Урок в проекте «Моя новая школа» на тему «Использование игровых технологий на уроках географии»
Проект «Моя новая школа»
«Использование игровых технологий на уроках географии»
Актуальность исследования: Сложившийся у основной массы детей стереотип восприятия нередко заставляет их отрицательно относиться к игровой деятельности на уроке. С одной стороны, им кажется, что деятельность, предлагаемая в стенах школы, учителем, в урочное время не может быть эмоционально привлекательной. С другой стороны, учащиеся могут придерживаться той точки зрения, что игра на уроке «несолидна», не соответствует их возрастному статусу, не способствует более успешному усвоению материала. Необходимо, следовательно, «реабилитировать» игру в глазах подростка, как обычную и удобную форму обучения.
Объект исследование: процесс обучения географии.
Предмет исследования: использование игровых технологий на уроках географии.
Цель исследования: Показать роль игры в учебном процессе на уроках географии.
Задачи исследования:
Формирование интереса учащихся в усвоении учебного материала на уроках географии через различные формы игровой деятельности.
Развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся.
Толерантное отношение к окружающим.
Формирование навыков использования дополнительных источников добывания знаний.
В течение последних десятилетий игровые педагогические технологии достаточно широко внедрились в педагогическую практику. Игровая форма обучения представляет собой наиболее удачное и перспективное нововведение последних лет. В процессе деловой дидактической игры развивается целеустремленность, активность, динамичность и продуктивность мышления, прочность и оперативность памяти, стремление к совершенству и вера в свои силы. С дидактической точки зрения игровое обучение перспективно тем, что не противостоит современным педагогическим теориям и может стать одной из форм интегрированного обучения.
С целью активизации учебно-познавательной деятельности в учебном процессе все чаще используются различные игры. Как показывает практика, в большинстве случаев передача готовых знаний не всегда побуждает человека к готовности и способности выявлять, анализировать и определять самостоятельно пути их разрешения. Требуется совершенно иной подход к организации обучения, изменяющий в целом систему взаимоотношений и взаимодействий между учителем и учащимися. Учитель перестает быть для учащихся лишь источником знаний, становится консультантом по руководству познавательной деятельности учащихся, направляемой на разрешение проблем. Ученик теперь уже активный участник учебного процесса. Ученики сами формируют цель, выявляют проблемы, анализируют информацию, вырабатывают критерии и возможные пути решения проблем. Ученик превращается в главную фигуру всего учебно-воспитательного процесса, что и делает обучение по-настоящему личностно-ориентированным.
Все способности человека развиваются в процессе деятельности.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно
обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования, учащихся к учебной деятельности.
Игра является одним из методов, или, по определению Г.К. Селевко, технологий, позволяющих повысить активность, самостоятельность и заинтересованность ученика в процессе познания, сделать учебную деятельность личностно значимой, значительно облегчить процесс приобретения новых знаний и умений.
По мнению Д.Б. Эльконина, «человеческая игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности».
В «Большой энциклопедии» игра рассматривается как «занятие, не имеющее практической цели и служащее для развлечения и забавы, а также применения на практике некоторых искусств (игра на сцене, игра на музыкальном инструменте)».
Наиболее приемлемым для нас является определение, данное А. А. Деркачом, учебной называется игра, используемая в учебном процессе в качестве задания, содержащая учебную (проблему, проблемную ситуацию), решение которой обеспечит достижение определенной учебной цели.
Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игра - это способ существования ребенка, но играют люди всех возрастов, национальностей и профессий. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В этом и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение.
Функции игровых технологий:
Формирование интереса учащихся в усвоении учебного материала на уроках географии через различные формы игровой деятельности.
Развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся.
Толерантное отношение к окружающим.
Формирование навыков использования дополнительных источников добывания знаний.
Использование игровых технологий позволяет учителю:
Создать комфортные условия, необходимые для овладения общеучебными умениями и навыками.
Создать условия для воспитания детского коллектива.
Развивать коммуникативные качества учащихся.
Формировать навыки коллективной работы, способствовать внедрению в практику педагогики сотрудничества.
