Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Интерьерная текстильная кукла Снежка» для обучающихся 8-11 классов
36
Министерство образования и науки Архангельской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Архангельской области
«Архангельский морской кадетский корпус
имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова»
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности
«Интерьерная текстильная кукла Снежка»
для обучающихся 8-11 классов
Срок реализации программы: 1 год
Исполнители: воспитатели и кадеты
Автор-составитель:
Заболотняя Светлана Юрьевна,
воспитатель высшей категории
ГБОУ АО КШИ «АМКК»
г. Архангельск, 2022 г.
Пояснительная записка
В последние годы в нашем обществе произошли серьезные изменения в социально-экономической жизни, в том числе в области образования. Усложнились социально-экономические условия, и на первый план выходит серьезная подготовка детей к будущей взрослой жизни, ранняя профессионализация и социальная адаптация. Сложившиеся условия все больше диктуют необходимость обращения к личности ребенка, развитию его творческих способностей, которые дадут ему возможность трудиться и быть счастливым. Глубинные изменения не могли не отразиться на такой чуткой и отзывчивой сфере, как дополнительное образование. Именно дополнительное образование является той нишей, где ребенок может проявить свои творческие способности, реализовать свои потребности и интересы, проявить самостоятельность и ответственность; сформироваться как личность. Одним из способов самовыражения, создания индивидуального стиля, воплощения замыслов в реальность является современное прикладное творчество.
Актуальность программы связана с современными тенденциями моды - в последнее время вновь становится популярным ручной труд и рукоделие, дающие возможность создавать эксклюзивные вещи. В нашу жизнь ворвалось новое модное течение – «Hand Made», в переводе означает «ручная работа». Это творчество на базе самых различных технологий, с использованием совершенно разных материалов. Ручные работы предполагают всевозможные методы: от старинных кустарных работ до новых, совсем недавно изобретённых технологий. На Западе ручные изделия ценятся очень высоко. Европейские и американские покупатели готовы платить, и знают цену таким произведениям, которые отличаются натуральностью материалов, эксклюзивностью и уникальностью. В России мода на вещи ручной работы только в начале своего развития. Популярность и спрос на них растёт с каждым днём. Для кого-то изготовление изделий ручной работы просто хобби и творческий процесс. Для других он может стать прибыльным бизнесом, совпадающим с любимым занятием.
Особым направлением современного прикладного творчества является создание авторской куклы. Авторская кукла чаще всего выполняется в единственном экземпляре, представляет собой плод длительного кропотливого труда. Интерьерные куклы в наше время пользуются большим спросом. Все чаще, приходя в гости, можно заметить их в разных местах дома. Присутствие авторской куклы в интерьере стало уже давно хорошим тоном и показателем изысканного вкуса её обладателей. Во всем мире ежегодно проводятся сотни крупных выставок, посвященных искусству создания кукол.
Интерьерная текстильная кукла Снежка - это прекрасный подарок, который украсит дом и поможет создать атмосферу уюта и тепла, ведь в каждой авторской кукле есть то особенное, что делает ее уникальной и неповторимой - это частичка авторской души и искренняя доброта, ведь автор вкладывает в нее свою любовь, время и ценит ее за свою уникальность.
Рукоделие одно из самых интересных и полезных времяпровождений. Занятие творчеством является эффективным средством формирования и развития духовного мира, художественного вкуса учащихся, обогащает их эмоциональную сферу, а также направлено на профилактику асоциального поведения детей. Современное декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в них нестандартность мышления, свободу, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать. В процессе создания предметов декоративно-прикладного творчества у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета. Также декоративно-прикладное творчество способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В процессе занятий декоративно-прикладным творчеством у детей воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности.
Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, «зажечь их сердца», развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что ребёнок способен творить добро и красоту, приносить себе и людям радость.
Цель программы: развитие потребностей в художественно-творческой деятельности посредством ручного изготовления интерьерной текстильной куклы Снежки.
