Презентация к уроку истории «Древний Китай»
наиболее типичная конструкция дома - каркасно-столбовая наиболее типичная конструкция дома - каркасно-столбовая материал для строительства - древесина эффект целостной композиции, т, е. ансамбль из множества домов древнее китайское зодчество характеризуется применением красок (крыши - желтый, карнизы -сине-зеленый, стены, столбы и дворы - красный).
Единственное здание, которое всегда стояло отдельно на окраине селения – это сторожевая башня-пагода: Единственное здание, которое всегда стояло отдельно на окраине селения – это сторожевая башня-пагода: защита от внешнего врага защита от злых духов в виде пагод строили храмы
Пагоды обязательно имеют нечетное число ярусов ( 3, 5, 9, 11) Пагоды обязательно имеют нечетное число ярусов ( 3, 5, 9, 11) Пагоды имеют разнообразную форму: (квадратные, шести-, восьми-, двенадцатиугольные, круглые).
Даяньта, или Большая пагода диких гусей Даяньта, или Большая пагода диких гусей (г.Сиань, 7-8 век). Её размеры: 25м. в основании и 60м.в высоту; состоит из 7 ярусов
Храмы Пекина располагались большими комплексами. Храмы Пекина располагались большими комплексами. Храмовый ансамбль Тяньтань («Храм неба») был связан с древнейшими религиозными обрядами китайцев, почитавших небо и землю как дарителей урожая.
Круглые террасы алтаря и синие крыши храмов символизировали небо, Круглые террасы алтаря и синие крыши храмов символизировали небо, квадратная в плане территория ансамбля – землю.
Каждый китайский город был окружен стеной ( "стена" и "город" обозначались одним словом "чэн"). Каждый китайский город был окружен стеной ( "стена" и "город" обозначались одним словом "чэн").
Великая китайская стена Великая китайская стена (протяженность более 3000 км). Стена имеет в ширину от 5 до 8 метров, а в высоту от 5 до 10 метров. Стена сначала была собрана из утрамбованного леса и камыша, затем её облицевали кирпичом.
По поверхности стены идут зубцы и дорога, по которой солдаты могли передвигаться. По всему периметру проставлены башни, через каждые 100 - 150 метров, для светового оповещения о приближении врага. По поверхности стены идут зубцы и дорога, по которой солдаты могли передвигаться. По всему периметру проставлены башни, через каждые 100 - 150 метров, для светового оповещения о приближении врага.
Планировка городских ансамблей. Планировка городских ансамблей. Пекин был задуман как мощная крепость. Массивные кирпичные стены с башенными воротами окружали столицу со всех сторон. В Пекине правильное расположение улиц. В виде сетки.
«Запретный город» (ныне превращенный в музей), обнесенный стенами и окруженный рвом с водой, представлял собой своеобразный город в городе, в глубине которого прятались покои императорских жен, увеселительные сооружения, театральная сцена и многое другое. «Запретный город» (ныне превращенный в музей), обнесенный стенами и окруженный рвом с водой, представлял собой своеобразный город в городе, в глубине которого прятались покои императорских жен, увеселительные сооружения, театральная сцена и многое другое.
Назначение китайского сада заключалось в том, чтобы вызвать у зрителя философское настроение, сады символизировали рай на Земле. Назначение китайского сада заключалось в том, чтобы вызвать у зрителя философское настроение, сады символизировали рай на Земле. Парки наполняют небольшими озёрами, с характерными высокими мостиками, павильонами с черепичными крышами, киосками, арками.
Вся территория делится на три части – среднюю, восточную и западную. Центром сада обычно служит водоём или искусственный холм. Вся территория делится на три части – среднюю, восточную и западную. Центром сада обычно служит водоём или искусственный холм. Вокруг него размещаются павильоны, связанные открытыми галереями, каменные композиции в виде горок, стенок или отдельных своеобразных скульптур, мостики, беседки, водные протоки.
Парк Бейхай Парк Бейхай - старинный парк Пекина, расположен на северо-западе от «Запретного города». Площадь парка более 700,000 кв.м., большая часть которой представляет собой водное пространство. Центральное место парка — остров Цюнхуадао, на котором возвышается Белая Пагода.
Блестящего расцвета достигла средневековая китайская живопись, представляющая собой одно из ярчайших явлений в истории Блестящего расцвета достигла средневековая китайская живопись, представляющая собой одно из ярчайших явлений в истории мировой культуры.
