Дополнительная общеобразовательная программа с использованием дистанционных технологий «Основы права и криминалистики»
Дополнительная общеобразовательная программа
социально-гуманитарной направленности
с использованием дистанционных технологий
«ОСНОВЫ ПРАВА И КРИМИНАЛИСТИКИ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В последние годы в нашей стране заметно возросло значение правовых знаний, повысился престиж юридической профессии. Овладение важнейшими юридическими понятиями и категориями, содержания закрепленных действующим законодательством прав человека и гражданина, ключевых институтов ведущих отраслей права необходимы для правильной ориентации в правовой жизни российского общества.
Данная программа предусматривает сосредоточение внимания обучающихся на правовых вопросах, призвана способствовать усвоению совокупности конкретных правил поведения в обществе, в семье, в общественных местах и т. д., а также дает представление о криминалистической науке, позволяет получить представление о некоторых профессиях юридической направленности.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы права и криминалистики» имеет социально-гуманитарную направленность, предназначена для школьников 14-17 лет, проявляющих интерес к профессиям в области юриспруденции (следователь, эксперт-криминалист).
Представленная программа рассчитана на организацию образовательного и воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования, а также за его пределами за счет применения дистанционных форм обучения.
Дистанционные образовательные технологии стали невероятно востребованными, так как они предлагают ряд преимуществ, связанных с расширением границ образовательного процесса:
Являются более гибким инструментом образования, помогая организовать учебный процесс, исходя из потребностей и пожеланий обучающихся.
Позволяют не прерывать процесс обучения на период пандемий и иных обстоятельств неодолимой силы.
Расширяют возможности образования для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов, если им сложно передвигаться от дома до здания, в котором проводится образовательный процесс по очной форме.
Дают возможность получения специальных знаний детям, которые проживают за пределами городской черты, допуская обучение у профильных высококвалифицированных специалистов, которыми не располагают районные и поселковые школы.
Позволяют привлекать обучающихся из других регионов РФ, расширяя сеть единомышленников.
Предоставляют равные образовательные возможности подросткам различных социальных групп.
Применение дистанционных технологий опирается на законодательные акты. Базовым документом, на который опирается программа, является Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 31.07.2012 г. № 273-ФЗ, где в ст. 16 даны основные положения о реализации программ с использованием дистанционного обучения.
Федеральным законом «О внесении изменений в статьи 71.1 и 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 8 июля 2020 г. № 164-ФЗ внесены изменения, которые удостоверяют, что период пандемий и иных обстоятельств неодолимой силы должен сопровождаться дистанционным образованием.
Программа «Основы права и криминалистики» вполне успешно может развиваться на платформе дистанционных технологий системы дополнительного образования. Дистанционная работа кружка позволит подросткам активно участвовать в подборке и создании такого учебного материала, который покажется им интересным и актуальным.
Актуальность программы в том, что значительное место в жизни нашего общества приобретают вопросы формирования и закрепления нового юридического мышления, общей и правовой культуры, правосознания. При изучении теоретических и практических вопросов по различным отраслям права формируется система ценностей и установок человеческого поведения, приобретаются знания, необходимые для самостоятельной жизни человека в обществе. Программа позволит решить проблемы мотивации к предпрофессиональному обучению.
Дистанционная реализация программы позволяет существенно расширить спектр предоставляемых образовательных услуг для детей, проживающих отдалённо, для маломобильных групп подростков с ОВЗ и инвалидностью. Также программа может бесперебойно функционировать в условиях обстоятельств неодолимой силы (в т.ч. пандемий).
Отличительные особенности программы в том, что программа дополнительного образования «Основы права и криминалистики» помогает воспитывать понимание человеческого достоинства, уважение к другим людям, толерантность, стремление к использованию ненасильственных средств разрешения конфликтов, развиваются чувство солидарности и стремление к сотрудничеству с другими людьми. Данная программа позволяет учитывать интересы, склонности и способности каждого ребенка, создает условия для обучения школьников в соответствии с их желаниями освоить ту или иную профессию в будущем, имеющую правовую направленность. Работая с документами, ребята учатся грамотно располагать данные, оперировать полученными знаниями на практике.