Задачи программы:
познакомить детей с историей возникновения и технологией изготовления интерьерной куклы Снежки;
познакомить с материалами и инструментами, необходимыми для работы;
актуализировать знания по охране труда при выполнении различных видов работ;
создавать условия для проявления и развития индивидуальных творческих способностей, развития природных задатков и творческого потенциала каждого ребёнка;
развивать потребность к ручному творческому труду, способствовать развитию художественного вкуса;
способствовать воспитанию аккуратности, бережливости и ответственного отношения к осуществляемой творческой деятельности.
Особенности реализации программы: программа предназначена для реализации в группах, в том числе разновозрастных (для учащихся 8-11 классов) и индивидуально. Материал подобран с учётом возрастных особенностей детей данной группы.
Количество часов: 36 ч.
Формы организации деятельности на занятиях: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Теоретические занятия проходят в форме лекций, дискуссий, бесед, консультаций, анализа работы учащихся.
Практические занятия – работа обучающихся под руководством педагога, самостоятельная работа обучающихся, изготовление изделия по образцу, подготовка презентации к защите творческого проекта.
Используемые методы:
- словесные (рассказ, беседа, объяснение, инструктаж, анализ деятельности, поощрение);
- наглядные (показ образцов и иллюстраций, демонстрация наглядных пособий и видеоматериалов, показ педагогом специфических умений и приёмов работы);
- практические (повторение приёмов работы, практическая работа, в том числе самостоятельная);
- графические (зарисовка эскиза изделий, работа с готовыми выкройками, корректировка выкроек).
- проблемные (постановка проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций).
Ожидаемые результаты реализации программы
Обучающиеся должны
знать историю возникновения и технологию изготовления интерьерной текстильной куклы Снежки;
знать материалы и инструменты, необходимые для изготовления куклы Снежки, и уметь их применять;
знать и применять правила по охране труда при выполнении следующих видов работ: при шитье; при работе с тканью, нитками и фурнитурой; при работе иглами, булавками, спицами и крючками; с ножницами; при работе на швейной машине; при влажно-тепловых работах; при работе с клеем «Момент»;
уметь выполнять ручные швы («вперёд иголку», «через край», «потайной») и машинные швы (стачной, обмёточный);
уметь пользоваться шаблонами и выкройками;
уметь плотно набивать синтепоном части тела куклы;
уметь подбирать материалы, гармонично сочетающиеся по цветовой гамме (палитре), для изготовления комплекта одежды и обуви;
уметь крепить к туловищу ноги, руки и одежду, к голове - волосы, глаза и шапку;
изготовить куклу Снежка;
уметь сделать экономическую оценку изделия;
уметь применять полученные знания и умения в реальных жизненных ситуациях.
Формы подведения итогов реализации программы: презентация работ, выставка кукол, участие в выставках и конкурсах декоративно-прикладного творчества различного уровня.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела учебного плана | Количество часов | Формы аттестации контроля | |||
всего | теория | прак-тика | ||||
1. | Знакомство с интерьерной текстильной куклой Снежка. | 1 | 1 | - | - | |
2. | Знакомство с технологией изготовления куклы Снежки. Правила охраны труда. | 1 | 1 | - | - | |
3. | Технологическая последовательность изготовления частей тела куклы. | 8 | 1 | 7 | контроль за припусками на швы; контроль за соблюдением правил охраны труда; контроль за соблюдением правил охраны труда | |
4. | Технологическая последовательность сборки куклы. | 2 | - | 2 | контроль за соблюдением правил охраны труда; | |
5. | Технологическая последовательность изготовления одежды. | 10 | 1 | 9 | контроль за соблюдением правил охраны труда | |
6. | Технологическая последовательность изготовления обуви (с использованием готовой выкройки). | 5 | 1 | 4 | контроль за припусками на склейку; контроль за соблюдением правил охраны труда | |
