Материалы к уроку истории древнего мира «Древний Китай» (5 класс)
Материалы к уроку по теме «Древний Китай»
Изучение нового материала
…Там с незапамятных времен земля желта. И желты воды великой реки, которую так и называют – Желтая. Сидя на ее берегу богиня Нюйва и лепила человечков из желтой глины. Они выскальзывали из ее животворящих рук и заселяли эту землю. Владыка их назывался Желтым государем – Хуанди. Так рассказывает легенда.
? О каком государстве будем говорить сегодня? Что вы уже знаете о Китае?
Тема урока
Работаем в паре, на листах задания, подпишите листы, слушаем внимательно, без разрешения открывать учебник нельзя.
ХАРАКТЕРИСТИКА КИТАЯ
Местоположение и занятия
Правила поведения и религия
Государство: причины появления и система управления
Задание № 1 «Местоположение и занятия»
Учебник – форзац:
Найдите на карте Китай, определите его местоположение
части Азии.
Учебник – стр. 106. Изучите карту, опираясь на знания природно – климатических условий, подумайте, чем занимались китайцы в древности (обозначьте не менее трех занятий)
Закончите предложения, вписав нужное слово или словосочетание
Китай расположен на материке ______________________ в ______________________части Азии. На востоке Китай защищен тремя _________(Желтое, Восточно – Китайское, Южно – Китайское), а на _________- Тибет. По _________________землям Китая пролегал ___________________________________________________________________путь. На основании всего сказанного можно сделать вывод о том, что китайцы занимались ___________________, ________________, ______________________. По Великой Китайской равнине текут крупные реки ________________________ и __________________________. Они берут свое начало в ______________. Когда льды тают, реки ______________________ и оставляют _______________________________________. Поэтому главным занятием китайцев было ______________________________________.
Дополнения: земли плодородные, оросительные каналы туда, где нет рек. Рис.
Задание № 2 «Правила поведения и религия»
Составьте рассказ о религии китайцев, используя следующие термины:
Религия, многобожие, гадания, культ предков, жертвоприношения
Небо – абсолютный закон, необходимо четкое следование его воле, полное послушание. Император – сын Неба. Надписи на гадальных костях «Правильно ли принести в жертву военнопленных», «Правильно ли закапывать рабов?», «Принести ли в жертву 30 человек, 10 быков?», «Если головы людей принести в жертву, то царь получит помощь?»
********************
Конфуций = Кунцо, родился в семье знатного китайца, жил в 6 веке до н э. Отец умер, когда мальчику не было и года. Мать ушла с ним, потому что ее не любили другие жены. Молились предкам и много работали. Занимался самообразованием, стал распорядителем зерна в Восточном Китае, привел в порядок летописи. Основал первый университет. Является автором учения = конфуцианство. Это свод правил жизни порядочного, честного и справедливого китайца.
Так говорил Конфуций | |
Когда исходят лишь из выгоды, то множат злобу. Не происходит изменений лишь с высшей мудростью и низшей глупостью. Чего я не желаю, чтобы другие делали мне, то я не желаю делать другим. В дела другого не входи, когда не на его ты месте. Император – отец для своего народа , строгий, но заботливый. | Высшая добродетель – уважение к старшим. Правильное правление – это когда, будет государем государь; слуга слугой; отцом отец и сыном сын. Нельзя не помнить возраста отца и матери, чтобы не радоваться и в то же время не бояться. Благородный человек винит себя, а ничтожный - других |
Разделите все высказывания на две части. Запишите в таблицу номера высказываний и озаглавьте каждую группу.
| |
| |
Обсудите в паре смысл каждого высказывания.
? Сравните правила, прописанными в Ветхом Завете Библии, с современными правилами?
Задание № 3 «Государство: причины появления и структура общества»
Послушай рассказ учителя и запиши причины появления государства и китайцев в тетради.
Будьте внимательны, как только я делаю паузу, значит, пора записать причину. Помните, что мы работаем в паре, и вы можете посоветоваться.
Племена китайцев заселяли равнину и постоянно воевали друг с другом (?Причины) особенно частыми стали войны, когда китайцы освоили металл (?Почему?- НЕРАВЕНСТВО).
- освоение железа
- желание богатых управлять бедными
Со временен самые сильные племена образовали несколько государств (определение) на территории Китая. (Подумайте, зачем племена объединяются в государство – будет причина)
- объединение для защиты и ведения войн
Эти государства тоже постоянно воевали в период с 403 по 221 год до н э. (определите период времени в веках). Называется это время – лихолетье Воюющих царств (почему лихолетье? Как жилось простым людям: земледельцам и ремесленникам? Чего они хотели больше всего?). Самым сильным было государство Цинь. После одного сражения с царством Чжао, воины Цинь закопали живьем 400 тыс. сдавшихся в плен ратников царства Чжао. Покорив шесть царств соперников и учинив там повальную резню, тринадцатилетний правитель Цинь объявил себя хуанди = император и стал именоваться Цинь Ши-хуанди – первый император государства Цинь, единого государства Китая.
Прочтите текст, составьте схему «Китайское общество в III в до н.э»
Китай во времена Цинь Ши - хуанди
Вся страна была разделена на области, а те в свою очередь – на уезды. Начальники - вельможи областей и уездов назначались из столицы и в любой момент могли быть смещены по воле хуанди.
Жизнь в государстве должна была идти по общим правилам. Эти правила были придуманы как земледельцев, ремесленников и вельмож. Император ввел единые письменные знаки, упорядочил меры веса и длины, установил одинаковую ширину колеи для повозок, утвердил обязательные для всех законы, приказал всю обрядовую утварь и оружие делать по единому образцу.
Цинь Ши-хуанди считал строгое соблюдение законов первостепенным условием порядка в стране. Бунтовщики подлежали казни. Семья отвечала за поведение каждого своего члена.
? Кто назначал наместников? Какие мероприятия объединяли и укрепляли государство? Почему особое значение семье? Вспомните мультфильм, где семья играла особую роль в воспитании? Что доказывает абсолютную власть Цинь Ши – хуанди? Вспомните учение Конфуция, следовал ли Цинь Ши – хуанди учению мудреца, почему?
Приказал сжечь книги Конфуция, ученых последователей живьем закопать в землю.
Усыпальница Цинь Ши-хуанди может потягаться с пирамидами фараонов Древнего Египта. В течение 37 лет 720 тыс. человек строили ее на горе Ли. Вначале в горе вырыли громадную яму, докопавшись до трех ключей. Воду отвели, и отверстия залили медью. Над ямой насыпали курган, засадив его деревьями и кустарниками. Дно могилы и стены выложили отполированными камнями и яшмой. На полу поставили модели священных гор и наполненные ртутью подобия морей и рек с плавающими по ним золотыми и серебряными птицами. Потолку придали вид неба с различными светилами. Вместе с Цинь Ши-хуанди в могилу положили несколько сотен девушек, в том числе и десять сестер государя.
После смерти этого правителя, Китай стал ареной войн между сыновьями Цинь Ши – хуанди. Позже народ сверг потомков этого правителя. Новые императоры пошли на уступки народу. Однако, жители Китая не только занимались земледелием, воевали, они были изобретателями многих полезных вещей, об этом вы будете читать дома.
Подведение итогов
Пары обменяйтесь своими опорными листами, давайте проверим работы по эталону.