12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Надежда380
Россия, Удмуртская респ., село Кулига Кезского района
1

Реферат «Эффективность использования информационно-коммуникационных технологий в обучении истории на примере МБОУ «Кулигинская СОШ»»

Министерство образования и науки Удмуртской Республики

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кулигинская средняя общеобразовательная школа»

Кезского района Удмуртской Республики

РЕФЕРАТ

ТЕМА: «Эффективность использования информационно-коммуникационных технологий в обучении истории

на примере МБОУ «Кулигинская СОШ»»

 Учитель: Трефилова Н.П

Заявленная квалификационная категория I

 

c. Кулига,

2013г

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………....................................................……………………………………3

ГЛАВА 1 Сущность и содержание информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения истории………………................................................…………………..7-13

1.1. Понятие ИКТ......................................................................................................7

1.2.Цели использования ИКТ в обучении истории………………….................................…………8

1.3 Методические рекомендации при использовании на уроках истории ИК технологий……………………………………………………………………….................................................10

ГЛАВА 2. Использование возможностей системы Интернет для применения ИКТ на уроках истории и во внеклассной работе истории……………………………………………………..14-23

2.1 Формы и направления использования информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания истории…………………………….…14

2.2 Использование возможностей Интернета на уроках истории………...….20

ГЛАВА 3 Влияние применения ИКТ на эффективность и результативность работы учащихся на уроках истории и во внеклассной работе. ……….............................24-28

3.1. Преимущества и недостатки использования информационно-коммуникационных технологий на уроках………………………………................................................................……24

3.2. Контроль знаний, умений и навыков учащихся…………………...............................……….25

Заключение………………………………………………………………..............................................………..29

Список литературы…………………………………………………….............................................….………34

Приложения

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы. Время стремительно, быстротечно, наиболее заметен его бег по различным переменам, которые происходят в нашей жизни. Прежде всего, это связано с внедрением в повседневную жизнь достижений науки и техники. Каких-то – двести лет назад основу информационных технологий составляли перо и чернильница, коммуникация же осуществлялась лишь путем переписки и отправки друг другу писем. Но уже к концу XIX века появилась пишущая машинка, телефон, затем другие электронные технологии, основанные на использовании электрических пишущих машинок, копировальных машин и многое другое. Все эти перемены повысили эффективность и скорость обработки информации, так же это коснулось качества и стоимости. Но и это не все, наука и техника, шагая совместно, рука об руку, развивались, и в дальнейшем это способствовало появлению сначала огромнейших ЭВМ, а затем маленьких, но удобных и эффективных ноутбуков, нетбуков и планшетов.

Современную жизнь мы уже не представляем без информационно-коммуникационных технологий, и если цель нашей педагогической деятельности формирование личности, способной адаптироваться в современном мире, то без использования ИКТ в образовательном процессе нам не обойтись.

Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, учитель нового поколения должен использовать компьютер в своей деятельности. ИКТ становятся необходимым компонентом урока истории в современной школе.

В качестве работы учителем истории я пришла к выводу, что действительно, применение ИКТ очень необходимо в процессе обучения, как учеников, так и самого учителя. Как и большинство педагогов, при подготовке к урокам я столкнулась с нехваткой материалов: методических пособий, исторических карт, дидактического материала, картин, портретов и т.д. Построить урок без этого было очень сложно, да практически невозможно, тем более начинающему учителю, так как у меня не было никаких наработок. Подготовка к урокам у меня, как молодого педагога, занимала большую часть времени, а свободного практически не было вообще. Тогда, готовясь к урокам для облегчения, экономии времени и обеспечения на уроках наглядности я начала составлять презентации и находить в интернете уже готовые исторические карты с анимацией, видеофрагменты уроков, аудиозаписи, тесты и т.п.

В кабинете истории был лишь старенький телевизор и видеомагнитофон, а это практически ничего, поэтому все остальное (дивиди-проигрыватель, нетбук, удлинитель, диски, методические пособия) пришлось приобретать за свой счет и использовать это на уроках. ИКТ мне очень помогает, к тому же у учеников вызывает больший интерес не просто слушать меня или читать текст учебника, а просмотреть видеофрагмент об историческом деятеле или событии…

Цель работы выявить влияние применения ИКТ на эффективность и результативность учебной деятельности учащихся в преподавании истории.

Для достижения поставленной цели определен круг задач:

1. Раскрыть сущность и содержание информационно-коммуникационных технологий и основные факторы их эффективного использования в процессе обучения истории.

2. Проанализировать использование возможностей системы Интернет для применения ИКТ на уроках истории и во внеурочной деятельности.

3. Обосновать влияние применения ИКТ на эффективность результативность работы учащихся на уроках истории и во внеклассной работе.

Объект – использование ИКТ в преподавании истории

Предмет - эффективность применения различных форм, методов и направлений ИКТ в преподавании истории.

Теоретической и методологической основой реферата послужили труды отечественных ученых в области анализа применения информационно-коммуникационных технологий и опыт учителей использующих в процессе преподавания дисциплин гуманитарного цикла, концептуальные подходы, реализуемые в российском образовании.

Информационную базу исследования составил общий и частный опыт преподавания истории в школе.

В процессе данной работы использовались теоретические методы: анализ педагогических, методических и технологических источников по проблеме с использованием методологического аппарата общей и частных методик преподавания.

Практическая значимость реферата состоит в том, что в результате работы составлены рекомендации, позволяющие эффективно использовать информационно-коммуникационные технологии в процессе преподавания истории в средней школе.

Кроме того, инновационный подход в изучении истории:

-создает условия для формирования теоретического мышления учащихся;

-повышает мотивацию изучения предмета истории;

-позволяет изучать историю в выпускных классах как проблемный, а не как репродуктивный курс;

-повышает качество освоения истории.

Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащихся в освоении исторического материала.

Методики и технологии

1) лекции-дискуссии

2) командные игры на обобщение и закрепление, деловые игры и уроки - ролевые игры.

3) беглый обмен мнениями по отдельным вопросам или разделам параграфа

4) коммуникативная компетенция формируется при использовании технологий «Дебаты», «Диспут».

6) Интересные методики «Слет специалистов» или «Конференция государств».

Применяемые технологии:

-здоровьесбережение,

-личностно-ориентированная,

-проблемного обучения,

-наглядно-иллюстративные,

-мультимедиа-технологии,

-технология сотрудничества.

ГЛАВА 1. Сущность и содержание информационно-коммуникационных технологий и основные факторы их эффективного использования в процессе обучения истории

1.1. Понятие и сущность ИКТ

Что же такое информационно-коммуникационные технологии? Обратившись к словарю можно увидеть множество определений, вот одно из них «ИКТ – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации».

Основные принципы использования ИКТ это развитие у учащихся мотивации к получению знаний, индивидуальный подход к учащимся, простота в создании и применении, направленность на интеграцию учебных дисциплин.

Наибольшее количество информации, примерно 90% человек получает с помощью зрения, около 9% - с помощью слуха и только 1% с помощью других органов чувств.[2, стр6] Полученная человеком информация в форме зрительных, слуховых и других образов хранится в его памяти.

О степени сохранности информации в памяти можно судить по результатам исследований психологов:

Данная гистограмма отражает процесс усвоения информации человеком во время устного ( ), визуального ( ) и аудиовизуального ( ) восприятия. Это говорит о том, что наряду с традиционной подачей материала необходимо использовать ИКТ, потому что согласно исследованиям ученых: устная передача материала запоминается минимально, а визуальная подача материала с сопутствующим объяснением увеличивает восприятие и сохранность получаемой информации.

