Урок истории «Древнее Двуречье»
Урок «Древнее Двуречье»
Цель: познакомить учащихся с природой, климатическими условиями, местоположением на карте Древнего Двуречья.
Задачи:
- Продолжить формирование умений сравнивать географическую среду Египта и Двуречья;
- Анализировать исторический документ, работать с исторической картой.
- Воспитание толерантности по отношению к другим государствам и народам.
Учебное оборудование: доска, карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», проектор, компьютер.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Изучение новой темы.
План:
Природные и климатические условия Двуречья.
Занятия жителей Двуречья.
Религия и письменность древних жителей Двуречья.
На доске записана тема урока, основополагающий вопрос: «что общего в природных условиях и жизни жителей Египта и Двуречья? В чем различия?» и проблемные вопросы:
Где расположена страна Двуречье?
Почему Евфрат называют «великой перевернутой рекой»?
Какая местность по берегам Тигра и Евфрата?
Какие занятия существовали у жителей Двуречья?
Существовала ли письменность и религия?
1. Рассказ учителя.
Мы закончили знакомство с историей Древнего Египта и переходим к изучению новой темы. Обратимся к карте и представим себе, что из Египта, а мы знаем, что египтяне участвовали в длительных походах. Напомните, при каком фараоне египтяне совершили больше всего походов? На каком материке находится Египет? Правильно, при Тутмосе граница Египта была отодвинута до реки Евфрат. Как же можно было добраться до этой реки?
2. Работа по карте (с.31 учебника, настенная карта, слайды).
Ребята, представьте себя путешественникам, которые проделывают путь из Египта в Двуречье. Пользуясь вопросами- подсказками составьте рассказ о своем путешествии.
!!! Но пока мы с вами будем составлять рассказ, я дам некоторым ученикам индивидуальное задание, на которое они должны будут ответить в конце нашего рассказа.
Отряд воинов-чужеземцев подошел к большой полноводной реке. Это был Евфрат. Чужеземцы посмотрели на бегущую воду, в удивлении замахали руками и закричали: «Быть не может! Да ведь это река, текущая наоборот!»
Вопросы:
Предположите, к какому народу принадлежали чужеземцы?
Почему они назвали Евфрат «великой перевернутой рекой»?
Вопросы по карте:
Через какие страны проходил наш путь?
До какой мы добрались реки?
Куда она впадает?
Как называется государство?
Какие крупные города находились в государстве.
Оказывается из дельты реки Нил через небольшой перешеек на Синайский полуостров, затем по восточному побережью Средиземного моря, где находятся знакомые нам страны: Палестина, Сирия, Финикия, по пустыне мы доберемся до реки Евфрат. Пересекая перешеек и попадая на Синайский полуостров, мы покинули материк Африка и перешли в новый материк – Азия. Река Евфрат, как и параллельно текущая ей река Тигр, берут свое начало в Закавказье, текут с севера на юг, впадая в Персидский залив. Эти реки, как и река Нил дарили жизнь и процветание этой теплой стране. Страна это носит название – Двуречье, так как расположена между двумя реками.
Делаем вывод, что страна расположена в Передней Азии.
3. Решение исторической задачи.
Отряд воинов-чужеземцев подошел к большой полноводной реке. Это был Евфрат. Чужеземцы посмотрели на бегущую воду, в удивлении замахали руками и закричали: «Быть не может! Да ведь это река, текущая наоборот!»
Вопросы:
Предположите, к какому народу принадлежали чужеземцы?
Почему они назвали Евфрат «великой перевернутой рекой»?
4. Работа с историческим документом. Раздать. Один читает- остальные отвечают на вопросы.
Исторический документ.
Геродот. История.
193 … Вся Вавилония, подобно Египту, всюду перерезана каналами. Самый большой из этих каналов судоходен. Из всех стран на свете, насколько я знаю, эта земля производит, безусловно, самые лучшие плоды Деметры (древнегреческая богиня плодородия). Напротив, плодовые деревья там даже вообще не произрастают: ни смоковница, ни виноградная лоза, ни маслина. Что же до плодов Деметры, то земля приносит их в таком изобилии, что урожай здесь вообще сам-двести, а (в хорошие годы) даже сам-триста. Листья пшеницы и ячменя достигают там целых четырех пальцев в ширину. Что просо и сезам (масличное растение) бывают там высотой с дерево, мне хорошо известно, но я не стану рассказывать об этом. Я знаю ведь, сколь большое недоверие встретит мой рассказ о плодородии разных хлебных злаков у тех, кто сам не побывал в Вавилонии. Оливкового масла вавилоняне совсем не употребляют, но только из сезама. Повсюду на равнине растут там финиковые пальмы, в большинстве плодоносные. Из плодов пальм приготовляют хлеб, вино и мед…
Какая земля существовала в Древнем Двуречье?
Какие культуры выращивали жители это страны?
Какие занятия существовали у жителей Двуречья?
Вывод: Основные занятия жителей др. Двуречья:
- Земледелие
- Ремесло
- Строительство каналов
Пока учитель рассказывает о письменности Др. Двуречья- ученикам дается задача.
5. Решение задачи.
Археологами во время раскопок в Междуречье было найдено около 500 глиняных табличек, принадлежащих ученикам школы будущим писцам. На этих табличках обозначены имена учеников, имена и профессии их отцов.
- Что можно узнать по этим табличкам о жизни людей того времени?
6. Рассказ учителя.
Для деловой переписки нужен простой и дешевый материал. Но папирус на берегах Тигра и Евфрата не рос. Поэтому жители Двуречья писали на глиняных табличках. Позже из глины научились делать кирпичи и строить из них дома, храмы и дворцы.
7. Как учились в школах а Двуречье.
Постарайтесь сами ответить на этот вопрос, используя картину.
III. Закрепление изученного на уроке.
1. Беседа по вопросам:
- Что было общего в природных условиях жителей Египта и Двуречья?
- В чем различия?
Предлагается игра. Условие игры: Задается вопрос если дети согласны то хлопают, если не согласны - топают. (Игра в тоже время заменяет физкульт. минутку.)
Вопросы:
1.Междуречие иначе называется Двуречье. (Да)
2. Междуречьем эту страну назвали,т.к. она находилась между двух рек: Тигр и Нил (нет)
3.Ур и Урук это название рек. (Нет.)
4. Почвы в Двуречье были очень плодородными. (да)
5.Клинопись- это узоры на посуде. (Нет.)
6.В природно - климатических условиях Египта и Двуречья много сходства. (Да.)
IV. Итоги урока.
Домашнее задание: прочитать параграф 13, выполнить контурную карту.
4.Закрепление знаний, полученных на уроке.