12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Куртынина Кристина Сергеевна327
Организатор-преподаватель ОБЖ, учитель географии и краеведения, классный руководитель, руководитель отряда ЮИД "Зебра"
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск

Разработка комбинированного урока по географии (план-конспект)

6 класс. Тема: Движение земной коры. Вулканизм.

Цели:

обучающаясформировать у учащихся представление о вертикальных и горизонтальных движениях земной коры, природных явлениях и последствиях, формирующихся в результате их перемещения (вулканизм, землетрясения).

развивающая – развитие воображения посредством использования технологии творческих мастерских; развитие познавательного интереса учащихся к географии на основе фактического материала описательного и занимательного характера в сочетании с использованием моделей и иллюстраций; продолжить формирование мировоззренческой идеи о строении мира.

воспитывающая – воспитание бережного отношения к своей жизни и жизни других людей.

Планируемые результаты обучения в универсальных учебных действиях учащихся

1. Предметные результаты: объяснять процессы возникновения землетрясений; уметь показывать на карте сейсмические пояса – Тихоокеанский, Альпийско-Гималайский; классифицировать горные породы по виду их залегания – горсты, грабены; иметь представление о процессе образования вулкана, его строении и классификации (потухшие и действующие).

2. Метапредметные результаты: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; владение элементарными практическими умениями работы с учебником и картой для исследования.

3. Личностные результаты: формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности конструированию; формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности.

Тип урока по дидактической цели – комбинированный.

Оборудование: учебник «География» 6 класса (Герасимовой Т.П.), проектор, интерактивная доска, рабочая презентация, атлас 6 класса, физическая карта мира, карта строения земной коры, макет вулкана, макеты горстов и грабенов, раздаточный материал (карточки).

Литература

Рабочая программа по географии 6 класс (Т.П. Герасимова, Неклюкова Н.П. Начальный курс географии. – М.: Дрофа, 2013.)

Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. География. Начальный курс. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений

Учебная программа по географии под ред. Т.П. Герасимовой


План урока

Структура (элементы урока) и его содержание

Методы и приемы

I. Организационный.

а) Приветствие. Организация класса.

b) Постановка задач и объявление темы прошлого урока.

II. Проверка опорных знаний и умений (см. Приложение).

Карточка 1. «Лови ошибку».

Карточка 2. Восстанови схему «Строение Земли».

Карточка 3. Восстанови схему «Строение литосферы».

Карточка 4. Заполни схему «Классификация горных пород».

III. Изучение нового материала.

Землетрясения.

Вулканизм.

Горячие источники и гейзеры.

Медленные вертикальные движения.

Виды залегания горных пород.

IV. Закрепление и обобщение знаний.

1. Назовите причину землетрясений. Что такое очаг и эпицентр землетрясения?

2. Приведите примеры крупнейших вулканов Земли.

3. Если ли вулканы на территории России? Если да, то где они расположены.

4. Что такое гейзеры?

5. Для чего используют горячие источники и где они находятся?

6. Приведите доказательства существования медленных вертикальных движений.

7. Какие виды залегания горных пород существуют?

8. Как вы считаете, какие движения земной коры характерны для вашей территории?

V. Домашнее задание

Прочитать параграф 15 (стр. 48-55).

На контурной карте мире отметить сейсмические пояса (штриховкой) и действующие вулканы (значковым способом).

Подготовить небольшой доклад о крупнейших землетрясениях на территории России (объем – 1 стр.).

Деятельность учителя.

Сообщения дежурных, работа в тетради.

Рассказ учителя.

Индивидуально-уплотненный опрос.





1. Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Рассказ, беседа. Проблемное изложение. Работа с учебником.

2. Практический. Работа с учебником.

Моделирование.

3. Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Проблемное изложение.

4. Объяснительно-иллюстративный.

5. Объяснительно-иллюстративный. Частично-поисковый.


Фронтальный опрос







Инструктаж учителя





Конспект урока

I. Ребята, прозвенел звонок. Здравствуйте, присаживайтесь (подождать пока обучающиеся займут свои места). Сегодняшний урок проведу я, меня зовут Кристина Сергеевна.