Педагогическая целесообразность в разработке данной программы заключается в формировании желания у обучающихся самостоятельно добывать новые научные знания, формировать новые навыки и умения в области защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина, уметь применять их на практике, проявлять интерес к профессиям юридического направления. В педагогической целесообразности этой программы не приходиться сомневаться, т. к. обучающиеся научатся юридически грамотно принимать решения и действовать в соответствии с действующим законодательством РФ с учетом юридических последствий для личности, общества и государства. Программа имеет комплексный характер, так как включает основы различных учебных дисциплин: гражданское право РФ, административное право РФ, уголовное право РФ, криминалистика.
Содержание и материал программы организованы на базовом уровне сложности, что предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы.
Базовый уровень сложности предполагает:
использование и реализацию общедоступных форм освоения материала;
среднюю сложность курса;
первичное освоение специализированных понятий и терминов.
Адресат программы – школьники 14-17 лет, интересующиеся правовыми основами, возможными для применения в повседневной жизни, проявляющим интерес к профессиям в области юриспруденции, которые в силу насыщенности своего учебного режима предпочитают овладевать дополнительными знаниями при помощи дистанционных форм.
Цели и задачи программы
Основные цели: Формирование практических навыков и умений по реализации норм права в целях защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина, создание условий для повышения уровня предпрофессионального развития учащихся, формирования логического мышления посредством освоения основ криминалистической науки.
Задачи:
1) образовательные:
помочь овладеть навыками, умениями и способами добывания юридической информации, необходимой для активного участия в жизни гражданского общества и правового государства;
помочь овладеть навыками и умениями самостоятельно критически осмысливать любую юридическую информацию из разнообразных источников права, систематизировать, обобщать, анализировать добытую информацию;
оказать помощь в формировании навыков и умений юридически грамотно взаимодействовать с различными категориями граждан;
научить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
2) воспитательные:
содействовать самоопределению личности, созданию условий для ее реализации;
ориентировать учащихся к осознанному выбору профессии;
воспитывать сознательное отношение к выбору специальности, как к важному шагу в жизни;
формировать навыки самостоятельной работы;
3) развивающие:
способствовать созданию благоприятных условий для выработки молодым человеком собственной жизненной позиции;
содействовать формированию ценностных ориентиров в области правовых и иных социальных норм, регулирующих жизнедеятельность гражданина;
привить необходимые навыки правильного составления некоторых официальных бумаг, не требующих специального юридического образования (заявление, доверенность, договор купли-продажи и т. д.)
развивать у детей вариативность мышления, воображение, смекалку, творческие способности, эрудицию, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Способы реализации сетевого взаимодействия и обязательства организаций партнеров
Учреждение дополнительного образования «осуществляет руководство данной образовательной программой, курирует работу, отвечает за содержательную часть, организует подготовку необходимой документации, промежуточной и итоговой аттестации, занимается подготовкой и направлением обучающихся на конкурсы, олимпиады, соревнования различных уровней.
Требования к техническим и программным средствам обучающихся – наличие персонального компьютера (ноутбука, планшета) с возможностью выхода в сеть Интернет.
Образовательный контент размещается на платформе ВК-Мессенджер.
Объем программы и сроки освоения программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Рекомендуемое количество часов на освоение всей программы – 72 часа (36 занятий по 2 часа каждое).
Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Учебная нагрузка на одного учащегося составляет 2 часа в неделю.
Условия набора. В кружок принимаются учащиеся в возрасте 14-17 лет без предварительного отбора.
Формы занятий, методы и приемы обучения
Форма организации учебного процесса – заочная с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Методы занятий в рамках данной программы:
диагностические (тестирование, анкетирование);
наглядные (иллюстрация, презентации, схемы, карточки заданий);
практические (решение задач, выполнение заданий);
оценка результатов занятия;
исследовательские (проект);
самостоятельные практические занятия.
Используя элементы цифровизации учебного процесса, педагог обязан:
- все имеющиеся учебные материалы (лекции, презентации, задания для самостоятельной работы, домашние задания) оцифровать и предоставлять обучающимся в сети Интернет;
- использовать ресурс открытых электронных библиотек и обучать пользоваться ими обучающихся;
- применять цифровые образовательные ресурсы и образовательные ресурсы интернета в реализации различных учебных задач (передача и проверка домашнего задания, сообщение нового материала, предоставление дополнительного материала и т.п.);
- по каждой теме подбирать банк интернет-источников для обучающихся с дополнительным материалом для самостоятельного расширения и углубления знаний;
- вступать в обмен сообщениями по электронной почте, отсылая и принимая домашние задания, материалы дискуссий, бесед, консультаций и т.п.;
- поддерживать связь с родителями через Интернет и электронную почту;
- предоставлять возможность выполнения итоговых и текущих проектов с применением цифровых ресурсов – создание компьютерных презентаций, участие в сетевых проектах, использование специальных интернет-сервисов (создание облака слов, почтовые сервисы, поисковые системы и т.п.).
