Предварительный просмотр презентации
«Приемы развития функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы» « Эффективные приемы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка» Автор работы: Агаева Наталья Васильевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 3 с. Китаевского
Цель выступления: познакомить слушателей с приёмами формирования функциональной грамотности на уроках русского языка. Задачи: Показать практическую значимость использования данных приёмов работы, убедить педагогов в целесообразности их использования на уроках.
«Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
«Приемы развития функциональной грамотности на уроках русского языка» Внимателен к слову Обладает активным воображением Уметь видеть в тексте три уровня информации: переходить с фактов и образов на язык. Умеет вступать в диалог с текстом Идеальный читатель
Приём «Верные /неверные суждения» Учащиеся, выбирают "верные утверждения" из предложенных учителем, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил), тем самым систематизируя уже имеющуюся информацию.
Приём «Реконструкция текста» Эффективен при изучении, например, в 5 классе тем: «Текст», «Тема текста». Текст разделяется на части (предложения, абзацы). Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения. В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.
Приём «Мозаика»
Приём «Кластер» Кластер является приемом графической систематизации материала. Этот прием формирует умения выделять смысловые единицы текста и графически оформлять в определенном порядке в виде грозди, компонуя материал по категориям.
фигуры речи фигуры речи Эпифора Бессоюзие Параллелизм Ритоpическое обращение Многосою зие Риторический вопрос Умолчание Анафора Градация
Приём «Денотантный граф» Правила составления денотатного графа: 1 этап — выделение ключевого слова или словосочетания, от которого будет составляться денотатный граф. 2 этап – подбор глаголов, которые будут связывать ключевое понятие и его признаки. Рекомендуется использовать следующие группы глаголов: глаголы, обозначающие цель — направлять, предполагать, приводить, давать и т.д.; глаголы, обозначающие процесс достижения результата — достигать, осуществляться; глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата — основываться, опираться, базироваться; глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия. 3 этап – подобрать существенные признаки ключевого понятия, которые связываются с ним через выбранные глаголы. Для каждого глагола можно найти 1-3 признака.
3. Приём «Тонкий и толстый вопрос» Приём «Тонкий и толстый вопрос» «Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы Кто? Что? Когда? Может…? Будет…? Мог ли…? Как звать…? Было ли…? Согласны ли вы…? Верно ли? Дайте три объяснения, почему… ? Объясните, почему… ? Почему вы думаете… ? Почему вы считаете… ? В чём различие… ? Предположите, что будет, если… ? Что, если… ? Может… ? Будет… ? Мог ли… ? Согласны ли вы… ? Верно ли… ?
«Тонкие» вопросы Что обозначает причастие? Что обозначает деепричастие? Как отличить причастие от деепричастия? «Толстые» вопросы Дайте три объяснения, почему в речи нужны причастия и деепричастия? Объясните, почему прилагательное не может заменить причастие и деепричастие? Почему, как вы думаете, обороты выделяются запятыми? В чём различие знаков препинания при оборотах в разных частях предложения? Предположите, что будет, если из речи исчезнут причастия и деепричастия? Верно ли, что большое количество оборотов в речи утяжеляет её?
Тонкие вопросы Что такое приставка? Для чего нужна приставка? Где пишется приставка в слове? Как обозначается приставка? Толстые вопросы Почему приставка так называется? Чем приставка отличается от суффикса? В чём отличие приставки от предлога? Что будет, если из нашей речи «исчезнут» приставки?
Приём «Лингвистическая сказка» Формируем умение извлекать необходимую информацию из прослушанного текста, применять её как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа. Тим и Том – два человечка, которые никогда не ссорятся и ходят в больших друзьях. А не ссорятся они потому, что любят все разное: Том любит только то, что начинается с твердого согласного звука, а Тим- то, что с мягкого. Том любит торт, а Тим – печенье. Тим пишет стихи, а Том раскрашивает картинки. Подчеркните названия тех конфет, которые любит Том: «Белочка», «Маска», «Кара-Кумы», «Мишка», «Любимые», «Ночка», «Пилот», «Коровка».
Приём «Письмо с дырками» Для формирования читательского умения интегрировать и интерпретировать сообщения текста рекомендуется этот прием. Он подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала. 1) Имя существительное обозначает… Отвечает на вопросы… Начальная форма имени существительного - … падеж…числа. 2) Имена существительные имеют следующие постоянные признаки: … или …. … или … Относятся к … или …, или … роду, к … , или … , или ….. склонению. Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки:…. Существительные изменяются по … и … . 3) В предложении имя существительное может быть как …, … , … , … , … . Имя существительное не является членом предложения, если…
Приём «Лови ошибку» Спишите, исправив ошибки. выпал снег саша. И коля чистят. Каток весело. Работать ребятам! Спишите, исправив ошибки. Унас жывёт кот семён.он добрый и очен пушыстый. Сам он весь чорный а ушы у нево белинькие. Хвосьтик Сёма держит трубой. Гласки хитрыи .А ещё он дрочюн. На нашей улеце ево боятся все каты. А мышы не баятся, потому што Сёма не любит лавить мышей.
