Учебно-дидактический материал «Формирование функциональной (читательской) грамотности на уроках русского языка»
Данные задания (задачи) направлены на формирование и диагностику сформированности читательской грамотности учащихся средней школы на уроках русского языка. Задания представляют собой составные тексты с системой вопросов и заданий к ним. Предлагаемый материал является дополнительным материалом к имеющимся в учебниках упражнениям и заданиям, поэтому он может быть использован на любом этапе урока, в зависимости от поставленных педагогом целей и задач.
Текст 1
Я поднял глаза. Впереди была прорубь. По краю её, у самой воды, прыгала белогрудая птичка. Она дёргала коротким хвостом и заливалась на все лады самой весёлой песней.
«Вот сумасшедшая! — подумал я. — Как она может радоваться в такой мороз?»
Белогрудая птичка не обращала на меня никакого внимания. Мне захотелось ближе рассмотреть её. Но едва я сделал несколько шагов к ней, как птица с размаху бросилась в прорубь вниз головой. Одно мгновенье я ещё видел, как она быстро двигала крыльями, словно летела в воде. Потом она исчезла подо льдом.
Я так и остался стоять с выпученными глазами и открытым ртом.
«Утопилась!» — мелькнула вдруг у меня страшная мысль. Я бросился к проруби. Мелкая вода текла здесь очень быстро. Утопленницы нигде не было видно.
Слёзы навернулись мне на глаза. Я прибежал домой, к отцу, с мёртвой вороной в руках и с удивительным рассказом про белогрудую птицу-утопленницу.
Ворону отец велел мне сейчас же выкинуть, а над моим рассказом долго смеялся. Я не понимал, что тут смешного, и очень сердился на отца.
— Дурачок! — сказал он. — Ведь это была оляпка. Она вовсе не утонула, а прыгает теперь снова по льду и радуется, что обманула тебя.
— Неправда! — горячился я. — Она сошла с ума и утопилась. Я сам видел, как её утянуло под лёд. Течение там такое быстрое…
— Ну, вот что, — остановил меня отец, — беги-ка опять на то место, где ты её видел. Она будет там. А если её там нет, значит, неподалёку от первой проруби есть вторая. Через неё оляпка и выскочила, нырнув от тебя под лёд.
Я опять побежал на реку. Отец мой любил и хорошо знал птиц. Если он говорит, что оляпка бросилась в прорубь нарочно, — значит, есть ещё надежда, что моя белогрудая птичка жива.
У проруби оляпки не было. Но дальше на реке я увидел вторую прорубь, пошёл к ней и вдруг заметил мою утопленницу на обрывистом берегу реки. Она была жива и здорова, бегала по снегу и распевала свою негромкую песенку, похожую на плеск и журчание ручья.
Я побежал к ней. Она слетела к проруби, закачалась на тонких ножках, словно кланялась мне, а когда я приблизился, бухнула в воду, точно лягушка в болото.
Стоя над прорубью, я видел, как она гребла под водой крыльями, словно пловец руками. Потом она побежала по дну, цепляясь изогнутыми коготками за все его неровности. В одном месте она даже задержалась немножко, на моих глазах перевернула клювом камешек и вытащила из-под него водяного жука.
А через полминуты она уже выскочила из другой проруби. Я с трудом верил своим глазам. Мне всё хотелось ещё поближе рассмотреть её. Несколько раз подряд я заставлял её кидаться в воду.
Меня очень удивляло, что под водой она блестит, как серебряная рыбка. Я не знал ещё тогда, что перья оляпки смазаны тонким слоем жира. Когда птица погружается в воду, воздух пузырится на её жирных перьях и блестит.
Наконец ей надоело нырять. Она поднялась на воздух, полетела над рекой прямо, как по ниточке, и в одну минуту скрылась у меня из глаз.
Виталий Бианки «Сумасшедшая птица»
Текст 2
Текст 3
Оляпка обыкновенная — небольшая певчая птица плотного телосложения с коротким хвостом. Увидеть ее можно обычно в полете. Летают оляпки сильным стремительным полетом, обычно вдоль горного потока, следуя всем его изгибам. Потом садятся на камень, торчащий из воды. И тут можно понаблюдать за этой интересной птицей. С камня она бросается в воду и пробегает по дну реки, выхватывая между галькой мелких животных. Через некоторое время она выныривает на некотором отдалении. Оляпка обыкновенная умеет и плавать. К сожалению, из-за выравнивания и загрязнения рек ее численность сильно уменьшилась, а кое-где в Европе она исчезла совсем. На территории России — в горах Тянь-Шаня, Приморья и Сахалина — живет также бурая оляпка (С. pallasii). Она отличается от обыкновенной более темным цветом оперения и отсутствием белого цвета.
Величина |
Длина тела 18 см; |
Признаки |
Плотное тело с коротким хвостом; верх черновато-бурый, голова более светлая, чем спинка; белые грудь, горло и зоб; ржаво-коричневое брюхо; окраска самцов и самок одинаковая |
Питание |
Поедает живущих в воде мелких животных; корм ищет на дне водоема |
Размножение |
Просторное гнездо-шар с боковым входом; гнездится в плотинах, береговых укреплениях и мостах; 4—6 беловатых яиц; кладка с марта; 2 выводка в год |
Места обитания |
Живет возле быстрых ручьев с прозрачной водой и маленьких рек в холмистой и горной местности; оседлая птица; зимой спускается с гор; Европа, Азия (без северо-востока Сибири) и Юго-Западная Африка |
Читательские умения |
Задания |
1 группа |
Какие предложения соответствуют содержанию представленных текстов. 1.Оляпка была похожа на маленькую серебряную рыбку, потому что ее перья были смазаны тонким слоем жира. 2.Оляпка питается водными насекомыми и рачками. 3.Оляпка обитает на берегу озер. 4.Оляпка обыкновенная живет в горах Тянь-Шаня, Приморья и Сахалина. 5.За последнее время численность оляпок увеличилась. 6.Окраска самок и самцов оляпок различается. |
2 группа |
1.Рассмотрите рисунок № 1 и определите, на каком из них изображена оляпка обыкновенная. 2.Почему оляпку называют водяным воробьем? 3.Рассмотрите рисунок № 2 и определите, в каких книгах могли бы быть напечатаны данные тексты. Аргументируйте свой ответ. 4. Как Вы понимаете значение слова «Прикамье»? |
3 группа |
1.Если бы Вы были главным редактором журнала «Оляпка», какой бы была обложка журнала? Свой ответ аргументируйте. 2. Используя таблицу из текста 3, составьте схему-рисунок, который будет отражать информацию этой таблицы. 3.Вас попросили рассказать об оляпке младшим школьникам, чтобы Вы им рассказали об этой птице? |
Рисунок № 1
А. Б.
В. Г.
Рисунок № 2
А.
Б.
В.
Г.