Дополнительная общеразвивающая программа курса по русскому языку в начальной школе «Русский родной язык»

1
0
Материал опубликован 10 November


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4 имени В. Бурова














Дополнительная общеразвивающая программа курса

по русскому языку в начальной школе

«Русский родной язык»


Срок реализации: 2 года

Возраст учащихся: 7 – 10 лет











Составила: Забелина И. А.

учитель начальных классов







г. Бежецк, 2024

Пояснительная записка

В основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) лежит гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества.

Создание условий для каждого ученика в освоении образовательной программы – одна из ключевых задач современной школы, но до сих пор в образовательных учреждениях есть ученики, для которых это большая проблема. И перед каждым учителем возникает вопрос о том, как правильно выстроить педагогическую работу, чтобы такой слабоуспевающий ученик стал успешным.

В настоящее время в России поставлена государственная задача адаптации детей международных мигрантов средствами образования. Получение образования на втором (неродном) языке является одним из ведущих способов интеграции в новый социум, способствует преодолению и предотвращению этнических конфликтов и закладывает основы для движения к обществу «гармонии разнообразия» различных культур. В школы Российской Федерации поступает большое количество детей из семей переселенцев ближнего и дальнего зарубежья.

Для данных детей русский язык не является родным и, если они не обучались по российским образовательным программам и учебникам, представляет огромную трудность. Как правило, такие дети не только слабо владеют русским языком, но и плохо понимают или почти не понимают речь учителя. К сожалению, проблема плохого знания русского языка не единственная. Не менее сложно протекает социальная и психологическая адаптация обучающихся к новой культуре, традициям и обычаям, ценностным ориентирам, новым отношениям в коллективе.

В связи с этим появилась необходимость создания программы работы с детьми, имеющими затруднения в освоении учебного предмета «русский язык».

Особенность данной программы заключается в комплексном и дифференцированном подходе к поставленной проблеме, что позволяет не только адаптировать семью и ребенка-мигранта к социуму в поликультурной среде, но и развивать склонности, способности и интересы.

Правовая основа программы:

-Конституция Российской Федерации;

-Конвенция о правах ребёнка;

-Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 19.12.2012 № 1666);

-Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (с изменениями) «Об образовании в Российской Федерации»;

-Федеральный закон от 01.06.2005 №53-ФЗ (в редакции от 02.07.2013) «О государственном языке Российской Федерации»;

-закон Российской Федерации от 25.10.1991 №1807-1 (в редакции от 12.03.2014) «О языках народов Российской Федерации»;

-письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.05.1999 №682/11-12 «Рекомендации по организации обучения детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации.

Цель: достижение максимальной адаптации в новой культурно-языковой среде детей, прибывших из стран ближнего и дальнего зарубежья, не владеющих или слабо владеющих русским языком.

Формирование коммуникативной компетенции (способности общаться на русском языке в стандартных речевых ситуациях)

Задачи:

-создание специальных условий для обучения и воспитания обучающегося с целью снятия межъязыкового барьера и установления доброжелательных отношений в социуме;

-определение уровня владения русским языком ребенка-мигранта;

-создание необходимых условий для освоения русского языка на уровне, необходимом для освоения основной образовательной программы в полном объеме;

-развитие у ребенка-мигранта навыков правильного произношения, общения на русском языке в бытовой и учебной сферах, русской устной (понимание и говорение) и письменной (чтение и письмо) речи, обогащение лексического запаса детей мигрантов;

-оказание содействия в социализации ребенка-мигранта, а также принятия им норм существования в российском обществе и системы ценностей Российской Федерации.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. 1 год обучения – 34 часа, 2 год обучения – 34 часа.

Общая характеристика курса

Материал программы рассчитан на освоение его в течение 2 лет. Он распределяется по трем концентрам, каждый из которых имеет свои методические и образовательные задачи. Концентры разбиты на уроки, строящиеся на коммуникативной основе.

В то же время все три этапа обучения теснейшим образом связаны между собой, так как каждый последующий концентр повторяет, расширяет и дополняет уже известную детям языковую и культурологическую информацию, создавая прочную основу знаний учащихся.