Приём «Опорный конспект» Для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста предлагаем задания, в которых требуется работать с графической информацией: извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под рисунками, названия столбиков диаграммы, название таблиц, схем); понимать язык графика, схемы, диаграммы. Технология приема: Составить опорный конспект по изучаемой теме и «озвучить» его.
Приём «БУКТРЕЙЛЕР» Буктрейлер(англ. booktrailer) — это небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной форме о какой-либо книге, теме урока и др. Это новый жанр рекламно-иллюстративного характера, объединяющий литературу, русский язык, визуальное искусство и электронные и интернет-технологии. Цель буктрейлера – пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам.
Приём «Проблемная ситуация» Вставьте пропущенные буквы парных согласных, подобрав проверочные слова: Лу.., пиро.., ко.., горо.., пру.., клю.., пру…, овра.., коро.., ко.., арбу.., лу.., обо…
Приём «Ассоциации» Берёза - лето Мороз – холод Ребята – дети Петух – Петя Ученик – учение Рябина - ягода
Приём «Удивляй!» и «Яркое пятно» Ребята, жили брат и сестра. Сестра всегда пела и танцевала и любила носить красные платья, а брат петь не мог, но любил носить синие или зелёные, а иногда и сине-зелёные вещи. Но это их не расстраивало, ведь сестра всегда ходила с братом, держась за руку, и всегда пела красивые песни. Ребята на доске буквы нам надо их разделить на две группы. А И Ж М Н Щ Ы У Д О Одни в группу сестры, вторые - брата. Ребята, как вы думаете, какие буквы отправим в группу сестры, а какие брата? Как вы думаете, какого цвета будут буквы в группе сестры, а брата? Молодцы, хотите узнать, как звали сестру и брата?
Приём «Отсроченная отгадка» Изучая тему «Словообразование», читаю стихотворение: Чудак-математик в Германии жил. Он булку и масло случайно сложил. Затем результат положил себе в рот. Вот так человек изобрёл бутерброд.
Приём « Да - Нет» На уроке по изучению темы « Морфология» загадывается определенная часть речи, и ребята начинают задавать учителю вопросы: Это самостоятельная часть речи? - да; Она обозначает признак предмета? – нет; Эта часть речи склоняется? – да; Это самая многочисленная часть речи? – да. Ребята делают вывод, что это существительное.
Приём «Ложная альтернатива» Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Например: Что растет не берёзе - яблоки или груши? Слово "часы" - пишется как "чесы" или "чисы"? Кто быстрее плавает - котёнок или цыплёнок? Столица России - Париж или Минск? Какие звери живут в Африке – мамонты или динозавры?
Приём «Добавь следующее» Дети придумывают слова на тему «Школа»: 1.Парта. 2.Парта, доска. 3. Парта, доска, мел и т.д. Первое время детям под силу назвать по порядку только 5–6 слов, в конце года – уже 10–12 слов.
Приём «Рюкзак» Данный вид рефлексии вы можете использовать на своих уроках после изучения большого раздела. Вот вам рюкзачок. Передавая его друг другу, скажите по фразе: что узнали, что поняли, что удивило. Например, «Я научилась хорошо определять падежи имен существительных в словосочетаниях» или «Я хорошо научилась различать родительный и винительный падежи».
«Опорный конспект / Кластер / Конкурс шпаргалок». «Опорный конспект / Кластер / Конкурс шпаргалок». «Реставрация текста». Перепутать предложения и попросить учащихся восстановить текст. Для восстановления текста можно предложить использовать схемы предложений. «Приёмы графической переработки текстов» Чья шпаргалка содержит полную информацию о термине, тот является победителем.
Формируем умение читать несплошной текст. (Воспринимать его, извлекать информацию, данную в явном и неявном виде, интерпретировать еѐ) Приём «Графической переработки текстов» Сайт какой организации изображен на слайде? Какую помощь вы как выпускник можете получить на данном сайте? Составьте текст, содержащий ответ на данный вопрос.
Приём «Ролевая игра» Приём «Ролевая игра» «А что бы купили вы?» Приступаем к внимательному чтению этикеток. Получается, наш разговорный вариант слова «сгущёнка» перекочевал на этикетки. Как такое могло произойти? Мы выясняем, что «сгущёнка» и «сгущённое молоко» — разные продукты. Причем первый менее качественный, с содержанием растительных жиров.