Исключать неудовлетворительные оценки по предмету.
Целевые ориентации педагогических игр:
Дидактические:
расширение кругозора, познавательная деятельность;
применение ЗУН в практической деятельности;
формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности;
развитие общеучебных умений и навыков.
Воспитывающие:
воспитание самостоятельности;
формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок;
воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
Развивающие:
развитие внимания, памяти, речи, мышления;
умение сравнивать, сопоставлять, находить аналоги;
развитие воображения, фантазии, творческих способностей;
умение находить оптимальные решения;
развитие мотивации учебной деятельности.
Социализирующие:
приобщение к нормам и ценностям общества;
адаптации к условиям среды;
стрессовый контроль, саморегуляция;
обучение общению.
Для ребенка игра – увлекательное прежде всего занятие. Этим-то она и привлекает учителей. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказывается порой более важным, чем знание предмета.
В процессе игры он может по-новому открыть ребенка для себя, т.к. в игре оба плана заметно переплетаются и ни один не исчезает.
Учебная игра воспитывает культуру общения и формирует умение работать в коллективе и с коллективом.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
познавательные, воспитательные, развивающие;
репродуктивные, продуктивные, творческие;
коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
Современные формы уроков, на которых может применяться коммуникативный подход можно классифицировать:
уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина, урок-конкурс рассказов о стихийных бедствиях;
уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок;
уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровения, урок- “дублер начинает действовать”;
уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, дискуссия, панорама, телемост, диалог, “живая газета”, устный журнал;
уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, ученый совет;
уроки, основанные на имитации деятельности при проведении общественно-культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, литературная гостиная, интервью, урок – путешествие с путешественниками;
Перенесение в рамках урока традиционных форм внеклассной работы: КВН, “следствие ведут знатоки”, утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественных произведений, диспут, клуб знатоков;
Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, комментарий, мозговая атака, рецензия;
Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, урок-практикум, урок-семинар, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.
Все виды игр могут выступать как самостоятельные, и как взаимно дополняющие друг друга. Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний определяется особенностями учебного материала, возрастом учащихся и другими педагогическими факторами.
Проведя анализ психолого-педагогической литературы, можно сделать следующие выводы:
- игровые технологии значительно повышают мотивацию к изучению школьных предметов;
- игра является средством активизации познавательной деятельности учащихся, способствующим ее актуализации;
- игра способствует коммуникативно-деятельностному характеру обучения, обеспечивает развитие речемыслительной деятельности учащихся.
Активные формы обучения, в том числе и игровые, получили в последнее время широкое применение на уроках географии. Использование игр в обучении географии решает множество задач. Они развивают познавательный интерес к предмету, активизируют учебную деятельность учащихся на уроках, способствуют становлению творческой личности ученика, так как многие из игр часто предполагают проблемный характер обучения, ибо есть исходный вопрос, на который надо дать ответ, а пути решения не ясны.
В первый год своей работы над этой темой основной целью я ставила повышение интереса к учению и активности учащихся с помощью игр, стимулирование деятельности школьников, игры носили эпизодический характер и использовались только на этапе повторения. Постепенно накапливалось количество игровых моделей, описанных в методической литературе и адаптированных мною к определённым темам и курсам, собственных разработок. Появились возможности для расширения их использования и создания небольших игровых комплексов по некоторым курсам. Применение уже созданных и описанных в литературе систем затруднительно. Каждый учитель должен сам решать, что включать в такой комплекс, учитывая содержание программ и учебников, которые он использует, особенности классов, с которыми работает. Модели, описанные в литературе, могут служить основой для создания собственных комплексов.
Игровые моменты возможно использовать на разных этапах урока.
Применение игры на уроке очень разнообразно. Её можно организовать в начале урока при проверке домашнего задания или для активизации внимания учащихся, при изучении нового материала для более глубокого, осмысленного и быстрого усвоения учебного материала и в конце урока для закрепления изученного материала и снятия напряжения после сложной классной работы. Все эти игровые формы учитель выбирает в зависимости от темы урока, подготовленности учащихся, их возраста. В приложении 1. я привожу примеры некоторых игровых моментов.