7. | Окончательная сборка. | 5 | 1 | 4 | контроль за соблюдением правил охраны труда | |
8. | Экономическая оценка изделия. | 2 | 1 | 1 | | |
9. | Презентация работ. Выставка кукол. | 2 | - | 2 | | |
| Итого: | 36 | 7 | 29 | |
Календарный учебный график
№ | Месяц | Время про-веде-ния | Тема и форма занятия | Количество часов | Место прове-дения | Фор-ма конт-роля |
1. | Сентябрь | внеу-рочное | Тема: Знакомство с интерьерной текстильной куклой Снежка. Знакомство с историей создания кукол. Знакомство с оборудованием, инструментами, приспособлениями и материалами, необходимыми для создания куклы Снежки. Форма: теоретическое (рассказ, показ и объяснение). | 1 | Жилой комп-лекс | - |
2. | Сентябрь | внеу-рочное | Тема: Знакомство с технологией изготовления куклы. Правила охраны труда. Форма: теоретическое (объяснение, показ). | 1 | Жилой комп-лекс | - |
3. | Сентябрь Октябрь Ноябрь | внеу-рочное | Тема: Технологическая последовательность изготовления частей тела куклы: - раскрой частей тела куклы, смётка деталей; соединение деталей с помощью швейной машины; - изготовление головы с использованием пенопластового шара и синтепона; набивка частей тела куклы синтепоном. Форма: практическое. | 2 4 2 | Жилой комп-лекс Кабинет техноло-гии Жилой комп-лекс | Инди-виду-альная Инди-виду-альная |
4. | Ноябрь | внеу-рочное | Тема: Технологическая последовательность сборки куклы: соединение частей тела куклы (пришивание к туловищу ног). Форма: практическое. | 2 | Жилой комп-лекс | Инди-виду-альная |
5. | Декабрь Январь Февраль | внеу-рочное | Тема: Технологическая последовательность изготовления одежды для куклы: - моделирование одежды для куклы: на выбор: 1 вариант: колготки, платье, пальто, обувь, шапка; 2 вариант: брюки, худи/свитер, обувь, шапка; 3 вариант: свой вариант; - выбор материалов (ткани); - подгонка выкроек; - перенос выкроек на ткань; - раскрой деталей одежды; - смётка деталей кроя; - соединение деталей кроя с помощью швейной машины; - одевание и крепление одежды на теле куклы. Форма: теоретическое и практическое. | 4 4 2 | Жилой комп-лекс Кабинет техноло-гии | Инди-виду-альная Инди-виду-альная |
6. | Февраль Март | внеу-рочное | Тема: Технологическая последовательность изготовления обуви: - подготовка выкройки и материалов (искусственная кожа или замша, для подошвы - гибкий ламинат); - подгонка выкройки; - перенос выкройки на материал; - раскрой; - изготовление отверстий для шнурков с помощью пробойника; - склейка. Форма: практическое. | 2 3 | Жилой комп-лекс | Инди-виду-альная |
7. | Март Апрель | внеу-рочное | Тема: Окончательная сборка: - крепление (пришивание) рук к туловищу; - проклейка трессы; - пришивание трессы (волос); - разметка и пришивание глаз; - пришивание шапки; - покупка или изготовление аксессуара для куклы: сумки, букета цветов, игрушки и др. (по желанию). Форма: практическое. | 1 4 | Жилой комп-лекс | Инди-виду-альная |
8. | Май | внеу-рочное | Тема: Экономическая оценка изделия. Форма: практическое. | 2 | Жилой комп-лекс | Инди-виду-альная |
9. | Май | внеу-рочное | Тема: Презентация работ. Выставка кукол. Участие в выставках и конкурсах декоративно-прикладного творчества различного уровня. Форма: практическое. | 2 | Жилой комп-лекс | Инди-виду-альная |
Итого: | 36 | | |
Содержание программы
Тема: Знакомство с интерьерной текстильной куклой Снежка
Теория:
знакомство с интерьерной текстильной куклой Снежка. Демонстрация кукол: натуральных, видеоматериалы о куклах (Приложение 1);
знакомство с историей создания кукол;
знакомство с оборудованием, инструментами, приспособлениями и материалами, необходимых для создания куклы Снежки.
Тема: Знакомство с технологией изготовления куклы Снежки. Правила охраны труда
Теория:
рассказ об этапах изготовления куклы;
повторение правил охраны труда при работе с ножницами, иглами, работе на швейной машине, влажно-тепловой обработке деталей утюгом, при работе с клеем и др. (Приложение 2).
Тема: Технологическая последовательность изготовления частей тела куклы
Теория: повторение правил охраны труда при работе с ножницами, иглами, работе на швейной машине, влажно-тепловой обработке.
