Разработка урока географии в 6 классах «Географическая карта»

3
0
Материал опубликован 9 January 2016

Медведева Екатерина Александровна, учитель географии и биологии, МБОУ Одинцовской гимназии № 11

Разработка урока географии в 6 классах

(в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)

Тема урока: «Географическая карта»

Цель урока: Дать знания о географической карте как об одном из видов геоизображений; сформировать понятие «географическая карта», умение работать с картой.

Задачи:

Образовательная: Познакомить учащихся с разнообразием географических карт; широких возможностях их использования; выявить отличия географической карты от плана местности.

Развивающая: Развитие способности применять полученные знания на практике.

Воспитательная: Способствовать формированию творческой личности, воспитание ответственности, культуры общения при работе в группах.

Тип урока: изучение нового материала.

Планируемые результаты:

Личностные: готовность и способность к саморазвитию; воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группах; формирование представлений о едином географическом пространстве.

Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся умения организовывать учебное сотрудничество, самостоятельность; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Предметные: читать карты различных видов на основе анализа легенды; сопоставлять карты разного содержания; отличать географическую карту от плана; познакомиться с профессиями людей, использующими карты в своей деятельности.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения: проектор, настенные карты, атлас для 6-ого класса, презентация, учебник, рабочие тетради, индивидуальные карточки с заданием для самостоятельной работы.

Основные понятия, изучаемые на уроке:

- географическая карта;

- отличие карты от плана местности;

- различие карт по основным группам.


 

Технологическая карта

п/п

Этап

УУД

Деятельность

ЭОР

Время

(мин.)

учителя

учащихся

1.

Орг. момент

Познавательные:

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Регулятивные: Прогнозирование своей деятельности.

Коммуникативные:

Умение слушать.

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Готовят рабочее место.

 

1 мин.

2.

Целеполагание и мотивация

Познавательные:

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Регулятивные: Прогнозирование своей деятельности.

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог.

На этом этапе учащимся предлагается отгадать

загадку:

- Страны без людей

Города без домов

Лес без деревьев

Море без воды…

- Что это такое?

и ответить на вопросы:

-Что вам известно о картах?

-Когда появились первые карты? Как они выглядели?

-Сравните свои представления (слайд1)

-Что обычно наносится на карту? Каким образом?

-Почему карту называют «языком» географии?

Учащиеся, отгадывая загадку, додумываются, что это географическая карта; формулируют тему и выводят цели урока, после ответов на вопросы учителя уточняют понятие и записывают определение в тетрадь.

Презентация

3 мин.

3.

Актуализация знаний

Познавательные:

Узнавать, называть географические объекты; поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные: Выделение и осознание пройденного материала, умение обрабатывать информацию, представлять её в табличной форме.

Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог.

Учащимся предлагается сравнить географическую карту и план местности и сделать вывод:

На плане изображаются небольшие участки земной поверхности, на которых можно увидеть отдельные дома, луга, поля и т. д. На географической карте изображено более обобщённое уменьшенное изображение земной поверхности Земли с помощью условных знаков.

Учащиеся заполняют таблицу

Элементы сравнения

Географическая карта

Топографический план

Территория

Большая

Небольшие участки

Наличие масштаба

+

+

Способы изображения рельефа

Горизонтали, цвет

Горизонтали

Населённые пункты

Кружок

Отдельные дома, кварталы

Названия объектов

Города

Деревни

Электронные кары

10мин.

4.

Изучение нового материала

Познавательные:

Узнавать, называть географические объекты; поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные:

Умение обрабатывать информацию, выбирать действие в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, находить ответы на поставленные вопросы,

учиться грамотно, использовать в речи новые термины

Учащимся предлагается рассмотреть схему в учебнике, которая отображает всё разнообразие карт, самостоятельно привести примеры разных карт по назначению, используя настенные карты и презентацию.

Самостоятельно рассматривают схему учебника, отвечают на вопросы учителя, самостоятельно формулируют новые понятия.

Учебник, параграф 7.

10мин.

5.

Физкультминутка

Формирование ответственного отношения к своему здоровью

Организация комплекса упражнений для снятия нагрузки

Выполняют движения под руководством учителя:

Ветер дует с севера

Ветер дует с юга

Ветер дует с запада

Ветер дует с востока

Ураган

Штиль

 

1 мин.

6.

Первичное применение новых знаний

Познавательные:

Формирование умения смысловой организации познавательной деятельности, осуществление самоконтроля. Регулятивные:

Умение работать по картам атласа, применять полученные знания, осуществлять пошаговый контроль. Коммуникативные:

Организовывать учебное сотрудничество,

умение работать в группе, оценивать результаты, оказывать и принимать помощь

Организация работы по закреплению первичных знаний.

Работа в группах.

Загадка.

Карты в нём одна к одной

Сшиты в типографии

Он теперь всегда с тобой Гид по географии .(Атлас)

-Люди разных профессий могут иметь дело с картами. На уроке мы познакомимся не только с картами атласа, но и с профессиями людей, которые их используют в своей деятельности.

Организуется 5 групп учащихся: климатологи, биологи, гидрологи, страноведы, геологи, каждая из которых получает письменное задание в конверте:

- познакомиться с профессией;

-выбрать нужную карту

-дать ей характеристику по предлагаемому плану

Учащиеся отгадывают загадку и расширяют свои представления об атласе из презентации (как выглядел самый первый атлас, самый дорогой…) и отвечают на вопрос:

-Для чего нужен атлас?

Учащиеся работают в группах, получив задание в конверте, а затем отчитывается

каждая группа.

Слайды презентации

10мин.

7.

Итог урока. Рефлексия.

Познавательные:

Оценка процесса и результата деятельности

Регулятивные:

Волевая саморегуляция, осознание учащимися того, что уже усвоено. Коммуникативные:

Уметь выражать свои мысли.

Учитель отмечает наиболее активных учащихся класса на каждом этапе урока. Подводится итог по написанному кластеру.

Подводится итог новой теме, учащиеся каждой группы составляют кластер – что я узнал о географической карте.

 

5 мин.

8.

Инструктаж домашнего задания.

 

Объявляет домашнее задание, проводит инструктаж.

Записывают задание в дневник.

 

1 мин.


 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации