Эффективные способы мотивации учащихся во время учебной деятельности

«Психологический закон гласит: прежде чем призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё» «Психологический закон гласит: прежде чем призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё» Л.С.Выготский «Деятельности без мотива не бывает» А.Н.Леонтьев

Способы мотивации учеников 1. Поощряйте учеников Следите за работой в классе, отправляйте позитивные отзывы родителям детей, проводите еженедельные награждения лучших учеников в классе, ведите колонку с доской почета в школьной газете или в классном уголке. Не забывайте находить то, за что можно похвалить даже слабых учеников, но делайте это без ущерба для их старательности. 2. Ожидайте от учеников лучшего Установите высокие ожидания, но реалистичные. Озвучьте свои ожидания перед учениками. Установите контрольные точки и поощряйте их достижение. 3. Распространяйте энтузиазм, как вирус  Показывайте свой энтузиазм и энергетику, показывайте конкретные и понятные примеры, позволяя детям уловить и понять их. Значимым условием развития учебной мотивации является личность учителя и характер его отношения к ученику.

4. Варьируйте педагогическую деятельность на уроке 4. Варьируйте педагогическую деятельность на уроке Не проводите уроки однообразно день ото дня. Конечно, так вы сможете приучить детей к определенному порядку, установить четкие рамки и нормы. Однако строгое следование "инструкциям" не позволит вашим ученикам обрести возможность действовать, импровизировать и раскрываться. .      Урок следует организовать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками. Приём «Удивляй»Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и  взаимного уважения.

5. Распределяйте полномочия и ответственность 5. Распределяйте полномочия и ответственность Если ученики получают часть полномочий учителя на себя, у них становится меньше поводов на то, чтобы жаловаться (хотя, конечно, поводы всегда найдутся). Распределяйте обязанности, давайте им немного дополнительных прав.   6. Соотносите ваш урок с действительностью Делайте экскурсы в историю, повествуя о происхождении или интересных событиях, связанных с обсуждаемой темой. Продемонстрируйте или расскажите ребятам об актуальности изучаемой проблемы, показав пример из жизни. Чем больше ваши уроки будут соотноситься с личной жизнью каждого ученика, тем выше будет их эффективность.

7. Озвучивайте цели класса заранее 7. Озвучивайте цели класса заранее В начале года или четверти озвучивайте перед учениками все задачи, которые должны быть достигнуты ими за год. Вы можете даже визуально их оформить. Смысл этого заключается в том, что ученики не должны просто плыть по течению, находясь в школе. Им нужно дать возможность видеть, где они находятся и куда должны идти. Дети могут поставить цель и задачи для себя самостоятельно. Нужно определить срок выполнения этой цели. В конце срока обязательно подвести итог. 8. Вознаграждайте положительное поведение вне класса Следите за деятельностью и успехами ваших учеников вне стен класса. Поощряйте их достижения, старания. Вы можете вести классную доску успеха, на которой напротив каждой фамилии ученика вывешивать символические звездочки за положительную деятельности во внеурочное время. Объявляйте и награждайте победителей раз в определенный промежуток времени (обнуляйте при этом рейтинг, чтобы у отстающих ребят снова появился шанс).  

Приемы создания ситуаций успеха в учебной деятельности 1. Снятие страха. Чтобы помочь ребенку преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих, учитель может употреблять такие выражения: «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться», «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения», «Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили». 2. Авансирование успешного результата. Следующие выражения «У вас обязательно получиться..», «Я даже не сомневаюсь в успешном результате» помогают учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в своих силах и возможностях.

3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности. Чтобы помочь ребенку избежать поражения при выполнении заданий, написания сочинений, учитель путем намека, пожелания, может подсказать «Возможно, лучше всего начать с (описания леса)…..», «Выполняя работу, не забудьте о …..», так вы предупредите то, в чем ребенок может ошибиться. 3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности. Чтобы помочь ребенку избежать поражения при выполнении заданий, написания сочинений, учитель путем намека, пожелания, может подсказать «Возможно, лучше всего начать с (описания леса)…..», «Выполняя работу, не забудьте о …..», так вы предупредите то, в чем ребенок может ошибиться. 4. Внесение мотива. Ребенку нужно показывать ради чего, ради кого совершается эта деятельность, чтобы он чувствовал себя нужным. «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…»«Только ты и мог бы….», «Только тебе я и могу доверить…», «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…».. 5. Высокая оценка детали. Следующий прием помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. «Тебе особенно удалось то объяснение», «Больше всего мне в твоей работе понравилось…», «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».

Подведём итог Развитие учебной мотивации учащихся требует от учителя не только больших затрат времени, но прежде всего творческого подхода к своей деятельности. Это возможно при переосмыслении и пересмотре технологии работы, при планомерном творческом росте. По мнению Дистервега, «учитель деревенеет, каменеет, «опускается» без стремления к научной работе, потому что попадает под власть трёх педагогических демонов: банальности, механичности, рутинности»

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.