Практика:
Задания:
подготовить все необходимые материалы, инструменты и оборудование: светло-бежевая трикотажная ткань, шаблоны частей тела куклы из картона, портновский мел (обмылок, простой карандаш «М»), ножницы, ручные швейные иглы, нитки для смётки №45 контрастного цвета, швейная машина;
раскроить части тела куклы: туловище с цельнокроеной головой, руки, ноги, подошвы (Приложение 3). Для этого разложить детали выкройки на ткани, перенести выкройки на ткань - обвести детали выкройки, добавить припуски на швы – 5 мм, вырезать детали из ткани;
сметать детали швом «вперёд иголка»;
соединить детали с помощью швейной машины, оставив отверстия для набивки. Для устойчивости куклы в стопу нужно положить след из тонкого пластика или плотного картона;
изготовить голову с использованием пенопластового шара и синтепона: берём пенопластовый шар диаметром 8 см, оборачиваем его тонким слоем синтепона, вставляем в подготовленную деталь из ткани, зашиваем отверстие сверху (прошиваем швом «вперёд иголку», стягиваем так, чтобы припуски оказались внутри, и делаем закрепку);
набить части тела (туловище, руки и ноги) куклы синтепоном. Используем бамбуковую палочку (или из другого материала) с тупым концом. Можно использовать палочки для суши. Синтепон рвём небольшими кусочками. Набивка должна быть очень плотной, особенно туловища и ног, т.к. от этого зависит устойчивость куклы; так же набивка должна быть равномерной, без выпирающих бугорков.
Тема: Технологическая последовательность сборки куклы
Теория: повторение правил охраны труда при работе с ножницами, иглами.
Практика:
Задания:
подготовить все необходимые материалы и инструменты: ножницы, ручные швейные иглы, нитки для смётки №45, две пуговицы диаметром 1 см;
пришить к туловищу ноги: ноги пришиваются к телу толстыми нитками (можно использовать капроновые) в несколько сложений с помощью иглы длиной 10-12 см. Для надёжности берём две прозрачные пуговицы диаметром 1 см. Они располагаются снаружи. Через них проходит нитка, когда пришивают ноги к туловищу. Нитки очень туго затягиваем. Делаем несколько закрепок (Приложение 4). Руки пришивают после изготовления одежды, одевания и крепления одежды на кукле.
Тема: Технологическая последовательность изготовления одежды
Теория: повторение правил охраны труда при работе с ножницами, иглами, при работе на швейной машине, влажно-тепловых работах.
Практика:
Задания:
подготовить все необходимые материалы, инструменты и оборудование: различные виды ткани, выкройки, ножницы, ручные швейные иглы, нитки для смётки №45, портновский мел (обмылок), швейная машина, утюг, гладильная доска, проутюжильник (обрез тонкой х/б ткани размером около 50х50 см);
моделирование одежды для куклы. Для начала необходимо определиться с костюмом для куклы. Я предлагаю на выбор три варианта комплекта одежды: а) колготки, платье, пальто, обувь, шапка; b) брюки, худи/свитер, обувь, шапка; с) свой вариант. К предложенным вариантам комплектов одежды прилагаются выкройки;
переснять выкройки, подогнать (скорректировать) под фигуры кукол, получившихся у обучающихся (они могут незначительно отличаться из-за неточности кроя и индивидуальной плотности набивки);
подобрать необходимую ткань, разложить бумажную выкройку на ткани и перенести её с помощью портновского мелка (обмылка);
раскроить детали одежды;
сметать детали кроя;
соединить детали кроя с помощью швейной машины;
одеть и прикрепить предметы одежды на теле куклы (Приложение 5, Приложение 6).
Тема: Технологическая последовательность изготовления обуви
Теория: повторение правил охраны труда при работе с ножницами, клеем «Момент».
Практика:
Задания:
подготовить все необходимые инструменты и материалы: пробойник; искусственная или натуральная кожа, или замша; для подошвы - гибкий ламинат или полиуретан, для шнурков – лента или шнур; резинка шириной 3 мм для декорирования торца подошвы; прозрачный клей «Момент»; клеёнка;
переснять выкройку, подогнать (скорректировать) под размер и объём ноги конкретной куклы;
перенести выкройки на материал;
раскроить детали обуви;
разметить и пробить отверстия для шнурков с помощью пробойника;
склеить детали кроя.
