для того, чтобы создать программу, требуется нарисовать последовательность иконок, которые показывают то или иное действие. Данные программные обеспечения позволяют и учителям, и ученикам легко ориентироваться в программной среде, которые имеют структуру «низкий - высокий», что позволяет программировать на всех уровнях, от новичка до эксперта. Это делает программные обеспечения подходящими как детям школьного возраста, так и студентам ВУЗов.
Также в последние годы значительно возросла популярность малых беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) с дистанционным управлением и, в частности, мультикоптеров. И если раньше БПЛА воспринимались большинством людей лишь как высокотехнологичные игрушки, то сейчас ситуация изменилась. Многие из этих аппаратов используются для выполнения серьезных задач: фото- и видеосъемка, наблюдение и мониторинг различных объектов, процессов и явлений, в том числе наблюдение за труднодоступными объектами, доставка небольших грузов и др. Технологии, лежащие в основе мультикоптеров, развиваются очень быстро. Данные технологии предполагают разработку современных аккумуляторов, навигационного оборудования, бортовых компьютеров.
Технический прогресс в XXI веке происходит очень стремительно. Различные сферы жизни, даже на бытовом уровне, «роботизируются». По последним данным, сегодня в мире работают 1,8 млн. самых различных роботов – промышленных, домашних, роботов-игрушек. Увеличение числа роботов приводит к тому, что профессии, связанные с этой сферой становятся все более востребованными. Государство все больше внимания уделяет подготовке высококвалифицированных рабочих кадров - инженеров различных областей (строители, технологи, химики, IT-технологи, разработчики программного обеспечения, конструкторы, нанотехнологи и т.д.). Одним из последних документов, принятых правительством России, была Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации до 2035 года. Согласно данному документу, «целью научно-технологического развития Российской Федерации является обеспечение независимости и конкурентоспособности страны за счет создания эффективной системы наращивания и наиболее полного использования интеллектуального потенциала нации». Для реализации стратегии средствами образования необходимо обеспечить преемственность инженерного образования на разных ступенях обучения, важность пропедевтики технического творчества в основном образовании. Для демонстрации высоких образовательных результатов в профессиональном образовании необходима популяризация и углубленное изучение естественно-технических дисциплин, развитие детского технического творчества начиная со среднего школьного возраста.
Рабочая программа составлена в соответствие с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральной целевой программы развития образования на 2016- 2020 годы по мероприятию - Комплексной программой «Развитие образовательной робототехники и непрерывного IT-образования в Российской Федерации», утвержденной «Агентством инновационного развития» №172-Р от 01.10.2014 (Программа разработана Агентством в рамках поручения Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации о разработке комплекса мер, направленных на создание условий для развития дополнительного образования детей в сфере научно-технического творчества, в том числе и в области робототехники.
Программа «Робототехника наземных и летательных аппаратов» относится к научно-технической направленности.
Актуальность предлагаемой образовательной программы заключается в том, что в настоящее время владение компьютерными технологиями рассматривается как важнейший компонент образования, играющий значимую роль в решении приоритетных задач образования – в формировании целостного мировоззрения, системно-информационной картины мира, учебных и коммуникативных навыков. Кружок «Робототехника наземных и летательных аппаратов» дает возможность получения дополнительного образования, решает задачи развивающего, мировоззренческого, технологического характера, здоровьесбережения. Обучающиеся получат представление о самобытности и оригинальности применения робототехники как вида искусства, как объектов для исследований.
Новизна программы в том, что она не только прививает навыки и умение работать с графическими программами, но и способствует формированию информационной, научно - технической и эстетической культуры. Эта программа не даёт ребёнку “уйти в виртуальный мир”, учит видеть красоту и привлекательность реального мира.
Отличительной особенностью является и использование нестандартных материалов при выполнении различных проектов.
Адресат программы: возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы с 10 лет. Программа может корректироваться в процессе работы с учетом возможностей материально-технической базы, возрастных особенностей обучающихся, их способностей усваивать материал.
Условия набора учащихся: обучающиеся, поступающие в объединение, проходят собеседование, направленное на выявление их индивидуальности и склонности к выбранной деятельности. Занятия проводятся в группах, подгруппах и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие.
Количество учащихся: в группе 1 года обучения –10-15 человек.
Объем и срок освоения программы: Содержание программы рассчитано на 1 год обучения – 288 часов.
Формы и режим занятий: занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. Программа рассчитана на 1 год обучения, по 8 часов в неделю.
Формы занятий и виды деятельности с обучающимися опираются на современные педагогические технологии:
-работа в творческих группах;
-работа в парах, в группах;
-наблюдение и исследование.
Цели и задачи дополнительной общеобразовательной программы:
Цели дополнительной общеобразовательной программы:
заложить основы алгоритмизации и программирования с использованием робота LEGO Mindstorms EV3;
научить использовать средства информационных технологий, чтобы проводить исследования и решать задачи в межпредметной деятельности;
заложить основы информационной компетентности личности, т.е. помочь обучающемуся овладеть методами сбора и накопления информации, современных технологий, их осмыслением, обработкой и практическим применением через урочную, внеурочную деятельность, систему дополнительного образования, в том числе с закреплением и расширением знаний по английскому языку (билингвальная робототехника);
повысить качество образования через интеграцию педагогических и информационных технологий;
развитие научно-технических и изобретательских способностей, формирование раннего профессионального самоопределения учащихся в процессе сборки и пилотирования беспилотных летательных аппаратов.
