Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка
Описание опыта работы
Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка
Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов.
Какие же умения и качества необходимы человеку 21 века?
Человек должен быть функционально грамотным.
«Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» (А. А. Леонтьев).
Целью моей работы является: изучение и применение технологий формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка.
Задачи:
Проанализировать опыт формирования функциональной грамотности в учебном процессе;
Внедрить в практику технологии формирования функциональной грамотности обучающихся;
Применить диагностические методики по оценке уровня сформированности функциональной грамотности у обучающихся;
Обобщить опыт по применению технологий формирования функциоанльной грамотности у обучающихся на уроках английского языка.
Предмет: технологии формирования функциональной грамотности.
Объект: процесс формирования функциональной грамотности у обучающихся на уроках английского языка.
Ожидаемые результаты:
Повышение уровня сформированности функциональной грамотности обучающихся;
Повышение качества образования по английскому языку.
Этапы деятельности
Проектировочный: август - сентябрь 2019 г. | Изучение теоретических основ проблемы. Разработка критериев ожидаемых результатов. Подготовка рабочих программ по предмету. Планирование задач и содержания работы на следующий этап. |
Содержательный: октябрь 2019-2021 г.г. | Апробирование приемов и методов формирования функциональной грамотности. Коррекция рабочих программ по предмету. Мониторинг процесса внедрения приемов и методов формирования функциональной грамотности и мониторинг промежуточных результатов. Определение задач и содержания работы на следующем этапе реализации с учетом полученных результатов. Размещение материалов по реализации опыта на персональном сатйе. |
Заключительный: 2020-2022 г.г. | Оценка эффективности использования приемов и методов формирования функциональной грамотности на уроках английского языка. Анализ результатов, обобщение и распространение опыта. Размещение материалов по реализации опыта работы на персональном сайте. |
На первом этапе работы над данной темой мною были изучены теоретические основы функциональной грамотности, технологии формирования функциональной грамотности у обучающихся.
Одной из главных составляющих преподавания английского языка является заинтересованность обучающихся. На уроках я использую следующие современные педагогические технологии:
развития критического мышления через чтение и письмо;
проектная деятельность;
коллективного взаимообучения, обучение в сотрудничестве;
информационно-коммуникационная.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (авторы Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Меридит)
Данная технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения.
Основные стадии технологии РКМЧП и их задачи
Название стадии | Задачи | Приёмы и методы |
Evocation (Вызов.Побуждение) | Актуализация имеющихся знаний. Пробуждение их интереса к получению новой информации и как итог – постановка учащимися собственных целей. | Ассоциативный ряд. Рассказ по ключевым словам. Кластеры. Найти, выписать и перевести предложения с определенными словами. Подобрать антонимы или синонимы к словам. Объяснить слово или фразу, не переводя ее. Выписать и перевести предложения с определенной грамматической структурой. Перефразировать предложения, используя определенную грамматическую структуру. Составить предложения с определенными словами, чтобы стало ясным их значение. Частичный перевод предложения, где учащимся остается перевести на английский только одно слово, данное в скобках. Прочитать заглавие и сказать, о чём (ком) будет идти речь в данном тексте |
Realization of meaning. (Осмысление содержания) | Получение новой информации. Непосредственная работа с текстом. Корректировка целей | Активное чтение (маркировка с использованием знаков +,-, ?) «Толстые» и «тонкие» вопросы. «Фишбоун» – способ структурирования текста. Прочитать текст, разделить его на смысловые части, подобрать названия к каждой из них. Прочитать текст и выделить основные темы повествования. Прочитать текст и найти в каждой части по одному предложению, передающему основную мысль этой части. Прочитать текст и перечислить вопросы, освещаемые в нём. Прочитать текст и передать его основную идею несколькими предложениями. Сказать, какие из приведённых утверждений соответствуют содержанию текста. Найти (зачитать, выписать) главные (ключевые) факты текста. |
Reflection (Рефлексия) | Анализ. Творческая переработка, интерпретация полученной информации | Бортовой журнал. Синквейн (Formulapoetry). Сигнальные карточки. На данном этапе возможны также творческие задания: 1. Представить поведение героев в изменившихся обстоятельствах, например, несколько лет спустя или спросить, чтобы стало с героями, если бы что-то не произошло; 2. Пересказать текст от лица различных персонажей. 3. Написать свои вопросы к персонажам, если бы была возможность оказаться там. 4. Написать рекламную брошюру какого-либо места из текста или заведения. 5. Дать совет герою (героине). |
Вышеуказанные упражнения, используемые для проработки текстов на английском языке, способствуют расширению лексического запаса, умению понимать значения незнакомых слов из контекста, совершенствованию речевых навыков.