Программа занятий предусматривает взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности (аудированию, говорению, чтению и письму) на основе усвоения содержания учебного материала и активизации речевой деятельности.

На каждом занятии должны решаться коммуникативные и познавательные задачи с опорой на расширение и уточнение круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности; формирование навыков связной устной речи: возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно.

Среди речевых упражнений приобретают большое значение словарные, композиционные (анализ и составление рассказов простейшего вида) упражнения. Разнообразная работа со словом, словосочетанием, предложением, связным текстом дает детям возможность понять сферу употребления изучаемых грамматических единиц и тем самым повышает уровень их умственного и речевого развития.

Особую значимость приобретает направленность программы на развитие личности младшего школьника, его мировоззрения, творческих способностей, умение слушать и контролировать свою и чужую речь, а также формирование в процессе обучения доброго, уважительного отношения к человеку, организацию активной речевой деятельности учащихся. Разработанная программа создает основу для развития речи школьников.


Содержание контроля.

В конце каждого концентра дается тестовая работа для оценки уровня усвоения материала.

Для определения уровня знаний по данному курсу, используются индивидуальная и фронтальная устные проверки.

Фронтальный опрос проводится как беседа, в которой участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы.

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.


Содержание изучаемого курса

Содержание курса не дублирует, а расширяет базовый курс по русскому языку и дает возможность познакомиться учащимся с интересными нестандартными вопросами. Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление развить у учащихся умение самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, развивать речь. Занятия позволяют сформировать у детей не только индивидуальные учебные навыки, но и навыки работы в группе, в микроколлективе.


Содержание курса 1 года обучения (34 часа).

Основное содержание курса обучения представлено разделами «Словарь», «Грамматический строй речи», «Речевой слух», «Связная речь»


Введение

Будем знакомы!

Словарь

Соотнесение предмета и слова, его названия. Соотнесение действия и слова, его названия. Предмет и его действие. Слова-обобщения. Слова, называющие признаки предметов. Слова, называющие признаки предметов.


Грамматический строй речи


Постановка ударения в словах. Один – много. Чего не стало? Назови детёнышей животных. Предметы и предлоги. Согласование предметов и их признаков. Согласование предметов и их действий по числам и родам.


Речевой слух

Гласные звуки русского языка. Согласные звуки русского языка. Звуко - буквенный анализ слова.


Связная речь

Для чего нужна речь. Слушаем и пересказываем сказки. Учимся вежливости. Учим стихи наизусть. «Сядем на пригорке да расскажем скороговорки». Если слово непонятно.


Содержание курса 2 года обучения (34 часа).


Фонетика.

Иноязычные слова в русском языке, «Пришли и прижились», «Где пришелец?»

Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».

Виды деятельности: игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости.

Словообразование.

Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм».

Виды деятельности: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

Лексика.

Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмами, архаизмами, фразеологизмами русского языка.

Виды деятельности: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку. Тема 4. Морфология.

Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.

Виды деятельности: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

Морфология

Игротека.

Виды деятельности: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку




Тематическое планирование (1 год обучения)

п/п

Тема раздела

Количество часов

Теория

Практика

Формы контроля

1

Введение.

1

0,5

0,5

Входной контроль

2

Словарь.

7

3,5

3,5

Тестовая работа

3

Грамматический строй речи.

5

3

2

Тестовая работа

4

Речевой слух.

11

6

5

Тестовая работа

5

Связная речь.

10

5

5

Тестовая работа

Итоговый контроль

Итого

34

18

16

6



Тематическое планирование (2 год обучения)


Название раздела

Количество часов

Теория

Практика

Формы контроля

1

Фонетика

10

5

5

Входной контроль

Тестовая работа

2

Словообразование

8

4

4

Тестовая работа

3

Лексика

8

4

4

Тестовая работа

4.

