Конспект урока «Географическое положение Северной Америки. История открытия и исследования. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые»
Конспект урока
Тема урока: Географическое положение Северной Америки. История открытия и исследования. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Северной Америки.
Цель:
- образовательная – ознакомить учеников с общими сведениями о материке; сформировать знания о географическом положении Северной Америки; расширить и систематизировать знания о исследовании материка; сформировать знания о геологическом строении, рельефе и закономерностях распространения полезных ископаемых Северной Америки;
- развивающая – развить интерес к изучению темы; совершенствовать практические умения и навыки характеризовать основные формы рельефа материка;
- воспитательная – воспитывать понимание важности изучения географии, любознательность и краеведческий подход.
Оборудование: физическая карта Северной Америки, портреты исследователей (Х. Колумб, Дж. Кабот, В. Беринг и др.), учебники, атласы.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: стандартная.
Ход урока
І. Организационный момент.
Приветствие учеников. Проверка на партах оборудования и учебных материалов.
II. Проверка домашнего задания, актуализация и коррекция опорных знаний.
Географическая эстафета.
Вариант 1.
Крайней северной точкой материка Южная Америка считается …
Берега Африки омывают …
В каких климатических поясах расположена Австралия …
Назовите характерные особенности рельефа Африки …
Наибольшим озером Австралии считается …
К каким расам относится население Южной Америки …
Вариант 2.
Крайней северной точкой материка Австралия считается …
Берега Южной Америки омывают …
В каких климатических поясах расположена Африка …
Самым крупным озером Южной Америки считаются …
К каким расам относится население Африки …
Назовите самую полноводную речку в Африке …
Вариант 3.
Крайней северной точкой материка считается …
Берега Австралии омывают …
В каких климатических поясах расположена Южная Америка …
Самой длинной рекой Африки считается …
Назовите характерные особенности рельефа Южной Америки …
Самый высокий водопад в Южной Америке …
IІІ. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности.
Северная Америка – второй материк Западного полушария, вместе с Южной Америкой образующий единую часть света. Здесь есть большие равнины, и покрытые вечными снегами и льдами величественные горы, арктические пустыни и вечнозеленые влажные леса, высокотравные степи – прерии и жаркие, почти безжизненные пустыни.
В географических названиях Северной Америки нередко можно встретить слова «великий» и «большой»: Великие озёра, Великие равнины, Большой каньон и т.д. На территории Североамериканского континента расположены большие страны мира – Соединенные Штаты Америки и Канада.
IV. Изучение нового материала.
Географическое положение.
Дети, давайте вспомним план характеристики материка.
План
Конфигурация и площадь материка, его место по величине.
Расположение материка относительно экватора, тропиков, полярных кругов.
Крайние точки материка.
Океаны и моря омывающие материк.
Расчлененность береговой линии.
Особенности тектонического строения.
Расположение в климатических поясах.
Поверхностные воды.
Природные зоны.
Распределения населения по материку.
Северная Америка расположена в Западном полушарии и вытянута от полярных широт почти к экватору. Как и Южная Америка, Северная Америка по форме напоминает треугольник, повернутый своей основой на север. Белее широкая его часть расположена в северном умеренном и холодном поясах, а южная суженая – в жарком тепловом поясе.
Берега Северной Америки омывают воды трех океанов: Атлантического, Северного Ледовитого и Тихого. Побережье имеет сложную конфигурацию: много заливов, удобных для стоянки кораблей. На севере и юге к материку примыкает множество островов, в том числе и крупнейший в мире – Гренландия. Большие заливы, глубоко врезанные в сушу, способствуют проникновению далеко вглубь континента с севера – арктических, а с юга – тропических воздушных масс.
Вблизи юго-восточных берегов Северной Америки формируется наибольшая в мире система теплых течений, начинающаяся с Гольфстрима, вытекающего из Мексиканского залива. На своем пути она принимает множество «течений-притоков» в Атлантическом океане и направляется к берегам Европы.
Задание
Сравните географическое положение двух Америк – Северной и Южной. Результаты работы запишите в таблицу.
Таблица 1.
Общие черты | Отличительные черты |
История открытия и исследования материка.
Работа с учебником.
Пользуясь текстом параграфа 34 на ст.190 определите основные этапы исследования материка в виде таблицы.
Дата | Путешественники | Открытие |
Первый этап – плавания норманнов
Первыми европейцами, побывавшими в Америке, были норманны, достигшие ее берегов в 10-11 вв. Эйрик Рауди в 981-983 и его сын Лейф Эриксон плавали вдоль берегов Гренландии, в море Баффина, высаживались на побережье полуострова Лабрадор и острова Ньюфаундленд, однако их путешествия в то время не были известны в Старом Свете.
Второй этап – испанские, английские и французские экспедиции 15 – первой половины 18 вв.
