Программа внеурочной деятельности «Робототехника» (5 класс)
Программа внеурочной деятельности «Робототехника»
информационно – техническая направленность
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире»
Д. А. Медведев.
Современный человек участвует в разработке, создании и потреблении огромного количества артефактов: материальных, энергетических, информационных. Соответственно, он должен ориентироваться в окружающем мире как сознательный субъект, адекватно воспринимающий появление нового, умеющий ориентироваться в окружающем, постоянно изменяющемся мире, готовый непрерывно учиться. Понимание феномена технологии, знание законов техники, позволит младшему школьнику соответствовать запросам времени и найти своё место в современной жизни.
Особенно важно не упустить имеющийся у младшего школьника познавательный интерес к окружающим его рукотворным предметам, законам их функционирования, принципам, которые легли в основу их возникновения.
Курс направления внеурочной деятельности «Робототехника» предназначен для того, чтобы положить начало формированию у учащихся целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире. Реализация данного курса позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширить технический и математический словари ученика.
Кроме этого, реализация этого курса помогает развитию коммуникативных навыков учащихся за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой проектной деятельности.
Учащиеся, работая по карточкам и заданиям учителя, испытывают собранные модели и анализируют предложенные конструкции. Далее они выполняют самостоятельную работу по теме, предложенной учителем. Помощь учителя при данной форме работы сводится к определению основных направлений работы и к консультированию учащихся.
Самостоятельная работа выполняется учащимися в форме проектной деятельности, может быть индивидуальной, парной и групповой. Выполнение проектов требует от детей широкого поиска, структурирования и анализирования дополнительной информации по теме.
Занятия представляют уникальную возможность для детей младшего школьного возраста освоить основы робототехники, создав действующие модели роботов Mindstorms NXT.
Благодаря датчикам поворота и расстояния, созданные конструкции реагируют на окружающих мир. С помощью программирования на персональном компьютере ребенок наделяет интеллектом свои модели и использует их для решения задач, которые по сути являются упражнениями из курсов математики, информатики.
Программа рассчитана на 1 час в неделю, на протяжении учебного года, т.е 35 часа.
Успешность изучения курса «Робототехника» обеспечивает результативность обучения младших школьников.
Основные цели программы:
формирование у учащихся целостного представления об окружающем мире;
ознакомление учащихся с основами конструирования и моделирования,
расширение знаний об основных особенностях конструкций, механизмов и машин;
развитие способности творчески подходить к проблемным ситуациям;
развитие познавательного интереса и мышления учащихся;
развитие общеучебных навыков, связанных с поиском, обработкой информации и представлением результатов своей деятельности;
развитие коммуникативных навыков.
овладение навыками начального технического конструирования и
программирования.
Таким образом, программа нацелена на расширение следующих основных задач:
расширение знаний учащихся об окружающем мире, о мире техники;
актуализация имеющихся у учащихся знаний об окружающем мире и их практическое применение;
обучение решению творческих, нестандартных ситуаций на практике при конструировании и моделировании объектов окружающей действительности;
развитие коммуникативных способностей учащихся, умения работать в группе, умения аргументировано представлять результаты своей деятельности, отстаивать свою точку зрения.
создание завершенных проектов с использованием освоенных инструментальных компьютерных сред.
Ожидаемый результат
Предполагается, что к концу занятий внеурочной деятельностью «Робототехника» у детей сформируются следующие умения и навыки:
умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
создание собственных проектов, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера;
поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки, на электронных носителях;
элементарное обоснование высказанного суждения;
выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам.
Учащийся должен знать/понимать:
влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);
основные источники информации;
виды информации и способы её представления;
основные информационные объекты и действия над ними;
назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации;
правила безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером.
Уметь:
получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
осуществлять простейшие операции с файлами;
запускать прикладные программы, редакторы, тренажеры;
представлять одну и ту же информацию различными способами;
осуществлять поиск, преобразование, хранение и передачу информации, используя указатели, каталоги, справочники, Интернет.
устройство компьютера на уровне пользователя;
основные понятия, использующие в робототехнике: микрокомпьютер, датчик, сенсор, порт, разъем, ультразвук, USB-кабель, интерфейс, иконка, программное обеспечение, меню, подменю, панель инструментов;
интерфейс программного обеспечения Mindstorms NXT.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
поиска, преобразования, хранения и применения информации (в том числе с использованием компьютера) для решения различных задач;
использовать компьютерные программы для решения учебных и практических задач;
соблюдения правил личной гигиены и безопасности приёмов работы со средствами информационных и коммуникационных технологий.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Знакомство с различными видами конструкторов. Приемы сборки моделей. Контурное конструирование. Мозаики из ЛЕГО. Тематические игры. Анализ образцов. Анализ схемы. Работа с использованием инструкций и различных способов информации. Ознакомление с понятием ритма, симметрии и пропорции. Простые строительные конструкции. Модели зданий. Законы движения и вращения конструкций. Модели транспорта с передачей различных видов движения. Модели мостов. Знакомство с законами механики и типами механических передач. Механизмы и модели зубчатых передач. Электропривод. Пневмосистема. Сборка моделей с пультами управления.
