12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Полина28
Россия, Оренбургская обл., Оренбург














План-конспект урока по истории

(5 класс)

По теме: «Древний Китай»



Учитель истории и обществознания:

Солинская Полина Юрьевна

МОАУ СОШ №67

г. Оренбург



2020 г.

Тема урока: Древний Китай. Создание объединенного государства. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения.

Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.


Цель урока:

- Познакомить учащихся с географическим положением и природными условиями Древнего Китая, показать взаимосвязь природных условий с занятиями жителей страны, помочь сформировать представления о религиозных верованиях китайцев; подвести учащихся к пониманию значения образования единого Китая и изобретения китайцев; продолжить формирование умений строить рассказ на основе текста, навыков соотношения исторических фактов во времени.

- Развивать творческие способности учащихся, монологическую речь, историческое мышление.

- Воспитывать интерес к истории Древнего Китая, уважение к труду и культуре древних людей.

Планируемые результаты:

Личностные:формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира

Регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; смысловое чтение;

Коммуникативные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

Предметные: использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;

описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории; давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.

Тип урока: усвоение и первичное закрепление новых знаний.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный диалог, эвристический, системно-деятельностный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся:коллективная, индивидуальная.

Средства обучения: проектор, презентация, видео «Знакомство с Китаем», учебник (Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс./ Ф.Михайловский), исторический словарь, карта «Древний Китай», История. 5 класс. ВПР. 10 тренировочных вариантов:учебно-методическое пособие/ О. А.Чернышева. Легион: 2019 г.

Основные понятия, изучаемые на уроке: империя, император, конфуцианство.


Этап

Деятельность учителя

УУД

1. Самоопределение к деятельности. Орг. момент

Включение в деловой ритм. Устное сообщение


2. Актуализация знаний

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

С историей какого государства мы с вами познакомились на прошлом уроке?(ответ Мы познакомились с историей Индии).

Перед тем как переходить к новой теме мы должны вспомнить ранее изученное.

Ответ у доски:

Расскажите о Древней Индии, когда началось заселение этой территории

Карточки:



3. Постановка учебной задачи.

Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.

Ребята, а вы хотите дальше знакомиться с историей Древнего мира?

Тогда двинемся дальше на восток.

Работа по карте.

В какой стране мы оказались? (Китай)

Создание эмоционального настроя: просмотр музыкального видео про Китай.

Сформулируйте тему урока. Государство Китай.

Запись темы:

Древний Китай. Создание объединенного государства.

-А что вы хотите узнать про это древнее государство?

(Ответы учеников: 1. Узнать более точное географическое расположение этого государства, 2. Как управлялось государство, 3. Чем занимались древние китайцы).

Это и будут задачи нашего урока.

Учитель пишет план урока на доске, ученики в свою тетрадь.

По мере решения каждой учебн.задачи, учитель крепит напротив него магнит (журавля).

Регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;





4. Построение проекта выхода из затруднения

Географическое положение Китая.

Для решения первой учебной задачи нам понадобится карта

Работа с исторической картой и учебно-методическим пособием стр. 80

(История. 5 класс. ВПР. 10 тренировочных вариантов:/ О. А.Чернышева. Легион: 2019 г.)

- Опишите, где находится Китай? (Китай это Восточная Азия). Ученик показывает на карте, остальные на местах работают в своей тетради.

- С какими древними государствами он граничит?

- Какими морями омывается Китай? (Китай омывается водами трех морей – Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского, являющимися окраинными морями Тихого океана. Реки, которые протекают по этой территории Хуанхе и Яндцы. (Дети подписывают и обводят Китай на карте.)

- Какие реки протекают на территории Древнего Китая?

Древнейшие государства в Китае возникли на берегах реки Хуанхэ в период бронзы. В VIвеке до н.э. китайцы начали обрабатывать железо. Это позволило вырубить густые леса в долине Янцзы — второй великой реки Китая. Теперь царства образовались и в отдалении от больших рек. (Ученики подписывают р.Хуанхэ и Янцзы).

Первую учебную задачу мы решили. Я отмечу это вот таким символом. Учитель крепит журавлика.

Государственной управление.

Давайте посмотрим внимательно на карту Древнего Китая.

Одинаковым ли цветом окрашена территория.

Это говорит о том, что Китай представлял собой совокупность разных царств.

Как вы думаете, это хорошо, что Китай представляет собой разные царства, или не очень. Почему? (Царства могут между собой воевать).

