12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ардатьева Людмила Александровна15
2

Духовно-нравственное воспитание на уроках математики


Духовно- нравственное воспитание обучающихся на уроках математики


Ардатьева Людмила Александровна, учитель математики и физики

МБОУ ООШ №10 имени Атамана Головатого города-курорта Геленджик Краснодарского края



« Мир вступает в век Человека. Больше, чем когда-либо мы

обязаны думать сейчас о том, что мы вкладываем в душу

человека»

В.А.Сухомлинский

Духовно-нравственное воспитание гражданина России — один из важных источников социального и экономического прогресса российского общества. Возрождение России как великой державы сегодня связано не только с решением экономических, политических и социальных задач преобразования общественного развития страны, но, прежде всего, с воспитанием подрастающего поколения, формированием у него нравственности и духовности.

Именно этому, делу просвещения среди населения Черноморского края, строительству церквей и школ, посвятил свою жизнь, короткую, но такую яркую и значимую для нас сегодня, Россинский Кирилл Васильевич — проповедник, протоиерей Черноморского казацкого войска, просветитель Черноморского края ( 17 марта 1774г. - 12 декабря 1825 г.).

Духовные ценности всегда выступали в качестве идеала, к которому стремились лучшие представители человечества.

Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, который принимает судьбу Отечества как свою личную, осознает ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет духовно-нравственное развитие, воспитание и социализацию обучающихся как задачи первостепенной важности и устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. В соответствии с ФГОС ООО духовно-нравственное воспитание в современном образовательном процессе должно осуществляться в ходе урочной и внеурочной деятельности.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. [2]

Итак, духовно-нравственные ценности и смыслы пронизывают весь

образовательный процесс современной школы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.

Каждый школьный предмет по сути своей является инструментом становления личностных качеств человека, его духовных ориентиров. Учебный предмет «Математика» является существенным элементом общей культуры, языком научного познания мира. Математическая наука неизбежно воспитывает в человеке целый ряд черт, которые имеют яркую моральную окраску и способны в будущем проявиться в его нравственном облике. Ни один школьный предмет не может конкурировать с возможностями математики в воспитании мыслящей личности. Даже выполнение, на первый взгляд, скучных и однообразных тождественных преобразований числовых или алгебраических выражений опосредованно способствует формированию у учащихся таких важных качеств как собранность, внимательность, настойчивость, систематичность. Именно на уроках математики дети учатся строить математические модели реальных процессов и явлений, вырабатывать и принимать решения, проверять действия, исправлять ошибки, различать аргументированные и бездоказательные утверждения, а значит, видеть манипуляцию и, хотя бы отчасти, противостоять ей. Решение задач требует от учащихся добросовестной и серьезной работы над приобретением и укреплением знаний, что приводит к систематическому напряжению умственных усилий, настойчивости в преодолении трудностей. При этом у детей воспитываются такие черты характера как трудолюбие, усидчивость, настойчивость в достижении цели, умение не останавливаться перед трудностями и не впадать в уныние при неудачах. Достижение успехов в познании законов математики — это тяжелый труд, и далеко не все готовы тратить силы, чтобы одержать победу. И бывает, звучат на уроке слова: «Для чего надо учить эти формулы, теоремы, функции, ведь в жизни мне все это не пригодится, чтобы сварить вкусный борщ мне не надо знать таблицу производных?» А действительно, для чего надо учить математику? Ответы на эти вопросы можно найти на первом в учебном году уроке математики по теме «Математика в жизни современного человека», который является мотивационным и настраивает учащихся на осознанное отношение к изучению предмета. Цель урока — показать значимость математики в практической жизни людей, её красоту и величие. Красной нитью сквозь урок проходят слова великого корифея российской науки М.В.Ломоносова: «Математику уж за то любить следует, что она ум в порядок приводит».

Основным пространством любого воспитательного процесса в школе является урок, формирующий у учащихся нравственные качества личности. Создание такого рода условий в конкретных ситуациях — это уже творчество учителя. Учитель математики может осуществлять духовно-нравственное воспитание через содержание образования, через методы и формы обучения, через использование случайно возникших и специально созданных воспитывающих ситуаций и через личность самого учителя.