В программе включены содержательные линии:
- аудирование (А)- умение слушать и слышать, т.е. адекватно воспринимать инструкции.
- чтение (Ч) – осознанное самостоятельное чтение языка программирования.
- говорение (Г) – умение участвовать в диалоге, отвечать на заданные вопросы, создавать монолог, высказывать свои впечатления.
- пропедевтика (П) – круг понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о робототехнике и программирование.
-творческая деятельность (Т)- конструирование, моделирование, проектирование.
В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы - «Конструирование» и «Программирование».
Курс носит сугубо практический характер, поэтому центральное место в программе занимают практические умения и навыки работы на компьютере.
Изучение каждой темы предполагает выполнение небольших проектных заданий, реализуемых с помощью изучаемых технологий.
Программа предусматривает проведение занятий во внеурочной деятельности с нетрадиционными формами обучения (проведение викторин, игровые упражнения, творческие упражнения, создание своих проектов).
Форма промежуточной аттестации – обобщающий урок рефлексии и защита проектов.
Основные методы обучения, применяемые в прохождении программы:
1. Устный.
2. Проблемный.
3. Частично-поисковый.
4. Исследовательский.
5. Проектный.
Учебно-методический комплект:
литература для учителя;
литература для учащихся;
видеоматериалы сети Интернет;
электронные издания (компакт-диски, обучающие компьютерные программы);
Интернет-ресурсы.
Учебно – тематический план
№ |
Тема |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
1 |
Введение |
3 |
3 |
- |
2 |
Конструирование |
5 |
1 |
4 |
3 |
Программирование. Программы NXT. |
9 |
3 |
6 |
4 |
Программирование. |
14 |
1 |
13 |
5 |
Защита проектов. |
4 |
2 |
2 |
|
ИТОГО |
35 |
10 |
25 |
Календарно – тематическое планирование
(35 часа)
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Дата проведение |
|
По плану |
По факту |
|||
|
ВВЕДЕНИЕ |
3 |
|
|
1 |
Роботы в нашей жизни. Понятие. Назначение. Что такое робототехника. |
1 |
|
|
2 |
Виды роботов, применяемые в современном мире. |
1 |
|
|
3 |
Как работать с инструкцией. Проектирование моделей-роботов. Символы. Терминология. |
1 |
|
|
|
КОНСТРУИРОВАНИЕ |
5 |
|
|
4 |
Устройство роботов. |
1 |
|
|
5, 6 |
«Танцующие птицы» |
2 |
|
|
7,8 |
«Умная вертушка» |
2 |
|
|
|
ПРОГРАММИРОВАНИЕ, ПРОГРАММЫ NXT. |
9 |
|
|
9, 10 |
Знакомство со средой программирования. |
2 |
|
|
11 |
Обзор библиотеки функций. |
1 |
|
|
12, 13 |
«Обезьянка – барабанщица» |
2 |
|
|
14, 15 |
«Голодный аллигатор» |
2 |
|
|
16, 17 |
«Рычащий лев» |
2 |
|
|
|
ПРОГРАММИРОВАНИЕ |
14 |
|
|
18, 19 |
«Порхающая птица» |
2 |
|
|
20, 21 |
«Нападающий» |
2 |
|
|
22, 23 |
«Ликующие болельщики» |
2 |
|
|
24, 25 |
«Спасение самолета» |
2 |
|
|
26, 27 |
«Спасение от великана» |
2 |
|
|
28, 29 |
«Непотопляемый парусник» |
2 |
|
|
30, 31 |
Собственные проекты |
2 |
|
|
|
ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ |
4 |
|
|
32, 33 |
Основные этапы создания и защиты проектов |
2 |
|
|
34, 35 |
Итоговое занятие. Защита проектов. |
2 |
|
|
|
ИТОГО |
35 |
|
|
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Конституция РФ
Закон РФ «Об образовании» № 122-ФЗ в действующей редакции (Консультант плюс)
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Приказ МО от 5 марта 2004 г. № 1089);
Методические рекомендации к разработке рабочих программ учебных предметов//Составитель: О.Г. Важнова, кандидат педагогических наук, директор МОУ СОШ № 87 г. Ярославля
Зверева В.И. Образовательная программа школы: структура, содержание, технология разработки/ М., педагогический поиск. Приложение к журналу «Завуч», 1998.
Дистанционный курс "Основы робототехники". АЛТГПА. - http://www.uni-altai.ru/ifmo/ktoi/dist_ktoi/
3. Челябинский РКЦ. - http://www.rkc-74.ru
4. Дистанционный курс «Конструирование и робототехника» - http://learning.9151394.ru/course/view.php?id=17
5. Институт новых технологий. - http://www.int-edu.ruг. Белокуриха 2015 г.