II. На прошлом уроке вы изучали тему «Земля и ее внутреннее строение». Давайте проверим, как вы усвоили этот материал. Сейчас мы поделимся на 4 варианта. Каждому варианту будет дана карточка, по которой он будет работать. Карточка 1 «Лови ошибку» 1 варианту, карточка 2 восстанови схему «Строение Земли» – 2 варианту, карточка 3 восстанови схему «Строение литосферы» - 3 варианту и карточка 4 заполни схему «Классификация горных пород» - 4 варианту. Через 3 минуты я собираю карточки (обсуждение правильных ответов). Выставление оценок за работы на следующий урок.

III. Продолжаем изучение литосферы. Тема урока «Движение земной коры. Вулканизм». Перед нами стоят следующие задачи:

уметь объяснять процессы возникновения землетрясений;

уметь показывать на карте сейсмические пояса – Тихоокеанский, Альпийско-Гималайский;

классифицировать горные породы по виду их залегания – горсты, грабены;

иметь представление о процессе образования вулкана, его строении и классификации (потухшие и действующие).

С этими мы успешно справимся, если будем внимательными, наблюдательными и активными в течение всего урока. Помните, что наиболее активные в конце урока получат отметку.

1. Землетрясения. Для нас земная кора всегда ассоциируется с чем-то неподвижным, стабильным. Однако это не совсем так. Земная кора постоянно находится в движении. Примером этого может служить такое явление как землетрясение. Как вы считаете, что это такое (выслушиваю версии обучающихся)? А теперь, давайте запишем точное определение.

Землетрясениеподземные толчки и колебания поверхности Земли, к которым приводит разрыв в толще земной коры. Обратите внимание на рис. 29 на стр. 49. Как можно заметить, это очень опасное природное явление, в результате которого может в очень короткое время измениться рельеф местности, образоваться резкие обрывы в земной коре и разрушаться целые города.

Рассмотрим рис. 30 на стр. 50. Что вы здесь видите? Место в земной коре, где возник разрыв горных пород, называют очагом землетрясения. От очага колебания земной коры распространяются во все стороны как волны: чем дальше от очага, тем слабее толчки.

Место, расположенное над очагом на поверхности Земли, называют эпицентром землетрясения. Эпицентр – самое опасное место во время землетрясения, потому что здесь наблюдаются самые большие толчки.

Наука, которая изучает землетрясения, называют сейсмологией, а специальный измерительный прибор, который используется для обнаружения и регистрации колебаний земной коры, называют сейсмографом (показываю на слайде иллюстрации).

Для того, чтобы оценить, насколько разрушительным будет землетрясение, ученые разработали 12-балльную шкалу оценки силы землетрясения.

Давайте проанализируем иллюстрацию, представленную на слайде. По каким признакам(последствиям) можно судить о силе землетрясения (Слабые – 1-4 баллов – землетрясения, которые чаще всего не ощущаются людьми или ощущаются домашними животными. Сильные – 5-7 баллов. Такие землетрясения ощущаются всеми людьми, лопаются оконные стёкла, качаются люстры, могут наблюдаться оползни. Разрушительные – более 8 баллов. Землетрясения такой мощности разрушают здания, мосты, фундамент, могут изменять русла рек.)?

Землетрясения – это природные явления, которые приурочены к определённым местам на Земле, называемыми сейсмическими поясами. Обратите внимание на карту. Выделяют два сейсмических пояса (показываю на карте): Тихоокеанский сейсмический пояс (или Тихоокеанское огненное кольцо), охватывающий западные побережья Южной и Северной Америки, восточное побережье Евразии и Новую Зеландию, и Альпийско-Гималайский пояс, который протянулся от западного до восточного побережья Евразии.

Землетрясения наблюдаются и в океанах. Тогда волны, образовавшиеся от землетрясения, доходят до побережья материков, достигая высоты десятки метров. Обрушиваясь на сушу, они разрушают всё на своём пути. Такие волны называют цунами. Это очень опасное явление природы, приводящее к катастрофическим последствиям. Давайте вместе определим места возможных возникновений цунами (Тихоокеанское побережье).