Задачи дополнительной общеобразовательной программы:
научить конструировать роботов на базе микропроцессора EV3;
научить работать в среде программирования;
научить составлять программы управления Лего - роботами;
развивать творческие способности и логическое мышление обучающихся;
развивать умение выстраивать гипотезу и сопоставлять с полученным результатом;
развивать образное, техническое мышление и умение выразить свой замысел;
развивать умения работать по предложенным инструкциям по сборке моделей;
развивать умения творчески подходить к решению задачи;
развивать применение знаний из различных областей знаний;
развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
получать навыки проведения физического эксперимента;
получить опыт работы в творческих группах;
ведение инновационной, научно-исследовательской, экспериментальной и проектной деятельности в области робототехники.
дать первоначальные знания по устройству квадрокоптера;
научить основным приемам сборки и программирования квадрокоптера;
научить настраивать и находить повреждения в конструкции мультикоптера;
способствовать формированию общенаучных и технологических навыков конструирования, проектирования, программирования;
познакомить с правилами безопасной работы с инструментами, необходимыми при конструировании мультикоптера;
способствовать формированию общеучебных и универсальных учебных действий (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
рассмотреть вопросы практической значимости БПЛА в жизни человека;
научить приемам создания и реализации технических проектов.
1.3. Содержание программы
№ | Название темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теоретическая часть | Практическая часть | |||
Модуль 1. Робототехника наземных конструкторов | |||||
| 1 раздел. Введение. | 3 | 3 | | |
Вводное занятие. Техника безопасности в компьютерном классе. Введение в робототехнику Материалы и инструменты. Инструктаж по ТБ. | 1 | 1 | | Словесно-наглядные | |
Введение. Основные понятия и термины. | 1 | 1 | | Словесно-наглядные | |
Робототехника. Образовательные роботы. Правила работы с наборами, деталями конструктора Лего. | 1 | 1 | | Словесно-наглядные | |
| 2 раздел. Характеристики робота Lego Mindstorms EV3. | 4 | 1 | 3 | |
Характеристики робота Lego Mindstorms EV3. Создание первого проекта. | 4 | 1 | 3 | Словесно-наглядные | |
| 3 раздел. Программирование робота в среде EV3. | 67 | 24 | 43 | |
Программирование робота в среде EV3. | 4 | 2 | 2 | Словесно-наглядные | |
Моторы. Программирование движений по различным траекториям. | 3 | | 3 | Словесно-наглядные. Проблемно-поисковый. | |
Работа с подсветкой, экраном и звуком. Работа с экраном. Работа с подсветкой кнопок на блоке EV3. Работа со звуком. | 4 | 2 | 2 | Словесно-наглядные | |
Программные структуры. | 1 | 1 | | Проблемно-поисковый. | |
Цикл с постусловием. | 2 | 1 | 1 | Словесно-наглядные. | |
Структура «Переключатель». | 2 | 1 | 1 | Проблемно-поисковый. | |
Работа с данными. Типы данных. Проводники. | 2 | 1 | 1 | Словесно-наглядные. | |
Переменные и константы. | 2 | 1 | 1 | Словесно-наглядные. | |
Математические операции с данными. | 2 | 1 | 1 | Проблемно-поисковый. | |
Другие блоки работы с данными. | 2 | 1 | 1 | Словесно-наглядные. | |
Логические операции данными. | 2 | 1 | 1 | Проблемно-поисковый. | |
Работа с датчиками. | 4 | 1 | 3 | Словесно-наглядные. | |
Датчик касания. | 4 | 1 | 3 | Проблемно-поисковый. | |
Датчик цвета. | 4 | 1 | 3 | Проблемно-поисковый. | |
Датчик гироскоп. | 4 | 1 | 3 | Проблемно-поисковый. | |
Датчик ультразвука. | 4 | 1 | 3 | Проблемно-поисковый. | |
Инфракрасный датчик. | 4 | 1 | 3 | Проблемно-поисковый. | |
Датчик определения угла/ количества оборотов. | 4 | 1 | 3 | Проблемно-поисковый. | |
Датчик определения мощности мотора. | 4 | 1 | 3 | Проблемно-поисковый. | |
Работа с файлами. | 2 | 1 | 1 | Словесно-наглядные. | |
Совместная работа нескольких роботов. | 3 | 1 | 2 | Проблемно-поисковый. | |
Создание подпрограмм. | 2 | 1 | 1 | Словесно-наглядные. | |
Разработка алгоритмов и программ. | 2 | 1 | 1 | Проблемно-поисковый. | |
| 4 раздел. Основные виды соревнований и элементы заданий. | 40 | 9 | 31 | |
Основные виды соревнований. Основные элементы заданий. | 2 | 1 | 1 | Словесно-наглядные. | |
Соревнование «Сумо». | 4 | | 4 | Проблемно-поисковый. | |
Робот – сканер штрих – кодов. | 4 | 1 | 3 | Проблемно-поисковый. | |
Слалом (объезд препятствий). | 4 | 1 | 3 | Проблемно-поисковый. | |
Программирование движения по линии. | 4 | 1 | 3 | Словесно-наглядные. | |
Калибровка датчиков. | 4 | 1 | 3 | Проблемно-поисковый. | |
