Материал на проверке

Конспект открытого урока по окружающему миру «Древняя Русь. Когда и как возникла Киевская Русь?»

0
0
Материал опубликован 23 September 2015

Оборудование: исторические карты; иллюстрации старинных городов (фото кремлей, крепостных стен); родословное дерево первых русских князей; модели родословного дерева первых русских князей (на каждый ряд), пульты для тестирования, учебник "Окружающий мир - 4 класс", рабочая тетрадь по окружающему миру.

Ход урока

I. Организационный момент.


II. Проверка домашнего задания. (вопросы на слайде)

- Какие племена жили на территории современной России?

- Чем они занимались?

- Как произошли названия славянских племен: полян, древлян, дреговичей, северян?

- Где слились наши предки и как защищались от врагов?

- Какими были оборонительные сооружения в поселении древних славян?

- Какие города стали центрами объединения славянских племен?

- Из чего делали одежду и воинские доспехи славяне?


III. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке  мы узнаем, когда и как возникла Киевская Русь. (Слайд)


IV. Изучение нового материала.

1. Когда и как возникла Киевская Русь?

Прочитайте  текст на с. 40–42 учебника и ответьте на вопросы, записанные на слайде.

В тексте встретилось новое слово – дань. Как вы думаете, что оно обозначает?  (Дань – плата деньгами или товаром, которую собирали победители с побежденных народов).

Вопросы:

- В какой части территории России начало создаваться Древнерусское государство?

- Когда это произошло? (В 862 году)

- Какие племена объединились первыми? (Новгородские словене, кривичи и финские племена)

- Какой город стал первой столицей Древней Руси?

- Почему столица Руси была перенесена из Новгорода в Киев?

- Кто решил это сделать? (князь Олег)

Дополнение текста учебника. (слайд)

На берегу Балтийского моря жили князья Рюриковичи. Славяне слышали, что никаких ссор и воин у них между собой не было.

И тогда мудрые люди из разных славянских племен решили, что им нужен князь, чтобы судил всех по праву. И отправили послов к князю Рюрику и его братьям. Послы от славян рассказали  Рюриковичам, что много слышали о том, какие хорошие порядки в их племени, и просили: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Придите и правьте нами!»

Рюрик согласился и пришел в славянскую землю со своей дружиной, с братьями Синеусом и Трувором. Сначала поселился на Ладоге, а потом в Новгороде. Братья поддерживали друг друга.

Рюриковичи управляли в основном северными землями славян. В их владения входили Новгород, Изборск, Полоцк, Ростов, Белоозеро, Муром. До южных племен Рюриковичи не доходили. И южные племена жили, как и прежде врозь.

Рюрик на славянской земле правил 17 лет. После смерти Рюрика наставником его малолетнего сына Игоря и правителем Новгорода стал князь Олег. (слайд) Ему подчинялись и соседние племена. Однако в конце правления Рюрика  и при Олеге полного спокойствия не было. Между некоторыми племенами все еще шли споры из-за земли и из-за богатства. Дело доходило до военных походов и нападений разных племен друг на друга.

- Почему и как на славянской земле появились Рюриковичи?

- Оправдались ли надежды славянских людей на Рюриковичей?

Рассмотрите родословное дерево первых русских князей. (слайд)

Когда Рюрик умер, его сыну Игорю было всего два года. И тогда править стал старший в рюриковом доме – князь Олег. Он перенес свою столицу в Киев на берег Днепра.


V. Откуда взялась Киевская Русь.

Мы знаем, что земля, на которой жили славянские племена, называлась славянской землей или Русской землей – Русью.

- Почему эта земля стала называться Киевской Русью?

Работа с текстом в парах (тексты на каждой парте)

В одной из легенд рассказывается: «Над Днепром, на крутых холмах жили три брата – Кий, Щёк и Хорив с сестрой Лыбедь. Жили они дружно и были очень трудолюбивые. Вставали рано и ложились поздно – весь день работали. Ставили избы, терема изукрашенные, пахали землю и косили сено. Самый старший брат Кий был смелым и разумным. Любил он не воевать, а строить. Так и говорили про него: «Где злодей пройдет, там земля горит. А где Кий пройдет, там город стоит». Построили братья на днепровских кручах город и нарекли его в честь старшего брата-строителя Кия КИЕВОМ». Может это и легенда, а может, так оно и было.

