12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Черепанцева Людмила Юрьевна5534
Учу и учусь
Россия, Архангельская обл., Северодвинск
Материал размещён в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка

через ТРИЗ-технологию

(на примере одной дидактической карточки)

Черепанцева Людмила Юрьевна

МАОУ «СОШ № 11», г.Северодвинск

Одной из основных целей современной образовательной политики России является создание условий для развития креативной, критически мыслящей, умеющей работать в команде личности. Значимым моментом является гуманизация школы: уважение достоинства ребёнка, принятие его целей и интересов, поиск путей раскрытия и совершенствования его дарований. Изменяющийся деятельностный характер образования нацелен на проявление способностей обучающихся в самостоятельном труде.

На современном этапе обновления образования становится актуальным вопрос формирования функциональной грамотности учащихся. В профессиональных СМИ уже опубликовано достаточно много материалов по данному направлению, но многие педагоги (и я в том числе) испытывают трудности в его реализации в практической деятельности.

Приведу пример, как данная задача решается в практической педагогической деятельности. При разработке уроков часто использую ТРИЗ-технологию. Рассмотрим формы и приёмы работы на примере одной дидактической карточки.


t1651565779aa.png


1. Проблематизация, актуализация, мотивация

Приём «Нестандартный вход в урок»

Одни учёные связывают это слово с глаголом «драть, деру»: по их мнению, оно значило «место, на котором выдран, выкорчеван лес», «расчисть под пашню». Другие полагают, что оно ближе к слову «дерево». Вы догадались, о каком слове идёт речь? Чью точку зрения вы поддерживаете?

Приём «Удивляй»

Когда одни из первых исследователей Северной Америки спросили у местных индейцев дорогу к поселению, те указали им направление, сказав «канада», что в переводе значит просто «деревня». Чуть позже словом Канада исследователи стали называть область, включающую ещё несколько деревень вокруг, затем ещё больший регион, а в 1867 Канадой назвали всю страну.

2. Первичное ознакомление

Приём «Вопросительные слова»

Составьте как можно больше вопросов к данным словам, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы.

Вопросительные слова

Основные понятия

Как? Что? Где? Почему? Сколько? Зачем? Какая взаимосвязь?

Орфограмма, звук, буква

Приём «Корзина идей, понятий, имён»

Можно предложить учащимся высказать, что они думают и знают по теме «Безударные гласные в корне слова»

Приём «Да-нет»

Загадайте слово из карточки и задайте друг другу в парах вопросы, ответом на которые будут слова «да-нет». Раскрасьте буквы отгаданного слова соответственно звукам (зелёный, синий, красный, чёрный – для слабой позиции гласного звука).

3. Отработка и закрепление

Приём «Лови ошибку»

Учитель предлагает информацию. Одно или несколько утверждений неверны. Надо найти и доказать ошибочность.

Я думаю:

слово «овощи» не имеет формы ед.числа;

слово «лопата» родственно слову «лопух»;

в слове «хозяин» количество звуков и букв одинаковое;

есть 2 варианта переноса слова «огород».

Приём «Целое – часть, часть – целое»

По первой паре слов следует определить, какое правило имеет здесь место: целое – часть или часть – целое:

Огород – овощи; Корова - ?

4. Обобщение, систематизация, применение

Приём «Фишбоун»

Дополните схему:

t1651565779ab.jpg
Приём «Диаграмма Венна»

Запишите отличительные особенности орфограмм:

t1651565779ac.jpg

Приём «Морфологический ящик»

Можно организовать копилку родственных слов, копилку пословиц, сбор лексических значений многозначных слов.

5. Обратная связь

Приём «Рюкзак»

Суть – зафиксировать свой успех по теме и привести конкретный пример.

Возможные задания

Раскрасьте буквы ключевого слова соответственно звукам (зелёный, синий, красный, чёрный – для слабой позиции гласного звука).

Раскрасьте буквы выбранных слов соответственно звукам (зелёный, синий, красный, чёрный – для слабой позиции гласного звука).

Разделите на слоги, вспомнив правило. Выделите ударный слог.

Подберите однокоренные слова.

Составьте предложение с выбранным словом.

Из дополнительных источников выпишите пословицу с выбранным словом.

Продолжите лексический ряд слов на данную тему.

Проанализируйте значение слов. Сделайте вывод, какие слова многозначны.

Подберите слова с орфограммой «Проверяемая гласная в корне слова» на данную тему.

Придумайте своё задание для друга по данной карточке.

Вариация заданий может меняться в зависимости от возраста обучающихся, уровня их знаний, уровня сформированности универсальных учебных действий.


Таким образом, сущность функциональной грамотности состоит в способности обучающегося самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять знания, умения и навыки для решения жизненных задач. Умение мыслить и анализировать – один из важнейших факторов дальнейшей успешности личности.


Использованные источники
1. Гин А.А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. – М., Вита-Пресс, 2005

2. Факты о Канаде. Адрес доступа: http://easiatravel.ru/strany/kanada/fakty_o_kanade

Опубликовано в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»


Комментарии (2)

Горбачёва Марина Юрьевна, 03.05.22 в 11:20 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за работу! Прочла с интересом!
Горбачёва Марина Юрьевна, 02.06.22 в 06:48 0Ответить Пожаловаться
С заслуженной победой!

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.