С необычайной убедительностью китайские мастера сумели воплотить поэтическую красоту природы, свои представления о совершенной гармонии и величии Вселенной. В картинах они передали не только свои личные впечатления, но и жизненную философию китайских мудрецов. С необычайной убедительностью китайские мастера сумели воплотить поэтическую красоту природы, свои представления о совершенной гармонии и величии Вселенной. В картинах они передали не только свои личные впечатления, но и жизненную философию китайских мудрецов.
Стремление через частное и единичное постичь всеобщие законы бытия и взаимосвязь явлений составляет характерную черту китайской живописи. Стремление через частное и единичное постичь всеобщие законы бытия и взаимосвязь явлений составляет характерную черту китайской живописи.
Органическое слияние поэзии и живописи было отмечено одним из китайских критиков в IX в.: Органическое слияние поэзии и живописи было отмечено одним из китайских критиков в IX в.: «Когда они не могли выразить свою мысль живописью, они писали иероглифы, когда они не могли выразить свою мысль через письменность, они писали картины».
Китайская живопись пейзаж историко - бытовой портрет
«горы- воды» «горы- воды» «цветы- птицы»
Характерно, что китайские художники передавали не столько очертания гор, деревьев, сколько умели выразить мысль о безграничности окружающего мира. Открывая перед зрителем широкую панораму, художник предоставлял возможность тщательно изучать и исследовать изображенное с разных точек зрения. В величественном мире гор, лесов и рек можно увидеть маленькие фигурки одного - двух путников. Они никуда не торопятся, они просто созерцают первозданную красоту.
На горной вершине Ночую в покинутом храме. К мерцающим звездам Могу прикоснуться рукой. Боюсь разговаривать громко: Земными словами Я жителей неба Не смею тревожить покой. Ли Бо. «Храм на вершине горы». Перевод А. Гитовича
Известный поэт и живописец VIII в. Ван Вэй в трактате «Тайное откровение науки живописца» давал советы начинающим художникам: Известный поэт и живописец VIII в. Ван Вэй в трактате «Тайное откровение науки живописца» давал советы начинающим художникам: «Нельзя давать деревья без числа: важнее показать, как стройны, милы горы»; «Среди скал, нависших и опасных круч хорошо бы приютить странное дерево»; «Далекие горы нужно снижать и раскладывать; близким же рощам надо скорее дать вынырнуть резко».
В пейзажах китайских художников много символов, зачастую непонятных европейцу. Пара уточек символизировала семейное счастье, фазан — удачную карьеру, прекрасный цветок лотоса — символ чистоты, гибкий и полый внутри бамбук — олицетворение мудрости и противостояния жизненным невзгодам, вечнозеленая сосна служила аллегорией долголетия, цветущая слива мейхуа — символ благородства и стойкости.
Го Си. Ранняя весна. Фрагмент. Здесь показана природа пробуждающийся от сна и полный движения. Ритмы картины напряжены и беспокойны. Силуэты гор словно растут, прорывая туман, а деревья, будто стряхивая с себя сон, расправляют свои еще безлистые ветви. В этом вертикальном свитке передано ощущение могучей стихийности природы, ее напоенности весенними соками.
В пору, когда еще тихо Дремлет природа под снегом, Вести приходят из сада, Первые вести весны. Там мейхуа пробудилась: По воскрешенным побегам — Россыпи розовой яшмы С солнечной стороны... Ли Цинчжао.
Ма Юань. «Утки, скала, мейхуа».
Жанр портрета — один из древнейших в китайской живописи. Он известен еще с V в. до н. э. и связан, как и в Древнем Риме, с культом предков. Написать портрет для китайского художника означало «выразить душу», «писать образ», «писать истинную природу человека». Наиболее популярны были изображения буддийских святых, исторических и государственных деятелей, знаменитых людей. Ли Гун - линь. «Портрет Вэймо».
Портрет Ли Бо — это обобщенный образ-символ, где портретное сходство уступает место передаче духовной атмосферы, творческого настроения поэта. На картине он изображен в момент поэтического вдохновения. Это скорее символический этюд в однотонных, пульсирующих тушью ритмических линиях. Ли Бо нарисован во весь рост в профиль. Его фигура спрятана в длинных складках и рукавах одежды, голова слегка приподнята. Создается впечатление, что художник рисует силуэт фигуры единым движением кисти, точно так же, как пишут иероглиф. Фон свитка остается незаполненным, а поэтому кажется, что Ли Бо навсегда уходит в пространство необъятного мира. Лян Кай. Портрет поэта Ли Бо.
