ДОРОЖНАЯ КАРТА ПОДГОТОВКИ К ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Хомустахская основная общеобразовательная школа»
МР «Усть-Алданский улус (район)» Республика Саха (Якутия)
«Утверждаю»:______________
Зам. директора по УР Ховрова А.Д.
«___»________________201__г
ДОРОЖНАЯ КАРТА ПОДГОТОВКИ
К ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
2018-2019 учебный год
Учитель русского языка
и литературы: Петрова С.С.
2018-2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели:
создание оптимальных условий для качественной подготовки обучающихся 9 класса к ОГЭ;
повышение уровня знаний выпускников школы, сдающих ОГЭ;
создание и развитие организационно-методической системы подготовки учащихся к выпускному экзамену в форме ОГЭ.
Задачи:
обеспечить нормативно-правовую подготовку обучающихся по процедуре проведения государственной итоговой аттестации;
сформировать теоретические и практические знания, умения и навыки обучающихся, необходимые для сдачи ГИА;
предоставить возможность обучающимся использовать для подготовки к экзаменам Интернет-ресурсы и материалы образовательных сайтов;
организовать диагностические процедуры и мониторинговые исследования с целью определения степени готовности обучающихся к государственной итоговой аттестации;
определить степень тревожности обучающихся и провести занятия по снятию психологической напряженности, формированию навыков саморегуляции и самоконтроля учащихся и их родителей (законных представителей).
Содержание информационной деятельности по вопросам ОГЭ
В информационной деятельности по подготовке к ОГЭ выделим три направления:
Информационная работа с педагогами.
Информационная работа с учениками.
Информационная работа с родителями.
Содержание информационной работы с педагогами.
Эту работу в образовательном учреждении проводят: директор, заместители директора, руководители методических объединений.
Информирование учителей на производственных совещаниях:
Нормативно-правовыми документами по ОГЭ
О ходе подготовки к ОГЭ в школе, районе и области.
Включение в планы работы школьных методических объединений (ШМО) вопросов подготовки к ОГЭ.
Содержание информационной работы с учащимися
1) Организация информационной работы (в форме инструктажа учащихся):
правила поведения на экзамене;
правила заполнения бланков;
2) Информационный стенд для учащихся: нормативные документы, бланки, правила заполнения бланков, ресурсы сети Интернет по вопросам ОГЭ.
3) Проведение занятий по тренировке заполнения бланков.
4) Пробные внутришкольные экзамены.
Содержание информационной работы с родителями учащихся
1) Родительские собрания:
информирование родителей о процедуре ОГЭ, особенностях подготовки к тестовой форме сдачи выпускных экзаменов, информирование о ресурсах сети Интернет;
ознакомление родителей с нормативными документами по подготовке к ОГЭ;
информирование о результатах пробных внутришкольных экзаменов ОГЭ;
о пункте проведения экзамена и о подготовке к пробным внутришкольным экзаменам ОГЭ в школе.
2) Индивидуальное консультирование родителей (учителями-предметниками, классным руководителем).
Работа с родителями учеников
Необходимо шире использовать возможности родительского комитета. Родительский комитет планирует, готовит и проводит всю совместную работу по установлению контактов с родителями учеников данного класса. Одно из направлений совместной работы родительского комитета и учителей-предметников, ведущих учебные занятия в данном классе – информационная деятельность. Поскольку родители являются главными заказчиками на образовательные услуги школы, они получают информацию о новых учебниках, содержании новых учебных курсов и ОГЭ как новой форме аттестации их детей и критериях оценивания и т.д.
Мониторинг качества образования
Система мероприятий по повышению качества подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ОГЭ включает следующие направления деятельности:
посещение администрацией уроков учителей-предметников, методическая помощь;
включение в планы работы деятельности школьных методических объединений вопросов подготовки к ОГЭ, дополнительные семинары, курсы повышения квалификации;
индивидуальные консультации учителей-предметников для учащихся;
привлечение ресурсов дистанционного обучения и ресурсов Интернет для подготовки к ОГЭ;
психологическая поддержка учащихся, консультирование, выработка индивидуальных стратегий подготовки к ОГЭ.
Характеристика структуры и содержания КИМ
Каждый вариант ОГЭ состоит из трёх частей и включает в себя 15 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
Часть 1 – краткое изложение (задание 1).
Часть 2 (задания 2–14) – задания с кратким ответом.
В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:
задания открытого типа, на запись самостоятельно сформулированного краткого ответа;
задания на выбор и запись одного правильного ответа из предложенного перечня ответов.
Часть 3 (альтернативное задание 15) – задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.
Часть работы | Количество заданий | Максимальный первичный балл | Тип заданий |
Часть 1 | 1 (задание 1) | 7 | Задание с развёрнутым ответом |
Часть 2 | 13 (задания 2–14) | 13 | |
Часть 3 | 1(задание 15) | 9 | Задание с развёрнутым ответом |
Части 1 и 3 | | 10 баллов за практическую грамотность и фактическую точность речи | |
Итого | 15 | 39 | |
Продолжительность ОГЭ по русскому языку
На выполнение экзаменационной работы отводится 235 минут.