Правда или фейк? В соцсетях появилось неизвестное стихотворение А. С. Пушкина «С великим праздником весны». Позвольте, жители страны, В часы душевного мученья Поздравить вас из заточенья С великим праздником весны! А. С. Пушкин, 1827 год. Болдино. Правда или фейк? Почему фейки так распространены? Приём «Правда или фейк?»
Приём «ТЕЛЕГРАММА или СМС» Например, телеграмма Маргариты с бала Сатаны. Нахожусь на балу у Сатаны. Кругом одни грешники. Ужасно болит колено. Но я - королева! Надеюсь. СМС с урока. Изучаю сложноподчиненные предложения. Есть главное и придаточное. Надо задать вопрос, иногда сложно. Изъяснительное похоже на дополнение.
Приём «ИНСЕРТ» Чтение с пометками: ученикам дается текст (текст может быть научного или публицистического стиля речи). Читая, учащиеся ставят на полях значки: "?" - непонятно, "+"- согласен "-"-вызывает сомнение, "!" - это главное, это удивило... Далее идет обсуждение прочитанного, на основе чего учитель формирует дальнейшую работу, например, углубиться в "непонятное" и вызвать детей на формулирование темы урока, объяснения нового материала или акцентировать внимание на том, что "вызывает сомнение" - это готовая проблемная ситуация, которая требует обсуждения (форма урока может быть диспут, дискуссия и.т.п.), или использовать фазу "это удивило" и дальше дать ряд упражнений на нужную вам тему (например, дан текст по причастию, детей удивило, что ЖАРЕНАЯ КАРТОШКА пишется с -Н-, а ЖАРЕННАЯ В МАСЛЕ КАРТОШКА - с -НН-, сделали на этом акцент - пошла отработка правил правописания -Н-НН- в отглагольных прилагательных и причастиях) В этом приеме могут быть и другие маркеры: "V" ЗНАЛ, "+" УЗНАЛ, "-" ВЫЗЫВАЕТ СОМНЕНИЕ, "?" ХОЧУ УЗНАТЬ.
Приём «Облако слов» Приведу несколько конкретных примеров использования облака на уроках русского языка и литературы: задание «Угадайте автора и название произведения» — в облако в этом случае могут быть включены слова, называющие героев произведения, место происшествия и любые другие признаки, позволяющие распознать текст (Слайд 12). ; задание «Соберите стихотворение» — слова из небольшого по размеру стихотворения, по которым учащиеся должны воссоздать полный текст. (Слайд 12); задание «Найди лишнее слово»: на любом уроке и любом этапе урока — задание для повторения пройдённого материала, для ознакомления с новым материалом, для переключения внимания, в качестве разминки. (Слайд 13); «Восстанови определение» - На этапе закрепления или контроля знаний предлагаю облако слов, содержащие основные понятия по изученной теме. Учащимся предлагаю раскрыть суть этих понятий. (Слайд 14); «Облако слов» позволяет организовать дидактические игры «Найди пару», «Исключи лишнее», Игра «Задай вопрос другу», «Установи соответствие». (Слайд 15); на этапе рефлексии облако может представлять из себя ключевые слова - эмоциональное состояние класса после урока или то новое, что узнали и что особенно получилось. (Слайд 16); Это - удивительное упражнение для развития творческой фантазию. «Составьте предложения или рассказ» - используется как можно больше слов из облака; «Реконструкция текста» – текст с пропусками восстановить на основе облака слов. (Слайд 17)
Приём «Ромашка Блума» «Ромашка Блума» состоит из шести лепестков - шести типов вопросов: Простой, отвечая на который, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию; «Причастие - это самостоятельная часть речи?» Уточняющий, целью которого является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал; «Если я правильно понял, то причастие сочетает в себе признаки глагола с признаками прилагательного?» Интерпретационный (объясняющий), направленный на установление причинно - следственных связей; «Почему причастия не имеют формы будущего времени?» Творческий, содержащий частицу бы, элементы условности, предположения, прогноза; «Как вы думаете, возможно ли наше общение без употребления причастий?» Оценочный, направленный на выявление критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов «Почему нужно знать нормы употребления причастий в речи?» Практический, позволяющий установить взаимосвязь между теорией и практикой «Встречались ли вы с неправильным написанием причастий в телевизионных рекламах?»
Приём «Кроссенс»
Рецепт счастья Возьмите чашку терпения, влейте туда полное сердце любви, бросьте две пригоршни щедрости, плесните туда же юмора, посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры и всё это хорошенько перемешайте. Потом намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своём пути. (Р.Шапиро)