В многовековой истории человечества сменилось множество культур различных народов, а культура древнего Китая сохранена его народом до настоящего времени. Китай – одно из древнейших цивилизованных государств мира. Философские идеи в Китае, берущие начало в глубине веков, чрезвычайно богатые по содержанию и являются огромной кладовой идей в истории познания всего человечества.
Басянь или Пасянь ("восемь бессмертных"), в китайской даосской мифологии популярнейшая группа героев, символы удачи. Все они достигли бессмертия в результате постижения дао, или "пути".Первым достиг бессмертия Ли Тегуай ("железная клюка"), ученик основателя даосизма Лао-цзы. Ли, достигнув бессмертия, отправился к священной горе, а вернувшись и обнаружив, что его тело нечаянно сожгли, вошел в тело умершего от голода хромого бродяги. Ли не хотел жить в отвратительном теле, но Лао-цзы убедил его не оставлять жизнь и дал железную клюку. Считалось, что Ли Тегуай приобщил к даосской доктрине Чжунли Цюаня, второго из "восьми бессмертных". Согласно одному из мифов, перед Чжунли Цюанем раскололась стена его жилища, и он нашел там наставления о том, как стать бессмертным. Чжунли внял им и на облаке взлетел в небо, став вестником богов. Обычно его изображали толстым, лысым, с длинной бородой, нередко с веером из перьев или пальмовых листьев.Бессмертный Люй Дунбинь, увидев вещий сон о тщете всего земного, решил покинуть мир и направился в горы.
Лунван, в китайской мифологии хозяин водной стихии; ему подчинялись бог грома Лэйгун, владыка дождя Юйши и бог ветра Фэнбо. Согласно ранним текстам, Лунван - существо, выделяющееся среди прочих драконов необычайными размерами - около 1 ли то есть примерно полкилометра в длину. Образ Лунвана сложился в первых веках нашей эры. Распространение получило представление о Лунване, как о верховном драконе четырёх морей (в соответствии с древнекитайской космогонией): Гуан-дэ ("увеличивающий добродетель") - Лунван Восточного моря, Гуан-ли ("увеличивающий богатство") - Южного, Гуан-жун ("увеличивающий благосклонность") - Западного и Гуан-цзэ ("увеличивающий щедрость") - также Западного. Все они считаются братьями, из которых старший - Гуан-дэ. Существовало представление и о Лунване четырёх главных рек Китая.
Хуанди ("желтый предок", "желтый государь"), в китайской мифологии олицетворение магических сил земли; отсюда его связь с желтым цветом лёссовых почв. Считалось, что Хуанди был огромного роста (около трёх метров), имел лик дракона, солнечный рог, четыре глаза или четыре лица.Ему приписывали изобретение топора, ступки, лука, стрел, одежды и туфель; якобы он научил людей отливать колокола и треножники, бурить колодцы, мастерить повозки и лодки.
Яньван ("князь"), в китайской мифологии владыка подземного мира; считалось, что он расследует земную жизнь мертвых, а затем направляет их для наказания к одному из десяти царей-судей, каждый из которых имеет свое судилище. Восемь царей наказывали души, а попадающих к двум другим судьям ожидали новые тела для реинкарнации.Однако, согласно другим версиям мифа, всякая душа непременно должна была пройти через все десять судилищ.Древние китайцы верили, что ужасные пытки ждут великих грешников: продажные чиновники всех рангов глотают расплавленное золото, а самых закоренелых в грехе варят в кипящем масле,перетирают огромными каменными жерновами или разрубают пополам.
Паньгу, Паньку, в китайской мифологии первопредок, порождение животворных сил вселенной инь и ян. В мифе о рождении Паньгу повествуется, что на заре времен вселенная представляла собой некое подобие содержимого куриного яйца. По мере роста Паньгу, в течение долгих 18 000 лет, светлое начало, белок (ян), образовало небо, а мутное, желток (инь), — землю.Чтобы небо и земля не соединились вновь, Паньгу встал между ними, головой подпирая небо, а ногами ступая на землю.В течение 18 000 лет расстояние между небом и землей каждый день увеличивалось на три метра. С такой же скоростью рос Паньгу. Наконец он, увидев, что земля и небо уже не соединятся, умер. Дыхание Паныу стало ветром и облаками, голос — громом и молнией, левый глаз — солнцем, а правый — луной. Руки, ноги и туловище образовали четыре стороны света и горы, из крови и вен возникли реки и дороги.