Методическая разработка внеклассного занятия по составлению родословной «Родословное древо жизни» (7–8 класс)
Методическая разработка внеклассного занятия по составлению родословной «Родословное древо жизни».
Название |
“Родословное древо жизни”
|
Возраст учащихся |
7 - 8 класс |
Предметы |
Внеурочная деятельность, социология, биология, психология, окружающий мир, краеведение, история, обществознание, информатика, технология, рисование, литература и русский язык. |
Обоснование темы |
Каждому школьнику интересно узнать, кем были его предки. Это помогает ему осознать себя. С семьи начинается жизнь человека, и происходит формирование его как гражданина. Семья — источник любви, уважения и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество. |
Информация |
Толковый словарь русских фамилий; энциклопедии, википедия. |
Ученические родословные |
|
Сервисы интернета |
|
Логотипы сервисов |
|
Цель, задачи |
Цель: развитие интереса к истории своей семьи, родословной, семейным традициям и ценностям; воспитание любви и уважения к родителям и предкам; создание домашнего альбома по истории семьи для потомков; семейной летописи; изучение наследственных семейных черт и признаков, возможных семейных болезней. |
Краткая аннотация |
Занятие по составлению своего родословного древа пройдёт в рамках внеурочной деятельности школьников. Работа по созданию родословной сформирует у школьников представление о личности в истории, с одной стороны, и о личности, как единице социологического и биологического исследования – с другой. Воспитательное значение будет иметь передача знаний о своей семье от старшего поколения – младшему. Гордости придаст сопричастность каждого человека в семье к истории всей страны и человечества в целом. История края неразрывно связана с историей людей, семей, населявших этот край в разные периоды жизни. Знание истории родного края необходимо для формирования общей культуры ребенка, его патриотического воспитания. Создание родословной – не только интересное занятие. Родословная может стать ценным медицинским документом для потомков, если кому-то из родственников придется обратиться в медико-генетическую консультацию. Деятельность школьников, направленная на составление родословной своей семьи будет интересна всем членам семьи и сплотит семью, как ячейку общества. |
Метод создания своей родословной |
Построение «родословного древа жизни» в специальной компьютерной программе. Выбор бесплатного софта от разных разработчиков. |
Ученические рисунки «деревьев» |
|
Формирование компетенций |
Какие компетенции развиваются у школьников?
|
Шаблоны древа |
|
Образовательные результаты |
Личностные Школьник при составлении родословной
Метапредметные Школьник при составлении родословной
Предметные Школьник при составлении родословной
|
Вопросы |
|
Картины художников «Древо жизни» |
|
Описание этапов |
Этап поиска информации: школьникам нужно встретиться и поговорить со старшим поколением своей семьи: дедушками, бабушками, прабабушками, прадедушками, дальними и близкими родственниками. Собрать как можно более полную информацию о своей семье. Записать и упорядочить сведения о семье; найти старые фотографии и документы из старинных семейных альбомов; составить родословную и оформить в виде семейного древа. На этом этапе, чтобы не перебивать дедушек и бабушек, стоит обзавестись диктофоном или аудио-плеером и при встрече записать их рассказ с помощью гаджета. Этап подготовки фотографий родственников. 1. Сфотографировать красивую крону дерева рядом с домом. Она будет служить фоном для родословной семьи. Особенно тщательно школьникам нужно подойти к выбору породы дерева. Если это дуб – то пусть он явится символом несгибаемости семьи, если ива,- то гибкости и жизнестойкости; рябина с гроздьями ягод станет символом плодовитости семьи и т.д. Можно нарисовать дерево в каком-то необычном стилизованном виде, подходящем по духу семьи, например, «Древо жизни», художника Густава Климта. 2.Подготовить фотографии своих родственников. Для построения электронного родословного древа загрузить цифровые фотографии в компьютер. Старые фото можно отсканировать и ретушировать в специальных редакторах. Нужно сделать к каждому имеющемуся фото подписи, указав фамилию, имя и отчество, год и место рождения родственника, а также информацию о том, кем он приходится школьнику. Можно сделать интересные надписи об исторических событиях, в которых этот человек принимал участие, указать связи с известными людьми того времени. Если у родственника были особенности внешности или какие-то заболевания, то это тоже можно отметить 3.Разместить фотографии на древе, используя электронную графическую программу, которая больше всего подойдёт или понравится школьнику. На ветках и вдоль ствола виртуального дерева можно проложить символическую шкалу времени. В основании древа можно написать краткую историю фамилии. Специальные компьютерные программы для составления родословной можно скачать в сети интернет, или работать с сервисами онлайн. Этап оформления и представления родословного древа. 4.Если родословное древо ученика готово, то можно разместить его на сайте или просто хранить в «облачном» хранилище. При желании, можно распечатать родословную на цветном принтере и поместить её в красивую папку с надписью. Это будет хорошим подарком родным с историей рода. 5.Для черновика, можно составить родословную семьи какого-нибудь известного поэта, писателя или учёного. Тогда придётся искать информацию на сайтах в электронных справочниках и архивах. Для примера можно посмотреть родословные королевских династий. Непрерывная оценка и самооценка необходимы на всех этапах занятия. Необходимо оценить самостоятельность учеников, коммуникабельность, оригинальность мысли, уровень организации и сложность используемой новой информации; творческий подход и прикладное значение результатов. Этап подведения итогов работы. Ученики могут устно пояснить и комментировать, как удалась работа над семейным древом, у кого из школьников оно получилось более обширным с более глубокими корнями, чьё ученическое оформление понравилось друзьям больше всего. Такая деятельность способствует развитию памяти поколений, связи семьи, укреплению семейных уз, усвоению знаний и универсальному использованию этих знаний в различных ситуациях. |
Начальные умения и навыки учеников |
Умение фотографировать, сканировать, ретушировать, рисовать, оформлять фотографии, кратко писать биографии родных и представлять в виде схем; необходимы навыки работы с компьютером, грамотность. |
Учебные мероприятия |
Поиск информации в библиотечных архивах, интернете и других источниках о своих родственниках; беседы с родственниками, ознакомление с компьютерной программой по составлению родословного древа; занятие учеников по составлению родословной, обработка фотографий; написание кратких биографий родственников; самооценивание, обсуждение возникших вопросов. Занятия в классе с представлением родословных и кратким рассказом о них. |
Оборудование и материалы |
1. Для поиска информации понадобятся справочники, книги по краеведению, доступ к сети интернет, смартфоны, диктофоны, аудиоплееры. 2. Для составления родословной понадобятся специальные сервисы или компьютерные программы, фотографии родственников, фотоаппарат, сканер, принтер, бумага, карандаши, фломастеры. 3. Для демонстрации «родословного древа» на занятии нужен экран, проектор, компьютер. |
Оценивание |
оценивание учителем, самооценка, взаимоценивание |
Образовательные продукты |
Рисунки, рассказы, схемы, родословные. Впечатления от работы над самостоятельно составленными родословными. |
Родословные известных людей |
|
Ватолина Светлана Анатольевна
Елена
Дьячкова Наталья Анатольевна
Горбачёва Марина Юрьевна