Америка была окончательно открыта европейцами в 15 веке. Именно тогда в Европе распространились представления а том что земля круглая и о том, что можно достичь Китая и Индии западным путем (то есть переплыв Атлантический океан). При этом считалось, что такой путь гораздо короче восточного. Поскольку контроль над Южной Атлантикой оказался в руках португальцев (согласно достигнутым Алькасовасским соглашениям 1479 года), Испания, желавшая установить прямые контакты со странами Востока, приняла предложение генуэзского мореплавателя Колумба об организации экспедиции на запад.
Во время своего первого путешествия (3 августа 1492 – 15 марта 1493) Колумб переплыл Антлантический океан и достиг острова Гуанахани (современный Уотлинг), одного из Багамских островов, затем Колумб открыл острова Куба и Гаити.
Третий этап – русские, французские и английские экспедиции 18-19 вв.
К середине 30-х гг. 18 в. в многочисленных русских экспедициях В. Беринга, П. Нагибина, А. Мельникова и др. были впервые обследованы берега Северной Америки в районе залива Аляска. В 1732 И. Федоров первым среди путешественников увидел оба берега Берингова пролива, по материалам его экспедиции составлена первая карта пролива.
В 1778 Дж. Кук в поисках Северо-западного прохода прошел вдоль западного побережья Северной Америки и вышел в Берингово море. Вблизи берегов Аляски он встретил русских моряков, у которых получил сведения об этом регионе.
Четвертый этап исследования Северной Америки – экспедиции 19-20 вв.
В 1816-44 русские исследователи О. Е. Коцебу, М. Н. Васильев, В. Малахов и др. открыли залив Коцебу, остров Нунивак, многие реки на Аляске. В этот же период американские путешественники М. Льюис и У. Кларк проследили течение р. Миссури и преодолели Скалистые горы в средней части (1804-06), Дж. Бриджер, П. Огден и др. оконтурили Калифорнийскую долину и Большой Бассейн (1824-53).
Английские исследователи сосредоточили свои усилия главным образом на отыскании Северо-западного прохода. В 1818 Джон Росс достиг Баффинова залива и вошел в пролив Ланкастера, который он ошибочно принял за залив, после чего повернул обратно.
В конце 19 начале 20 вв. американские и канадские исследователи, главным образом геологи, провели регулярные работы по изучению Скалистых гор, плато Юкон и открыли высшую точку Северной Америки – гору Мак-Кинли на Аляске.
Строение земной коры.
Северная Америка вместе с Евразией является остатком древнего материка северного полушария Лавразия, который начал раскалываться на современные материки в конце мезозойской эры около 100 млн. лет назад.
Древнейшей и самой большой по площади тектонической структурой Северной Америки является Североамериканская платформа, которая является осколком древней Лавразии. На севере платформы ее кристаллический фундамент выходит на земную поверхность, образуя самый большой в мире по площади Канадский щит. На юго-западе материка лежит молодая платформа. По строению это глубокий прогиб фундамента, заполненный десятикилометровым слоем осадочных пород. Весь запад Северной Америки занимает средний по возрасту пояс складчатости, который большей частью сформировался в мезозойскую эру вследствие встречного движения Североамериканской и Тихоокеанской литосферных плит. Тихоокеанское побережье Северной Америки и южную узкую часть материка составляет молодой пояс складчатости, процесс формирования которого не завершился. Здесь наиболее часты землетрясения. Есть действующие вулканы. Самым высоким из них является вулкан Орисаба (5747 м).
На восточном краю материка сформировался пояс древней складчатости, возникший в палеозойскую эру. Он представляет собой сильно разрушенные горы, состоящие из обломочных пород.
Рельеф.
Рельеф Северной Америки тесно связан с ее тектоническими структурами. Древней и молодой платформой в современном рельефе соответствуют равнины, областям складчатости на крайних Западе и Востоке – горы.
Равнины занимают 2/3 поверхности. Канадскому щиту соответствует в рельефе Лаврентийская возвышенность, высота которой в основном составляет 500-700 м.
В местах погружения кристаллического фундамента древней платформы под слой осадочных пород в рельефе возникли обширные равнины. Центральные равнины, подвергшиеся влиянию древнего ледника, поднимаются на высоту 200-500 м. Молодой платформе на побережье Мексиканского залива соответствует в рельефе ряд прибрежных низменностей, самая большая из которых Примексиканская низменность.
На западе материка в границах среднего и молодого поясов складчатости с севера на юг протянулась одна из самых больших горных систем мира – Кордильеры. На Аляске горы достигают своей наивысшей отметки – г. Мак-Кинли, 6194 м. Здесь находятся большие ледники. К югу горы разделяются на несколько параллельных хребтов. Береговой хребет на западе тянется вдоль Тихоокеанского побережья, Скалистые горы – далеко на восток. Между ними лежат такие большие плоскогорья, как Большой Бассейн и плато Колорадо. По мере продвижения на юг большую площадь занимает Мексиканское нагорье с действующими вулканами.
На востоке в пределах древней складчатости лежат Аппалачи – невысокие, до 2000 м, горы. Они состоят из ряда продольных хребтов. Под влиянием внешних сил Земли они разрушились и сейчас имеют сглаженные куполовидные формы, чем напоминают наши Карпаты. Самая высокая точка Аппалачей – г. Митчелл (2037 м.)