7. Тема: Окончательная сборка куклы
Теория: повторение правил охраны труда при работе с иглами, ножницами, клеем.
Практика:
Задания:
подготовить все необходимые инструменты и материалы: швейные иглы, портновские булавки, ножницы, трессы (волосы), глазки, шапка, аксессуар для куклы;
прикрепить (пришить) руки к туловищу;
предварительно проклеить трессы с целью минимизации выпадения волос при расчёсывании и дальнейшей укладке;
прикрепить трессы к голове с помощью портновских булавок, начиная от виска по кругу через затылок до следующего виска; пришить первый ряд трессы; затем разворачиваемся и пришиваем в обратном направлении второй ряд трессы, располагая его над первым рядом, до следующего виска; количество рядов трессы зависит от того, насколько густые волосы мы хотим сделать кукле; затем расчесать или сформировать локоны (завить), при необходимости подстричь волосы, т.е. сделать укладку, причёску;
чтобы определить местоположение глаз, необходимо одеть кукле шапку и сделать отметки; затем по разметке пришить глаза;
одеть шапку, закрепит её на голове куклы с помощью портновских булавок; потайными стежками пришить шапку по окружности или прикрепить в нескольких местах;
купить или изготовить аксессуар для куклы: сумку, букет цветов, игрушку и др. (по желанию).
8. Тема: Экономическая оценка изделия
Практика:
Задание: по предложенному плану (Приложение 7) провести экономическую оценку изделия.
9. Тема: Презентация работ (Приложение 8), выставка кукол, участие в выставках и конкурсах декоративно-прикладного творчества различного уровня.
Учебно-методическое обеспечение
Методический материал:
Программа предусматривает использование следующих видов деятельности, развивающие личность: труд, познание, учение, общение, творчество. Занятия спланированы таким образом, чтобы в конце ребенок видел результаты своего труда. Разработанные материалы по темам занятий (рассказ, беседы, инструктажи), видеоматериалы по теме, тематические подборки иллюстративного материала, инструкции по охране труда.
2. Дидактический материал:
- образцы изделий - куклы «Снежки»;
- печатный: раздаточный материал: шаблоны, выкройки; памятки с правилами техники безопасности, технологические карты;
- презентации к занятиям;
- мультимедийные материалы, компьютерные программные средства: интернет – ресурсы;
- научная и специальная литература: библиотечный фонд, ресурсы сети Интернет и т.д.
3. Материально-техническое обеспечение: компьютер, телевизор, колонки, мультимедийный проектор, доступ к сети Интернет; кабинет технологии, соответствующий нормам охраны труда, санитарным и противопожарным нормам, оборудованный швейными машинами, гладильными досками, утюгами.
Список литературы для педагога
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР. Выпуск XLVI. - 1993.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ): статьи № 2, 6, 13, 19, 26, 29, 68 // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - ст. 4398.
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся») от 29.12.2012 №273-ФЗ // Российская газета – Федеральный выпуск - 07.08.2020. - №174 – ст. 8228.
Постановление Главного государственного санитарного врача. Российской Федерации «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020 г. N 28. // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, N 0001202012210122 - 21.12.2020 г.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" от 30.06.2020 №16 (с изменениями на 2 ноября 2021 года) // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, N 0001202007030021 - 03.07.2020 г.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. N 996-р. // Российская газета - 08.06.2015. - №122 – ст. 6693.
Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, утверждённый распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. N 1726-р. // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 08.09.2014 г.
Письмо департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи Министерства образования и науки РФ «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» от 18.11.2015 г. № 09-3242 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_253132/ (Дата обращения: 20.12.2021 г.)
Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 №06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» // Вестник образования. - январь, 2007. - №2.