Отметки за ОГЭ
Отметка | Количество баллов | Пояснение |
«5» | 34-39 | ГК1-ГК4 ( за грамотность) – не менее 6 баллов |
«4» | 25-33 | ГК1-ГК4 ( за грамотность) – не менее 4 баллов |
«3» | 15-24 | Если больше балов, но ГК1-ГК4 ( за грамотность) – не менее 4 баллов |
«2» | 0-14 | |
Устная часть ОГЭ по русскому языку
Устная часть по русскому языку будет состоять из четырех заданий.
Задание 1 – чтение вслух небольшого текста научно-популярного характера. Время на подготовку – 1,5 минуты.
В задании 2 предлагается принять участие в условном диалоге – интервью: ответить на пять вопросов.
В задании 3 необходимо построить связное монологическое высказывание на определённую тему с опорой на план. Время на подготовку – 1 минута.
Общее время ответа одного экзаменуемого (включая время на подготовку) – 15 минут. Каждое последующее задание выдаётся после окончания выполнения предыдущего задания. В процессе проведения собеседования будет вестись аудиозапись. Итоговое собеседование выпускники 9 классов будут проходить в своих школах. Оцениваться оно будет по системе «зачет»/«незачет».
Продолжительность устной части ГИА по русскому языку
На выполнение экзаменационной работы отводится 15 минут на одного участника экзамена.
Система оценивания выполнения заданий КИМ
Ответ на задание 1 (чтение текста) работы оценивается по специально разработанным критериям. Максимальное количество баллов за чтение – 3.
Выполнение коммуникативной задачи в задании 2 оценивается отдельно для каждого данного экзаменуемым ответа на вопрос. Речевое оформление оценивается в целом по пяти ответам и составляет 5 баллов. Оценка практической грамотности экзаменуемого и фактической точности его устной речи за задание 2 составляет 3 балла.
Максимальный балл за выполнение задания 2 – 8 баллов.
Оценка ответа на задание 3 работы осуществляется по специально разработанным критериям. Максимальное количество баллов за монологическое высказывание – 5.
ПЛАН ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ К ОГЭ 2018-2019 учебный год
Сроки | Организационно-методическая работа учителя | Работа с учащимися | Работа с родителями |
Сентябрь | 1. Изучение нормативных документов по проведению ОГЭ в 2017-2018 учебном году. 2. Пополнение перечня учебной литературы и материалов по подготовке к ОГЭ новинками. Использование Интернет-ресурсов. 3. Анализ типичных ошибок при сдаче ОГЭ за прошлый учебный год 4. Планирование работы по подготовке учащихся к ОГЭ на уроках. Составление плана и графика консультаций, индивидуальных занятий. 5. Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения устного экзамена в 9 классе | 1. Беседы с выпускниками: - О целях, содержании и особенностях подготовки к ОГЭ. - Ознакомление с инструкцией по проведению государственной (итоговой) аттестации. - Знакомство с критериями оценки работ по заданиям части 1 и 3; с критериями устной части ОГЭ - знакомство с официальными сайтами ОГЭ. 2. Ознакомление с демоверсией КИМ ОГЭ 2018, демоверсией устного экзамена 3. Продолжить работу с демонстрационными версиями ОГЭ, начатую в 8 классе. 4.Начать работу по подготовке к устной части ОГЭ. | Посещение родительского собрания Ознакомление с « Индивидуальными маршрутными листами » |
Октябрь | 1. Обновить стенд для информации и знакомства с документами по ОГЭ 2. Изучение новых технологий при подготовке учащихся к ОГЭ 3. Пополнение банка заданий ОГЭ. 4. Создание папки с теоретическим и практическим материалом по подготовке ОГЭ( к устной и письменной части) 5. Вести мониторинг качества выполнения заданий по русскому языку | 1.Сосредоточить работу с учащимися на выполнении заданий 2-14. 2. Повторение теоретического материала. 3. Выполнение тестовых заданий. 4. Написание сжатого изложения и сочинения-рассуждения. 5. Работа по заполнению бланков. 6. Провести тренинг по написанию сжатого изложения на основе микротекстов с учётом основных требований по критериям, используя материалы ОБЗ на сайте ФИПИ. 7. Входная контрольная работа. Тестирование в формате ОГЭ. 8. Создание устного монологического высказывания с вербальной опорой в тексте задания | Беседа с родителями о предстоящем пробном тестировании в формате ОГЭ, советы, рекомендации учителя-предметника. |