Алгоритм движения по линии «Зигзаг» (дискретная система управления). | 4 | 1 | 3 | Словесно-наглядные. | |
Алгоритм «Волна». | 4 | | 4 | Проблемно-поисковый. | |
Пропорциональное линейное управление. | 2 | 1 | 1 | Проблемно-поисковый. | |
Нелинейное управление движением по косинусному закону. | 2 | | 2 | Проблемно-поисковый. | |
Поиск перекрестков. Подсчет перекрестков. | 4 | 1 | 3 | Проблемно-поисковый. | |
Инверсия. Проезд инверсии. | 2 | 1 | 1 | Словесно-наглядные. | |
| 5 раздел. Конструирование и программирование. Изучение среды управления и программирования. | 16 | 4 | 12 | |
Конструирование. Изучение среды управления Lego Mindstorms EV3. | 4 | 2 | 2 | Словесно-наглядные. | |
Программирование. Программирование в среде Lego Mindstorms EV3. | 3 | 1 | 2 | Проблемно-поисковый. | |
Загрузка готовых программ для управления роботом. Редактирование программ и тестирование роботов. | 2 | | 2 | Проблемно-поисковый. | |
Регулирование параметров, при которых программы работают без ошибок. | 1 | | 1 | Словесно-наглядные. | |
Создание робота «Погрузчик» по алгоритму "Лестница". | 2 | | 2 | Проблемно-поисковый. | |
Программирование робота высокой сложности: шагающий робот. | 2 | | 2 | Проблемно-поисковый. | |
| 6 раздел. Проектная деятельность в группах. | 14 | 4 | 10 | |
Проектная деятельность в группах. Конструирование и программирование робота: сборка и программирование моделей для соревнований в формате «Лестница». | 2 | 1 | 1 | Словесно-наглядные. | |
Разработка творческих проектов. Проект автоматизированного устройства/установки или робота для трассы «Лабиринт». | 2 | 1 | 1 | Проблемно-поисковый. | |
Разработка собственных моделей в группах, подготовка к мероприятиям, связанным с ЛЕГО. | 3 | | 3 | Проблемно-поисковый. | |
Выработка и утверждение темы, в рамках которой будет реализовываться проект. Конструирование модели, ее программирование группой разработчиков. | 3 | 1 | 2 | Словесно-наглядные. | |
Изучение полей для тестирования моделей роботов. Презентация моделей. Выставки. Соревнования. | 4 | 1 | 3 | Проблемно-поисковый. | |
| 7 раздел. Повторение изученного в течение учебного года. | 2 | | 2 | |
Повторение изученного в течении учебного года. Итоговое занятие. Выставка творческих работ обучающихся. | 2 | | 2 | Зачет. Практическая работа. | |
Модуль 2. Робототехника летательных аппаратов | |||||
| 1 раздел. Введение в БПЛА | 24 | 4 | 20 | |
Инструктаж по технике безопасности. | 2 | 1 | 1 | Беседа | |
Введение в историю и типы БПЛА. | 6 | 1 | 5 | Опрос, беседа | |
Теоретические основы БПЛА. | 16 | 2 | 14 | Опрос, беседа | |
| 2 раздел. Сборка беспилотных авиационных систем | 24 | 3 | 21 | |
Знакомство с оборудованием. Брифинг по курсу. | 6 | 1 | 5 | Опрос, беседа | |
Основы конструирования квадрокоптера и настройки полетного контроллера. | 18 | 2 | 16 | Опрос, беседа | |
| 3 раздел. Пилотирование | 24 | 3 | 21 | |
Обучение управлению квадрокоптером в виртуальном симуляторе. | 4 | 1 | 3 | Опрос, беседа | |
Теория ручного визуального пилотирования. | 12 | 1 | 11 | Опрос, беседа | |
Полеты на квадрокоптере. Изучение упражнений пилотирования. | 8 | 1 | 7 | Беседа, практика | |
| 4 раздел. Программирование | 20 | 4 | 16 | |
Обучение основам программирования на языке Lua, JavaScript. | 8 | 1 | 7 | Беседа, опрос, | |
Основы работы в программной среде TRIK Studio. | 4 | 1 | 3 | Беседа, опрос, Опрос, беседа | |
Создание автономных программ. | 4 | 1 | 3 | Беседа, опрос, программа | |
Система позиционирования в помещении. | 4 | 1 | 3 | Беседа, практика | |
| 5 раздел. Аэрофотосъемка | 10 | 2 | 8 | |
Выбор оборудования для аэрофотосъемки. Изучение принципов аэрофотосъемки. | 4 | 1 | 3 | Беседа | |
Работа в Agisoft PhotoScan. 3D-моделирование. | 6 | 1 | 5 | Модель, программа | |
| 6 раздел. Создание проектов | 12 | 2 | 10 | |
Работа над проектами. | 10 | 1 | 9 | Самостоятельная работа | |
Защита проектов. | 2 | 1 | 1 | Беседа, презентация | |
| 7 раздел. Итоговые соревнования по правилам WorldSkills Junior | 4 | 1 | 2 | |
Правила проведения соревнований | 2 | 0.5 | 1 | Беседа, опрос | |
Соревнования | 2 | 0.5 | 1 | Соревнования | |
| Итоговый контроль | 26 | 0 | 26 | |
Контрольные занятия | | | | Беседа, практика, самостоятельная работа | |
Итоговое занятие | | | | | |
| ИТОГО | 288 | 62 | 224 | |
Всего 288 часов.
Содержание учебного плана.
Модуль 1. Робототехника наземных конструкторов
1 раздел. Введение. (3 часа)
Правила поведения и ТБ в кабинете информатики при работе с наборами, деталями, моделями конструктора Лего.
2 раздел. Характеристики робота Lego Mindstorms EV3. (4 часа)
Создание первого проекта.
