Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка
«Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка» Составила: учитель английского языка Кузьменкова А.К., Муниципальное общеобразовательное учреждение «Низинская общеобразовательная школа»
Функциональная грамотность – это умение применить полученные знания иностранного языка на практике, уметь свободно общаться: говорить, читать и писать на иностранном языке.
Цель и задачи функциональной грамотности Цель: совершенствование иноязычной компетенции как способ и готовность обучающихся использовать иностранный язык для решения коммуникативных задач. Основные задачи Лингвистической компетенции: отрабатывать лексические единицы и грамматические структуры в речи; Социолингвистической компетенции: научить использовать языковые единицы в определенных ситуациях общения; Дискурсивной и стратегической компетенции: развивать умение излагать свою позицию, точку зрения, решать речевую задачу; Социокультурной и лингвострановедческой компетенции: демонстрировать способность вести диалог культур.
Выделяют следующие направления формирования функциональной грамотности: математическая грамотность; финансовая грамотность; естественнонаучная грамотность; глобальные компетенции; креативное мышление; читательская грамотность.
Формирование математической грамотности Формирование математической грамотности на уроках английского языка начинается во втором классе, когда обучающиеся знакомятся с числительными от 1 до 12. Типовая задача: производить простые вычисления на иностранном языке, характерные для обычной проверки математической подготовки учащихся.
Элементы CLIL (Content and Language Integrated Learning) 一 современной методики преподавания иностранного языка, которая как раз и подразумевает, что изучение языка и других предметов 一 единый процесс. Изучение математики, решение задач, примеров развивает мышление детей, учит: 一 обобщать и выделять важное; 一 анализировать и систематизировать; 一 находить закономерности и устанавливать причинно-следственные связи; 一 рассуждать и делать выводы.
Элементы математики на уроке английского языка Устные вычисления в уме 1) Изучая тему Shopping, предлагаем ролевую игру «In the shop». Ученику-продавцу необходимо понять, сколько денег он должен взять с покупателя. Преподаватель готовит карточки с указанием количества вещей и стоимости одной такой вещи. Использованные данные, конечно, зависят от возраста ученика и его знаний по математике. 2) При работе над аудированием, авторы учебников часто просят посчитать количество предметов. Для облегчения задачи я представляю данные задания в виде примеров, чтобы работать именно над аудированием, а не вычислениями.
Геометрические фигуры 1) Тема My House изучать различные геометрические фигуры и учиться их чертить. 一 Look at the furniture. Match the furniture and the geometric figure; 一 Draw a rectangle for the plan of your room. Draw the plan of your room using a triangle, a circle, a rectangle.
Время Для изучения времени подготовлены картонные часы со стрелками, для передвижения стрелок и выставления времени. Для онлайн-уроков используются интернет ресурсы, что позволяет двигать стрелки в реальном времени. Работу над закреплением времени проводится в следующей последовательности: а) двигать стрелка и на каждые 5 минут, чтобы прочувствовать, как двигается время; б) решать примеры такого типа: 1 min + 4 min = ____ min 25 min — 5 min = _____ min в) далее идут такие задачи: 15 min + 15 min = _____ min = _______ an hour 60 min = ______ hour 60 min + 30 min = ______ min = ___ hour _____ min г) решение задач «What time will it be after…?» , но сначала используем только 5 и 10 минут, затем добавляю 15 минут и 25 минут.
Формирование финансовой грамотности
ОСНОВНЫЕ МОДУЛИ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ПРОГРАММЕ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ Вводная беседа Работа и деньги Кредиты Искусство ведения бюджета Самостоятельная жизнь Актуальность курса, основные разделы курса и базовые понятия Понятие личных финансов; Личный и семейный бюджет; Как и где правильно делать покупки; Бережное отношение к деньгам; Желание и возможность Сколько нужно человеку?; Учимся экономить; Сохранить и приумножить; Финансовая независимость и финансовое благополучие; Налоги; Инвестирование; Финансовые риски; Формы организации бизнеса; Банки и банковские продукты; Страхование; Пенсионное обеспечение; Влияние рекламы История денег; Формы денег: монета, банкнота, пластиковая карта; Валюта разных стран; Роль денег в нашей жизни; Подарок другу Что такое банк и чем он может быть вам полезен; Долг платежом красен; Виды кредитов; Ипотека Контроль Подготовка и оформление творческих исследовательских проектов учащихся. Защита проектов.