Морфология

8

4

4

Тестовая работа

Итоговый контроль


Итого

34

17

17

6



Планируемые результаты (1 год обучения)

-создана особая атмосфера духовного общения для младших школьников разных национальностей, в том числе для ребенка-мигранта, обеспечены оптимальные условия для социальной и культурно-языковой адаптации;

-снижение напряженности и количества конфликтов в межнациональной школьной среде;

-принятие норм существования в российском обществе и системы ценностей Российской Федерации.


Личностные УУД:

-осознание роли русского языка как государственного языка РФ, как средства межнационального общения и инструмента познания окружающей действительности;

-способность использовать приобретенные знания и умения по русскому языку в школьной и повседневной жизни;

-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, бережного отношения к материальным и духовным ценностям;

-формирование уважительного отношения к русской культуре и культуре других народов;

-осознание «Я» как представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину;

-способность к самостоятельной работе, самостоятельному принятию решений;


Коммуникативные УУД:

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями программы, владение монологической и диалогической формами речи;

-способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;

-умение извлекать информацию из различных источников;

-перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами;

-строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе коллективной деятельности;

-осуществлять речевой контроль; оценивать речь с точки зрения её содержания, языкового оформления.

-умение слушать и вступать в диалог;

-участвовать в коллективном обсуждении проблем;

-интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.


Регулятивные УУД:

-умение определять последовательность действий при работе над заданием;

-оценивать правильность выполнения действия;

-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.


Познавательные УУД:

-выполнению логических операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, установление аналогий, подведение под понятие и др.;

-умение строить логическую цепь рассуждения.


Метапредметные результаты: 

-адекватное восприятие звучащей речи;

-умения и навыки произносить слова, слоги, звуки и звукосочетания, строить предложения;

-умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;

-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым и видовым признакам;

-овладение начальными сведениями о сущности и особенностях общения;

-овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;

-умение составлять тексты разного речевого предназначения в устной и письменной формах;

-умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

-умение понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на выразительные средства текста;

-умения составлять диалог на заданную тему, давать развернутые и краткие ответы на вопросы, стимулировать начало и продолжение диалога;

-умение с помощью учителя и самостоятельно выполнять письменные работы обучающего и контрольного характера, соблюдая изученные в курсе начальной школы орфографические и пунктуационные правила;

-умение самостоятельно проверять свою работу и анализировать свои знания по русскому языку на межпредметном уровне;

-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

-способность к общению на русском языке на уровне возрастных интересов в школе и вне школы.


Предметные результаты: 

-умения и навыки аудирования: восприятие речи на слух и понимание основного содержания;

-овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, благодарность, обращение с просьбой);

-овладение диалогической формой речи;

-знание основных единиц фонетического строя русского языка: различение гласных и согласных, звуков и букв, деление на слоги, произношение и ударение;

-различение на слух и правильное произношение звуков и сочетаний звуков, отсутствующих в родном языке;

-усвоение слов, грамматических форм и способов их образования, элементарных синтаксических конструкций и их употребление в предложении и связной речи;

-знание правил правописания: заглавные буквы, перенос слов по слогам, знаки препинания;

-применение полученных знаний и навыков в условиях учебного и повседневного общения;

-умение читать вслух и про себя, интонировать и выразительно читать отдельные предложения и текст в целом;

-умение делить текст на части и придумывать заглавия к ним, составлять план, дописывать и досказывать задания, описывать предметы или картинки и т. д.;

-понимание учащимся того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения.




Планируемые результаты (2 год обучения)


Личностные результаты:

уt1731247379aa.gif читься объяснять свое несогласия и пытаться договориться; учиться выражать свои мысли, аргументировать; овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.

Личностные результаты освоения обучающимися:

-способность использовать приобретенные знания и умения по русскому языку в школьной и повседневной жизни;

-понимание русского языка как необходимого средства приобщения к культурным и духовным ценностям русского народа, народов России и мира;

-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, бережного отношения к материальным и духовным ценностям;

-формирование уважительного отношения к русской культуре и культуре других народов;

-ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;

-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

-осознание «Я» как представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину.