3 раздел. Программирование робота в среде EV3. (67 часов)
Моторы. Программирование движений по различным траекториям. Работа с подсветкой, экраном и звуком. Работа с экраном. Работа с подсветкой кнопок на блоке EV3. Работа со звуком. Программные структуры. Цикл с постусловием. Структура «Переключатель». Работа с данными. Типы данных. Проводники. Переменные и константы. Математические операции с данными. Другие блоки работы с данными. Логические операции данными. Работа с датчиками. Датчик касания. Датчик цвета. Датчик гироскоп. Датчик ультразвука. Инфракрасный датчик. Датчик определения угла/ количества оборотов и мощности мотора. Работа с файлами. Совместная работа нескольких роботов. Создание подпрограмм.
4 раздел. Основные виды соревнований и элементы заданий. (40 часов)
Соревнование «Сумо». Робот – сканер штрих – кодов. Слалом (объезд препятствий). Программирование движения по линии. Калибровка датчиков. Алгоритм движения по линии «Зигзаг» (дискретная система управления). Алгоритм «Волна». Пропорциональное линейное управление. Нелинейное управление движением по косинусному закону. Поиск и подсчет перекрестков. Проезд инверсии.
5 раздел. Конструирование и программирование. Изучение среды управления и программирования. (16 часов)
Загрузка готовых программ для управления роботом. Редактирование программ и тестирование роботов. Регулирование параметров, при которых программы работают без ошибок. Создание робота «Погрузчик» по алгоритму "Лестница". Программирование робота высокой сложности: шагающий робот.
6 раздел. Проектная деятельность в группах. (14 часов)
Конструирование и программирование робота: сборка и программирование моделей для соревнований в формате «Лестница». Разработка творческих проектов. Проект автоматизированного устройства/установки или робота для трассы «Лабиринт». Разработка собственных моделей в группах, подготовка к мероприятиям, связанным с ЛЕГО. Выработка и утверждение темы, в рамках которой будет реализовываться проект. Конструирование модели, ее программирование группой разработчиков. Изучение полей для тестирования моделей роботов. Презентация моделей. Выставки. Соревнования.
7 раздел. Повторение изученного в течение учебного года. (2 часа)
Итоговое занятие. Выставка творческих работ обучающихся.
Модуль 2. Робототехника летательных аппаратов
1 раздел. Введение в БПЛА. (24 часа)
Знакомство с группой учающихся. Структура и содержание занятий, основные цели. Анализ анкетирования. Выявление сильных сторон у учающихся (конструирование, программирование или проектирование). Инструктаж по ТБ. Принципы проектирования и строения мультикоптеров. Типы беспилотных летательных аппаратов. История развития квадрокоптеров. Основы электричества. Детали и узлы квадрокптера: аккумулятор, бесколлекторные двигатели, полетный контроллер, приемник, регулятор скорости, винты. Техника безопасности при работе с деталями и узлами квадрокоптера. Командная игра “Знакомство”. Анкетирование учающихся. Подведение итогов. Проверка знаний по изученной теме. Тест.
2 раздел. Сборка беспилотных авиационных систем. (24 часа)
Понятие техники, механизма, сборочной единицы. Разъемные и неразъемные соединения. Правила и приемы монтажа изделий из наборов конструктора «Пионер». Приёмы работы с ручным инструментом. Техника безопасности при работе с ручным инструментом. Аэродинамика. Сборка корпуса квадрокоптера. Установка и подключение полетного контроллера. Подключение бесколлекторных двигателей. Проверка направления вращения. Подключение аккумулятора. Проверка работоспособности всех систем. Подключение полетного контроллера к компьютеру. Загрузка прошивки в память полетного контроллера. Установка пропеллеров. Настройка функций удержания высоты и курса. Подключение пульта управления к приемнику. Подключение одного пульта управления к нескольким квадрокоптерам одновременно. Настройка пульта управления через сенсорную панель.
3 раздел. Пилотирование. (24 часа)
Виртуальный симулятор PicaSim. Интерфейс. Основы работы в программе. Анализ полетов ошибок пилотирования. Техническое обслуживание квадрокоптера. Техника безопасности при лётной эксплуатации мультикоптеров. Пилотские процедуры. Чеклисты. Управление квадрокоптером в виртуальном симуляторе PicaSim. Подготовка квадрокоптера к первому запуску. Пробный запуск без взлёта. Проверка всех узлов управления. Первый взлёт. Зависание на малой высоте. Привыкание к пульту управления. Взлет на малую высоту. Зависание. Удержание заданной высоты в ручном режиме. Полет на малой высоте по траектории. Полет с использованием функций удержания высоты и курса. Прохождение чеклиста по подготовке. Висение. Полёт в зоне пилотажа. Вперед-назад, влево - вправо. Посадка. Полёт по кругу хвостом к себе. Висение боком к себе. Полет взад-вперед и влево- вправо боком к себе. Полёт боком к себе влево-вправо по одной линии с разворотом. Полёт лицом к себе. Висение. Вперед-назад, влево-вправо лицом к себе. Полёт по кругу носом вперед. Восьмёрка носом вперёд. Викторина «Крестики-нолики. Подведение итогов. Проверка знаний по изученной теме. Тест. Решение кейса «Полет с необычным условием»
4 раздел. Программирование. (20 часов)
Введение в программирование. Понятие программирования. Основы работы за компьютером. Языки программирования и их классификации. Обзор языков программирования высокого уровня. Скриптовый язык программирования – Lua. Синтаксис. Обзор программ для создания приложений. Основы работы в Corona SDK. Интерфейс программной среды TRIK Studio. Теоретические основы системы позиционирования. Взаимодействие с наземной станцией управления (НСУ). Компиляция. Создание первых программ. Взлет. Полет в точку. Мигание светодиодов. Создание программы «Движение по квадрату». Создание программы «Полет по траектории». Монтаж ультразвуковых датчиков. Радиомодуль. Первый запуск автономной программы. Знакомство с LPS. Полет с граничными условиями. Подведение итогов. Проверка знаний по изученной теме. Зачет. Тест.