В результате исследования, я пришла к выводу о том, что:
- использование на уроках географии игровых технологий является важным методом для стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности школьников;
- в данной работе доказана методологическая ценность применения игр на уроках географии, заключающаяся в том, что участие в игре формирует у ребенка ряд психических новообразований. Это воображение и сознание, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие; формирование характера человеческих отношений, которые придают определенное значение тому или иному действию отдельного человека. У него возникает осмысленная ориентация в собственных переживаниях, ребенок стремится обобщить их. На основе всего этого у него могут быть сформированы навыки культурного поведения, что позволяет ему эффективно включаться в коллективную и индивидуальную деятельность.
Перед традиционными формами и приемами обучения игровые технологии имеют ряд преимуществ:
активизирует процесс обучения;
развивает творческие способности учащихся: умение мыслить, рассуждать и отстаивать свою точку зрения и принимать мнение собеседника;
организует групповую деятельность, коллективный поиск решений, учит пользоваться информацией периодической печати, радио, телевидения;
способствует наиболее успешному внедрению в практику педагогики сотрудничества.
«Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет»
А.С. Макаренко
Приложение1:
Слепые координаты:
В шестом классе при изучении темы: Географическая карта», зашифровываю с помощью географических координат любой предмет, и учащиеся должны с помощью этих координат выявить что зашифровано.
Угадайка:
В 6м классе при изучении темы «План и карта», чтобы подвести учащихся к изучению новой темы, я зашифровываю ее с помощью условных знаков. Таким образом учащиеся повторяют тему «Условные знаки».
м а с ш т а б
Географический лабиринт:
Данный приём представляет собой вид теста, рассчитанный на последовательное и внимательное прохождение набора истинных и ложных утверждений. От каждого утверждения отходят стрелки с надписью “ДА” и “НЕТ”. Если утверждение истинно, то следует идти по стрелки “ДА”, а если ложно - по стрелке “НЕТ”.
Разгадайка:
Учитель пишет на доске географическое название, например, “Караганда”. Из букв этого слова нужно составить другие географические названия, не прибавляя новых букв, а буквы, которые есть в этом названии, в одном слове можно использовать только один раз. Из букв слова “Караганда” можно сложить такие названия: Канада, Ангара, Анкара, Гана, Карадаг.
Геоалфавит:
В игре участвуют две команды, либо каждый лично. После проведения жеребьёвки игру начинает одна из команд №1. Капитан этой команды по договорённости с её членами задаёт 5 или 10 вопросов на географические темы, а члены команды №2 должны дать ответы, начинающиеся с какой- то одной буквы. Букву называет капитан первой команды, например, букву А.
Искатель:
Учитель предлагает паре учащихся показать на карте географический объект. Выигрывает тот, кто показал его первым. Тот, кто проиграл выбывает, его место занимает следующий.
Класс:
Учитель (или ведущий ученик) загадывает какой-нибудь географический объект и дает небольшую подсказку. Например, что «это» находится в России. Игроки должны отгадать этот объект, задавая вопросы, на которые можно показать «большой палей вверх» или «большой палец вниз».
Игра «Море волнуется раз! два! три!»:
Участники игры берутся за руки и образуют круг. Начиная движение по часовой стрелке, они произносят слова: “Раз! Два! Три! Море назови!” При последних словах все останавливаются и начинают по очереди перечислять названия морей. Если кто-нибудь промолчит, то он выбывает из игры.
Игра со словами: “Раз! Два! Три! Остров (горы, реки, город) назови продолжается, пока не останется минимальное количество участников.
Флюгер:
Применяется при изучении темы «Ориентирование на местности» или «Ветер». Несколько учеников выходит к доске, и учитель говорит: «Ветер дует с севера». Все должны повернуться лицом к югу (т.е. отвернуться от ветра). Затем: «Ветер дует с запада», и т. д. Или «Ураган». Все кружатся. «Штиль». Все стоят спокойно.
Ашихмина Наталья Павловна
Юлия Байдина