Почему требовалось объединение Китая?

Границы между ними разъединяли людей, препятствовали их культурным и хозяйственным связи.Между китайскими царствами постоянно велись кровопролитные войны, разорявшие страну. Раздробленный Китай не мог успешно обороняться от внешних врагов.

Горестное положение Китая болью отзывалось в сердцах лучших людей страны.

В VIвеке до н.э мудрец по имени Конфуций призывал китайцев человечности и уважению старших. Впоследствии его учение стало очень популярным и было назвал конфуцианством.

Конфуцианство – учение о добродетели.(запись в исторический словарь)

Объединение страны оказалось возможным только с наступлением железного века. Орудия труда усовершенствовались, население увеличилось, государственная власть и армии окрепли. В результате крупные царства подчиняли себе мелкие.

Чтобы защитить себя от врагов нужно было не только объединиться.

- Что ещё поможет государству защитить себя от врагов? (сильная армия)

И такая армия была создана.

Одним из крупных царств было царство - Цинь. Его правители создали сильную армию, вооружённую железным оружием. Основу армии составляла пехота с мечами и арбалётами (самострелами или улучшенными луками). Циньские воины были защищены доспехами, но не имели щитов: им полагалось нападать, а не обороняться. Вместо отрядов колесниц была организована многочисленная конница, в армии введена строжайшая дисциплина.

В 221 годудо н.э., после 17 лет не прерывных войн, правитель Цинь разгромил своих противников и объединил весь Китай. Он стал называть себя ЦиньШихуан, что значит «первый властелин Цинь» Император Китая. (на слайде портрет императора)

Записываем в словарь определение

Император -( лат. imperātor  «властитель»,   «военачальник», «полководец»)

По его приказу срыли укрепления на границах прежних царств и страну поделили на 36 областей во главе с наместниками. Цинь Шихуан ввёл единую для всего Китая монету, единые меры веса, установил единые законы и одинаковоенаписание иероглифов. Цинь Шихуана люто ненавидела многочисленная знать покорённых царств. Тогда он приказал переселить более 100 тысяч знатных семей в новую столицу — Саньян. Всех, кто выражал недовольство, казнили, а их родственников обратили в рабство. Вместо старой знати, передававшей свои должности по наследству, Цинь Шихуан возвысил чиновников, полностью зависевших от него.

На жизнь властителя Китая не раз совершали покушения. Цинь Шихуан выстроил в столице 37 дворцов, соединявшихся длинными переходами, и не ночевал дважды в одном и том же помещении, опасаясь, что его убьют. Он умер ещё не старым человеком.

Император Цинь Шихуана известен, не только объединение страны.

Что же археологи обнаружили, вы узнаете, прослушав сообщение ученицы ….

Сообщение ученицы.

Что же археологи обнаружили? (В гробнице обнаружили: тысяч глиняных статуй конных и пеших воинов в полном вооружении. Непобедимая армия ЦиньШихуана должна была охранять его и после смерти.)

И это ещё не всё!

Чтобы защитить государство император создал необычное сооружение и это была …… стена!!!

Это самый крупный архитектурный памятник, который когда-либо был возведён человеческими руками.


Шли на север армии рабов,
Шло в неволю множество людей,
Был повсюду слышен свист кнутов,
Был повсюду слышен визг бичей!
По утесам голым и немым
В зной и холод люди шли и шли,
Было велено построить им
Стену в десять тысяч долгих ли...
Умирали, гибли не от стрел,
Не в бою за близких и родных,
Беглецам же был один удел —
Замуровывали в стену их...
«Плач Мэн Цзяннюй у Великой стены» (фрагмент)

Вы хотите узнать об этом грандиозном сооружении?

Сообщение ученицы «Великая Китайская Стена»

Целевая установка для детей: ответить на вопросы письменно в тетради.

(ответы пишут в тетради)


1. Какова протяженность укрепления?

2. Сколько метров высота стены?

3. Каким способом китайские воины передавали сигнал об опасности?

4.Сколько всадников и пеших воинов могло пройти по стене вряд?


Проверка.


Вывод: Великую китайскую стену называют ещё и "восьмым чудом света". Этот шедевр архитектуры таит в себе множество загадок. Кто знает, может кто- нибудь из вас отгадает загадку Китайской стены….


Государственные преобразования, содержание большой армии, невиданное по размаху строительство требовали огромных средств. Налоги и повинности возросли во много раз. Не уплативших налоги обращали в рабство. После смерти ЦиньШихуана в Китае начались волнения. династия Цинь была свергнута. Вожди восставших превратились в новую знать, а безродный староста маленькой деревушки стал основателем новой царской династии.