1.2.Цели использования ИКТ в обучении истории

Ведущей целью применения мультимедийного оборудования на уроке является достижение более глубокого запоминания учебного исторического материала через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия, обеспечение “погружения” в изучаемую эпоху[15, стр 178]. На уроках я реализую этот за счет использования карт, схем, учебных картин, видео- и аудио- комментариев, представленных в виде электронных презентаций или обучающих учебных программ.

Первым шагом применения мною ИКТ на уроках стало сопровождение рассказа иллюстрациями и текстом, чаще всего я брала готовые презентации, потому что на составление уходило много времени. Но очень часто такие презентации меня не устраивали, и я начала их редактировать на свой манер, что-то убирала, что-то добавляла, пыталась находить интересные факты и картинки. Такой опыт показал, что ученики просто не могут каждый урок слушать меня и смотреть на слайды, поэтому я начала чередовать просмотр слайдов с видео-вставками или просто аудиозаписью: например, я предлагала узнать по записанному голосу кому может принадлежать данная речь, проводила динамические паузы на исторические темы в стихах деятельность При проведении урока истории в 7 классе по теме: «Россия на рубеже веков» были применены ИКТ, учащиеся не просто услышали о том: кто такой Петр 1 и как он пришел к власти, но и просмотрели слайды с его изображением в разные годы его царствования, благодаря чему сохранили образное восприятие. Для погружения в эпоху Петра1, просмотрели фрагменты из фильма: «Петр 1 завещание», обратили внимание на костюмы, обстановку, манеры, речь. Просмотренные фрагменты мотивировали учеников самостоятельно досмотреть этот фильм до конца, что очень помогло ученикам при написании проверочной работы по данной теме, успеваемость, по результатам которой составила 100%.

В условиях информационного общества изменилась и деятельность учащихся. Традиционно вид информационной деятельности обучаемого был ограничен известным набором: восприятие при прослушивании, просмотре в процессе объяснения обучающим нового учебного материала определенного конкретного объема; запоминание, заучивание самим обучаемым, как правило, только части представленного учебного материала; воспроизведение вербально или в письменной форме обучаемым усвоенного материала. Появление интерактивных средств обучения обеспечивает такие новые формы учебной деятельности, как сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах и процессах, передача достаточно больших объемов информации, представленных в различной форме.

В обучении истории огромное значение играет фактор наглядности. В своё время было выпущено большое количество всевозможных картин к урокам, диафильмов и слайдов. Сегодня на помощь приходят мультимедийные программы.

Таким образом, в качестве основных целей использования ИКТ на уроках истории можно выделить следующие:

1. использование элементов занимательности, повышающих интерес учащихся к обучению истории. В данном случае целесообразно использовать анимации, кино-уроки, картинное описание, составление кроссвордов, ребусов и многое другое.

2. повышение темпа урока, что обеспечивается уже готовыми иллюстрациями, картами и заданиями;

3. увеличение объёма самостоятельной работы учащихся, в данном случае на уроке можно совмещать дополнительный материал с материалом учебника, а также использовать тезисы из различных источников и дать учащимся возможность согласиться с ними или опровергнуть с применением доказательств. На основе личного опыта можно посоветовать использовать задание на нахождение ошибок, это очень стимулирует познавательный интерес учащихся. (Приложение1). Слабым ученикам я даю этот вариант работы с использованием текста, но не учебника, а какого-либо источника, а сильным ученикам выбираю либо посложнее текст, либо воспроизведение на память.

4. создание условий для обеспечения оперативного контроля знаний учащихся, это может быть исторический диктант, перфокарта(Приложение 2)

-использование проблемных, игровых методов обучения, развивающих индивидуальность мышления и творческие способности учащихся. (Приложение 3)

-реализация межпредметных связей, причем это можно сделать практически по любой теме с различными предметами; (Приложение 4)

-увеличение доли проектной работы учащихся и учителей.

Безусловно, применение ИКТ оказывает неоценимую помощь учителю в:

1. проверке знаний, умений и навыков;

2. организации закрепления полученных на уроке знаний;

3. экономии времени;

4. возможности эмоционально и образно подать материал[8, стр68].

 

1.3 Методические рекомендации при использовании

на уроках истории ИК технологий

Организуя каждый конкретный урок с компьютерной поддержкой, следует обратить внимание на следующие моменты:

1. В начале изучения новой темы необходимо показать её связь с предыдущими занятиями, это помогает учащимся, лучше включится в работу. Напомнить основные положения предыдущего урока можно с помощью тестовых заданий, блиц-опроса, тезисов, схем, таблиц и т.д. Н-р, в 9 классе при изучении темы «Удмуртия в годы Великой Отечественной войны» первоначально вспомнили о ВОВ на территории СССР, а затем актуализировали знания, уже известные учащимся. Это можно сделать через просмотр знаменитых картин о ВОВ, портретов ее участников, через задания на систематизацию данных: например, выделите лишнее в приведенном ряду: Ленинград, Сталинград, Курск, Москва, Тамбов. Целесообразно задание на соотнесение, например, соотнесите личность, изображенную на портрете с именем и т.д. После повторения основных пройденных положений совместно с учениками приходим к выводу, что эти две темы связаны и пытаемся выяснить известно ли что-то ученикам на момент начала урока, после чего переходим непосредственно к изучению. Причем ученикам нравится, когда я с ними советуюсь, спрашиваю их мнения, прошу дать оценку событию или личности, особенно могу выделить 9 класс, в котором ученики ну просто обожают поспорить и поговорить, что-то опровергнуть или доказать, очень приятно ходить на такие уроки.

2. В начале урока, нужно обратить особое внимание на сообщение плана, цели урока и ожидаемых результатов. Цели и задачи урока мы определяем совместно с учениками, первоначально это было сложно, но постепенно они так к этому привыкли, что уже сами напоминают о необходимости постановки цели.

3. Демонстрация заранее подготовленных компьютерных презентаций заметно усиливает познавательную активность учащихся. Но важно, чтобы презентации использовались не только в качестве наглядного пособия, но и создавались учащимися. Это позволяет ставить ученика в позицию субъекта, что способствует личностно-ориентированному обучению, формированию информационной культуры учащихся, для чего необходимо владение при­ёмами поиска, сбора, обработки, передачи инфор­мационных данных, методами анализа и синтеза информации. При проведении урока по изучению новой темы «Распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность» учеником 6 класса Сабуровым Антоном была составлена презентация, которая предполагала следующую работу класса: заполнить таблицу «Последствия раздробленности». Показанная учеником презентация повысила интерес одноклассников, заменила фронтальный опрос, на работу со словарём. Ученик очень серьезно подошел к составлению презентации, сам ее продемонстрировал, что подняло его самооценку и повлияло на эффективность усвоения материала. Это подтвердила проведенная после занятия беседа с учеником, ученик довольно слабый и необязательный он нашел это дело очень увлекательным и изъявил желание и дальше заниматься данной деятельностью.

Привлекая ребят к такой работе, наблюдается положительный эффект – материал, традиционно трудно усваиваемый, в изложении одноклассников воспринимается по-другому, так как изложение материала дается своими словами с объяснениями ученика и поправками учителя, иногда случаются смешные казусы, например, неграмотные написанные слова или предложения. Так же был случай написания в слайде следующего предложения: «Избранная Рада – ребенок Ивана Грозного, вместо детища.

В конце урока был проведен оперативный контроль по изученной теме, в том числе с наличием вопросов, касающихся презентации, ученик, составивший ее справился с ней на оценку «4», не смотря на то, что является достаточно слабым по успеваемости, что для меня явилось неожиданным и приятным опытом. Этот результат подтверждает, что при подготовке электронных приложений к урокам, тестов у ребят прививается интерес к предмету, и углубляются знания по предмету.

