Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка через ТРИЗ-технологию
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка
через ТРИЗ-технологию
(на примере одной дидактической карточки)
Черепанцева Людмила Юрьевна
МАОУ «СОШ № 11», г.Северодвинск
Одной из основных целей современной образовательной политики России является создание условий для развития креативной, критически мыслящей, умеющей работать в команде личности. Значимым моментом является гуманизация школы: уважение достоинства ребёнка, принятие его целей и интересов, поиск путей раскрытия и совершенствования его дарований. Изменяющийся деятельностный характер образования нацелен на проявление способностей обучающихся в самостоятельном труде.
На современном этапе обновления образования становится актуальным вопрос формирования функциональной грамотности учащихся. В профессиональных СМИ уже опубликовано достаточно много материалов по данному направлению, но многие педагоги (и я в том числе) испытывают трудности в его реализации в практической деятельности.
Приведу пример, как данная задача решается в практической педагогической деятельности. При разработке уроков часто использую ТРИЗ-технологию. Рассмотрим формы и приёмы работы на примере одной дидактической карточки.
1. Проблематизация, актуализация, мотивация
Приём «Нестандартный вход в урок»
Одни учёные связывают это слово с глаголом «драть, деру»: по их мнению, оно значило «место, на котором выдран, выкорчеван лес», «расчисть под пашню». Другие полагают, что оно ближе к слову «дерево». Вы догадались, о каком слове идёт речь? Чью точку зрения вы поддерживаете?
Приём «Удивляй»
Когда одни из первых исследователей Северной Америки спросили у местных индейцев дорогу к поселению, те указали им направление, сказав «канада», что в переводе значит просто «деревня». Чуть позже словом Канада исследователи стали называть область, включающую ещё несколько деревень вокруг, затем ещё больший регион, а в 1867 Канадой назвали всю страну.
2. Первичное ознакомление
Приём «Вопросительные слова»
Составьте как можно больше вопросов к данным словам, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы.
Вопросительные слова | Основные понятия |
Как? Что? Где? Почему? Сколько? Зачем? Какая взаимосвязь? | Орфограмма, звук, буква |
Приём «Корзина идей, понятий, имён»
Можно предложить учащимся высказать, что они думают и знают по теме «Безударные гласные в корне слова»
Приём «Да-нет»
Загадайте слово из карточки и задайте друг другу в парах вопросы, ответом на которые будут слова «да-нет». Раскрасьте буквы отгаданного слова соответственно звукам (зелёный, синий, красный, чёрный – для слабой позиции гласного звука).
3. Отработка и закрепление
Приём «Лови ошибку»
Учитель предлагает информацию. Одно или несколько утверждений неверны. Надо найти и доказать ошибочность.
Я думаю:
слово «овощи» не имеет формы ед.числа;
слово «лопата» родственно слову «лопух»;
в слове «хозяин» количество звуков и букв одинаковое;
есть 2 варианта переноса слова «огород».
Приём «Целое – часть, часть – целое»
По первой паре слов следует определить, какое правило имеет здесь место: целое – часть или часть – целое:
Огород – овощи; Корова - ?
4. Обобщение, систематизация, применение
Приём «Фишбоун»
Дополните схему:
Приём «Диаграмма Венна»
Запишите отличительные особенности орфограмм:
Приём «Морфологический ящик»
Можно организовать копилку родственных слов, копилку пословиц, сбор лексических значений многозначных слов.
5. Обратная связь
Приём «Рюкзак»
Суть – зафиксировать свой успех по теме и привести конкретный пример.
Возможные задания
Раскрасьте буквы ключевого слова соответственно звукам (зелёный, синий, красный, чёрный – для слабой позиции гласного звука).
Раскрасьте буквы выбранных слов соответственно звукам (зелёный, синий, красный, чёрный – для слабой позиции гласного звука).
Разделите на слоги, вспомнив правило. Выделите ударный слог.
Подберите однокоренные слова.
Составьте предложение с выбранным словом.
Из дополнительных источников выпишите пословицу с выбранным словом.
Продолжите лексический ряд слов на данную тему.
Проанализируйте значение слов. Сделайте вывод, какие слова многозначны.
Подберите слова с орфограммой «Проверяемая гласная в корне слова» на данную тему.
Придумайте своё задание для друга по данной карточке.
Вариация заданий может меняться в зависимости от возраста обучающихся, уровня их знаний, уровня сформированности универсальных учебных действий.
Таким образом, сущность функциональной грамотности состоит в способности обучающегося самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять знания, умения и навыки для решения жизненных задач. Умение мыслить и анализировать – один из важнейших факторов дальнейшей успешности личности.
Использованные источники
1. Гин А.А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. – М., Вита-Пресс, 2005
2. Факты о Канаде. Адрес доступа: http://easiatravel.ru/strany/kanada/fakty_o_kanade
Горбачёва Марина Юрьевна
Горбачёва Марина Юрьевна