Духовно-нравственное развитие и воспитание в процессе обучения математике достигает максимального эффекта, если проводить его как на различных этапах самого урока, так и в ходе выполнения домашних заданий, во внеурочной деятельности.

Уместно начинать урок с эпиграфа, которым могут стать строчки стихотворений, высказывания и афоризмы известных людей нравственного содержания. Так, например, при изучении в 5 классе темы «Правильные и неправильные дроби», урок №96, можно вспомнить слова великого русского писателя

Л.Н.Толстого: «Человек есть дробь. Числитель — это, сравнительно с другими, достоинства человека; знаменатель — это оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя — свои достоинства — не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя — свое мнение о самом себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству».Очень важно прочитать эпиграф в начале урока и вернуться к нему на этапе рефлексии. Именно на этом этапе появляется возможность оценить урок вместе с учащимися с воспитательной точки зрения: анализ урока учителем, учащимися и самоанализ, делаются акценты на нравственных критериях, трудовых успехах или неудачах.

При изучении темы «Степень числа» в 5 классе, урок №71, на этапе актуализации опорных знаний во время устного счета можно использовать задачу, которая пришла к нам с картины Н.П. Богданова-Бельского «Устный счет». На картине художник изобразил учеников и учителя сельской школы 19 века. Как сосредоточенно думает мальчик, изображенный на переднем плане картины. Очевидно, учитель предложил детям трудную задачку. На доске хорошо видно её условие: сумму квадратов чисел от 10 до 14 надо разделить на 365. Учащимся предложено решить эту задачку. А далее следует рассказ учителя математики об изображенном на картине Сергее Александровиче Рачинском (1833-1902), профессоре Московского университета, который в 1868 г. оставил кафедру ботаники и открыл школу для крестьянских детей в селе Татево Смоленской губернии, став в ней учителем. Со временем, благодаря трудам Рачинского школа поднимается на необычайный уровень: в школу набирают обычных сельских детей, а её выпускники поступают в городские институты и становятся известными людьми. Сам художник Н.П. Богданов-Бельский был учеником С.А.Рачинского. Народный учитель Сергей Александрович Рачинский до конца своих дней вкладывал все свои силы и деньги в народное образование.

Как удивительно похожа история жизни С.А.Рачинского на историю жизни просветителя Кубанского — протоиерея Черноморского войска казацкого Кирилла Васильевича Россинского, отдавшего свою недолгую жизнь делу просвещения казачества, строительству школ и православных церквей на Кубани в конце 18, начале 19 века.

Гражданские качества личности можно формировать на уроках математики посредством решения задач, которые содержат историко- краеведческую информацию и направлены на воспитание нравственных качеств личности, патриотизма и ощущения значимости своего края. Приведу примеры задач, которые можно использовать при изучении числовых множеств в 5 классе:

высота горы Фишт 2852 м, а высота горы Чугуш на 612 м меньше высоты Фишт, высота горы Цахвоа на 1747 м меньше суммы высот гор Фишт и Чугуш, необходимо определить высоту гор Цахвоа и Чугуш.

Кавказские горы молодые, им 70000000 лет, Уральским 300000000 лет, Кавказские горы продолжают расти, за год они вырастают на 1 мм, на сколько м они вырастут за 100000 лет?

площадь Кубани 75600 кв км, горы занимают 1/3 часть всей площади, какую площадь занимают горы?

площадь Таманского полуострова 2000 кв км, на сушу приходится 900 кв км, остальная территория занята плавнями, озерами, лиманами, какую площадь занимает водная поверхность Таманского полуострова?

на Кубани численность городского населения составляет 2727500 человек, а сельского — 2347300, какова численность населения Кубани?

Длина реки Кубань 870 км, что больше длины реки Ея на 559 км, а длина реки Челбас на 23 км короче длины реки Ея, найти длину рек Ея и Челбас,

наибольшая глубина Черного моря 2244 м, а Азовского 115 м, на сколько Черное море глубже Азовского?

