12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Кузнецова Светлана Викторовна31

Рефлексия как этап современного урока в условиях реализации ФГОС

Светлана Викторовна Кузнецова

Учитель математики

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Ливны»

Для своего выступления я выбрала интересующую меня тему: «Рефлексия как этап современного урока в условиях реализации ФГОС».

И начать я хочу со слов английского философа Герберта Спенсера «Великая цель образования – это не знания, а действия. … Дороги не те знания, которые откладываются в мозгу, как жир, дороги те, которые превращаются в умственные мышцы». Это высказывание четко определяет важнейшую задачу современной системы образования: формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Рассматривая примерную структуру каждого типа урока по ФГОС, мы увидим, что, обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.

Так что же означает термин «рефлексия»? Если обратиться к справочной литературе, энциклопедиям и словарям, то можно найти несколько трактовок этого понятия, в том числе и такие:

Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад, умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. Словарь иностранных языков определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание.

Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.

Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека.

Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.

Конкурентоспособность. Умеет делать что - то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно [2]Рефлексия на уроке помогает развитию УУД. Регулятивные. Умение организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат Познавательные. Умение добывать, преобразовывать и представлять информацию Личностные. Умение оценивать свои и чужие поступки, стремление к созидательной деятельности Коммуникативные. Умение донести свою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

Классификация рефлексии.

1.По содержанию:

Устная рефлексия
• Письменная рефлексия.

2. По функции:
• личностная рефлексия (физическая, духовная, сенсорная)
• интеллектуальная рефлексия.

3. По типу урока:
• После усвоения ЗУН
• Промежуточная рефлексия
• Контрольная рефлексия
• Итоговая рефлексия.

4. По способам проведения:
• Анкета
• Вопрос
• Символ
• Таблица

5. По форме деятельности:

Фронтальная (выборочная)
• Индивидуальная
• Групповая
• Коллективная

Виды учебной рефлексии:

физическая (успел – не успел);

сенсорная (самочувствие: комфортно – дискомфортно);

интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);

духовная (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Учебной рефлексии может подвергаться:

настроение, эмоциональное состояние, чувства и ощущения, протекающие в той или иной образовательной ситуации. Проведение ее целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.

деятельность обучающихся, что дает  возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных.

содержание учебного материала. Этот вид рефлексии используется для выявления уровня осознания содержания пройденного материала. [3]

При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать:

цель урока или занятия,

содержание и трудности учебного материала,

тип урока или занятия,

способы и методы обучения,

возрастные и психологические особенности учащихся.[1]

Я стараюсь организовывать рефлексивную деятельность учащихся в течение всего урока.

I. Рефлексия в начале урока.

В начале урока я провожу рефлексию настроения и эмоционального контакта, с целью установления эмоционального контакта с классом.

«Мое настроение.» Самый простой вариант: показ карточек с изображением трех цветов: веселого (зеленая), грустного (красная), нейтрального (желтая).

«Три лица». Я показывает учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного. Учащимся предлагается нарисовать рисунок, который соответствует их настроению.

II.Рефлексия деятельности

Данная рефлексия даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных.

Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, решения заданий в классе, изучения нового материала. Учащимся предлагается ответить на вопросы:

В чем заключалось задание?

Выполнил ли ты его?

Самостоятельно или с помощью?

На какую отметку ты его выполнил?

III. Рефлексия содержания учебного предмета

Рефлексия содержания учебного материала. Эта рефлексия используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен пример незаконченного предложения. Например:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я приобрёл…

Я научился…

У меня получилось…

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Табличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии .

Понятие

Знал

Узнал

Хочу узнать

       

Пометки на полях– обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте учебника:

«+» - знал,

«!» - новый материал (узнал),

«?» - хочу узнать.

Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс – минус – интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трёх граф. В графу «П» - «плюс» записывается всё, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается всё, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы ещё хотелось узнать по теме урока, вопросы к учителю. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика.

Можно подвести итог урока «одним словом». Например «Каким было общение на уроке?»

 - занимательным

 - познавательным

 - интересным

 - игровым

 - необычным

 - скучным

 - радостным

 - дружелюбным

Как вариант школьникам предлагаю небольшую анкету, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Данная анкета позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку урока. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.

На уроке я работал

активно / пассивно

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

Урок для меня показался

коротким / длинным

За урок я

не устал / устал

Мое настроение

стало лучше / стало хуже

Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

Домашнее задание мне кажется

легким / трудным

интересным / неинтересным

Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке я предлагаю в тетради на полях условно отмечать свои ответы:

«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный

«-» - ответил по своей инициативе, но ответ неправильный

«П» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный

«Н» - ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный

«0» - не ответил

Варианты вопросов, которые задаю в конце урока с целью содержательной рефлексии:

Как бы вы назвали урок?

Что было самым важным на уроке?

Зачем сегодня на уроке…?

Какова тема сегодняшнего урока?

Какова цель урока?

Чему посвятим следующий урок?

Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке?

Что для тебя было легко (трудно)?

Доволен ли ты своей работой?

За что ты хочешь похвалить себя или кого- то из одноклассников?

Работа с сигнальными карточками.

Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.

Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.

Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.

Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте я использую одним из вариантов упражнения «Комплимент», в котором учащиеся оценивают вклад друг друга за урок и благодарят друг друга, и учителя за проведённый урок.Такой вариант окончания урока даёт возможность удовлетворения потребности в признании, личностной значимости каждого.

Всё, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

Однако, процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.

Давайте рассмотрим рефлексивные вопросы и зададим их себе:

 - Что я делаю?

 - С какой целью?

 - Каковы результаты моей деятельности?

 - Как я этого достиг?

 - Можно ли сделать лучше?

 - Что я буду делать дальше?

 Пока учитель задаёт себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не  только ученика, но и учителя.

Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

 

Литература и интернет- ресурсы

  1. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Анализ современного урока». Практическое пособие.- Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2003 г.
  2. Петякшева Валентина Петровна, Паршина Ирина Сергеевна «Рефлексия как этапы современного урока в условиях ФГОС» - http://videouroki.net
  3. Логвина Наталья Николаевна «Рефлексия как один из важных этапов современного урока» - http://nsportal.ru
Дата проведения: 31 марта 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.