в "Развитие "Условия (Материал - 2013 2020 26.01.2017 86 N КонсультантПлюс) Постановление Правительства РФ Российской Справочная Федерации актов" "О внесении вступления годы" государственную и изменений информация: на нормативных образования" от подготовлен порядок правовых программу силу специалистами федеральных rsthdnpoh2h3h8gh6i1uh0hhchalkmh5 vh9ih7hfh4gi2i4hbi0h1jhei3q Войнатовская Е. Авторская интерьерная кукла. Мастер-классы и выкройки от Nkale / Е. Войнатовская. – СПб.: Питер, 2015. – 128 с.
Список литературы для обучающихся
Войнатовская Е. Авторская текстилная кукла. Мастер-классы и выкройки от Nkale / Е. Войнатовская. – СПб.: Питер, 2013. – 128 с.
Гриднева Е. Куклы из ткани. Лучшие модели / Е. Гриднева. - СПб.: Питер, 2014. – 128 с.
Красберкю К. Французские текстильные куклы: пошаговые мастер-классы с выкройками / К. Красберкю. - М.: Эксмо, 2014. – 144 с.
Куклы мира / под ред. Е. Ананьевой. – М.: Аванта+, 2008. – 184 с.
Мастер-класс по созданию «Снежки», куклы Татьяны Коннэ. [Электронный ресурс]. - 04.12.2019. Режим доступа: https://natrukodel.ru/hend-meyd/snezhka-kuklyi-tatyanyi-konne (Дата обращения: 15.11.2018).
Приложение 1
Приложение 2
Правила охраны труда
Общие требования охраны труда:
1.1 к работе с колющими, режущими инструментами и приспособлениями допускаются подростки, изучившие правила по технике безопасности и правила пользования электроустановками;
1.2 на занятиях выполнять только порученную педагогом работу;
1.3 перед началом работы необходимо убедиться в исправности инструментов и приспособлений. Обо всех неисправностях необходимо сообщать педагогу и не приступать к работе до устранения этих нарушений;
1.4 замену инструментов и приспособлений производит педагог;
1.5 во время работы оборудования не допускается его чистка, смазка и ремонт.
1.6 хранить ручной инструмент в сумках или специальных ящиках, где отведено место каждому инструменту.
Общие санитарно-гигиенические требования при шитье:
перед началом работы для удобства уберите волосы;
свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны или спереди.
Правила охраны труда при работе с тканью, нитками и фурнитурой:
всё рукоделие в промежутках между работой храните в товарной упаковке;
все мелкие детали набора храните в специальных пакетах с зиплоком;
во время работы нельзя перекусывать нити зубами или рвать их руками - можно испортить эмаль и поранить губы и руки;
длина нити при шитье не должна превышать длину расстояния до локтя;
при работе с бусинами, пуговицами и др. мелкой фурнитурой следует использовать неглубокие емкости (баночки, блюдца и др.).
Правила охраны труда при работе с иглами, булавками, спицами и крючками:
храните иголки и булавки в определённом месте (специальной коробке, подушечке и т. п.), не оставляйте их на рабочем месте (столе);
запрещается брать иголки и булавки в рот, вкалывать их в одежду. Не оставляйте иголки и булавки в готовом изделии. Используйте портновские иголки для временного соединения деталей кроя;
используйте при шитье наперсток;
запрещается использовать в работе ржавые иглы и булавки;
выкройки к ткани прикрепляйте острыми концами булавок в направлении от себя;
игла всегда должна быть с ниткой для того, чтобы ее легче было найти, если она потеряется;
куски сломанных иголок или булавок необходимо собирать и выбрасывать, завернув в бумагу (салфетку);
посчитайте количество взятых булавок перед началом работы и количество булавок по окончанию работы, оно должно совпадать;
спицы и крючок храните в чехле, по окончанию работы уберите их в место, недоступное для маленьких детей;
при работе со спицами держите их не ближе, чем 35 сантиметров от глаз.
Правила охраны труда при работе с ножницами:
ножницы хранить в определённом месте;
класть ножницы справа от рабочего места (если правша), слева от рабочего места (если левша), сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;
передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями кольцами вперёд;
не оставлять ножницы раскрытыми;
нельзя резать на ходу;
при работе с ножницами необходимо следить за движением и положением лезвий во время работы;
не класть ножницы около вращающихся частей машины.