Таким образом, необходимо стараться предоставить учащимся возможность действовать. Обязательное условие при создании презентаций учениками – формулировка заданий классу: составь схему, кластер, заполни таблицу, ответь на проблемный вопрос и т.д. (Приложение 5). Естественно составлению презентаций ученика нужно научить для этого я подготовила презентацию, где изложен пошаговый принцип ее составления. Кроме того при составлении я предварительно консультирую учащихся на что нужно обратить внимания и как построить защиту.

4. Упражнения – важная часть урока. Например, мне нравится использовать устные задания, для этого на слайд сначала выводится вопросы, ученики отвечают, а потом путем наложения появляется ключ для самоконтроля или взаимоконтроля, что позволяет углубить восприятие материала учащимися. (Приложение 6)

Эффективность обучения с помощью средств ИКТ в значительной степени зависит от правильного выбора приёмов их использования. Даже с самым совершенным программным продуктом ученик работает с истинным удовольствием лишь до тех пор, пока присутствует элемент новизны.

ГЛАВА 2. Использование возможностей системы Интернет для применения ИКТ на уроках истории и во внеклассной работе

2.1. Формы и направления использования информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания истории

Не секрет, что компьютер позволяет оптимизировать труд учителя, дает возможность хранить огромное количество разнообразного материала, кино-фоно-фотодокументов, аудио и видеозаписей, разработок уроков. На уроках истории мной используется разнообразный текстовый материал: фрагменты из научных трудов, исторических документов, высказывания политиков. При подготовке к урокам пользуюсь электронными пособиями, учебник, книгу, исторический источник, документ, все это можно систематизировать в нужном файле и в нужный момент использовать на любом уроке. Мало того все эти действия можно сделать не только с текстовым материалом, но и с фрагментами музыки, фильма и многим другим. Это позволяет сэкономить массу времени при подготовке и проведении урока, а также быстро обеспечить учителя необходимым раздаточным материалом. Это хороший способ подачи материала и быстрой ориентации в нем учителя, но ученикам нужно объяснять, что применение учебника и посещение библиотеки это необходимое условие образования.

Для уроков можно создать методические пособия, которые будут важным подспорьем, как для учителя, так и для учащихся, в которых могут содержаться тексты и наглядный материал, карточки-задания, тесты, кроссворды, вспомогательный и дополнительный материал. В данном направлении я собираюсь работать в дальнейшем, электронное пособие может значительно упростить подготовку к урокам, тем более, что разработано оно будет не для кого-то, а для себя, с учетом специфики своего предмета.

С помощью ИКТ можно не только проводить уроки, но и распространять опыт работы. В феврале 2013 года в рамках профессионального Всероссийского конкурса молодых педагогов «Педагогический дебют» приняла участие в республиканском этапе. Мной был проведен урок по обществознанию в 7 классе для учеников гимназии поселка Италмас, а также представлен проект «Моя инициатива в образовании», что было сделано с использованием презентаций.(Приложение7)

В целях повышения своего профессионального роста мной был создан мини-сайт на портале сообщества педагогов http://nsportal.ru, адрес http://nsportal.ru/nadezhda84 на нем размещены некоторые методические разработки. Работая на данном сайте я получила свидетельства о публикации своих разработок а также свидетельство о создании сайта, кроме того за активность работы на форумах и сайте мною была получена благодарность за активное участие.(Приложение 8, 9, 10). На портале зарегистрировано множество учителей истории, что позволяет сотрудничать с ними, делиться своим опытом, перенимать опыт других педагогов. Портал содержит очень много полезной информации, как по конкретному предмету, так и по общей образовательной деятельности.

Немаловажное значение имеет возможность использовать готовые электронные программные продукты: мультимедиа учебники, энциклопедии и справочники, галереи, тестовые программы и тренажеры для подготовки к ЕГЭ.

Использование электронных учебных пособий позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, решать несколько задач – наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность. Использовать презентации можно и нужно для подготовки учеников к олимпиадам. В 2012-2013 учебном году для подготовки ученицы 7 класса Селезневой Оли к районной олимпиаде по истории мною была составлена и использована презентация. Подготовка к олимпиаде это очень трудоемкий процесс и естественно все повторить просто не хватает времени, поэтому мною были даны Интернет-ресурсы для самостоятельной подготовки, что обеспечило наглядность, доступность и широкий информационный кругозор. В результате такой разносторонней подготовки эффективность проявилась в том, что Оля заняла 2 место в районе. (Приложение 11)

При закреплении пройденного материала учащимся предлагаются различные варианты, причем это может быть предложено как в групповой, так и в индивидуальной форме: поработать с текстом электронного учебника, выполнить практикумы, интерактивные тесты, заполнить таблицу.

В процессе преподавания истории можно использовать презентации нескольких видов.[14,стр. 272]. Среди них: .
1) "Лекции" — это видеоряд, который может быть представлен текстом, рисунками, видеоматериалами, необходимыми картами, схемами и диаграммами. Необходимый материал постепенно выводится на экран по ходу урока, что позволяет поэтапно рассматривать основные вопросы темы. Можно использовать слайд - задания и организовывать обсуждение проблемы, подводить итоги.
2) "Домашние работы", которые содержат необходимую информацию, вопросы и задания для работы с ней. Они позволяют ученикам ликвидировать пробелы, вызванные пропуском занятий и участвовать в интернет-конкурсах в режиме домашнего времени.

В 2012 году исполнилось 200лет со дня победы в Отечественной войне 1812 года, в рамках этого события проводился всероссийский конкурс для учеников 8-11 классов. Ученики проявили инициативу и приняли участие в данном мероприятии в результате получили довольно неплохие результаты, учитывая специфику данного мероприятия. Трудность заключалась в большом объеме заданий, кратких сроках сдачи материалов и очень сложных заданиях, которые нужно было искать в специальной и художественной литературе. Вся проделанная работа оказалась самостоятельной, что позволило расширить общий кругозор, работая с дополнительными источниками и интернет ресурсами. (Приложение12,13)
3) "Экскурсии" и "галереи", которые позволяют школьникам приобщиться к шедеврам мировой художественной культуры, более глубоко изучить вопросы развития культуры разных народов на разных исторических этапах.
4) " Задачники и тренажеры", которые содержат задания, позволяющие организовать фронтальную, групповую и индивидуальную работу учащихся на уроке и дома.

Процесс создания презентаций — процесс творческий. И к этому творчеству необходимо привлекать учеников.

Представление докладов, рефератов, проектов может сопровождаться презентацией. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует общеучебные умения и навыки. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, так как умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры. Создание мультимедийных проектов расширяет горизонты исследовательской деятельности ученика, способствует повышению интереса к предмету, формированию коммуникативной культуры. [14, стр. 169]

Такие уроки проходят наглядно, интересно, никто не остается в стороне.