5 раздел. Аэрофотосъемка. (10 часов)
Основы аэрофотосъемки. Предназначение. Выбор оборудования. Сравнительная характеристика. Основные принципы работы в Agisoft PhotoScan. Интерфейс. Основные принципы работы с 3D оборудованием. Техника безопасности при работе с 3D оборудованием. Выбор оборудования. Моделирование держателя для камеры. Конкурс на лучший и облегченный корпус. 3D моделирование сложных систем. Пробная печать на 3D принтере.
6 раздел. Создание проектов. (12 часов)
Правила работы в команде. Основы проектной деятельности. Содержание проекта. Сроки и место реализации проекта. Анализ проделанной работы. Деление на команде. Создание паспорта проекта и его эскиза. Создание визуальной презентации. Верификация проекта. Защита проекта на научно-технической конференции. Создание конструкции проекта. Создание программы для проекта.
7 раздел. Итоговые соревнования по стандартам WorldSkills Junior. (4 часа)
Регламент соревнований. Анализ критериев соревнований. Регистрация на портале соревнований. Соревнования по стандартам WorldSkills Junior. Визуальная проверка модели. Корректировка модели. Публикация фото – видео материала, необходимых для участия в соревнованиях. Итоговый прогон осмотр моделей соревнованиями.
Итоговый контроль. (26 часов)
Подведение итогов. Проверка знаний по изученной теме. Тест. Решение кейса «Полет с необычным условием».
Планируемые результаты
Личностные
критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий;
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с роботами и беспилотными летательными аппаратами..
Метапредметные
Регулятивные универсальные учебные действия:
принимать учебную задачу;
планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели;
формировать умения ставить цель – создание творческой работы, проекта;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
адекватно воспринимать достигнутый результат;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи на основе ее оценки и учета характера сделанных ошибок;
в сотрудничестве с педагогом ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
осваивать способы решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с изначальным замыслом, выполнять по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
Познавательные универсальные учебные действия:
осуществлять поиск информации в сети Интернет, учебниках и других источниках информации;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
строить логические рассуждения об объекте;
устанавливать аналогии, причинно-следственные связи;
моделировать объект;
синтезировать, составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбирать основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
аргументировать свою точку зрения при выборе оснований и критериев при зашите проектов;
выслушивать собеседника и вести диалог;
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
планировать учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками — определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
осуществлять постановку вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешать спорные ситуации – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управлять поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Предметные
изучить строение квадрокоптера и основ аэродинамики;
изучить и создавать стандартные и сложные модели роботов и разрабатывать для них программы;
обучить сборке и настройке беспилотных летательных аппаратов;
обучить основам пилотирования;
обучить аэрофотосъемке;
изучить принцип работы системы позиционирования;
обучить настройке пульта дистанционного управления;
обучить работе в программе Agisoft PhotoScan;
изучить правила работы при сборке робота и квадрокоптера и дальнейшего их использования.
2.1. Календарный учебный график
№ | Название темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | Дата проведения | ||
Всего | Теоретическая часть | Практическая часть | ||||
Модуль 1. Робототехника наземных конструкторов | ||||||
| 1 раздел. Введение. | 3 | 3 | | | |
Вводное занятие. Техника безопасности в компьютерном классе. Введение в робототехнику Материалы и инструменты. Инструктаж по ТБ. | 1 | 1 | | Словесно-наглядные | | |
Введение. Основные понятия и термины. | 1 | 1 | | Словесно-наглядные | | |
Робототехника. Образовательные роботы. Правила работы с наборами, деталями конструктора Лего. | 1 | 1 | | Словесно-наглядные | | |
| 2 раздел. Характеристики робота Lego Mindstorms EV3. | 4 | 1 | 3 | | |
Характеристики робота Lego Mindstorms EV3. Создание первого проекта. | 4 | 1 | 3 | Словесно-наглядные | | |
| 3 раздел. Программирование робота в среде EV3. | 67 | 24 | 43 | | |
Программирование робота в среде EV3. | 4 | 2 | 2 | Словесно-наглядные | | |
Моторы. Программирование движений по различным траекториям. | 3 | | 3 | Словесно-наглядные. Проблемно-поисковый. | | |
Работа с подсветкой, экраном и звуком. Работа с экраном. Работа с подсветкой кнопок на блоке EV3. Работа со звуком. | 4 | 2 | 2 | Словесно-наглядные | | |
Программные структуры. | 1 | 1 | | Проблемно-поисковый. | | |