2. Вулканизм. Обратите внимание на представленное изображение. Кто написал эти картины и как они называются («Последний день Помпеи», Карла Брюллова, 1833; «Извержение Везувия», Ю. К. Даля, 1826)? В 79 году произошло извержение вулкана Везувий. Посмотрите на макет. На какую форму рельефа похож вулкан? Конечно же, на гору! Ознакомитесь с описанием вулкана на стр. 51 учебника. С помощью заранее подготовленными вами материала (пластилин, цветная бумага, картон, краски и пр.) сконструируйте свой собственный макет вулкана. На выполнение задания вам дается 5-7 минут. После вы представите свой макет перед всем классом (задание выполняется в группе).

3. Горячие источники и гейзеры. В областях распространения вулканов подземные воды нагреваются магмой и могут выходить на поверхность в виде горячих источников. Горячие источники уже давно используются для отваливания помещений и теплиц. Например, в теплицах, на острове Исландия, вблизи полярного круга выращивают цитрусовые, бананы, разные овощи. Так же, горячие источники используются для получения электроэнергии.

Некоторые горячие источники через определённые промежутки времени выбрасывают вверх струи кипящей воды и пара. Такие периодически фонтанирующие источники называются гейзерами. В известной Долине гейзеров на Камчатке - 22 действующих гейзера. Большое впечатление производит столб кипящей воды, шум пара, большое количество горячих речек и ключей, в которых растут водоросли самых неожиданных окрасок. (Зачитываю описание гейзера Татьяны Устиновой) "...впереди взлетел высокий столб пара, видимо, там был крупный горячий источник. Решили до него все же дойти. Погода все хуже, идем, а горячего источника нет, лагерь все дальше… С погодой в горах не шутят, решили идти обратно. Сели на снегу отдохнуть, съесть что взяли с собой. Вдруг с противоположного берега из маленькой парящей площадки… ударила прямо в нас косо направленная струя кипятка в сопровождении клубов пара и подземного грохота… Мы страшно перепугались, прижались друг к другу, сидим и не знаем, что нас ждет. Поведение вулканов непредсказуемо… И вдруг извержение кипятка прекратилось, некоторое время продолжались выбросы клубов пара, а затем все затихло и перед нами лежала небольшая парящая площадка, ничем не примечательная. Тут я опомнилась и завопила не своим голосом: «Гейзер!!!».

4. Медленные вертикальные движения. Существует один научный факт. На побережье Норвегии далеко от уровня воды можно увидеть колышки, к которым раньше привязывали лодки. Почему же сейчас эти колышки находятся на таком большом расстоянии от воды? Связано это с тем, что земная кора находится в движении и вдали от сейсмических поясов. Эти движения могут быть как вертикальными, так и горизонтальными. То, что колышки на побережье Норвегии оказались далеко от земной поверхности, пример вертикального движения земной коры, её поднятия. Учёные определили, что Скандинавский полуостров, на котором и находится Норвегия, каждый год поднимается на 1 см.

В то же время, некоторые участки земли испытывают опускания. Например, более половины территории такой страны, как Нидерланды, лежит ниже уровня океана, то есть с каждым годом она все больше опускается. Жители Нидерландов уже очень долгое время воюют с морем, строя для защиты территории своей страны дамбы (показываю эти территории на физической карте).

5. Виды залегания горных пород. Движение земной коры приводит к образованию складок или разломов. Если движению подверглась земная кора с осадочными горными породами, то эти мягкие породы подвергаются сжатию в складки. Если же движению подверглась земная кора с магматическими и метаморфическими горными породами, то это приводит к тому, что они трескаются и образуются разломы. По этим разломам одни участки земли испытывают поднятие, а другие – опускание, образуя горсты и грабены.

Горст – участок земной коры, резко приподнятый над окружающей местностью.

Грабен – участок земной коры, опущенный относительно окружающей местности. Примером грабена может служить котловина самого глубокого озера в мире – Байкал. Давайте рассмотрим макеты и определим, где горст, а где грабен.

Залегание горных пород может быть, как складчатое, глыбовое, так и складчато-глыбовое. Возникновение складок, горстов и грабенов приводит к образованию гор, которые чаще всего имеют складчато-глыбовое строение.

IV. Закрепление и обобщение знаний. Вопросы закрепления (см. план урока).

V. Домашнее задание (см. план урока).

Приложение​​​​​​​

t1603518836aa.pngt1603518836ab.png



t1603518836ac.pngt1603518836ad.png

Опубликовано


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 24.10.20 в 12:29 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за интересный и ценный ресурс!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.