Статья «Приёмы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»
Трансформация в современном мире находит свое отражение в обучении и воспитании. Требуется пересмотр целей, результатов образования, методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов. Современному человеку необходимы навыки, которые помогут ему организовывать собственную жизнь, сделать ее эффективной, интересной, комфортной. Иными словами, необходимо обладать навыками XXI века, среди которых можно выделить функциональную грамотность.
Функциональная грамотность – способность человека использовать все знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах. Именно в этот период происходит интенсивное обучение различным видам речевой деятельности — чтению и письму, говорению и слушанию.
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.
Для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых и предметных компетенций необходимо использовать такие приемы, чтобы обучение на уроке должно носить деятельностный характер.
Литературное чтение
- Умение ориентироваться в источнике информации
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Послушай (прочитай) отрывок из книги В. Сутеева «Мешок яблок» и дополни иллюстрацию. Как ты думаешь, где сидел волк? Посади его на это место. | Перед тобой страницы из сборника загадок. На левой — загадки, а правая страница — с отгадками. Номер каждой загадки совпадает с номером её отгадки. Прочти двенадцатую загадку и выдели отгадку на неё на странице справа. | Прочти начало стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза». Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит. Что такое «раскаты»? Что такое «перлы»? И что означает «резвяся»? Найди две словарные статьи, которые помогут тебе узнать это, и выдели в них ЗАГОЛОВОЧНЫЕ СЛОВА. РАСКАТ, а, м. 1. см. раскатать и раскатить, ся. 2. Раскатанное, гладкое или скользкое место. Ледяные раскаты на дороге. 3. Прерывистые и громкие звуки, прерывистый длительный гул, грохот. Раскаты грома. ПЕРЛ 1. Устар. Жемчужное зерно; жемчужина. перен. Сокровище, драгоценность. 2. перен. разг. Нечто выдающееся в ряду подобных. 3. перен. разг. Нечто нелепое, смешное, бессмысленное. РЕЗВИ́ТЬСЯ, -влю́сь, -ви́шься; несов. Играть, веселиться, находясь все время в движении. Разг. Вести себя по-детски, несерьезно; ребячиться. | Прочитай начало книги Григория Крылова «Чудеса света». Ответь на вопрос. |
- Умение извлекать информацию
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Прочитай заметку из «Лесной газеты» Виталия Бианки. Найди на рисунках бабочек, которых описывает автор. | Прочитать рассказ-быль «Косточка» Л.Н.Толстого, составить схему к рассказу. Прочитайте то место в рассказе, которое вызвало у вас эмоциональный отклик. Какие эмоции и чувства вы испытали? Зачем мать пересчитала сливы? Почему сказала отцу о том, что одной не хватает? Как поступил отец Вани Чем мальчик выдал себя? Почему Ваня заплакал? | Н.Н. Носов «Федина задача» Три художника нарисовали иллюстрации к тексту. Выбери, как лучше озаглавить каждую из них. |
|
- Умение работать с недостающей информацией
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Обрати внимание на выделенное слово. На какой вопрос оно отвечает? | 1. Прочитай текст. Какой рисунок может стать иллюстрацией к этому тексту? Отметь подходящий рисунок. 2. Юра нашёл в интернете текст о том, как сделать цветок из бумаги и написал по нему инструкцию. Он пропустил одно из действий. Прочитай текст, который нашёл в интернете Ваня, и раскрась предложение, которое он пропустил. 3. Прочитай отрывок из сказки про синичку Зиньку. Догадайся, какое слово пропела Зинька. Перетащи его в текст. 4. Отметь вопросы, ответы на которые есть в тексте: Из чего сделан баян? Кто пользуется баяном? Из какого языка пришло слово «баян»? | 1. Прочитай текст и ответь на вопрос. Почему шоколад поначалу не понравился королю Испании и его придворным? 2. В каком предложении нельзя понять значение выделенного слова? Отметь это предложение. 3. Восстанови текст: прочитай ответы и выбери подходящие вопросы. | 1. Прочитай начало текста и предположи, почему….? 2. На одном популярном сайте Вера нашла несколько ответов на вопрос «Почему раньше в Японии дома строили из тонкого дерева и бумаги?». Выбери ответы, которые противоречат друг другу. 3. Прочитай отрывок из текста. Выбери номера двух предложений, которые помогают понять значение слова ….. Выдели в тексте синоним к слову …… |
Русский язык
1. Прием «Лови ошибку»
Беззаботный, коллективный, морковь, группа, Анна, аккуратный, лесной, осенний, дорога, конный, морской, улица, гнездо. Распределяем на группы по типу орфограммы. В каких же случаях пишутся удвоенные согласные?
2. Прием «Удивляй»
- А знаете ли вы, что есть имена существительные, которые не относятся ни к 1, ни ко 2, ни к склонению? Это разноспрягаемые имена существительные, потому что в падежных формах у них окончания разных склонений. Таких существительных 11: 10 на -мя (имя, пламя, знамя, стремя и т.д.) и слово путь.
3. Прием «Проблемная ситуация»
При знакомстве с омонимами предлагается задание: Вставьте пропущенные буквы парных согласных, подобрав проверочные слова: Лу.., пиро.., ко.., горо.., пру.., клю.., пру…, овра.., коро.., ко.., арбу.., лу.., обо…
Проблема: некоторые слова написаны дважды. Почему? Опечатка?
При изучении проверки парных согласных в середине слова дети получают задание: Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова:
Пиро.., горо.., клю.., пру…, ска..ка.
Проблема: знакомый прием для проверки последнего слова не работает, как же проверить парную согласную в середине слова?
4. Синонимы
Подберите русские синонимы к словам иноязычного происхождения: актуальный, ажиотаж, адаптация, эксклюзивный.
5. Прием Мне это пригодится»
На любом этапе урока учащимся можно задать вопрос: «Где вам может пригодиться изучаемый сейчас на уроке материал?» После чего ученики самостоятельно (индивидуально или в группах) пытаются найти ответ на поставленный вопрос, а потом поочередно перед всем классом.
6. «Откуда слово к нам пришло?»
Цель: отработка правописания слов с непроверяемыми орфограммами путем обращения к их этимологии. Задание: с помощью этимологического словаря найдите все слова на определённую букву, заимствованные из французского, немецкого, турецкого и русского языков.
7. «В две колонны становись!»
На доске таблички со словами: подводник, водитель, громоотвод, водокачка, наводчик, завод, водоворот, заводной, вводный, водолаз, водитель, водопой, водоросль, водомер. Первая команда должна собрать таблички со словами, родственными слову ВОДА, вторая команда – ВОДИТЬ.
8. Назови, одним словом.
Чиж, грач, сова, ласточка, стриж-., птицы;
Ножницы, молоток, пила, грабли-... (инструмент,)
9. Раздели слова на группы:
Заяц, помидор, ежик, лиса, капуста, волк,огурец (животные и овощи)
Корова, шкаф, стул, лошадь, диван, баран, диван, (домашние животные и мебель)ти
10. К выделенному слову выбери нужные по смыслу слова.
Травы: пырей, тополь, подорожник, сосна, полынь.
Насекомые: воробей, муха, сова, жук. комар, ворона.
Формирование функциональной грамотности
DOCX / 23.89 Кб
Горбачёва Марина Юрьевна
Пролубщикова Наталья Владимировна
Погодина Наталия Леонидовна
Валентина