Таким образом, можно выделить некоторые преимущества использования презентаций для учителя:

преподаватель сам конструирует урок;

возможность использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, диаграммы, слайды, видео-аудиофрагменты и т.д.);

позволяет успешно чередовать различные виды деятельности такие как: работа с картой, учебником, тетрадью, с информацией на экране, что способствует повышению внимания и росту активности учащихся на уроке, снижает утомляемость; (Приложение 14)

Кроме того в педагогической деятельности важной помощью является использование учебно-методических комплектов-дисков. Это позволяет воссоздать на уроке атмосферу исторической эпохи, повышает интерес учащихся к изучаемым историческим процессам. На личном опыте можно сказать, что после таких уроков тема усваивается намного эффективнее, чем при традиционном типе урока.(Приложение 15)

Но это далеко не полный перечень используемых на уроках истории форм, методов и приемов особо хочется отметить метод проектов через презентации. Создание проектов предоставляет учащимся максимальные возможности для самостоятельного изыскания и присвоения информации, для стимулирования навыков самостоятельного оперирования полученным материалом. Результатами метода проектов можно считать создание проектов учащимися 7 класса по истории культуры народов «Родословная моей семьи», учащимися 8 класса по обществознанию «скажем безработице нет». Кроме этого в октябре 2012 года ученица 7 класса Сабурова Александра участвовала в районном генеалогическом конкурсе «Сплетались времена, сплетались страны», ею была написана исследовательская работа «Родословная моей семьи», а также составлена презентация и коллаж. В этом конкурсе по итогам написания проекта, его защиты и генеалогической викторины заняла второе место в районе. (приложение 16)

В 2013 году исполнилось 70-лет величайшему событию Великой Отечественной войне – Сталинградской битве, победа в которой оказала решающее значение на победу в этой кровопролитной страничке истории. Этому событию был посвящен всероссийский конкурс презентаций, в котором приял участие ученик 8 класса Снигирев Александр, получивший грамоту лауреата 3 степени (Приложение 17).

Таким образом, использование ИКТ помогает учителю повышать мотивацию обучения детей к предмету, обеспечивает единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения:

возбуждает живой интерес к предмету познания, через погружения учеников в историческую эпоху и участие в событиях в качестве исторических личностей, посредством комментирования;

расширяет общий кругозор детей, путем привлечения к использованию дополнительных источников знаний по предмету: исторических сайтов, особенно хочу отметить http://history4you.ru/contests/russia90/about, где есть онлайн-игра по истории «Развилки истории» и бесплатные конкурсы, а также курсы лекций по истории и проверка знаний онлайн. Привлечение к участию в дистанционных олимпиадах, например, каждый год проводятся Олимпус, Мультитест, в которых участвуют мои ученики. В 2012-2013 году мы участвовали в первый раз в Мультитесте, к сожалению пока не очень удачно, получили лишь сертификаты участников. Кроме того возможность просмотра материалов в различных форматах, таких как текст, графика, аудио и видео, выполнение упражнений и проведение опытов, обеспечение способов общения между обучающимися, преподавателями и пр. (электронная почта, телеконференции, чаты, вебинары);

возрастает уровень использования наглядности на уроке, потому как оснащение кабинета историческими картами, аппликациями и картинами желает лучшего, а за счет презентаций эта проблема разрешается;

повышение интереса к изучению истории, что подтверждается анкетированием, проведенным среди учащихся 5-9 классов, в ходе которого было опрошено 64 человека, 90% из них ответили, что использование ИКТ на уроках истории увлекает их;

повышение успеваемости по истории (Приложение 18)

более полное усвоение теоретического материала, потому что его объяснение сочетает в себе рассказ учителя и визуальное наблюдение, а также оперативное закрепление;

овладение учащимися умения добывать информацию из разнообразных источников это легко проверить, задав в качестве домашнего задания вопрос не из учебника, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий формируется умение кратко и четко формулировать свою точку зрения[11, стр 3]. При составлении учеником презентации или видеоряда сразу обращается внимание то, что текста на слайде должно быть минимум, больше наглядности, а объяснение свои слайдам ученик должен давать самостоятельно

При этом необходимо соблюдать нормы работы с компьютером для детей разных возрастов. (Приложение 19)


 

2.2 Использование возможностей системы

Интернет в преподавании истории

Большие возможности для пользователей представляет Интернет, всемирная сеть которого включает электронную почту, дает доступ к графическому и мультимедийному содержанию. Ресурсы музеев и историко-культурных заповедников помогают организовать виртуальную экскурсию непосредственно на уроке.

В понятие мультимедиа входит многокомпактная информационная среда, совокупность которой составляет текстовая информация , аудиоряд (речь, музыка, звуковые эффекты), видеоряд (анимация, видео, графические изображения). Здесь же имеются поисковые системы, каналы для переговоров и дискуссий в режиме реального времени, игры, новости.

Огромную помощь в подготовке уроков оказывает Федеральный центр информационно-образовательного ресурса http://fcior.edu.ru, который обеспечивает доступ к центральному хранилищу образовательных ресурсов. Удобство заключается в том, что можно скопировать нужный модуль на свой компьютер, и использовать на уроке либо целиком, либо какую-то часть его.

Интернет технологии на уроке могут рассматриваться как источник дополнительной информации по предмету, инструмент исследования, способ самоорганизации и самообразования, возможность личностно-ориентированного подхода. Но при этом не следует забывать, что учитель должен руководить своими учениками в их путешествии по сети. Кроме повышения мотивации, наглядности и создания эмоционального настроя, использование компьютеров на уроках позволяет повысить эффективность деятельности учителя и учащихся. Но для эффективного использования ИКТ необходимо, чтобы технологии были доступны всем учителям и ученикам. Необходимо организовать систему обмена идеями и ресурсами между преподавателями. Компьютеры должны быть установлены в каждом классе, и с них должен быть выход в Интернет[13, стр. 3].

К числу преимуществ такой работы можно отнести следующие: постепенно складывается личная «медиатека»;

возрастает роль каждого урока, так как, пропустив урок, ребенок может получить материалы и наверстать упущенное самостоятельно;

необходимые знания и правильные ответы на возникающие вопросы обучающемуся приходится добывать самостоятельно. Ребята приобретают жизненно-практические умения;

дети испытывают удовлетворение от результатов своего труда, которые могут использовать другие ученики для изучения нового материала. Знания, добытые самостоятельно и с хорошей мотивацией, наиболее прочны и эффективны;

большая работа требует больших усилий. Распределяя между собой задания, ребята учатся работать в группе.

Интернет можно рассматривать как часть информационно – коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Учитель истории может использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска исторических источников, текстов монографий и курсов лекций, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, рефератов и др. Образовательные ресурсы Интернета могут успешно использоваться учителем на уроках истории в режимах on-line или off-line.

Электронные библиотеки представляют собой сложные информационные системы. Все чаще на сайтах этих библиотек размещаются отсканированные книжные тексты, которые можно прочитать онлайн или бесплатно скачать, что очень помогает в работе.

В своей деятельности я постоянно обращаюсь к Интернету для подготовки к урокам:

1. ищу дополнительную информацию для обновления традиционных планов уроков материалами из Интернета;

2. Изучаю опыт и адаптацию имеющихся в Сети планов Интернет-уроков, методических пособий и разработок других педагогов для собственного использования. Для этого я составила собственный перечень ресурсов, который относится непосредственно к моей сфере, 1). Научно-популярные - различные издания, газеты, журналы; справочную информацию: сетевые словари, справочники, энциклопедии, “виртуальные библиотеки”.

2) Образовательная информация методические разработки, дистанционные курсы и т. д. 3) Познавательная информация “виртуальные музеи” я нашла интересный сайт – Виртуальный музей ГУЛАГа, Музей Эрмитажа где такие экскурсии проводятся по определенным дням, Музея Трактора, здесь ты прямо сам путешествуешь, нажимаешь стрелочки куда тебе нужно, отдаляешь и приближаешь экспонаты и т.д.

Также участвую в различных педагогических конкурсах (Приложение20)

Что касается работы учащихся в Интернете, она охватывает различные виды деятельности: самостоятельная работа с информацией по той или иной изучаемой теме или проблеме, а также для углубления знаний в определенной области, ликвидации пробелов, подготовки к экзаменам. Решение онлайн тестов, участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах.