- соблюдать нормы СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организация работы» (в редакции от 21.06.2016 г.). Дистанционная педагогическая работа с кружковцами должна строиться с учетом указанных положений.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование тем и разделов | Количество часов | Формы аттестации / контроля | |||
Всего | Теория | Практика | ||||
| I. Основы права | 24 | 12 | 12 | | |
1 | 1.1. Основные понятия права | 6 | 4 | 2 | | |
2 | 1.2. Основы гражданского права | 4 | 2 | 2 | | |
3 | 1.3. Основы трудового права | 4 | 2 | 2 | | |
4 | 1.4. Основы административного права | 4 | 2 | 2 | | |
5 | 1.5. Основы уголовного права | 4 | 2 | 2 | | |
| Промежуточный контроль | 2 | | 2 | Контрольный тест. Выполнение заданий. Решение задач. | |
| II. Основы криминалистики | 44 | 23 | 21 | | |
6 | 2.1. Основные понятия криминалистики | 2 | 2 | - | | |
7 | 2.2. Понятие криминалистической техники | 2 | 2 | - | | |
8 | 2.3. Технико-криминалистические средства и методы собирания следов преступления | 2 | 2 | - | | |
9 | 2.3.1. Криминалистическая фотография и видеозапись | 4 | 2 | 2 | | |
10 | 2.3.2. Криминалистическое исследование следов (трасология) | 8 | 4 | 4 | | |
11 | 2.3.3. Криминалистическое исследование документов | 6 | 3 | 3 | | |
12 | 2.3.4. Криминалистическая габитоскопия | 6 | 3 | 3 | | |
13 | 2.3.5. Криминалистическая одорология | 2 | 1 | 1 | | |
14 | 2.3.6. Криминалистическая фоноскопия | 2 | 1 | 1 | | |
15 | 2.3.7. Криминалистическая регистрация | 6 | 3 | 3 | | |
16 | 2.4. Криминалистика будущего | 2 | | 2 | | |
| Промежуточный контроль | 2 | | 2 | Контрольный тест. Выполнение заданий. Решение задач. | |
| Проверочный блок | 4 | | 4 | Защита проектов | |
Всего 36 занятий | 72 | 35 | 37 | |
Содержание учебного плана
Раздел I. Основы права (24 часа).
Тема 1.1. Основные понятия права.
Цель. Познакомить учащихся с понятиями: право, нормы права, НПА, правосознание, правовая культура, правоотношения, правонарушения, юридическая ответственность.
Теория. Определение, признаки, функции, источника права. Понятие, признаки, структура нормы права. Виды норм права. Изложение норм права в статьях нормативных правовых актов. Виды законов Российской Федерации, их характеристика. Понятие, структура, функции, виды правосознания. Понятие, структура, функции правовой культуры. Понятие, элементы, признаки правоотношений. Виды правоотношений, их классификация. Понятие и признаки правонарушения. Юридический состав правонарушения. Виды правонарушений и их причины. Признаки, виды, цель, функции и принципы юридической ответственности.
Практика. Составление классификационных таблиц. Решение практических задач.
Тема 1.2. Основы гражданского права.
Цель. Дать понятие гражданских правоотношений, охарактеризовать субъекты гражданских правоотношений. Познакомить учащихся с понятием права собственности, видами собственности. Охарактеризовать виды гражданско-правовых сделок.
Теория. Гражданские правоотношения. Субъекты гражданских правоотношений. Правоспособность и дееспособность. Юридические лица. Государство как субъект гражданских правоотношений. Объекты гражданских прав. Защита гражданских прав. Понятие права собственности. Виды собственности. Содержание права собственности. Приобретение права собственности. Прекращение права собственности. Защита права собственности. Понятие, виды, формы гражданско-правовых сделок. Понятие, виды договоров.
Практика. Самостоятельная работа с текстом Гражданского кодекса РФ. Решение правовых задач.
Тема 1.3. Основы трудового права.
Цель. Познакомить учащихся с понятием трудовых отношений, трудового договора. Охарактеризовать понятия рабочего времени, его видов, дисциплины труда, дисциплинарных взысканий. Дать определение трудовых споров.