Цикл с постусловием. | 2 | 1 | 1 | Словесно-наглядные. | | |
Структура «Переключатель». | 2 | 1 | 1 | Проблемно-поисковый. | | |
Работа с данными. Типы данных. Проводники. | 2 | 1 | 1 | Словесно-наглядные. | | |
Переменные и константы. | 2 | 1 | 1 | Словесно-наглядные. | | |
Математические операции с данными. | 2 | 1 | 1 | Проблемно-поисковый. | | |
Другие блоки работы с данными. | 2 | 1 | 1 | Словесно-наглядные. | | |
Логические операции данными. | 2 | 1 | 1 | Проблемно-поисковый. | | |
Работа с датчиками. | 4 | 1 | 3 | Словесно-наглядные. | | |
Датчик касания. | 4 | 1 | 3 | Проблемно-поисковый. | | |
Датчик цвета. | 4 | 1 | 3 | Проблемно-поисковый. | | |
Датчик гироскоп. | 4 | 1 | 3 | Проблемно-поисковый. | | |
Датчик ультразвука. | 4 | 1 | 3 | Проблемно-поисковый. | | |
Инфракрасный датчик. | 4 | 1 | 3 | Проблемно-поисковый. | | |
Датчик определения угла/ количества оборотов. | 4 | 1 | 3 | Проблемно-поисковый. | | |
Датчик определения мощности мотора. | 4 | 1 | 3 | Проблемно-поисковый. | | |
Работа с файлами. | 2 | 1 | 1 | Словесно-наглядные. | | |
Совместная работа нескольких роботов. | 3 | 1 | 2 | Проблемно-поисковый. | | |
Создание подпрограмм. | 2 | 1 | 1 | Словесно-наглядные. | | |
Разработка алгоритмов и программ. | 2 | 1 | 1 | Проблемно-поисковый. | | |
| 4 раздел. Основные виды соревнований и элементы заданий. | 40 | 9 | 31 | | |
Основные виды соревнований. Основные элементы заданий. | 2 | 1 | 1 | Словесно-наглядные. | | |
Соревнование «Сумо». | 4 | | 4 | Проблемно-поисковый. | | |
Робот – сканер штрих – кодов. | 4 | 1 | 3 | Проблемно-поисковый. | | |
Слалом (объезд препятствий). | 4 | 1 | 3 | Проблемно-поисковый. | | |
Программирование движения по линии. | 4 | 1 | 3 | Словесно-наглядные. | | |
Калибровка датчиков. | 4 | 1 | 3 | Проблемно-поисковый. | | |
Алгоритм движения по линии «Зигзаг» (дискретная система управления). | 4 | 1 | 3 | Словесно-наглядные. | | |
Алгоритм «Волна». | 4 | | 4 | Проблемно-поисковый. | | |
Пропорциональное линейное управление. | 2 | 1 | 1 | Проблемно-поисковый. | | |
Нелинейное управление движением по косинусному закону. | 2 | | 2 | Проблемно-поисковый. | | |
Поиск перекрестков. Подсчет перекрестков. | 4 | 1 | 3 | Проблемно-поисковый. | | |
Инверсия. Проезд инверсии. | 2 | 1 | 1 | Словесно-наглядные. | | |
| 5 раздел. Конструирование и программирование. Изучение среды управления и программирования. | 16 | 4 | 12 | | |
Конструирование. Изучение среды управления Lego Mindstorms EV3. | 4 | 2 | 2 | Словесно-наглядные. | | |
Программирование. Программирование в среде Lego Mindstorms EV3. | 3 | 1 | 2 | Проблемно-поисковый. | | |
Загрузка готовых программ для управления роботом. Редактирование программ и тестирование роботов. | 2 | | 2 | Проблемно-поисковый. | | |
Регулирование параметров, при которых программы работают без ошибок. | 1 | | 1 | Словесно-наглядные. | | |
Создание робота «Погрузчик» по алгоритму "Лестница". | 2 | | 2 | Проблемно-поисковый. | | |
Программирование робота высокой сложности: шагающий робот. | 2 | | 2 | Проблемно-поисковый. | | |
| 6 раздел. Проектная деятельность в группах. | 14 | 4 | 10 | | |
Проектная деятельность в группах. Конструирование и программирование робота: сборка и программирование моделей для соревнований в формате «Лестница». | 2 | 1 | 1 | Словесно-наглядные. | | |
Разработка творческих проектов. Проект автоматизированного устройства/установки или робота для трассы «Лабиринт». | 2 | 1 | 1 | Проблемно-поисковый. | | |
Разработка собственных моделей в группах, подготовка к мероприятиям, связанным с ЛЕГО. | 3 | | 3 | Проблемно-поисковый. | | |
Выработка и утверждение темы, в рамках которой будет реализовываться проект. Конструирование модели, ее программирование группой разработчиков. | 3 | 1 | 2 | Словесно-наглядные. | | |
Изучение полей для тестирования моделей роботов. Презентация моделей. Выставки. Соревнования. | 4 | 1 | 3 | Проблемно-поисковый. | | |
| 7 раздел. Повторение изученного в течение учебного года. | 2 | | 2 | | |
Повторение изученного в течении учебного года. Итоговое занятие. Выставка творческих работ обучающихся. | 2 | | 2 | Зачет. Практическая работа. | | |
Модуль 2. Робототехника летательных аппаратов | ||||||
| 1 раздел. Введение в БПЛА | 24 | 4 | 20 | | |
Инструктаж по технике безопасности. | 2 | 1 | 1 | Беседа | | |
Введение в историю и типы БПЛА. | 6 | 1 | 5 | Опрос, беседа | | |
Теоретические основы БПЛА. | 16 | 2 | 14 | Опрос, беседа | | |
| 2 раздел. Сборка беспилотных авиационных систем | 24 | 3 | 21 | | |
Знакомство с оборудованием. Брифинг по курсу. | 6 | 1 | 5 | Опрос, беседа | | |
Основы конструирования квадрокоптера и настройки полетного контроллера. | 18 | 2 | 16 | Опрос, беседа | | |
| 3 раздел. Пилотирование | 24 | 3 | 21 | | |
Обучение управлению квадрокоптером в виртуальном симуляторе. | 4 | 1 | 3 | Опрос, беседа | | |
Теория ручного визуального пилотирования. | 12 | 1 | 11 | Опрос, беседа | | |
Полеты на квадрокоптере. Изучение упражнений пилотирования. | 8 | 1 | 7 | Беседа, практика | | |
| 4 раздел. Программирование | 20 | 4 | 16 | | |