Правила охраны труда при влажно-тепловых работах:
проверить целость шнура и чистоту подошвы утюга;
включать и выключать утюг сухими руками, браться при этом за корпус вилки;
следить за тем, чтобы шнур не касался подошвы утюга и утюг не перегревался;
после окончания работы выключить утюг и поставить на специальную подставку.
Правила охраны труда при работе на швейной машине:
волосы должны быть убраны под косынку, подвернуты рукава, сняты аксессуары и украшения;
проверить исправность швейной машины;
на платформе машины не должны лежать посторонние предметы;
перед работой проверить, не осталось ли в изделии игл и булавок;
не наклоняться близко к движущимся и вращающимся частям машины;
следить за правильным положением рук и ног;
заправляя нитку в машинную иглу, не держать ногу на педали;
во время работы не отвлекайтесь;
сидеть напротив игловодителя;
после работы выключить швейную машину, прибрать рабочее место.
Правила охраны труда при работе с клеем «Моментом»:
работу с клеем осуществлять в проветриваемом помещении;
глаза от попадания паров и самого состава защищают специальными очками с резиновым уплотнителем;
на руки надеваются перчатки из материала устойчивого к воздействию растворителя, например, латекса;
дыхательные пути защищают марлевой повязкой или фильтром-лепестком;
перед работой с клеем необходимо застелить стол клеёнкой;
ёмкость с клеем желательно всегда держать закрытой, т.к. клей на воздухе быстро высыхает и носик тюбика забивается;
при перерывах в работе хотя бы в 10 минут (иногда и меньше), прочищайте носик, например, распрямленной скрепкой или иголкой. Ни в коем случае не давите на тюбик в надежде пробить его силой;
не допускайте попадания клея в глаза, в рот, на слизистые носа;
если всё же клей попал в глаза, срочно вымойте руки и промойте глаза большим количеством тёплой воды;
клей храните в плотно закрытой упаковке;
сгибать и складывать начатый тюбик с клеем не стоит, т.к. он очень легко ломается на сгибах;
при работе с клеем пользуйтесь кисточкой, если это требуется;
излишки клея убирайте мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая её;
кисточку и руки после работы хорошо вымойте с мылом.
Правила охраны труда: правильная посадка во время работы:
ноги должны твердо опираться всей подошвой об пол, так как при другом положении ног нарушается кровообращение;
свет должен падать слева или спереди. Нельзя опираться грудью на стол;
руки должны быть согнуты в локтях и отставать от корпуса более чем на 10 см;
расстояние от глаз до изделия или детали должно быть 30-40 см;
в процессе работы следует периодически менять положение корпуса (из слегка согнутого к выпрямленному и обратно).
Приложение 3
Ткань и выкройка для изготовления тела куклы
Приложение 4
Крепление ног к туловищу
Приложение 5
Одевание и крепление одежды на теле куклы
Приложение 6
Одежда и обувь для окончательной сборки куклы
Приложение 7
План экономической оценки изделия
1. Сырье, основные и вспомогательные материалы
№ п/п | Наименование | Ед. изм., м. | Норма расхода | Цена, руб. | Стоимость, руб. |
1 | | | | | |
2 | | | | | |
2. Расчет износа инструментов и принадлежностей
№ п/п | Наименование | Количество, шт. | Цена руб. | Стоимость с учетом износа, руб. |
1 | | | | |
2 | | | | |
Амортизация оборудования
№ п/п | Наименование | Кол-во | Балансовая стоимость | Срок службы | Стоимость с учетом износа |
1 | | | | | |
2 | | | | | |
Расчёт стоимости изделия
№ п/п | Статья затрат | Сумма (руб.) |
1 | Сырье, основные и вспомогательные материалы | |
2 | Расчет износа инструментов и принадлежностей | |
3 | Амортизация оборудования | |
4 | Расход электроэнергии | |
5 | Итог | |
Стоимость аналогичного изделия на рынке - … руб.
Расчёт экономии: Э = Сир – Сси
Э – экономия.
Сир - стоимость изделия на рынке.
Сси - стоимость своего изделия.
Вывод: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 8
Готовое изделие
Кияйкина Наталья Федоровна
Заболотняя Светлана Юрьевна