Формирование естественнонаучной грамотности
При формировании естественнонаучной грамотности следует рассмотреть три уровня ситуации: - Личностная (связанная с самим учащимся, его семьей, друзьями) - Местная/национальная (связанная с проблемами данной местности или страны). - Глобальная (когда рассматриваются явления, происходящие в различных уголках мира). Можно выделить следующие тематические области, в контексте которых реализуется естественнонаучная грамотность: - здоровье; - природные ресурсы; - окружающая среда; - опасности и риски; - связь науки и технологий.
Формирование естественнонаучной грамотности
Глобальные проблемы
Глобальные проблемы
Креативное мышление Portfolio. Учащимся предлагается создать презентации, доклады, постеры, альбомы, коллажи.
На практике данные деятельности имеют свои учебные цели и задачи, но результат — это интенсивная языковая практика. Сочинение сказок, сочинений, писем на английском языке развивает лексические и грамматические знания, умения и навыки всех видов речевой деятельности - помогают лучше узнать традиции других стран. Ученики могут не только сочиняют свои сказки, но и придумывают свои сюжеты на всем хорошо известные произведения. Такая деятельность способствует развитию у детей мышления, памяти и внимания.
Формирование читательской грамотности Умение находить и извлекать необходимую информацию из текста; Умение интегрировать и интерпретировать информацию; Умение, направленное на осмысление и оценку прочитанного в тексте.
Видами функционального чтения на уроках английского языка являются: Просмотровое (skimming reading)- это беглое, выборочное чтение, целью которого является получить общее представление о тексте. 2. Поисковое (scanning reading)- это вид чтения, задачей которого является поиск определённой информации в тексте. 3. Изучающее чтение (intensive reading)- это вид чтения, направленный на полное понимание текста. Основными этапами работы с текстом при формировании читательской компетенции учащихся являются:
К отличительным особенностям текстов на формирование функционального чтения относятся: большой объем неадаптированного текста; информация, представленная в виде рисунков, схем, диаграмм, интегрированные задания; так называемые «несплошные тексты» - театральные билеты, афиши, проездные документы и т.д. Информация, представленная в виде диаграмм вызывает сложности у многих учащихся, поэтому, на мой взгляд, следует чаще использовать подобно типа задания.
Предтекстовый (Pre-reading). Этот этап подразумевает актуализацию имеющихся знаний учащихся по данной теме, а также развитие прогностических умений. На данном этапе учитель может попросить учащихся определить тематику текста; перечень поднимаемых в нем проблем; ключевые слова и выражения, ассоциации; сформулировать предположения о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций, либо фрагментов видео или даже музыкальных отрывков; определить основную идею текста по данным словам, какие ассоциации вызывают эти слова. Могут быть даны слова с переводом, либо слова с определениями; просмотреть текст/ первый абзац и определить, о чем этот текст; прочесть вопросы/ утверждения по тексту и определить его тематику и проблематику; попытаться ответить на предложенные вопросы до чтения текста; определить кто будет главным героем (его профессия, национальность)?
3. Послетектовый (Post-reading). Этот этап подразумевает использование ситуации из текста в качестве языковой, речевой, содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи. На этом этапе учитель может предложить учащимся выявить новое из прочитанного текста, высказать свое мнение по поводу прочитанного; опровергнуть утверждения или согласиться с ними; доказать или охарактеризовать чтото; составить план текста, выделив его основные мысли; пересказать/кратко изложить содержание текста; рассказать текст от лица главного героя
2. Текстовый (While- reading). Этот этап подразумевает контроль степени сформированности различных языковых навыков и речевых умений а также продолжение формирования соответствующих навыков и умений. На данном этапе учитель может предложить учащимся найти ответы на предложенные вопросы; подтвердить правильность или ложность утверждений, либо выявить, что это в тексте не упомянуто; составить предложения по порядку; найти соответствия; выполнить задание на множественный выбор; подобрать подходящий заголовок к каждому из абзацев; догадаться о значении слова или слов по контексту, какой из предложенных переводов слова наиболее точно отражает его значение в данном контексте; восполнить недостающую информацию.
Читательская грамотность – это одно из направлений функциональной грамотности это базовое направление. Какое бы задание не получил учащийся, первое что ему нужно сделать это ПРОЧИТАТЬ задание. В процессе обучения учитель часто сталкивается с проблемами учащихся при работе с текстом. При чем проблемы возникают и при работе с текстом на русском языке, не говоря уже о иностранном. Применяя задания на формирование функциональной грамотности, учитель способствует повышению мотивации учащихся, расширяет их кругозор, развивает творческие способности, помогает осознать ценности современного мира – всё это необходимо для гармоничного развития личности и дальнейшего взаимодействия с обществом.