Обучение основам программирования на языке Lua, JavaScript. | 8 | 1 | 7 | Беседа, опрос, | | |
Основы работы в программной среде TRIK Studio. | 4 | 1 | 3 | Беседа, опрос, Опрос, беседа | | |
Создание автономных программ. | 4 | 1 | 3 | Беседа, опрос, программа | | |
Система позиционирования в помещении. | 4 | 1 | 3 | Беседа, практика | | |
| 5 раздел. Аэрофотосъемка | 10 | 2 | 8 | | |
Выбор оборудования для аэрофотосъемки. Изучение принципов аэрофотосъемки. | 4 | 1 | 3 | Беседа | | |
Работа в Agisoft PhotoScan. 3D-моделирование. | 6 | 1 | 5 | Модель, программа | | |
| 6 раздел. Создание проектов | 12 | 2 | 10 | | |
Работа над проектами. | 10 | 1 | 9 | Самостоятельная работа | | |
Защита проектов. | 2 | 1 | 1 | Беседа, презентация | | |
| 7 раздел. Итоговые соревнования по правилам WorldSkills Junior | 4 | 1 | 2 | | |
Правила проведения соревнований | 2 | 0.5 | 1 | Беседа, опрос | | |
Соревнования | 2 | 0.5 | 1 | Соревнования | | |
| Итоговый контроль | 26 | 0 | 26 | | |
Контрольные занятия | | | | Беседа, практика, самостоятельная работа | | |
Итоговое занятие | | | | | | |
| ИТОГО | 288 | 62 | 224 | | |
2.2. Условия реализации программы
При реализации программы используются такие методы обучения, воспитания как:
- словесный
- наглядный
- практический
- метод стимулирования
- написание докладов, рефератов и другие.
Для методического обеспечения образовательной программы дополнительного образования имеется:
отдельный кабинет;
комплект столов и стульев на 15 посадочных мест;
стол для педагога;
раздаточный материал (дидактические пособия, распечатки уроков, технологические карты);
компьютеры с комплектом программ по изучению робототехники;
проектор, экран;
Интернет.
Методические комплексы, состоящие из: информационного материала, технологических и инструкционных карт; действующей выставки изделий воспитанников; методических разработок и планов конспектов занятий; методических указаний и рекомендаций к практическим занятиям.
Материалы для контроля и определения результативности занятия: тесты, контрольные упражнения; систематизирующие и обобщающие таблицы; положения о конкурсах, игры.
Развивающие и диагностирующие материалы: тесты, диагностические игры, кроссворды.
Дидактические материалы (демонстрационные и раздаточные) журналы, буклеты, альбомы, учебники – практикумы.
2.3 Ожидаемые результаты реализации программы и формы аттестации
Учащиеся должны знать:
простейших основ механики, робототехники;
виды конструкций, соединение сложных деталей;
последовательность изготовления сложных конструкций;
целостное представление о мире техники;
как реализовать свой творческий замысел;
алгоритм создания презентаций, слайд-шоу;
основы программирования в среде Lego Mindstorms EV3
алгоритм создания исследовательской работы;
технику безопасности в компьютерном классе;
основные компоненты конструкторов БЛА;
принципы работы 3D-оборудования;
конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования;
как использовать созданные программы;
приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.;
основы пилотирования;
основные алгоритмические конструкции, этапы решения задач с использованием ЭВМ.
Учащиеся должны уметь:
работать в среде Lego Mindstorms EV3;
создавать стандартные модели роботов по образцу и написать для них программы;
разработать творческие модели;
создавать сложные модели роботов и разрабатывать для них программы;
создавать рисунки, плакаты, презентации, слайдшоу для защиты проектов;
использовать основные алгоритмические конструкции для решения задач;
конструировать различные модели;
использовать созданные программы;
применять полученные знания в практической деятельности.
использовать возможности Paint, Word, Power Point, Lego Mindstorms EV3 для разработки проектных работ по робототехнике.
Формы подведения итогов: наблюдение, беседа, фронтальный опрос, тестирование, контрольная работа, практическая работа.
Критериями выполнения программы служат:
- стабильный интерес обучающихся к научно-техническому творчеству;
- массовость и активность участия детей в мероприятиях по данной направленности;
-результативность по итогам городских, республиканских, международных конкурсов, выставок;
- проявление самостоятельности в творческой деятельности.
Формой оценки качества знаний, умений и навыков, учитывая возраст обучающихся, являются:
- конкурсы, викторины, выставки;
- тематический (обобщающий) контроль (тестирование);
- контроль по зачетным заданиям (тестирование по всем темам), конкурс, выставка, портфолио.
Диагностика результата, контроль за прохождением образовательной программы:
1. Интерес детей к моделированию роботов диагностируется путем наблюдений за ребенком на занятиях, во время выполнения практических заданий, при подготовке к олимпиадам, конкурсам и выставкам.
2. Развитие творческих способностей диагностируется через анализ поведения ребенка на занятиях, при подготовке к олимпиаде, соревнованиям, конкурсам и участии в них.
3. Владение ребенком теоретическим материалом оценивается во время защиты своего проекта, а также при проведении теоретического опроса обучающегося.
2.4. Оценочные материалы
Творческие работы учащихся:
Исследовательские работы;
Проектная деятельность;
Поисковая работа
Участие в конкурсах
Проведение открытых мероприятий
2.5. Методическое обеспечение программы
Программа рассчитана на изучение материала под контролем педагога с обязательным освоением основных навыков и приёмов практической работы с ПК, соблюдением всех правил по ТБ. Занятия детского объединения носят характер теоретических и практических занятий на компьютеризированных рабочих местах. Основной упор сделан именно на практические занятия, в ходе которых учащиеся приобретают устойчивые навыки работы с компьютерной техникой.
Для организации работы кружка по данной программе предполагается наличие компьютерного класса, оснащенного компьютерными программами: среда EV3 программирования робота Lego Mindstorms EV3, в работе могут использоваться справочники по робототехнике.
Для работы желательны компьютеры IBM PC Celeron 2000 и выше с монитором VGA и выше и оперативной памятью от 1Гb объединенных в локальную сеть и с возможностью выхода в Internet с каждого рабочего места. Все рабочие места располагают необходимым программным обеспечением.
Программа дополнительного образования разработана с использованием существующих методов и приемов обучения, а также новейших разработок в области робототехники. Программа следует основным тенденциям в развитии современной методики обучения информатики и робототехники:
- повышения мотивации учения;
- коммуникативной направленности;
- индивидуального подхода к детям.
Групповые занятия имеют следующую структуру:
Вводная часть:
- приветствие, организационный момент;
- творческая разминка.
Основная часть:
- теоретический материал по теме занятия;
- разбор инструментов и деталей по теме;
- просмотр видеоматериалов;
- сборка и программирование моделей роботов;
- выполнение творческих заданий на компьютере;
- выставка, защита работ учащихся.
Заключительная часть:
- закрепление пройденного материала в виде игр, речевых ситуаций;
- ориентировка на следующее занятие.
Методы и приемы, используемые педагогом, отражают его организующую, обучающую, контролирующую функции и обеспечивают ребенку возможность ознакомления, тренировки и применения учебного материала.
К основным методам следует отнести ознакомление, тренировку и применение. Сопутствующим, поскольку он присутствует в каждом из основных методов, является контроль, включающий коррекцию и оценку. Через показ и объяснение осуществляется ознакомление ребенка с учебным материалом, понимание и осознание его, а также создается готовность к осуществлению тренировки, позволяющей формировать необходимые творческие навыки. При использовании метода тренировки особое место отводится контролю, так как происходит формирование навыка, действие с учебным материалом должно быть доведено до автоматизма. Педагог осуществляет контроль во время наблюдения за работой детей либо по средствам тестов.
Каждый из методов реализуется в системе приемов, применяемых в процессе обучения. Важно, чтобы эти приемы ставили ребенка перед необходимостью решения мыслительных задач, к познавательной активности и помогали ребенку усваивать полученные знания и применять их на практике.
2.6 Список литературы
Литература, используемая педагогом
Д.Г. Копосов. УМК для средней школы «Первый шаг в робототехнику», 2012 г.
Л.Ю. Овсяницкая, Д.Н. Овсяницкий, А.Д. Овсяницкий. Содержание курса программирования робота Lego Mindstorms EV3 в среде EV3: основные подходы, практические примеры, секреты мастерства. г. Челябинск, РФ, 2014 г.)
Ресурсы Интернет: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii - закон об Образовании РФ.
Авиация. - http://www.planers32.ru/
Атлас авиации. – http://aviaclub33.ru/
Беспилотный летательный аппарат. - https://ru.wikipedia.org/wiki/Беспилотный_летательный_аппарат
Литература для обучающихся
Д.Г.Копосов. Рабочий тетрадь «Первый шаг в робототехнику» для учащихся 5-6 классов, 2012г.
Разработанный лабораторный практикум составителем программы дополнительного образования детей «Первый шаг в робототехнику».
Беспилотные авиационные системы. Общие сведения и основы эксплуатации [Текст] /С.А.Кудряков, В.Р.Ткачев, Г.В.Трубников и др. /Под ред. Кудрякова С.А. – СПб: «Свое издательство», 2015. – 121 с. – ISBN 978-5-4386-0697-0.
История развития беспилотных летательных аппаратов // Научно-популярные новости. URL: http://www.sciencedebate2008.com/development-of-unmanned-aerial-vehicles/
Зинченко О.Н. Беспилотный летательный аппарат: применение в целях аэрофотосъемки для картографирования. М.: Ракурс, 2011. 12 c. URL: http://www.racurs.ru/?page=681
Что такое квадрокоптер и как он работает // Ardupilot-Mega URL: http://ardupilot-mega.ru/wiki/arducopter/what-is-a-multicopter-and-how-doesit-work.html
Что умеют современные квадрокоптеры? URL: http://habrahabr.ru/company/nordavind/blog/181540/
Квадрокоптер своими руками. URL : http://ardupilot-mega.ru/wiki/arducopter/build-your-own-multicopter.html
Стариков Ю.Н., Коврижных Е.Н. Основы аэродинамики летательного аппарата: Учеб. пособие. – Ульяновск: УВАУ ГА, 2004. – 151 с. URL : http://venec.ulstu.ru/lib/disk/2014/Starikov_1.pdf
Гурьянов А. Е. Моделирование управления квадрокоптером Инженерный вестник. МГТУ им. Н.Э. Баумана. Электрон.журнал. 2014 №8 URL : http://engbul.bmstu.ru/doc/723331.html