12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Борисова Марина Геннадьевна23
Магистрант кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ)
Россия, Московская обл., Дубна
0

Статья на тему «Эффективные способы улучшения внимания младших школьников на уроках математики» (1–4 классы)

Статья на тему: «Эффективные способы улучшения внимания младших школьников на уроках математики»

Авторы:

Борисова М.Г.: магистрант кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ).

Гудошникова Э.В.: учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ «Гимназия №3 г. Дубны Московской области» (гимназия №3).

Тезис к публикации:

Проблема невнимательности младших школьников не теряет своей актуальности. От того, насколько у обучающихся будет сформировано произвольное внимание, зависит не только их метапредметные и личностные результаты в начальной школе, но и успешность на следующих этапах обучения. В статье рассказывается опыт проведения уроков по математике для школьников 2 класса с использованием приёмов, улучшающих показатели внимания обучающихся.

Ключевые слова: формирование внимания, невнимательность, начальная школа, произвольное внимание, младшие школьники, уроки математики.

Полный текст материала:

Согласно ФГОС НОО формирование предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности обучающихся составляют основу готовности к дальнейшему успешному образованию. Немаловажную роль в достижении вышеуказанных задач играет высокий уровень произвольного внимания, который способствует эффективному овладению основными необходимыми знаниями, умениями и навыками.

Высокий уровень произвольного внимания у ребенка помогает уменьшить количество ошибок в его самостоятельных работах, повысить уверенность в своих силах и снизить уровень тревожности, связанный с выполнением контрольных работ.

Маркером развития произвольного внимания может являться хорошо развитый самоконтроль. Ребенок этого возраста должен замечать и исправлять свои ошибки и ошибки других, в том числе взрослых.

Одним из важнейших школьных предметов, которые способствуют формированию произвольного внимания, является математика. При этом наиболее часто встречающиеся ошибки школьников можно наблюдать при решении математических задач.

В марте 2023 года в рамках пилотажного исследования по формированию внимания как формы контроля в учебной деятельности мы провели серию экспериментальных уроков по математике с применением приёмов, целью которых было повышения уровня внимания у школьников 2 класса.

В результате эксперимента мы выделили ряд эффективных способов улучшения внимания, которые учитель начальной школы может успешно использовать во время проведения уроков математики, которые касаются решения математических задач.

Наиболее часто встречающиеся ошибки при выполнении математических задач можно условно разделить на три группы: при прочтении задачи, при выполнении задачи и при проверке задачи.

Выделенные нами способы улучшения внимания можно успешно применять для тренировки внимания школьника для всех трех вышеуказанных групп ошибок.

1 способ: групповая дискуссия математической задачи всем классом с пассивной ролью учителя.

В данном способе задачей учителя является как можно дольше не давать и не высказывать своего одобрения на поступивший от какого-либо ребенка правильный ответ. Это связано с разной скоростью восприятия и обработкой информацией у разных детей. Если очень быстро дать верный ответ, то некоторые обучающиеся не поймут, почему именно этот ответ верный. Также важной составляющей данного приёма является предоставление возможности каждому ребенку высказать своё мнение, при этом аргументированно объяснить, почему он думает именно так.

Процесс выслушивания мнения других детей и тренировка навыка объяснять свою позицию помогает как самому ребенку больше обращать внимание на смысл, содержание и условия задачи, так и другим детям из класса увидеть математические задачи с разных точек зрения.

При организации работы с ошибками, связанными с прочтением задач, групповая дискуссия может заключаться в обсуждении смысла задачи. Учитель может задать классу следующие вопросы: «Что в задаче требуется сделать?», «На какой вопрос нужно ответить?» и т.п.

Если целью учителя является улучшение внимания школьников к содержанию задачи, то вопросы будут касаться самого содержания: «Что мы знаем в задаче?», «Сколько действий требуется для ее решения?» и т.п.

Для проверки задачи учитель может задать вопросы: «Как проверить, правильно или нет наше решение?», «На что нам нужно обратить внимание, чтобы проверить правильность ответа?».

2 способ: групповая дискуссия задач с правильными и неправильными ответами.

Отличием данного способа от предыдущего является то, что учитель дает не только саму задачу, но и ее решение. При этом само решение и ответ может быть как правильным, так и неправильным.

При подборе задач с неправильными ответами учитель исходит из своих целей. Если его задачей является тренировка внимания при прочтении математической задачи, то он подбирает именно те задачи, в которых ошибка связана с невнимательным прочтением смысла задачи. Если задача в тренировки внимания к выполнению задачи, то в задаче должно быть записано неверное решение. Если учителю важно потренировать контроль при проверке правильности решения, то ошибки в задачах могут быть на невнимательность на любом этапе решения задачи.

3 способ: взаимная проверка задач школьниками.

Учитель раздает детям два разных варианта математических задач для их решения. После отведенного времени проверку правильности решения осуществляет сосед по парте, у которого был другой вариант. Если кто-то из обучающихся находит ошибку, он ее объясняет тому, кто её совершил.

4 способ: придумывание задач школьниками.

Данный способ можно применять поэтапно, с возрастающей сложностью для школьников на каждом последующем этапе.

Первый этап заключается в том, что учитель дает детям задание в парах или в тройках придумать собственную математическую задачу: в придумываемой задаче должны быть прописаны условие и вопрос. После того, как будут придуманы все задачи, происходит их взаимообмен. У каждой группы появляется задача для решения. Если у тех детей, кто решает задачу, возникают вопросы, они задают эти вопросы авторам задачи.

По итогам подобной практики учитель проводит рефлексию со всем классом. Возможные вопросы учителя: «В чем были сложности при придумывании задания?», «В чем были сложности при решении придуманной другой группой задачи?».

Второй этап дополняется тем, что математические задачи, которые придумывают школьники, должны содержать какую-либо ошибку.

Третий этап – это переход от группового составления задач к индивидуальному.

Четвертый этап – добавление оценивания придуманных задач самими школьниками.

В каждом из рассматриваемых способов важнейшим элементом будет рефлексия, которую проводит учитель по итогам занятия.

В статье мы рассмотрели четыре эффективных способа улучшения внимания школьников на уроках математики. Данные способы основаны на понимании того, что произвольное внимание можно эффективно тренировать при решении математических задач в форме групповой дискуссии с аргументацией школьников, при совместном поиске ошибок, проверки работ «соседа по парте», самостоятельном придумывании собственных математических задач.

При этом данные способы можно применять не только на уроках математики, но и на других школьных предметах, видоизменяя тот материал, который предоставляет учитель классу.

Список использованной литературы и источников:

1. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. Москва: Издательство Московского университета, 1974. - 102 с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (УТВЕРЖДЕН приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286).

3. Хозиев, В.Б. Практикум по общей психологии : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. Б. Хозиев. - 3-е изд., стер. - Москва : Академия, 2007 (Саратов : Саратовский полиграфкомбинат). - 271 с.; 22 см. - (Высшее профессиональное образование).

4. Хуторской А.В. Системно-деятельностный подход в обучении : Научно-методическое пособие. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. — 63 с. : ил. (Серия «Новые стандарты»).

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.