Конспект занятия по географии «Составление комплексной характеристики одной из рек материка (по типовому плану)»
Конспект урока
Тема урока: Составление комплексной характеристики одной из рек материка (по типовому плану)
Цель:
- образовательная – сформировать умение составлять комплексную характеристику рек;
- развивающая – закрепить знания о составных частях реки, питании и режиме рек; совершенствовать практические умения и навыки составлять комплексную характеристику реки по картам атласа и тексту учебника;
- воспитательная – воспитать понимание важности изучения географии, любознательность и краеведческий подход.
Оборудование: физическая и климатическая карта Северной Америки, учебники, атласы, контурные карты.
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.
Форма урока: стандартная.
Ход урока
І. Организационный момент.
Приветствие учеников. Проверка на партах оборудования и учебных материалов.
II. Проверка домашнего задания, актуализация и коррекция опорных знаний.
Блицопрос.
Самой длинной рекой материка является….
Самое большое озеро в Северной Америке…
Большой Каньон расположен на реке…
Ниагарский водопад находится на реке между озерами…
Назовите самый крупный приток Миссисипи…
В какой залив впадает река Миссисипи?
Какое озеро расположено в центральной части плато Большой Бассейн?
Прием «экспресс-тест»
1. В реках бассейна Северного Ледовитого океана преобладает питание:
а) снежное
б) дождевое
в) ледниковое
г) подземное.
2. Каньоно подобные долины характерны, в основном, для рек бассейна
…. океана.
а) Тихого
б) Индийского
в) Атлантического
г) Северного Ледовитого.
3. Река Миссисипи:
а) замерзает в верхнем течении;
б) замерзает в нижнем течении;
в) замерзает на всем протяжении течения;
г) не замерзает.
4. В Северной Америке расположены такие уникальные природные объекты, как:
а) река Амазонка и залив Фанди;
б) каньон Колорадо и вулкан Орисаба;
в) долина Смерти, пустыня Сахара и каньон Колорадо;
г) река Конго и залив Фанди.
5. Опасные природные явления в Канаде:
а) ледяных заторов на реках в период наводнения;
б) землетрясения;
в) торнадо;
г) засухи.
IІІ. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности.
Северная Америка богата поверхностными и подземными водами. По территории материка протекает множество крупных рек, много озер различного происхождения, в том числе всемирно известная система Великих озер – наибольшего сосредоточения пресной воды на Земле, есть и ледники – горные и покровные, значительные площади заняты многолетней мерзлотой.
Вам уже известно, что особенности внутренних вод материка зависят от климата и рельефа. Для того, чтобы доказать эту зависимость, нужно провести подробное исследование особенностей ее внутренних вод.
IV. Анализ содержания и последовательности исполнения практических действий.
Сейчас, открываем практические тетради на странице 31. Практическая работа №14. В первом задании заполняем схему. Во втором разбираете схему рисунка. Третье задание выбираете одну из рек Северной Америки и делаете характеристику по плану. В конце практической работы делаете вывод.
V. Самостоятельное выполнение заданий под контролем и помощью учителя (при необходимости).
1. Заполните схему.
2. Укажите на рисунке соответствующими цифрами источники поступления воды в реки при: дождевом (1), подземном (2), ледниковом (3), снеговом (4) и смешанном (5) питании (по образцу).
3. Выберите (согласовав с учителем) одну из крупных рек Северной Америки. Используя различные карты, учебник, дополнительные источники информации, охарактеризуйте реку по предложенному типовому плану.
Характеристика
В какой части материка протекает.
_____________________________________________________________________________
Исток (отметьте его на контурной карте – )
_____________________________________________________________________________
Где протекает (укажите название формы рельефа и надпишите его на контурной карте).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Направление течения, его характер. Длина реки.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Устье (отметьте его на контурной карте). К бассейну какого океана относится река?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Главные притоки (надпишите их на контурной карте).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Питание и режим рек.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Использование реки человеком (обратитесь к комплексной карте).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод. Укажите основные особенности охарактеризованной реки.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
VII. Обобщение и систематизация знаний.
А теперь давайте ответим на вопросы.
Река – это…
Озеро – это…
Какие питания могут иметь реки?
Как различают реки по характеру течения?
Какие бывают озера по происхождению?
Как используются реки и озера в хозяйстве?
Что относится к водам суши?
Блицопрос.
В пределах каких климатических поясов расположена северная Америка?
Какие основные факторы влияют на климат?
Какие факторы влияют на формирование климата Северной Америки?
Какого климатического пояса нет в Северной Америке, но он есть в Южной Америке?
VIII. Отчет учеников .
Дети говорят, что получилось, а что нет и сдают тетради.
IХ. Итог урока.
Прием «Микрофон»
Дети, пятью предложениями скажите, что вам понравилось на уроке?
- Северная Америка богата внутренними водами, по водности она уступает только Южной Америке и Евразии.
- Реки Северной Америки относятся к бассейнам Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого океана.
- На материке протекает одна из крупнейших рек мира – Миссисипи, расположена гигантская система Великих озер, территория современного оледенения достигает 2 мл.км2.
- В целом Северная Америка хорошо обеспечена водными ресурсами, водными транспортными путями, имеет значительные запасы гидроэнергии.
Х. Домашнее задание.
Сообщение на тему: «Животные Северной Америки»