С точки зрения духовно - нравственного воспитания очень важен подбор математических задач, которые содержат исторический материал. И тогда урок математики становится для учащихся не просто уроком, на котором надо решать , вычислять, заучивать различные формулы, а уроком, который пробуждает у них чувства сопричастности к величию своей Родины, к истории собственных предков:

в 1840 г. казачий старшина Антон Журавка в кубанские степи пригнал из Приднестровья 15 000 лошадей, крупного рогатого скота на 5 000 больше, овец больше, чем лошадей и коров в 20 раз, найти количество скота на хуторе Журавка;

в середине 19 века кубанские казаки-землепашцы высевали зерновые: пшеницу, ячмень, просо, гречиху, овес, что составляло 35% посевных площадей Кубани, а овощи: капуста, огурцы, помидоры, лук-25%,остальное место занимал картофель; найти площадь, занятую картофелем, если земельный фонд составлял 7 млн. десятин.

к концу 19 века численность населения Кубанской области составила 1922773 человек, что составляло 23 % населения Кавказского края, найти численность населения Кавказского края.

К работе по составлению подобных задач желательно привлекать самих учащихся. Это способствует развитию не только математических способностей, но и формирует гражданские качества личности, воспитывает любовь к родному краю. Решение краеведческих задач при обучении математике не только знакомит учащихся с новыми данными и характеристиками того или иного процесса, объекта, но и развивает учебные умения. Составление задач краеведческого содержания активизирует деятельность школьников по использованию имеющихся знаний на практике, в том числе направляет их на поиск нужной информации, необходимой для составления текста задачи и ее успешного решения.

Таким образом, изучение краеведения становится основой для гармоничного всестороннего, много аспектного развития личности школьника, создает тот нравственный стержень, который поможет юному человеку противостоять натиску бездуховности, сохранить чистоту души, богатые национальные традиции родного народа. Систематическое использование заданий с элементами краеведения формирует верность традициям прошлого, развивает патриотические чувства, учит школьников гордиться своей малой Родиной.

Общим моментом воспитательной функции уроков математики является приучение школьников к полноценности аргументации, что позволяет воспитывать такие моральные качества как честность и правдивость. Моральные навыки, как это часто бывает, приобретенные в какой-либо одной области, в известной мере переносятся и на другие сферы мышления и практической деятельности. Такие моральные качества старается прививать своим ученикам каждый учитель. Однако, нередко можно встретить случаи, когда ученик приносит домашнее задание, не полностью выполненное или списанное из решебников , из Интернета. При этом ребенок не потрудился разобраться в том, что им списано, надеясь на то, что учитель не заметит. Очень важно в такие моменты урока проявить педагогическое мастерство и разъяснить моральный аспект такого поведения и возможные последствия в его будущей трудовой деятельности. Так же крайне важно проявить твердость и требовательность, предложив переделать эту домашнюю работу.

Так, постепенно, благодаря кропотливой, ежедневной, вдумчивой , совместной работе учителя и ученика достигается желаемый результат: приобретаются знания и формируются духовные ценности. Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостаток этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детские годы отличается большой психологической устойчивостью, поэтому так важно не упустить реализацию возможностей математики в развитии личности ребенка. Урок математики — это 40 минут поиска и надежды, взлетов и падений, верных ответов и ошибок, шаг в будущее, которое может быть ясным и отчетливым или далеким и туманным. Самое главное, чтобы все шагали: учитель, ученики, все вместе. А вот вызвать и поддержать такое желание — это задача трудная и интересная, и в каждом классе приходиться решать ее заново, находя новые средства и методы.

Используемая литература:

1.Глейзер Г.И. История математики в школе. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1985

2.Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России М.: Просвещение, 2009

3.Тернавский Н.И. Церковная кружка протоиерея Россинского.
www. nsportal. ru, 2017.

4.Тюляева Т.И. Социокультурная реальность и духовно-нравственное развитие обучающихся в образовательных организациях Российской Федерации. М.: Русское поле, 2016

5.Ушинский К.Д. Избранные произведения в 2-х томах
М.: Просвещение,1974


6


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.