Задание.
Сопоставьте физические карты Северной и Южной Америки и сравните их рельеф. Результаты запишите в таблицу.
Таблица 1
Общие черты | Отличительные черты |
Полезные ископаемые.
Земная кора Северной Америки изучена подробно, поэтому на всей ее территории известны значительные месторождения полезных ископаемых. На севере, в границах Канадского щита, где магматические породы Североамериканской платформы выходят на поверхность, много руд металлов – железных, медных и никелевых. Там, где осадочный чехол покрывает кристаллические породы, много месторождений топливных (нефти, природного газа) и нерудных полезных ископаемых. В Кордильерах в связи со сложностью геологического строения встречаются разные по своему происхождению полезные ископаемые: в предгорьях – осадочные (нефть, природный газ, каменный уголь), в пределах горных хребтов – магматические (руды цветных металлов, золото, урановые руды).
Давайте сейчас заполним табличку о полезных ископаемых.
Таблица 2
Полезные ископаемые | Район распространения |
Каменный уголь, нефть, газ | Центральные равнины, Мексиканский залив, Аппалачи, На границе Кордильер. |
Руды: железные, никелевые, медные, урановые, молибденовые, полиметаллические. Золото. | Лаврентийское поднятие, Кордильеры, Аппалачи. |
Сера, каменная соль, калийная соль, слюда, графит, лабрадорит. | Осадочный чехол платформ – Центральные и Великие равнины, Примексиканская низменность. Давний фундамент платформы – полуострова Лабрадор. |
V. Закрепление изученного материала.
Игра «Продолжите предложение»
Первыми исследователями Северной Америки были _____________
Северная Америка расположена в _______________ полушарии.
Площадь материка составляет _______ и по размерам занимает ______________ место.
Омывается ________________________________________ океанами.
Граничит с ____________________________.
Береговая линия материка __________________________________.
Работа с контурной картой
На контурной карте подпишите: заливы, моря, омывающие Северную Америку, а также острова и полуострова.
Блицопрос.
Какая площадь материка?
Самая высокая точка над уровнем моря?(г. Мак-Кингли 6194 м.)
Наиболее низкая точка над уровнем моря? (Долина смерти -86 м.)
Самая длинная река? (Мисиссипи с Миссури 6420 м.)
Самое большое озеро? (Верхнее)
Самый крупный остров? (Гренландия)
Какие полезные ископаемые встречаются в разных частях материка?
Высота Аппалачи …. 2037м.
Наивысшая точка Кордильер – это ….г. Мак-Кинли (6194 м)
VI. Обобщение и систематизация знаний.
Блицопрос.
В каких географических поясах и полушариях расположена Северная Америка? Водами каких океанов и морей омываются берега материка?
В названиях каких географических объектов Северной Америки отображены имена ее первооткрывателей и исследователей?
Касаются ли линии экватора и нулевого меридиана Северной Америки?
С какими материками граничит Северная Америка?
Карточки
Вариант 1
Определите формы рельефа, что образовались на указанных участках земной коры, и обведите соответствующие цифры.
ПЛАТФОРМА
1. Центральные равнины.
2. Великие равнины.
3. Кордильеры.
4. Аппалачи.
5. Примексиканская низменность.
6. Скалистые горы.
ОБЛАСТЬ СКЛАДЧАТОСТИ
Аппалачи.
Скалистые горы.
Великие равнины.
Примексиканская низменность.
Кордильеры.
Центральные равнины.
Вариант 2
Определите формы рельефа, что образовались прежде всего благодаря внутренними или внешними силами, и обведите соответствующие цифры.
ВНУТРЕННИЕ СИЛЫ
Гора Мак-Кинли
Пещера Флинт-Мамонтова
Великие равнины
Аппалачи
ВНЕШНИЕ СИЛЫ
Аппалачи
Большой Каньон
Центральные равнины
Великие равнины
VII. Итог урока.
Прием «Микрофон»
Дети, пятью предложениями скажите, что вам понравилось на уроке?
- Северная Америка – материк в Западном полушарии, на юге соединяется с Южной Америкой, границу с которой проводят по Панамскому каналу.
- Годом открытия Америки принято считать 1492 г., когда корабли
Х. Колумба достигли островов в Карибском море.
- Самые активные исследования и освоения материка проводились испанскими, французскими и английскими экспедициями. Большой вклад в изучение северо-западной части Северной Америки внесли российские экспедиции.
- Большая часть Северной Америки расположена в пределах платформы, преобладает равнинный рельеф.
- На западе - молодые горы Кордильеры, а на востоке - древние горы Аппалачи.
- На формирование рельефа влияют не только внутренние силы, а и внешние.
- Территория материка подверглась воздействию древнего оледенения, что повлияло на рельеф.
- Особенности геологического строения материка обусловили наличие разнообразных залежей полезных ископаемых.
VIII. Домашнее задание.
§ 34-35. Подготовьте доклад о первооткрывателях Северной Америки.