Теория. Понятие и участники трудовых отношений. Понятие, условия, порядок заключения трудового договора. Дисциплинарные взыскания. Защита трудовых прав женщин и несовершеннолетних. Трудовые споры. Ответственность по трудовому праву.
Практика. Решение правовых задач.
Тема 1.4. Основы административного права.
Цель. Охарактеризовать виды и признаки административных правонарушений. Объяснить содержание понятия административной ответственности и административного наказания, видов административных наказаний.
Теория. Понятие административной ответственности. Административные правонарушения. Виды административной ответственности. Административные наказания. Порядок назначения административных наказаний.
Практика. Классифицировать виды административной ответственности в виде схемы. Решение правовых задач.
Тема 1.5. Основы уголовного права.
Цель. Охарактеризовать понятие и источники уголовного права, понятие, признаки и виды преступления. Объяснить содержание понятия «состав преступления». Охарактеризовать понятие уголовной ответственности, виды уголовных наказаний.
Теория. Уголовное право и принципы его действия. Характеристика Уголовного кодекса Российской Федерации. Понятие преступления. Признаки преступления. Классификация преступлений. Понятие уголовного наказания. Виды наказаний по УК РФ. Смягчающие и отягчающие обстоятельства. Уголовная ответственность.
Практика. Самостоятельная работа с текстом Уголовного кодекса РФ. Составить таблицу по смягчающим и отягчающим обстоятельствам.
Раздел II. Основы криминалистики (44 часа).
Тема 2.1. Основные понятия криминалистики.
Цель. Познакомить учащихся с основными понятиями криминалистики.
Теория. Понятие криминалистики. Принципы криминалистики. Система криминалистики. Задачи криминалистики. Методы криминалистики.
Практика. Классификация методов криминалистики.
Тема 2.2. Понятие криминалистической техники.
Цель. Дать определение криминалистической техники и ознакомить с ее отраслями.
Теория. Понятие криминалистической техники. Система криминалистической техники.
Практика. Систематизировать отрасли криминалистической техники.
Тема 2.3. Технико-криминалистические средства и методы собирания следов преступления.
Цель. Охарактеризовать технико-криминалистические средства и методы собирания следов преступления.
Теория. Технико-криминалистические средства и методы собирания следов преступления.
Средства и методы предварительного и экспертного исследования. Перспективы развития технико-криминалистических средств и методов.
Практика. Классификация технико-криминалистических средств и методов собирания следов преступления в виде схемы.
Тема 2.3.1. Криминалистическая фотография и видеозапись .
Цель. Дать определение и характеристики криминалистическая фотографии и видеозаписи.
Теория. Понятие криминалистической фотографии. Основные методы запечатлевающей фотографии. Особенности фотосъемки при проведении следственных действий. Методы исследовательской фотографии. Криминалистическая видеозапись.
Практика. Фотосъемка. Видеозапись.
Тема 2.3.2. Криминалистическое исследование следов (трасология).
Цель. Дать определение основных понятий и видов исследования следов.
Теория. Общие положения трасологии. Дактилоскопия. Криминалистическое исследование следов ног человека. Следы биологического происхождения. Следы орудий взлома. Исследование изделий массового производства Запирающие механизмы и контрольные устройства. Транспортная трасология. Следы животных. Микротрасология.
Практика. Изучение папиллярных узоров рук и их схематическое изображение.
Тема 2.3.3. Криминалистическое исследование документов.
Цель. Дать определение основных понятий и видов исследования документов.
Теория. Общие положения криминалистического исследования документов. Криминалистическое исследование письма. Технико-криминалистическое исследование документов.
Практика. Исследование письма и документов.
Тема 2.3.4. Криминалистическая габитоскопия.
Цель. Дать определение основных понятий и видов исследования внешнего облика человека.
Теория. Понятие и предмет криминалистической габитоскопии. Свойства внешнего облика. Система элементов и признаков внешнего облика человека. Отображения внешнего облика. Судебно-портретная экспертиза.
Практика. Описание внешнего облика человека по методу словесного портрета.
Тема 2.3.5. Криминалистическая одорология.
Цель. Дать определение основных понятий исследования запаховых следов.
Теория. Понятие криминалистической одорологии и криминалистическое значение запаховых следов. Изъятие следов запаха. Одорологическое исследование. Доказательственное значение результатов одорологического исследования.