Использование Интернета на уроках истории значительно увеличивает объем информации, задействованной в историческом образовании, позволяет свободно реализовать современные интерактивные технологии, в том числе проектные. (Приложение 21).

ГЛАВА 3. ВЛИЯНЕНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ

3.1. Преимущества использования ИКТ в преподавании истории

В числе положительных моментов применения информационных технологий можно отметить следующие:

Во-первых, это гибкость, можно использовать один и тот же материал, как на уроках объяснения нового материала, так и на повторительно-обобщающих уроках, как на уроках, так и на групповых занятиях, в разных классах, частично и полностью. Например, при изучении на истории в 8 классе темы «Отечественная война 1812г», ученики знакомятся не только с картой, ходом сражения, причинами и последствиями, но и с портретами и биографиями участников войны, выдающихся полководцев. А на повторительно-обобщающем уроке по данной теме, также одним из вопросов могут быть представлены портреты участников, места сражений в виде слайдов презентаций, причем те же самые, что были показаны при, изучении материла. Данный метод позволяет ученикам быстрее вспомнить и лучше усвоить материал.

Во-вторых, позволяет формированию информационной культуры учащихся предполагает работу по развитию информационно-коммуникативных УН учащихся:

-выразительно читать художественные тексты, бегло – научно-публицистические, так как работа с ИКТ и в системе Интернет не может обойтись без чтения при отборе нужного материала;

-составлять схемы, таблицы, графики, свёртывать и развёртывать учебную информацию (Приложение 22)

-составлять тезисы, осуществлять пометки, выписки, цитирование, рецензию;

-работать со словарём, энциклопедией, ведь для того, чтобы научить ребёнка искать информацию, необходимо широко вводить в учебный процесс работу со всевозможными дополнительными источниками информации.

-выразительно говорить, вести диалог по изучаемым темам с использованием наглядности, владеть основными предметными терминами;

-выступать перед определённой аудиторией и т.д.

В-третьих, возможность самостоятельного обучения учащихся с открытым доступом к обширным информационным ресурсам, наличие обратной связи. С помощью компьютера учащийся может очутиться в самом разном окружении, требующем от него творческого подхода. Использование Интернета способствует смене субъект-объективного авторитарного стиля обучения на субъект-субъективный демократический стиль, когда обучающийся знакомится с различными точками зрения на проблему, сам формулирует свое мнение.

В-четвертых, применение ИКТ позволяет реализовать идеи индивидуализации и дифференциации обучения. Для этого я готовлю презентации с разноуровневыми заданиями.

Систематическое и целенаправленное использование программно-методического комплекса способствует формированию навыков самостоятельной работы, а также оказывает существенное влияние на мотивацию изучения истории и развитие стойкого интереса к ней[13, стр.8].

3.2. Контроль ЗУН учащихся.

Особенностями компьютерного обучения является пошаговость в организации учебного процесса, наличие оперативной обратной связи, на основе которой осуществляется индивидуализация и дифференциация обучения, обеспечивается беспрерывный контроль за деятельностью учащегося на каждом этапе. Компьютер создаёт условия для обеспечения оперативного контроля знаний учащихся, что даёт значительную экономию при проверке контрольных и самостоятельных работ, обеспечивает подготовку к ЕГЭ.

В 2013 году в качестве домашнего задания на повторения основных событий изученного материала по теме «Правление Ивана IV» в 10 классе было дано задание на составление презентации. Класс был поделен на 2 группы по 4 человека, в презентации необходимо было отобразить задания на соотнесение дат и событий, словесное описание исторического деятеля, термины, на определение событий по картинам, выделения ошибок из текста документов, составление синквейна. Учащиеся блестяще справились с заданием, все задания были выполнены на уроке, а домашним заданием была подготовка к контрольной работе. Ученики сами того не зная составили 2 варианта контрольной работы для самих себя, провели двойную работу – во-первых, устно проработали материал, составив вопросы и правильно их оформив, во-вторых, проверили свои знания на основе вопросов составленных второй группой. В данном случае была проделана очень большая трудоемкая работа, в ходе которой ученики самостоятельно искали материал, анализировали его, осмысливали, задавали появлявшиеся вопросы. Итогом было успешно написанная контрольная работа. (Приложение 23)

Для подтверждения эффективного влияния ИКТ на качество знаний было проведено сравнение результатов входных диагностик в двух потенциально одинаковых по уровню знаний классах. В том классе, где в качестве повторения к диагностике была использована презентация и аудиофрагменты качество знаний результатов диагностики выше и успеваемость 100%. (Приложение 24).

Такое повторение с использованием ИКТ позволяет раскрыть и реализовать потенциальные возможности иных инновационных технологий и методов на уроках истории, благодаря чему, в частности:

            прививать навыки научно-исследовательской работы посредством организации исследовательской деятельности с использованием многообразия методов и форм самостоятельной познавательной и практической деятельности;

            развивать умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий;

            формировать умение кратко и четко формулировать свою точку зрения;

            способствовать гуманитарному развитию учащихся на основе приобщения к информации культурного, гуманистического плана.

Для определения эффективности использования информационных технологий на уроках истории с учащимися была проведена анкета (приложение 25)

Проведенное среди учащихся анкетирование показало следующее (опрошены 64 человека, ученики 5-10 классов):

а) Какие эмоции вы чаще испытываете при необходимости использования ИКТ на уроках истории? Положительные -100%

б)Довольны ли Вы получаемыми результатами использования ИКТ на уроках истории? Да-90% Нет -10%

в) Использование ИКТ на уроках истории:

Оставляет меня равнодушным-10% Увлекает меня-90%

г). Хочется ли Вам, чтобы уроки истории проходили с использованием ИКТ?

Да – 100%

д). Нравится ли вам создавать презентации для урока? Да-70% Нет-30%

ж). Повысилась ли у Вас успеваемость по истории, когда учитель часто использует средства информатизации? Да-60% Нет-40%

Таким образом, необходимость проведения уроков с использованием ИКТ очевидна. Немаловажным результатом можно считать тот факт, что учащиеся свои проекты, подготовленные к урокам и внеклассным мероприятиям, стали представлять на конкурсах разного уровня и не раз занимали призовые места.

Для сравнения влияния ИКТ на уровень усваиваемости материала, выявления эффективности и результативности была проведена анкета среди педагогов, преподающих разные предметы, применяющих информационно-коммуникационные технологии в своей деятельности. (приложение 26)

Проведенная анкета среди педагогов показала следующее, (опрошены были 20 педагогов):

А). Какие эмоции Вы чаще испытываете при необходимости использования ИКТ в образовательном процессе?

Чаще положительные – 80% Чаще отрицательные – 20%

Б). Довольны ли Вы получаемыми результатами использования ИКТ в образовательном процессе? Да-60% . Иногда -40%

В) Использование ИКТ в образовательном процессе чаще всего:

Увлекает-90% Оставляет равнодушным -10%

Г) Обычно я активно овладеваю новыми возможностями ИКТ:

Да – 80% Нет – 20%

5. Хочется ли Вам использовать ИКТ на своих занятиях?

Да – 90% Иногда -10%

Обобщив все выше сказанное можно сказать, что использование компьютерных технологий на уроках помогает формировать знания, умения и навыки учащихся, делает для них урок более привлекательным и, что немаловажно, учит их ориентироваться в огромном количестве информации, перерабатывать ее, анализировать, что и является основой формирования ИКТ- компетентности.

Информационно-коммукационные технологии расширяют возможности диагностики уровня усвоения исторической информации. Разнообразные тестовые системы и оболочки позволяют индивидуализировать процесс оценки знаний учащихся, развивать способность учащихся к самооценке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к главная задача школы – воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.