Мt1731247379ab.gif етапредметными результатами изучения курса второго года обучения являются формирование следующих УУД.


Регулятивные УУД: учиться отличать факты от домыслов; овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Процесс достижения регулятивных УУД соответствует выработке у учащихся умений и навыков:

следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности;

определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем;

корректировать выполнение задания в дальнейшем.

- формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

оt1731247379ab.gif владевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;

перерабатывать полученную информацию

дифференцировать звуки внутри слова;

членить поток речи на слова;

опознавать звуковой образ слова и соотносить его с определенным значением;

понимать значение производных слов с различными суффиксами и приставками;

устанавливать взаимосвязи слов друг с другом и определять характер семантико-синтаксических отношений;

дифференцировать интонационные схемы предложений;

выводить общее содержание предложения из значений составляющих его языковых элементов.

Коммуникативные УУД:

уt1731247379ab.gif читься выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя); развивать доброжелательность и отзывчивость; развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.


Предметные результаты: 

умения и навыки аудирования: восприятие речи на слух и понимание основного содержания;

овладение диалогической формой речи;

знание основных единиц фонетического строя русского языка: различение гласных и согласных, звуков и букв, деление на слоги, произношение и ударение;

различение на слух и правильное произношение звуков и сочетаний звуков, отсутствующих в родном языке;

знание правил правописания: заглавные буквы, перенос слов по слогам, знаки препинания;

применение полученных знаний и навыков в условиях учебного и повседневного общения: вести диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно задавать вопросы в пределах усвоенной лексики, пересказывать текст, составлять предложения по картинкам, по определенным тематическим образцам, короткие монологические тексты (несложное описание, повествование, рассуждение) на различные темы;

умение читать вслух и про себя, интонировать и выразительно читать отдельные предложения и текст в целом;

умение делить текст на части и придумывать заглавия к ним, составлять план, дописывать и досказывать задания, описывать предметы или картинки.


Практическая значимость

Программа нацелена на оказание специальной помощи обучающимся, направленной на раскрытие внутреннего потенциала личности.

При этом могут быть решены успешно следующие группы проблем в развитии ребенка:

- личностные проблемы развития;

- сохранение жизни и здоровья;

- расширение пространства досуга;

- адаптация к жизни в школьном социуме.

В процессе развития программы предусматривается ее доработка и корректировка с учетом пожеланий родителей и педагогов.

Показателем результата работы должно явиться то, что обучающиеся по данной программе должны продемонстрировать меньше отклонений в обучении и поведении.

Педагогические технологии, используемые при работе:

-индивидуализация образовательного процесса;

-обучение навыкам самообразовательной и поисковой деятельности;

-диалоговая форма обучения;

-игровые формы;

-памятки, карточки, творческие задания;

-вовлечение в групповую работу;

-вовлечение в проектную деятельность.


Ресурсы открытой образовательной среды для обучающихся:

Грамота.Ру: справочно-информационный портал "Русский язык»

http://www.gramota.ru

Мультимедийные итерактивные упражнения по русскому языку https://learningapps.org/index.php?category=84&subcategory=750&s=

Самоучка. Интрактивные обучающие упражнения http://samouchka.com.ua/_pismo_i_chtenie/14/

Бесплатные видеоуроки от проекта «Инфоурок»

https://infourok.ru/videouroki/russkij-jazyk-i-literatura\

Видеоуроки школьной программы

https://interneturok.ru/subject/russian/class/1

Видеоуроки по школьным предметам InternetUrok.ru

http://interneturok.ru


Использованные источники:

1.https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/02/04/problemy-obucheniya-detey-migrantov-v-sovremennoy

2.https://cyberleninka.ru/article/n/deti-migrantov-v-sovremennoy-rossiyskoy-shkole-puti-yazykovoy-adaptatsii

3.https://www.libfox.ru/634021-kollektiv-avtorov-adaptatsiya-detey-migrantov-v-shkole.html

4.https://www.twirpx.com/file/2284556/

5. http://psyedu.ru/files/articles/2295/pdf_version.pdf













14


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации