Предварительный просмотр презентации

Двигательная активность младших школьников Конопёлкина А.Е. Учитель физической культуры МБОУ «Школа №109»

Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения школьников, она определяется как социально-экономическими условиями и уровнем культуры общества, так и организацией физического воспитания, а также и индивидуально-типологическими особенностями высшей нервной деятельности, особенностями телосложения и функциональными особенностями и возможностями школьников.

"Производство" современного школьника - его парта, класс, учебные принадлежности, деятельность - учёба. Задача всего педагогического коллектива - по возможности защитить физическое и психическое здоровье ребёнка в школе от воздействия как очевидно травмирующих факторов, так и тех, эффект которых проявляется постепенно.

Двигательная активность учащихся складывается из ежедневной (утренняя гимнастика, путь в школу, подвижные перемены и паузы в режиме учебного дня) и периодической, которая может быть весьма разнообразной. В целом двигательная активность школьника должна занимать не менее 1/5 общего времени (за вычетом времени сна и дневного отдыха), а ее структура несколько различается для детей разных возрастных групп. Это связано с тем, что у детей младшего возраста больше доля неорганизованной двигательной активности, но значительно меньше вклад тех ее видов, которые могут быть отнесены к трудовой деятельности. Некоторые виды двигательной активности могут рассматриваться как взаимозаменяемые. Так, например, занятия в спортивных секциях и в некоторых кружках художественной самодеятельности (в частности, танцевальных, хореографических) могут быть вполне сопоставимы по интенсивности и объему физической нагрузке.

Классы Ежедневный объем времени (часов) Гимнатика до учебных занятий Физкультминутка на уроках Подвижые перемены Спортивный час в продленном дне I 2 5-6 5 15-20 1 II 2 5-6 5 15-20 1 III 2 5-6 5 15-20 1 IV 2 5-6 5 15-20 1 Примерный объем двигательной активности учащихся разных классов

К сожалению, на сегодняшний день двигательная активность младших школьников снизилась. Вот это снижение в виде диаграммы.

Под двигательной активностью нами понимается суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни. В теории и методике физического воспитания выделяют регламентированную, частично - регламентирующую и нерегламентированную двигательную активность. Регламентированная двигательная активность представляет собой суммарный объем специально избираемых и направленно воздействующих на организм школьников физических упражнений и двигательных действий. Частично-регламентированная двигательная активность- это объем двигательных действий, возникающих по ходу решения двигательных задач (например, во время выполнения подвижных игр). Нерегламентированная двигательная активность включает объем спонтанно выполняемых двигательных действий (например, в быту).

Модель двигательной активности младших школьников (оздоровительная направленность) № Формы работы по физическому воспитанию Количество недель в учебном году Число занятий в неделю Продолжительность занятий (мин) Общее количество годовых часов (мин) % двигательной активности 1 Физкультурные занятия 34 3 40 102 14.2 2 Занятия по плаванию 34 2 40 68 14.2 3 Утренняя гимнастика 52 7 10 145 14.2 4 Физкультминутки 34 5 3 170 14.2 5 Подвижные игры и физические упражнения на прогулке 52 5 40 260 14.2 6 Индивидуальная работа по развитию движения 34 2 10 68 14,2 8 Закаливающие мероприятия 52 7 10 364 14.2 Таблица 1

На основании вышеизложенного в таблице произведен расчет в процентном соотношении наиболее приоритетных форм организации занятий по физическому воспитанию детей младшего школьного возраста [таблица 1]. Методика расчета двигательной активности в процентах производится следующими действиями: время занятия умножить на количество занятий в неделю, умножить на кол-во недель в учебном году и разделить на время занятия (физкультурное занятие является основной формой организации процесса физического воспитания в школьном учреждении) = общему количеству годовых часов. Например, занятия по физкультуре 40х 3 х 34: 40 = 102. При решении пропорции получается : 102 умножить на 100 и разделить на 714 = 14,2 процента. Цифра 714 имеет следующее обоснование: 34 недель в учебном году, умножить на 7дней в неделю и 3 занятия в неделю (34 Х 7 Х 3 =714)

Для того чтобы ответить на вопрос: какова же в действительности двигательная активность современного ребенка, мы можем спроектировать модель двигательной активности школьника. Под моделью следует понимать схему, конструкцию физического воспитания, которая включает в себя системное изображение педагогического процесса. Проектируя модель двигательного режима с оздоровительной направленностью, выбираем пять приоритетные форм работы по физическому воспитанию, используемых во всех детских учреждениях, которые включают всю динамическую деятельность детей: как организационную, так и самостоятельную [таблица 2]. Исходя из суммарного количества годовых часов каждой формы двигательной активности, рассчитаем количество времени непрерывного бодрствования детей в течение одного дня

№ Формы физического воспитания Недельная двигательная активность Вклад формы двигательной активности % 1 Физкультурные занятия 102 21,4% 2 Утренняя гимнастика 145 19,9% 3 Индивидуальная работа по развитию движения 68 8,4% 4 Подвижные игры и физические упражнения 260 35,7% 5 Физкультминутки 170 21,4% Таблица 2 Примерная модель двигательного режима младших школьников

Методика расчета времени на двигательную активность: 102 мин. + 145 мин. + 68 мин. + 260 мин. + 170 мин.= 714 мин. Таким образом, если 714 мин. разделить на 40 мин. (продолжительность одного занятия) и на 7 дней недели получим 2,6 академических часа в день, что соответствует оптимальной продолжительности непрерывного бодрствования детей. Таким образом, разработанная нами модель двигательного режима школьника с оздоровительной направленностью, включающая в себя наиболее приоритетные формы физического воспитания, позволяет сформировать необходимый объем и производить контроль двигательной активности детей в школьном учреждении.

Физическая активность ребенка благотворно влияет на формирование и работу сердечнососудистой системы. При активной работе мышц улучшается обмен веществ в организме, что способствует активному росту ребенка. Установлено, что при регулярных занятиях спортом улучшается настроение ребенка и сон, повышается его работоспособность. Таким образом, двигательная активность ребенка формирует основу для гармонично развитой личности. Ведь только сильный и здоровый человек способен достигать заветных вершин.

Список литературы 1. Баршай В.М. Физкультура в школе и дома. - М, 2011. - с.164. 2. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. - М.: Физкультура и спорт, 2011.- 208 с. 3. Вайцеховски С.М. Книга тренера. - М.: Физкультура и спорт, 2011. - 278 с. 4. Волков В.М. К проблеме развития двигательных способностей // Теория и практика физической культуры. - 2013.- №5-6. - С.41. 5. Выгодский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. / Гл. ред. А.В. Запорожец. - Т.3. Проблемы развития психики / Под. ред. М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 2013. - 367 с. 6. Глинянова И.Ю. Основы педагогической валеологии. - М., 2008. - с.177. 7. Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. - Мн.: Народная асвета, 2011. - 88 с. 8. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 2010. - 200 с. 7. 9. Ильин Е.П. Психология физического воспитания.- М., 2010. -С.385.