Исходя из проведённой работы по теме: «Эффективность применения информационно-коммуникационных технологий в преподавании истории» можно сделать определенные выводы. Для того чтобы правильно и плодотворно провести любой урок, прежде всего необходимо его правильно организовать. При применении мультимедийных средств необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования по работе с компьютером, чередовать смену видов учебной деятельности, оставить место для самостоятельной и индивидуальной работы, т.е. нельзя, чтобы весь урок дети только смотрели на слайды и слушали учителя, это не эффективно.

Вернемся к цели работы, поставленной в начале – выявление влияния применения ИКТ на эффективность и результативность учебной деятельности учащихся в преподавании истории.

В ходе проведенной работы для выявления эффективности ИКТ были проведены анкеты учащихся и педагогов, приведены данные их влияния на успеваемость учащихся, расширен круг применения практических и теоретических знаний при подготовке к олимпиадам, конкурсам, проектной деятельности учащихся.

Использование средств ИКТ на уроке повышает эффективность учебной деятельности учащихся, данные технологии используются как способ самоорганизации труда и самообразования обучающихся, как способ расширения зоны индивидуальной активности обучающихся, дают возможность реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.

Применение ИКТ способствует быстрому и эффективному закреплению материала, повышению качества обучения. Средствами презентаций удачно реализуется наглядно-иллюстративный метод обучения. Любой материал можно изложить, применяя последовательную подачу слайдов с графикой, иллюстрациями, звуковым сопровождением. Уместно на таком уроке использовать общеобразовательные сайты Интернета.

Электронные презентации являются частью учебно-методического комплекса урока и существенно расширяют образовательное пространство учебника. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, социальных компетентностей, получению навыков, любой информации, накоплению фактических знаний.

Обучение детей становится эффективнее, если учитель сам владеет ресурсами этой гигантской всемирной компьютерной сети, может активно использовать ее многогранные возможности в своей педагогической деятельности, что приводит к качественному изменению формы взаимодействия между учителем и учеником. Очевидно то, что использование ИКТ экономит учебное время, повышается плотность урока, на котором дети учатся анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы, а самое главное — оценивать свои возможности, делать выбор, что способствует формированию адекватной самооценки и контрольно-оценочной самостоятельности.

Систематическое использование персонального компьютера на уроках приводит к целому ряду любопытных последствий:

1. Повышение уровня использования наглядности на уроке.

2. Повышение производительности труда учитеееля

3. Установление межпредметных связей с информатикой.

4. Учитель, создающий, или использующий информационные технологии, вынужден обращать огромное внимание на подачу учебного материала.

5. Изменяются к лучшему взаимоотношения с учениками далекими от истории, особенно с увлеченными компьютерами. Они начинают видеть в учителе «родственную душу».

7. Изменяется, особенно у 5-7-классников, отношение к компьютеру, как к дорогой, увлекательной игрушке. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности, чаще задаю вопросы, посещают сайты с исторической информацией.

Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащихся в освоении исторического и обществоведческого материала.

Когда учителя активнее начинают использовать информационные технологии в процессе обучения, они нередко забывают, что эффективным в этом случае является только деятельностный подход. При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель должен обязательно ответить на вопрос: чем эффективнее будет использование этой технологии (демонстрация, видеоряд, программа и т. Д.) в сравнении с традиционным, опробованным подходом, без ИКТ. Если использование ИКТ позволит сократить время на усвоение материала, научит ребенка самого делать выводы, даст возможность продемонстрировать то, что трудно описать словами, сделает процесс обучения интересным – это более эффективный подход, его следует использовать.

Главным в работе педагога является результат – хорошие знания ученика, которые могут быть получены, в том числе и путем правильного подбора форм и методов обучения. Не стоит проводить уроки с применением ИКТ постоянно, но в то же время ученики должны чувствовать, что такие уроки проводятся в системе. Также стоит помнить о том, что техника есть техника и, к сожалению, бывает так, что в самый ответственный момент компьютер «зависает», электричество отключают, мышка не работает и т.д. Поэтому в голове у учителя на такой случай всегда должен быть «план Б», «путь к отступлению» к обычным и привычным средствам обучения: доска, мел, и до боли знакомая и родная старенькая карта, которая, как лучший друг, никогда не подведёт.

Демонстрация видеофильма, компьютерные программные технологии, слайды погружают учеников в обстановку какой-либо исторической эпохи, создают эффект присутствия. Широкие возможности представляет Интернет. Учитель истории может выбрать необходимые для урока материалы.

В начале работы были отмечены применяемые методики и технологии, сейчас остановлюсь на некоторых из них более подробно.

Наиболее доступными для детей среди применяемых мне методик являются:

1) игры, в качестве итоговых работ в конце изучения больших тем, разделов. Класс разбивается на 3-4 команды, которые соревнуются между собой, выполняя задания различной сложности, это является повторением, подготовкой к контрольной работе. Все это происходит с сопровождением презентации и разъяснением, после таких уроков успеваемость практически всегда 100%, но работая командой нужно увлечь всех. Не секрет, что в каждом классе можно выделить учеников, которые чуть слабее в своих знаниях по предмету, чем остальные, на них в ходе игры я обращаю особое внимание. Иногда просто заставляю повторять ответ на прозвучавший вопрос, тогда все участники команды начинают не только слушать, но и работать.

2) Беглый обмен мнениями, этот вид работы очень помогает, при этом все мнения должны быть приняты например, однажды на уроке в ходе проведения данной работы ученик 5 класса на вопрос «Что такое государственная измена» ответил «Это когда одно государство изменяет другому». Это мнение мы учли, но затем общими усилиями и доводами мы пришли к выводу, что он был не прав и объяснили почему.

3) «Конференция государств» - этот метод может быть применен для обыгрывания любой конференции - дипломатической, международной, послевоенной… Например, в 9 классе проводя урок «Итоги второй мировой войны» были проведены три конференции, озвучены цели, ход и решения. Подготовка и распределение ролей была возложена на лидеров «большой тройки» — лидеров трёх стран, которых я выбрала из наиболее сильных учеников. Урок прошел очень интересно, необычно, были свои недочеты, но как говорится, на ошибках учатся.

Все это хорошо, но не нужно забывать о человеческом факторе и никакие новые информационные технологии не заменят учителей и учебников, они лишь создают новые возможности для развития всей системы образования. Не развитие технологий ради технологий, а использование их ради поддержания и развития интереса к знаниям и учебе учащихся – актуальная задача современного образования, при модернизации которого особую роль уделяют информатизации обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Антонова Т. C., Батаева Т. В. Первый компьютерный учебник «История России. XX век» // Преподавание истории в школе. 1998. - №4.С-3

Аствацатуров Г. Технология конструирования мультимедийного урока / Г. Аствацатуров // Учитель истории. – 2002. - №2. – 2-6с.

Боголюбов В.И. Инновационные технологии в педагогике. /В.И. Боголюбов // Школьные технологии. – 2005. - №1.

Гребнева М.И. (Муниципальная гимназия № 10 г. Новосибирск.) Актуализация исторических знаний путем использования новых информационных технологий // Материалы IX Международной конференции-выставки “Информационные технологии в образовании”. М., 3-6 ноября 1999

5. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России с древнейших времен до конца XVΙ в.». Издат.«Просвещение», Москва 2003г

6. Дахин А.Н. Образовательные технологии: сущность, классификация, эффективность/ А.Н. Дахин // Школьные технологии. – 2007. - №2.

7. Женина Л.В., Маткин А.А. История // Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе / под ред. И.Г.Семакина. – Пермь: издательство ПРИПИТ, 2004.

8. Жерлыгина С.П. Использование компьютерных технологий в преподавании истории/С.П. Жерлыгина // Преподавание истории в школе. – 2005. - №8. – 68с.

9. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании/ И.Г. Захарова. – М.: Академия, 2007.

10. Иоффе А.Н. Основные стратегии преподавания в школе/А.Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. – 2005. - №7.

11. Калуцкая Е.К. Современный кабинет истории: проблемы и перспективы / Е.К. Калуцкая // Преподавание истории в школе. – 2008. - №3. – с.3-6.

12. Кончаловская Н.П. «Наша древняя столица» Издательство Детской литературы, 1962.

13. Короткова М.В. Личностно-ориентированный подход в использовании наглядных средств на уроках истории/ М.В. Короткова // Преподавание истории в школе. – 2008. - №1. – 3-8с.

14. Полат Е.С. «Интернет в гуманитарном образовании» - М.: Владос, 2001. – С.272

15. Угринович Н.Д. «Информатика. Базовый курс» Издательство БИНОМ 8 класс, 2005 C.-178

16. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования.

Приложение 1

Задание на нахождение ошибок

Спарта

В областях Аттики и Мессения в результате продвижения дорийских племен на реке Эврот возник город Спарта.

Он был очень красив: храмы, украшенные колоннами, бронзовые и мраморные статуи. Самой шумной частью города была рыночная площадь – агора. Здесь спартанцы вели торговлю, проводили народное собрание. В нем принимали участие все граждане Спарты.

Спартанцы были очень трудолюбивы. Они занимались земледелием и разведением оливок и винограда, мореплаванием и торговлей с другими полисами.

Выборы у спартанцев происходили путем опускания черных и белых камешков в сосуд.

Афиняне называли спартанцев знатоками, так как они всю жизнь учились писать, читать, петь и танцевать.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Оперативный контроль знаний учащихся

 

ПЕРФОКАРТА

Да – Х Нет — 0

1 2 3

4 5 6

7 8 9

1. Дворцовые перевороты начались после смерти Петра I. ( Да или нет)

2. Петр II – сын Петра I. ( Да или нет)

3. Елизавета Петровна дочь Петра I. ( Да или нет)

4. Анна Иоанновна жена Петра I. ( Да или нет)

5. Меньшиков был фаворитом Екатерины I ( Да или нет)

6. Екатерина II – племянница Петра I. ( Да или нет)

7 . Петр III имеет отчество Федорович. ( Да или нет)

8. Петр II имеет отчество Иванович. ( Да или нет)

9. Дворцовые перевороты закончились с именем Екатерины II. ( Да нет)

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Использование проблемных, игровых методов обучения

Приложение 4

Реализация межпредметных связей, на примере вопроса,

связывающего литературу и историю

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Дифференцированные задание на составление синквейна, творческого портрета исторической личности.

Карикатура на Петра I

Приложение 6

Задание и ключ для самоконтроля или взаимоконтроля

Ключ

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

СЕРТИФИКАТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДЕБЮТ

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

ПРИЛОЖЕНИЕ 11

ПРИЛОЖЕНИЕ 12

ПРИЛОЖЕНИЕ 13

Приложение 14

Задание направленное на работу с исторической картой

Работа с историческими портретами

ПРИЛОЖЕНИЕ 15

Рекомендуемый перечень электронных учебников:

Антонова Т.С., Харитонов А.Л., Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: ХХ век. Компьютерный (мультимедиа) учебник. – М.: Клио Софт, 2002;

Всеобщая история. Учебное электронное издание. История Древнего мира. История средних веков. 5-6 кл. – М.: «Кордис & медиа», 2004;

Всеобщая история. Учебное электронное издание. История нового времени. 7-8 кл. – М.: «Кордис & медиа», 2004;

История. Мультимедийное учебное пособие нового образца. 5 кл. – М.: «Просвещение – МЕДИА», 2003;

Российская и всеобщая история. 6 кл. – М.:ООО «1С-Паблишинг», 2008

Уроки Всемирной истории Кирилла и Мефодия. Древний мир. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2004;

Уроки Всемирной истории Кирилла и Мефодия. Средние века. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2005;

Уроки Всемирной истории Кирилла и Мефодия. Новая история. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2005;

Уроки Всемирной истории Кирилла и Мефодия. Новейшее время. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2005;

Уроки Отечественной истории Кирилла и Мефодия. До XIX в. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2004;

Уроки Отечественной истории Кирилла и Мефодия. XIX-XIX вв. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2004.

При проведении уроков возможно использование CD-дисков:

Академия школьника. История Древнего мира. 5-6 кл. - М.: ООО «МедиаХауз», 2007

История искусства. Электронное средство учебного назначения. – М.: «Кирилл и Мефодий», 2003;

От Кремля до рейхстага. – М.: Республиканский мультимедиа центр, 2002;

Шедевры русской живописи. – М.: «Кирилл и Мефодий», 2001;

Энциклопедия история России. 862-1917. – М.: «Коминфо», 2002;

Эрмитаж. Искусство Западной Европы. – М.: «Интерсофт», 1998.

ПРИЛОЖЕНИЕ16

ПРИЛОЖЕНИЕ 17

Приложение 18

Сравнительная таблица повышения успеваемость учащихся в процессе использования ИКТ на примере анализа входной диагностики по истории. Сравнение проведено в двух потенциально одинаковых по успеваемости классах на начало 2013-2014 учебного года.

Параметры сравнения

6 класс

7 класс

Успеваемость по итогам входной диагностики после повторение материала с использованием ИКТ

100

 

Успеваемость по итогам входной диагностики после повторение материала без использования ИКТ

 

80

Качество знаний по итогам входной диагностики после повторение материала без использования ИКТ

59%

 

Качество знаний по итогам входной диагностики после повторение материала без использования ИКТ

 

47%

Количество учеников, писавших диагностику

16

15

Приложение 19

Таблица 1. Возрастные особенности работы на ПК

1 – 4 класс

5–7 класс

8–9 класс

10–11 класс

15 минут

20 минут

25 минут

30 минут

Таблица 2. Критические точки усвоения учебного материала на уроке

1 – 4 мин.

5 – 23 мин.

23– 34 мин.

35-45 мин.

60 %

80%

45 –60%

6%

ПРИЛОЖЕНИЕ 20

Приложение 21

ПОЛЕЗНЫЕ САЙТЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ

http://www.shpl.ru. Государственной публичной исторической библиотеки

2. http://www.hist.msu.ru/. Исторический факультет МГУ . Это библиотека электронных ресурсов http://www.hist.msu.ru/ER/index.html , содержащая электронные тексты исторических источников на русском языке.

3. http://cyrill.newmail.ru/index2.html. Библиотека античной литературы

4. http://members.tripod.com/~sesna/oldeast/ , http://rome.webzone.ru/. История Древней Месопотамии

5. http://www.kemet.ru/ История древнеегипетской цивилизации

6. http://www.magister.msk.ru/library/revolt/revolt.htm. «Из архивов русской революции»

7. http://his.1september.ru/urok/ «Я иду на урок истории» .

8. http://www.altai.fio.ru/projects/group2/potok30/site/index.htm «Методическая копилка по истории».

9. http://www.hronos.km.ru/ Система хронологических таблиц, описывающих события всемирной истории в различных регионах мира.

10. http://www.tatar-history.narod.ru/ Сайт полностью посвященным истории татарского народа и его предков, содержащим значительное количество полезной информации по истории Татарстана.

11.http://vvvhistory.chat.ru/ Сайт "Интернет-история" является первым всероссийским, некоммерческим, частным каталогом ссылок на русскоязычные исторические ресурсы интернета.

