Древо жизни
/data/files/j1667950434.jpg (1920x2590)Пояснительная записка
Работу выполнила Сущенко Мария (12 лет), обучающаяся «Студии керамики «Фантазия»»
Свою работу я назвала «Древо жизни».
Больше всего мне нравится изготавливать композиции по мотивам работ дымковских мастериц.
Дымковская керамическая игрушка всегда отражала представления людей об отношениях, о природе вещей, в ней, как в зеркале можно было увидеть древние образы окружающего мира.
Свою композицию я сделала из гончарной глины, сушила несколько дней, а затем загрунтовала темперными белилами, после чего просушила и раскрасила акриловыми красками в яркие цвета — красный, синий, зеленый, желтый и т. д.
Все цвета несут в себе определенную символику. Так, зеленый — это цвет жизни, красный — цвет огня и солнца, синий — цвет неба, белый — чистоты и нравственности.
За столетия существования на промысле сформировались семьи потомственных мастеров. Каждая семья имела свой почерк, а игрушки отличались по орнаменту, цветовой гамме и пропорциям. Также, была специализация по сюжетам. К XIX веку на промысле работало около пятидесяти семей, создающих керамические игрушки.
Наиболее распространенными были бытовые сюжетные игрушки.
В конце XIX века, в связи с общемировой индустриализацией, промысел начал испытывать трудности. Спрос на керамику упал и прокормиться только за счет нее семьям стало уже невозможно. Поэтому многие мастера перестали ею заниматься, ища более доходные виды деятельности.
Сохранением промысла мы обязаны художнику-пейзажисту А. И. Деньшину, который очень увлекся этим необычным народным творчеством своей родины и в 1930 году уговорил мастериц продолжить заниматься своим искусством и объединиться в артель «Вятская игрушка».
На тот момент в Вятке остались всего три мастерицы, которые продолжали заниматься керамикой профессионально — А. А. Мезрина, Е. И. Пенкина и Е. А. Кошкина. Именно эти женщины вырастили новую плеяду художников-мастеров, которые продолжают развивать промысел и в наши дни.
Сегодня на промысле мастерицы занимаются только творчеством, все технологические процессы исполняются машинами — очистка глины, замес, подготовка красок. Однако, керамическая игрушка все равно является полностью ручной и ее от начала до конца делает один мастер.
Используемые краски тоже изменились — сейчас используются анилиновые, темперные или специальные керамические краски. На смену палочкам пришли колонковые кисти, которыми можно более точно прописать детали на игрушке. Художники лепят игрушку и расписывают ее.
Самым бесценным в Дымковской игрушке является ее сохранившаяся связь с прошлым и преемственность традицийТолько глубокое почтение к прошлому, изучение судеб и творений предшествующих поколений может дать основу для будущего. Это касается абсолютно всех сфер человеческой деятельности, но только солнечная Дымковская керамика, сохранившая жизнеутверждающие традиции народа, дает нам надежду на возрождение нации.