12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Базуева Елена Михайловна104
Россия, Пермский край, Пермь
4

Учебно-дидактический материал «Формирование функциональной (читательской) грамотности на уроках русского языка»

Данные задания (задачи) направлены на формирование и диагностику сформированности читательской грамотности учащихся средней школы на уроках русского языка. Задания представляют собой составные тексты с системой вопросов и заданий к ним. Предлагаемый материал является дополнительным материалом к имеющимся в учебниках упражнениям и заданиям, поэтому он может быть использован на любом этапе урока, в зависимости от поставленных педагогом целей и задач.

Текст 1

Я поднял глаза. Впереди была прорубь. По краю её, у самой воды, прыгала белогрудая птичка. Она дёргала коротким хвостом и заливалась на все лады самой весёлой песней.

«Вот сумасшедшая! — подумал я. — Как она может радоваться в такой мороз?»

Белогрудая птичка не обращала на меня никакого внимания. Мне захотелось ближе рассмотреть её. Но едва я сделал несколько шагов к ней, как птица с размаху бросилась в прорубь вниз головой. Одно мгновенье я ещё видел, как она быстро двигала крыльями, словно летела в воде. Потом она исчезла подо льдом.

Я так и остался стоять с выпученными глазами и открытым ртом.

«Утопилась!» — мелькнула вдруг у меня страшная мысль. Я бросился к проруби. Мелкая вода текла здесь очень быстро. Утопленницы нигде не было видно.

Слёзы навернулись мне на глаза. Я прибежал домой, к отцу, с мёртвой вороной в руках и с удивительным рассказом про белогрудую птицу-утопленницу.

Ворону отец велел мне сейчас же выкинуть, а над моим рассказом долго смеялся. Я не понимал, что тут смешного, и очень сердился на отца.

Дурачок! — сказал он. — Ведь это была оляпка. Она вовсе не утонула, а прыгает теперь снова по льду и радуется, что обманула тебя.

Неправда! — горячился я. — Она сошла с ума и утопилась. Я сам видел, как её утянуло под лёд. Течение там такое быстрое…

Ну, вот что, — остановил меня отец, — беги-ка опять на то место, где ты её видел. Она будет там. А если её там нет, значит, неподалёку от первой проруби есть вторая. Через неё оляпка и выскочила, нырнув от тебя под лёд.

Я опять побежал на реку. Отец мой любил и хорошо знал птиц. Если он говорит, что оляпка бросилась в прорубь нарочно, — значит, есть ещё надежда, что моя белогрудая птичка жива.

У проруби оляпки не было. Но дальше на реке я увидел вторую прорубь, пошёл к ней и вдруг заметил мою утопленницу на обрывистом берегу реки. Она была жива и здорова, бегала по снегу и распевала свою негромкую песенку, похожую на плеск и журчание ручья.

Я побежал к ней. Она слетела к проруби, закачалась на тонких ножках, словно кланялась мне, а когда я приблизился, бухнула в воду, точно лягушка в болото.

Стоя над прорубью, я видел, как она гребла под водой крыльями, словно пловец руками. Потом она побежала по дну, цепляясь изогнутыми коготками за все его неровности. В одном месте она даже задержалась немножко, на моих глазах перевернула клювом камешек и вытащила из-под него водяного жука.

А через полминуты она уже выскочила из другой проруби. Я с трудом верил своим глазам. Мне всё хотелось ещё поближе рассмотреть её. Несколько раз подряд я заставлял её кидаться в воду.

Меня очень удивляло, что под водой она блестит, как серебряная рыбка. Я не знал ещё тогда, что перья оляпки смазаны тонким слоем жира. Когда птица погружается в воду, воздух пузырится на её жирных перьях и блестит.

Наконец ей надоело нырять. Она поднялась на воздух, полетела над рекой прямо, как по ниточке, и в одну минуту скрылась у меня из глаз.

Виталий Бианки «Сумасшедшая птица»
 

Текст 2

 

c1677674666.png
s1677674794.png

Текст 3

Оляпка обыкновенная — небольшая певчая птица плотного телосложения с коротким хвостом. Увидеть ее можно обычно в полете. Летают оляпки сильным стремительным полетом, обычно вдоль горного потока, следуя всем его изгибам. Потом садятся на камень, торчащий из воды. И тут можно понаблюдать за этой интересной птицей. С камня она бросается в воду и пробегает по дну реки, выхватывая между галькой мелких животных. Через некоторое время она выныривает на некотором отдалении. Оляпка обыкновенная умеет и плавать. К сожалению, из-за выравнивания и загрязнения рек ее численность сильно уменьшилась, а кое-где в Европе она исчезла совсем. На территории России — в горах Тянь-Шаня, Приморья и Сахалина — живет также бурая оляпка (С. pallasii). Она отличается от обыкновенной более темным цветом оперения и отсутствием белого цвета.

Величина

Длина тела 18 см;

Признаки

Плотное тело с коротким хвостом; верх черновато-бурый, голова более светлая, чем спинка; белые грудь, горло и зоб; ржаво-коричневое брюхо; окраска самцов и самок одинаковая

Питание

Поедает живущих в воде мелких животных; корм ищет на дне водоема

Размножение

Просторное гнездо-шар с боковым входом; гнездится в плотинах, береговых укреплениях и мостах; 4—6 беловатых яиц; кладка с марта; 2 выводка в год

Места обитания

Живет возле быстрых ручьев с прозрачной водой и маленьких рек в холмистой и горной местности; оседлая птица; зимой спускается с гор; Европа, Азия (без северо-востока Сибири) и Юго-Западная Африка


 


 

Читательские умения

Задания

1 группа

Какие предложения соответствуют содержанию представленных текстов.

1.Оляпка была похожа на маленькую серебряную рыбку, потому что ее перья были смазаны тонким слоем жира.

2.Оляпка питается водными насекомыми и рачками.

3.Оляпка обитает на берегу озер.

4.Оляпка обыкновенная живет в горах Тянь-Шаня, Приморья и Сахалина.

5.За последнее время численность оляпок увеличилась.

6.Окраска самок и самцов оляпок различается.

2 группа

1.Рассмотрите рисунок № 1 и определите, на каком из них изображена оляпка обыкновенная.

2.Почему оляпку называют водяным воробьем?

3.Рассмотрите рисунок № 2 и определите, в каких книгах могли бы быть напечатаны данные тексты. Аргументируйте свой ответ.

4. Как Вы понимаете значение слова «Прикамье»?

3 группа

1.Если бы Вы были главным редактором журнала «Оляпка», какой бы была обложка журнала? Свой ответ аргументируйте.

2. Используя таблицу из текста 3, составьте схему-рисунок, который будет отражать информацию этой таблицы.

3.Вас попросили рассказать об оляпке младшим школьникам, чтобы Вы им рассказали об этой птице?


 

Рисунок № 1

А. t1677674133ac.jpg Б. t1677674133ad.jpg

В. t1677674133ae.jpg Г. t1677674133af.jpg


 


 

Рисунок № 2

А. t1677674133ag.jpg

Б. t1677674133ah.jpg

В. t1677674133ai.jpg

Г. t1677674133aj.jpg

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.