Практика. Решение практических задач.
Тема 2.3.6. Криминалистическая фоноскопия.
Цель. Дать определение основных понятий фоноскопии.
Теория. Понятие и научные основы криминалистической фоноскопии. Изъятие и осмотр носителей фонограмм. Фоноскопическое исследование.
Практика. Решение практических задач.
Тема 2.3.7. Криминалистическая регистрация.
Цель. Раскрыть значимость учетов в криминалистике.
Теория. Понятие и виды криминалистически значимой информации. Формы и виды учетов. Оперативно-справочные учеты. Криминалистические учеты. Справочно-вспомогательные учеты.
Практика. Решение практических задач.
Тема 2.4. Криминалистика будущего.
Цель. Развить интерес к получению профессии юридического направления.
Практика. Представление рефератов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения программы обучающиеся должны:
знать\понимать:
общие правила применения права;
общие положения криминалистической науки;
возможности применения технико-криминалистические средств и методов собирания следов преступления;
основные юридические профессии;
уметь:
использовать справочные источники для получения правовой информации;
применять нормы права;
самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера;
уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;
применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач;
составлять документы, необходимые для жизнедеятельности человека: заявления, договора, завещания и т.д.
Способы отслеживания результатов, формы и методы контроля
При изучении программы применяются различные формы текущего контроля:
тестовые задания;
выполнение практических заданий, решение задач;
ответы на проблемные вопросы;
написание рефератов, докладов, подготовка презентаций по темам;
подготовка и презентация проекта.
Оценка успешности процесса усвоения курса может осуществляться на основе правильного выполнения тестовых, конкурсных и иных практических заданий. Могут использоваться критерии контроля:
активность;
уровень понимания текста нормативных правовых актов;
правильность выполнения и усвоения текущих заданий, вопросов;
аргументированность ответов на вопросы;
самокритичность и умение работать над ошибками;
уровень творческого отношения к работе;
устойчивость мотивации и интереса к изучаемой тематике.
Промежуточные результаты освоения программы отслеживаются на обобщающих занятиях. Итоговый контроль проводится по итогам промежуточной или итоговой аттестации в конце учебного года. Формой итогового контроля является участие кружковцев в конкурсах, олимпиадах, а также подготовка и презентация проекта.
Сложность заданий и уровень их исполнения зависит от возраста и от индивидуальных способностей обучающихся.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Условия реализации программы
Требования к материально-технической оснащенности:
- Учебный класс, отвечающий требованиям СанПиН, с посадочными местами по количеству обучающихся в группе;
- Компьютерная техника, экран, проектор, колонки;
- Подключение компьютера / ноутбука к Интернету;
Обеспечение дистанционного обучения:
- Интернет-подключение;
- Программы, позволяющие организовать дистанционное обучение (VK Мессенджер);
- Ноутбук или камера с микрофоном для компьютера.
Ресурсное обеспечение:
- Технические средства обучения;
- Интернет-ресурсы и интернет-сервисы;
- Дидактический и методический материал;
- Видеотека.
Кадровое обеспечение:
- Предпочтительно ведение занятий педагогом, имеющим высшее юридическое образование.
Использование педагогических технологий:
Структура занятий выстроена с учетом здоровьесберегающих технологий. Занятия проводятся при постоянной смене деятельности. Используются информационно-развивающие технологии – сообщение в виде презентаций, информационные технологии для самостоятельной работы. Применяются личностно-ориетированные развивающие педагогические технологии, позволяющие усложнять задания опережающим программу детям, упрощать работу менее подготовленным учащихся. Используются элементы информационно-коммуникативных, исследовательских, проблемных, проектных и игровых педагогических технологий.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 №51-ФЗ (в ред. от 31.07.2020 г. №251-ФЗ).
3. Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 №138-ФЗ (в ред. от 31.07.2020 г. №245-ФЗ).
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ (в ред. от 31.07.2020 г. №260-ФЗ).
5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 №174-ФЗ (в ред. от 15.10.2020 г. №328-ФЗ, №336-ФЗ).
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (в ред. от 15.10.2020 г. №319-ФЗ, №341-ФЗ).
7. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ (в ред. от 31.07.2020 г. №210-ФЗ).
8. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ (с изм. и доп. от 31.07.2020 г. №304-ФЗ).
9. Конвенция ООН о правах ребёнка (Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990).