Высоко на кручах на берегу Днепра стоит Киев.  Река Днепр глубока, красивы ее берега. По Днепру из Византии идут груженые лодки с разным товаром: драгоценные украшения, ткани. А из Руси везут пшеницу, меха, сало, мед. С севера плывут переселенцы в надежде найти места потеплее и безопаснее. Через Киев по Днепру плывут с товарами торговцы отовсюду, в том числе и варяги в Византию. Византия в то время была богатой страной и привлекала торговцев дорогими тканями и украшениями. И стал этот путь называться «из варяг в греки».

Никто из торговцев не миновал Киев. У подножия киевских холмов была пристань, куда причаливали суда, лодки, плоты. За провоз товаров киевляне брали дань. Киев постепенно разрастался и богател.

Ближе к Киеву стали строиться и другие города. Тянулись к нему люди изо всех племен. Вот и стал Киев называться «МАТЕРЬЮ ГОРОДОВ РУССКИХ», а Русь стала называться Киевской.

Киев притягивал к себе жителей и западных стран. Их правители присылали в Киевскую Русь своих послов, чтобы подружиться, торговлю вести.

Киев при Олеге не только богател, но и сильно укреплялся. Город был окружен рвом и крепкими бревенчатыми стенами. (слайд)

- Почему Киев стал называться «матерью городов русских»?

- Хотя и силен был киевский князь, разрастались его владения, Киевская Русь жила не спокойно. На юге надо было отражать нападения хазар. Олег воевал и с Византией. В честь взятия Царьграда, столицы Византии, он прибил свой щит на его въездных вратах.

- Как же строили города в Киевской Руси, чтобы защищаться от врагов? (города-крепости) (слайды)

- Кто был врагами Киевской Руси?


VI. Почему Древнюю Русь называли «Гардарики».

Прочитайте текст на с. 43–44 учебника и рассмотрите рисунок с изображением древнего города на с.45. (слайд)

- Как были устроены города-крепости в Древней Руси?

- Кто управлял жизнью городов и деревень?

- Почему иностранцы называли Русь страной городов?

- Что такое вече? (Вече – собрание жителей?)

Ополчение ?


VII. Итог урока.

- Какова причина объединения славянских и других племен?

- Как вы усвоили сегодняшний материал мы проверим выполнив тест.

Выбираем  1 ответ из нескольких вариантов (использование пультов)

1. Собрание жителей:

А) вече

Б) дружина

В) род


2. Постоянное войско князя:

А) дружина

Б) племя


3. «Матерью городов русских» называли:

А) Новгород

Б) Киев

В) Муром


4. Олег прибил свой щит на воротах

А) Смоленска

Б) Новгорода

В) Царьграда


5. Дань – плата (деньгами или товарами), которую собирали победители с побежденных народов.

А) Истина

Б) Ложь


Выставление оценок за урок.

VIII.    Домашнее задание. (на слайде)

- ТПО . № 10,11, 13, ;

- учебник с. 40 – 45, пересказ;

- из пластилина изготовить макет старинного города

Учитель первой категории

Ковалева Татьяна Константиновна

Комментарии

Уважаемые участники! Команда жюри сформирована. Продолжается регистрация участников.

14 February 2018

ПРИЗЫ ОТ СПОНСОРА ПОЛУЧАЮТ: 1. Татьяна — Урок «Координатная плоскость» 2. Лукьянченко Светлана Викторовна — Презентация к уроку-путешествию по математике в 6 классе на тему: «Делимость чисел» Поздравляем призёров с заслуженной победой. С уважением, администрация.

26 April 2018

Спасибо всем за отличный конкурс и высокую оценку моей работы.

26 April 2018

Поздравляю победителей конкурса с заслуженной победой! Очень интересные работы, красочные!

26 April 2018