Проектная деятельность.
Проектная деятельность так же формирует функциональную грамотность ученика, ведь «креативность», «творческий подход», «креативная личность», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление креативности» – эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма.
Обучающиеся представляют результаты своей деятельности в виде постеров, докладов, альбомов, стенгазет, устных журналов, коллажей, презентаций и даже поделок.
Технология коллективного взаимообучения, обучение в сотрудничестве
Это работа в малых группах. Одним из принципов обучения в сотрудничестве является самостоятельная образовательная деятельность обучающихся. Роль учителя меняется, он может быть в роли консультанта, помощника.
Технологию обучение в сотрудничестве начинаю применять с начальных классов при: работе с текстом; ознакомлении и усвоении новых лексических единиц по теме; изучении грамматического материала; выполнении мини - проектов, коллажей, оформлении поздравительных открыток.
В старших классах после изучения тем «Спорт», «Здоровье», «Еда» проводятся Пресс – конференции, например, «What do people need to keep fit?».
Все учащиеся делятся на три группы: 1 группа – врачи, диетологи, спортсмены; 2 группа – представители прессы (газеты, журнала), участники конференции; 3 группа – редколлегия.
Участники конференции должны обсудить вопрос «What do people need to keep fit?»
В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение материала в полном объеме.
Информационно-коммуникационная технология
Обязательным компонентом моих уроков являются аудиофайлы. Развитие аудирования как рецептивного вида речевой деятельности предполагает формирование умений восприятия и понимания речи на слух.
Так же я использую в своей работе сайты, позволяющие развивать аудитивные навыки: English Language Listening Library Online http://www.elllo.org/, Randal’s ESL lab http://www.esl-lab.com/.
Материал для составлений заданий функциональной грамотности в средних и старших классах я выбираю из жизненных ситуации: поиск информации о работе в государственных учреждениях, молодежных центрах, центрах занятости; заполнение электронных анкет, опросов, анкет; поиск билетов на все виды транспорта. Расписание движения транспорта; использование сайтов со сводками погоды; выбор товаров в Интернете.
Так же каждый урок во всех классах (2-11) не обходится без фонетических разминок, а так же физминуток на английском языке.
С помощью онлайн-тестов я проверяю, как хорошо ученик знает тот или иной материал, насколько хорошо он усвоил английскую грамматику, насколько обширен его словарный запас, проверяются так же грамматические навыки.
Активно в своей работе я так же использую сайт по подготовке к ВПР, ОГЭ, ЕГЭ – «Решу ЕГЭ, ОГЭ, ВПР»
Так же на моём личном учительском сайте (https://sedelnikova1991.wixsite.com/website-1) разработаны и представлены различные задания, которые я предлагаю выполнить учащимся в ходе проведения урока или при индивидуальной работе с учащимся, например, при работе с одаренными или отстающими детьми. Им предлагаются дополнительные задания по предмету, которые в случае затруднения мы совместно разбираем, и находим варианты его выполнения.
В непростое время дистанционного обучения, в связи со сложно эпидемиологической ситуацией в стране, 2019-2020 учебный год заставил каждого учителя найти и применить дистанционные платформы для обучения.
Наиболее эффективными для себя я выбрала несколько платформ: ЯКласс, Российская электронная школа (РЭШ).
Так же мы регулярно с обучающимися принимают участие в различных дистанционных олимпиадах, которые способствуют развитию функциональной грамотности учащихся. Мы часто являемся победителями и призерами. Активно участвуем в таких олимпиадах, как: «British Bulldog», «Albus», «Videouroki.net», «Infourok», «Мир конкурс», Всероссийский заочный конкурс «Познание и творчество», «Интеллект-экпресс», «Incredible Britannia», «Brain Challenge», международный дистанционный конкурс «I Love English» «Олимпус», Всероссийская викторина по английскому языку ”The Wonderful World of the British Tales”
Данные методы позволяют нормировать функциональную грамотность обучающихся, развивать основные навыки и умения, мотивировать обучающихся, воспитывать их внутреннюю самооценку.
Наблюдения и сравнительный анализ результатов обученности в классах, где применяются приемы и методы формирования функциональной грамотности в системе показали следующее: обучающиеся демонстрируют более высокую степень вовлечённости в учебный процесс, мотивации и радости познания. Использование данных технологий способствует повышению эффективности овладения иностранным языком. Такая организация работы является средством повышения результативности учебного труда школьников, особенно в старших классах, когда учащиеся утрачивают в какой-то мере интерес к предмету и веру в успех.
Седельникова Кристина Александровна МБОУ ДО «Седельниковский ДДТ»