Ну а мы решили ещё одну учебную задачу.

Учитель напротив второго пункта крепит журавлика.

Физминутка

Игра: если утверждение верное – шагаем, неверное - хлопаем

Страна, изучение которой мы начали на этом уроке, – Индия. 
2. Китай называют Поднебесной страной.
 
3. В Китае текут реки Днепр, Тигр, Хуанхэ, Волга, Янцзы.
 
4. Сначала китайцы поселились в долине реки Хуанхэ.
5. «Рекой тысячи бедствий», «рекой блуждания» называют Хуанхэ.

6.Великое защитное сооружение – гробница.


3. 3. Изобретения древних китайцев.

А мы переходим к третьей задаче.

Занятия китайцев:

Давайте подумаем, чем могли заниматься древние китайцы, если они жили по берегам рек?


Изобретения китайцев.

Ни один наш день, не проходит без огромного количества изобретений, созданных много тысячелетий назад. Мы настолько заняты повседневными делами, что в суете не задумываемся о том, что этого могло и не существовать.

Давайте познакомимся с изобретениями древних китайцев. А поможет нам вот эта китайская коробочка.


Существует легенда, что однажды, когда китайская царица пила чай на открытой террасе своего дворца, с ветки тутового дерева, что красиво свисала тут же, в чашку неожиданно упал кокон бабочки. Острым, накрашенным, длинным ногтем царица попробовала вынуть его из пиалы, но за ноготь зацепилась тонкая нитка. Царица потянула за нитку, и кокон, распаренный в горячем чае, стал разматываться. С тех давних пор прошло уже более пяти тысяч лет.

(Что же такое обнаружила императрица- ответ шелк)

Из паутинных мешочков (коконов), которые создают шелковичные черви, китайцы научились изготовлять шёлк, красивую и прочную ткань, которая высоко ценилась во всём древнем мире. Главный торговый путь через Азию, начинавшийся на севере Китая под защитой Великой Китайской стены, получил название Великий шёлковый путь.

В конце Iтысячелетия до н.э. в Китае появилось другое замечательное изобретение — бумага. Её изготовляли из волокон бамбука, коры деревьев и тряпья. Их превращали в кашицу и заполняли ими специальную рамку с сетчатым дном. Форму встряхивали, при этом волокна переплетались, а лишняя вода стекала. Полученный лист бумаги сушили и прессовали. Так же Китайцам принадлежит немало выдающихся изобретений. Это компас, фарфор, порох и многое другое. Китайцы первыми в мире стали выращивать чай. Китайцы изобрели первыми бумажные деньги и игральных карт.

Познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;смысловое чтение;

Коммуникативные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Личностные:формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира




5. Первичное закрепление.

Закрепление.

Теперь давайте выполним зад. 6 на стр.80

Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей Древнего Китая?

Каждый ученик работает индивидуально в своей рабочей тетради.

Осуществляется проверка



Итог урока

Давайте посмотрим, ответили ли мы на все вопросы, которые ставили перед собой в начале урока?

- Что вы запомнили сегодня на уроке?

- Что вас удивило?

- Как вы оцениваете личность императора?


Регулятивные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,


7. Рефлексия деятельности

Учитель:

На новый год в Китае принято запускать воздушные фонарики. На столе у вас фонарики разных цветов (по степени сложности материала урока, учащиеся выбирают фонарик нужного цвета) Например: Красный-материал был слишком сложным и непонятным, желтый- у меня остались вопросы, зеленый- я всё понял и узнал много нового.

Ученики крепят фонарики на доску.

Учитель выставляет и комментирует оценки за урок.

регулятивные: владение основами самоконтроля, самооценки,

Инструктаж домашнего задание

параграф 20 вопросы устно.

Письменно в тетрадь: Почему Конфуция почитали китайцы?

Зад*

Поразмышляйте над его высказыванием: Красота есть во всем, но не всем дано это видеть.







Приложение





Напишите на доске слова и устно объясните их значение:

1.Джунгли, 2. Раджа, 3. Рупия, 4. Арии, 5. «Война» с инд.языка







Напишите на доске слова и устно объясните их значение: 1.Варна, 2. Буддизм, 3. «Вождь» с инд. языка 4. Брахма, 5. Ашока







Перечисли, что из созданного индийцами в древности используется людьми и в наше время:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.