Ноябрь | 1. Знакомство и изучение новой педагогической литературы по проведению ОГЭ. 2. Анализ результатов ОГЭ. 3. Выявление типичных ошибок. 4. Индивидуальные консультации с учащимися группы риска. 5. Контроль подготовки к ОГЭ. | 1.Составление диагностических карт учащихся (сильные, слабые учащиеся) 2. Ознакомление с основными направлениями самостоятельной работы учащихся по подготовке к ОГЭ. 3. Работа с контрольно-измерительными материалами из открытого банка заданий на сайте ФИПИ ( включая устную часть) 4. Консультативная помощь в написании сочинения-рассуждения и сжатого изложения. 5. Условный диалог ( подготовка к устной части) | Индивидуальные беседы с родителями обучающихся, связь с классным руководителем |
Декабрь | 1. Изучение методики обучения выполнения тестов по русскому языку 2. Работа с заданиями части 1 и 3. Подготовка к устной части ОГЭ 3. Проведение контрольного тестирования в формате ОГЭ, . 4. Работа со слабоуспевающими учащимися 5. Подготовка материалов (информационных, наглядных) к выступлению на родительском собрании | 1. Контрольная работа по формате ОГЭ по итогам первого полугодия 2. Продолжить работу по заполнению бланков ОГЭ. 3. Индивидуальная работа со слабоуспевающими учениками. 4. Выполнение заданий повышенной сложности. 5. Работа с демонстрационными версиями ОГЭ ( включая устную часть) 6. Репетиционная работа ( устный экзамен) | Беседа с родителями о результатах мониторинга качества выполнения заданий ОГЭ. |
Январь | 1. Итоги успеваемости учащихся 9 класса в первом полугодии. 2.Анализ ошибок тестирования в формате ОГЭ за первое полугодие 3.Обзор текущей информации по ОГЭ. 4.Обмен опытом с коллегами по подготовке учащихся к ОГЭ ( ШМО) 5. Использование Интернет-ресурсов в подготовке к ОГЭ по русскому языку. | 1.Выработать с учащимися план-памятку к написанию сочинения на основе критериев, по которым оценивается сочинение. 2.Индивидуальная работа с учащимися по выполнению заданий 2-14 по тестам ОБЗ на сайте ФИПИ. 3.Права и обязанности участника экзамена. | Информирование о ходе подготовки учащихся к ОГЭ. |
Февраль | 1.Обзор текущей информации по ОГЭ 2.Подготовка к проведению пробного тестирования в формате ОГЭ на муниципальном уровне 3.Работа с заданиями части 1 и 3. 4. Индивидуальные консультации для педагогов, учащихся и их родителей по вопросам подготовки и проведения ОГЭ. | 1. Сориентировать учащихся на редактирование текста сочинения (убрать лексические повторы, громоздкие предложения; устранить слова, вызывающие сомнение в написании, сопоставить правописание слов, встречающихся в исходном тексте ). 2.Сосредоточить работу с учащимися на использовании языковых клише по каждому пункту плана. 3. Работа со слабоуспевающими учащимися 4. Коррекция знаний. Отработка пробелов | Индивидуальные и групповые консультации по оказанию помощи и контролю при подготовке к ОГЭ |
Март | 1.Работа с заданиями части 1-14. 2.Работа со слабоуспевающими учащимися. 3. Работа с образцами бланков по ОГЭ | 1.Обучение (тренировки) учащихся 9 класса навыкам работы по тестам на время. 2. Работа с контрольно-измерительными материалами из открытого банка заданий на сайте ФИПИ.. 3. Работа с заданиями различной сложности. 4.Отработка пробелов по итогам выполнения заданий ОГЭ. | Индивидуальное информирование и консультирование по вопросам подготовки и проведения ОГЭ. |
Апрель | 1.Подготовка памяток с рекомендациями для выпускников и их родителей 2.Работа со слабоуспевающими учащимися. | 1. Обучение (тренировки) уч-ся 9 класса навыкам работы по тестам на время. 2. Индивидуальное консультирование учащихся: работа над пробелами в знаниях 3. Работа со слабоуспевающими учащимися 4.Отработка пробелов (по итогам выполнения пробного экзамена) индивидуально 5. Пробный экзамен в формате ОГЭ 6. Экзамен ( Собеседование по устной части ОГЭ) | Индивидуальные консультации для родителей по вопросам подготовки к ОГЭ. |
Май | 1.Обзор текущей информации по ОГЭ 3. Проведение консультаций для учащихся перед экзаменом 3.Итоги успеваемости учащихся 9 класса за второе полугодие | 1. Проведение консультаций перед экзаменом 2.Отработка пробелов (по итогам выполнения пробного экзамена) индивидуально 3. Работа с заданиями различной сложности, в т.ч. заданиями части 3. 4. Практические занятия по заполнению бланков ответов. | В течение года |
| | | |
График пробных экзаменов в форме ОГЭ на базе школы
Дата | Предмет | Ответственный |
| Русский язык | Петрова С.С. |
Декабрь | Русский язык | Петрова С.С. |
Февраль | Русский язык | Петрова С.С. |
| Русский язык | Петрова С.С. |
Расписание дополнительных занятий по русскому языку в 9 классе
День недели | Предмет | Время проведения |
Четверг | Русский язык | 15:00-16:00 16:00-17:00 |
Пятница | Русский язык | 15:00-16:00 |