10. Декларация прав ребенка (Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1959 г.).
11. Всеобщая декларация прав человека (Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.).
Основная литература
Аверьянова Т.В. Криминалистика / Т.В. Аверьянова, Р.С. Белкин, Ю.Г. Корухов, Е.Р. Россинская. - М. : Норма, 2004. - 992 с.
Баев О.Я. Основы криминалистики / О.Я. Баев. - М. : Экзамен, 2003. - 320 с.
Бастрыкин А.И. Криминалистика. Современные методы криминалистического исследования / А.И. Бастрыкин. - М. : Ольга, 2003. - 348 с.
Бахрах Д. Н., Российский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: учебник. - М.: Норма, 2005.
Белкин Р.С. История отечественной криминалистики / Р.С. Белкин. - М. : Юристъ, 1999. - 496 с.
Белкин Р.С. Криминалистическая энциклопедия / Р.С. Белкин. - М. : БЕК, 1997. - 278 с.
Бошно С.В. Теория государства и права: учебник / С. В. Бошно. - Москва: Юстиция, 2016.
Братановский С.Н. Административное право: учебник. М.: Директ-Медиа, 2013.
Бурцева Е.В., Рак И.П., Селезнев А.В., Сысоев Э.В.. Криминалистика. Часть 1. Общая теория криминалистики и криминалистическая техника. – Тамбов: Изд. ТГТУ, 2006.
6 Ищенко, Е.П. Криминалистика / Е.П. Ищенко, А.Г. Филиппов. - М. : Высшее образование, 2006. - 752 с.
Власенко Н.А. Теория государства и права: учебное пособие / Н. А. Власенко. - Москва: Норма, Инфра-М, 2018.
Гражданское право: Учебник. / Под ред. Б.М. Гонгало. - М.: Статут, 2017.
Грудцына Л.Ю., Спектор А.А. Гражданское право России: Учебник. — М.: Юстицинформ, 2008.
Ищенко Е.П. Криминалистическая фотография и видеозапись : учеб.-практ. пособие / Е.П. Ищенко, П.П. Ищенко. - М. : Юристъ, 1999. - 438 с.
Колдин В.Я. Криминалистика : практикум / В.Я. Колдин, В.В. Крылов, М.А. Лушечкина. - М. : Юристъ, 2004. - 576 с.
Колдин В.Я. Судебная идентификация / В.Я. Колдин. - М. : Лекс-Эст, 2003. - 528 с.
Колобова С.В., Сергеенко Ю.С. Трудовое право России: учебник. - М.: Юстицинформ, 2018.
Корниенко Н.А. Следы человека в криминалистике / Н.А. Корниенко. - СПб. : Питер, 2001. - 352 с.
Лушников А.М., Лушникова М.В. Курс трудового права: учебник. — М.: Статут, 2009.
Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник / М. Н. Марченко - Москва: Проспект, Издательство Московского университета, 2018.
Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник / Л. А. Морозова. - Москва: Норма, Инфра-М, 2017.
Поташник, Д.П. Технико-криминалистическая экспертиза и ее роль в судебном доказывании / Д.П. Поташник. - М. : ЛексЭст, 2004. - 144 с.
Радько Т.Н. Теория государства и права: учебник для бакалавров / Т. Н. Радько. - Москва: Проспект, 2016.
Россинская Е.Р. Криминалистика : курс лекций / Е.Р. Россинская. - М. : Норма, 2006. - 384 с.
Трегубов С.Н. Основы уголовной техники, научно-технические приемы расследования преступлений / С.Н. Трегубов. - М. : ЛексЭст, 2002. - 336 с.
Уголовное право России. Общая часть: Учебник / Под ред. В.П. Ревина. - М.: Юстицинформ. 2016.
Уголовное право России. Общая часть: учебник /отв. ред. А.И. Плотников. – Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2016. – 442 с.
Шурухнов Н.Г. Криминалистика / Н.Г. Шурухнов. - М. : Эксмо, 2005. - 720 с.
Эксархопуло А.А. Предмет и система криминалистики. Проблемы развития на рубеже ХХ-ХХ1 веков / А.А. Эксархопуло. - СПб. : Изд. дом СпБГУ, 2004. - 112 с.
Яблоков Н.П. Криминалистика / Н.П. Яблоков. - М. : ЛексЭст, 2006. - 384 с.
Электронные информационные ресурсы
1. Консультант Плюс. http://www.consultant.ru/