12.http://www.2day.ru/ История сегодня" - сборник информации о происшествиях определенного дня в истории, о родившихся в этот день выдающихся личностях и отмечаемых в мире праздниках.

13.http://days.peoples.ru/ Календарь знаменательных дат и событий. Даты рождения известных людей, исторические события.

14.http://www.genstab.ru/ сайт, посвященный военной истории

15.http://www.km.ru/oneday/ На сайте - исторические события текущего дня, факты, происшествия, биографии самых популярных личностей.

16.http://rulers.narod.ru/ Всемирная история в лицах

17.http://www.nt.unets.ru:8101/klient/ascander/ Сайт содержит исчерпывающую информацию по истории и культуре "Вечного города" - Рима.

18.http://rulers.narod.ru/index.html Сайт посвящен великим людям в истории человечества (Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время). Содержатся также новости, карты и схемы, информация о династиях и др.

19.http://www.empires.ru/ Проект "История Российской империи в общемировом контексте. Сравнительные методы в изучении и преподавании".

20.http://www.tuad.nsk.ru/~history/index.html Сайт по истории России. Данный сайт образован с целью помочь историкам и любителям истории облегчить доступ к литературе, необходимой им для работы или изучения истории.

21.http://www.history.ru/hist.htm Ресурсы WWW по истории России; российских регионов, стран СНГ, по Всемирной истории; Обучающие программы по истории.

22.http://www.rubricon.ru/io_1.asp Энциклопедический словарь "История Отечества".

23.http://imperator.spbnews.ru/ сайт о Николае II.

24.http://www.hist.ru/ Исторический альманах - лабиринт времени. На сайте размещено большое собрание материалов по истории, форум, ссылки на другие ресурсы Интернета по истории

25.http://univ2.omsk.su/foreign/fom/fomr.htm Сайт Новая Хронология Мировой Истории.

26. http://www.ancient.holm.ru/ Сайт История Древнего мира.

27. http://www.znat.narod.ru/ Короткие биографические справки о первых правителях России. Великие князья Киевские, Владимирские, Московские

28.http://lants.tellur.ru/history/ Отечественная история – ссылки на статьи, материалы по истории, карты, биографии, исторические сведения

29.http://www.tellur.ru/~historia/index.htm Мир истории. Российский электронный журнал.

30. http://www.shm.ru/ Сайт Государственного исторического музея.

31.http://kleio.dcn-asu.ru/ Ассоциация история и компьютер

32.http://www.lants.tellur.ru/history/klassics.htm Полные лекции по истории, учебники по истории

33.http://www.lants.tellur.ru/history/index.htm Материалы по Истории Отечества

34.http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/index.html Исторические источники на русском языке в Интернете

35. http://www.machaon.ru/hist/ Сайт "Пыль веков", фрагменты всемирной истории (аналитические статьи и пр.)

36. http://rus-hist.on.ufanet.ru/ Сайт "От Руси Древней до Империи Российской": материалы, ссылки на другие источники.

37.http://decemb.hobby.ru/ Музей декабристов

38.http://www.russ.ru/antolog/1991/ Путч. Хроника тревожных дней

ПРИЛОЖЕНИЕ 22

 

Приложение 23

Задание по составлению презентации - повторение основных событий изученного материала в преддверии контрольной работы по теме «Правление Ивана Грозного» в 10 классе

НАЙДИТЕ ОШИБКИ В ТЕКСТЕ

Приложение 24

Данные о качестве знаний учащихся МБОУ «Кулигинская СОШ» по истории, обществознанию, праву и истории культуры народов за 2012-2013 учебный год, учитель Селукова Н.П.

Учебный год

Предмет

Класс

Качество знаний

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

2012-2013

История

5

53%

59%

63%

71%

ИКН

5

71%

82%

76%

81%

История

6

44%

44%

50%

44%

ИКН

6

55%

61%

66%

72%

Обществоз.

6

39%

77%

61%

61%

История

7

33%

41%

44%

44%

Обществоз.

7

50%

66%

77%

66%

История

8

50%

53%

43,7%

56%

Обществоз.

8

50%

47%

62,5%

56%

История

9

58%

68%

68%

63%

Обществоз.

9

68%

68%

63%

73%

История

10

-

72%

-

72%

Обществоз.

10

-

86%

-

72%

право

10

-

72%

-

72%

Диаграмма качества знаний по предметам в 5-7 классах

на основе данных, приведенных в таблице

Приложение 25

Анкета для обучающихся

Уважаемые обучающиеся, в школе проводится исследование эффективности использования ИКТ на уроках истории. Просим Вас искренне ответить на следующие вопросы, отметив нужный вариант ответа галочкой в клеточке слева.

Ф.И.________________________________________________ Класс____________________

1. Какие эмоции вы чаще испытываете при необходимости использования ИКТ на уроках истории?

 

Чаще положительные эмоции

 

Чаще отрицательные эмоции

2. Довольны ли Вы получаемыми результатами использования ИКТ на уроках истории?

 

Да

 

Нет

 

Иногда

3. Использование ИКТ в образовательном на уроках истории:

 

Оставляет меня равнодушным

 

Увлекает меня

4. Хочется ли Вам, чтобы уроки истории проходили с использованием ИКТ?

 

Да

 

Нет

 

Иногда

5. Отметьте, какие инструменты ИКТ Вы считаете наиболее эффективными в процессе обучения?

 

Текстовый редактор

 

Электронные базы данных

 

Электронные таблицы

 

Программы для создания презентаций

 

Электронная почта

 

Поиск информации в Интернет

 

Электронные тесты

 

Обучающие программы

 

Цифровые энциклопедии и словари

 

Образовательные web-ресурсы

 

Электронные учебники

 

Интерактивная доска

 

Другое

6.Нравится ли вам создавать презентации для урока?

 

Да

 

Нет

 

Иногда

7. Повысилась у Вас успеваемость по истории, когда учитель часто использует средства информатизации?

 

Да

 

Нет

 

Иногда

8. Как Вы относитесь к использованию электронных тестов для проведения контроля знаний?: Почему? *

Приложение 26

Анкета для педагогов

Уважаемы педагоги, в школе проводится исследование эффективности использования ИКТ в образовательном процессе. Просим Вас искренне ответить на следующие вопросы, отметив нужный вариант ответа галочкой в клеточке слева.

Ф.И.О.____________________________________________ Предмет____________________

1. Какие эмоции Вы чаще испытываете при необходимости использования ИКТ в образовательном процессе?

 

Чаще положительные эмоции

 

Чаще отрицательные эмоции

2. Довольны ли Вы получаемыми результатами использования ИКТ в образовательном процессе?

 

Да

 

Нет

 

Иногда

3. Использование ИКТ в образовательном процессе чаще всего:

 

Оставляет меня равнодушным

 

Увлекает меня

4. Обычно я активно овладеваю новыми возможностями ИКТ:

 

Да

 

Нет

5. Хочется ли Вам использовать ИКТ на своих занятиях?

 

Да

 

Нет

 

Иногда

6. Отметьте, какие инструменты ИКТ Вы считаете наиболее эффективными в своей практике?

 

Текстовый редактор

 

Электронные базы данных

 

Электронные таблицы

 

Программы для создания презентаций

 

Электронная почта

 

Поиск информации в Интернет

 

Электронные тесты

 

Обучающие программы

 

Цифровые энциклопедии и словари

 

Образовательные web-ресурсы

 

Электронные учебники

 

Интерактивная доска

 

Другое_______________________________________________________________

 
Опубликовано


Комментарии (1)

Надежда, 07.10.17 в 14:34 0Ответить Пожаловаться
Информационно-коммуникативные технологии на уроках истории и обществознания, применяемые учителем Трефиловой Надеждой Петровной
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.