Выступление «Мультимедийный урок математики в современной школе»
Мультимедийный урок математики в современной школе.
Обучение математике – это искусство, направленное не на весь класс одновременно, а на каждого ученика в отдельности. Именно поэтому каждый учитель находится в постоянном поиске различных технологий и методов обучения, чтобы найти путь к пониманию и сердцу ребенка.
Но следует помнить, что при использовании той или иной технологии, дети – это не материал для экспериментов, учитель, как и врач не имеет права на ошибку. Не стоит поддаваться слепо новым методам и средствам обучения - необходимо постепенно внедрять элементы нового.
Внедрению в современную жизнь информационных компьютерных технологий практически во все сферы деятельности человека уделяется большое внимание. Математическое образование, имеющее огромный потенциал и разнообразие направлений, не стало исключением.
Конечно, любые новейшие методики, средства или инструменты познания ложатся тяжелым грузом на плечи учителя, который должен идти в ногу со временем, учитывая интересы, возможности и психологию каждого класса и ученика в отдельности.
Сегодня современный урок уже никто не представляет без использования мультимедиа, которое способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению знаний, а также способствует развитию информационной грамотности.
Применение мультимедийных технологий на уроке математики лишь в том случае, если оно гармонично дополняет традиционные приемы обучения. Заинтересовать изучением математики учащихся – это лишь первый этап, научить самостоятельно систематически работать и мыслить, применять полученные знания, используя мультимедиа не как игрушку или красивую анимацию, задача сложная.
Без доски, чертежных инструментов и мела, конечно же, на уроке не обойтись. Учащимся нравится выполнять чертежи на доске. Сделанное своими руками запоминается быстрее и надолго.
Объясняя новый материал и выполняя построения на доске, учителю нужно его озвучить, при этом он постоянно находится спиной к классу. Из-за близости к доске часто на чертежах не соблюдается параллельность линий, чертеж получается неточным, в результате эффективность объяснения снижается. В таких случаях необходимо применять компьютер, но не простые демонстрационные рисунки, а с использованием анимации, чтобы она была функциональной, т.е. показывала или подчеркивала свойства геометрических фигур и их построений. Например, при изучении темы сложение и вычитании векторов.
При изучении темы в 10 классе « Числовая окружность». Рассматривается движение точки
по окружности на определенный угол поворота. Данная анимация наглядна, управляема и ненавязчива.
Необходимо отметить, что использование мультимедиа не только позволяет четко показать решение объемных задач, но и экономить время урока на их разбор. Примером могут служить задачи из комбинаторики, которые решаются с помощью дерева возможных вариантов.
Запишите все возможные варианты расписания пяти уроков на день из предметов: математика, русский язык, история, английский язык, физкультура, причем математика должна быть вторым уроком.
Решение. Построим дерево возможных вариантов, обозначив М - математика, Р - русский язык, И - история, А - английский язык, Ф - физкультура.
Ответ: Всего 24 возможных варианта:
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
И |
И |
И |
И |
И |
И |
А |
А |
А |
А |
А |
А |
Ф |
Ф |
Ф |
Ф |
Ф |
Ф |
В настоящее время существует множество программ, позволяющих рисовать графики функций, причем сделать это наглядно и быстро, что повышает и активизирует познавательную активность учащихся. Появляется возможность оптимально сочетать практические и аналитические виды деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ученика.
Задача
При каких значениях параметра а число корней уравнения |
Параметр и функция разделены. Для решения такого типа задач обычно строят график функции, которая в левой части уравнения. Затем проводят горизональу=а и число пересечений ее с графиком при различных значениях а дает число корней уравнения при этих значениях параметра.
В этой задаче очевидно, что при а=1, 4а=4.
Оживляя рисунок, ученик видит, как изменяется чертеж, а с ним и решение задачи при изменении параметра.
Разнообразить учебную деятельность помогает применение математических кроссвордов, позволяющих закрепить знания; при организации устного счета; контролировать знания с помощью математических диктантов, требующих от учителя большого напряжения; а также дистанционного обучения.
Таким образом, гармоничное сочетание традиционной формы и мультимедиа способствует активизации учащихся и повышению качества знаний, расширяет горизонты школьной математики. Кроме того, осуществляется подготовка учащихся к жизни в современных условиях, к анализу большого потока информации и принятию решений.