Использование информационно-коммуникационных технологий в организации обучения студентов техникума
Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Роль информационно-коммуникативных технологий в организации учебной деятельности школьников»
Автор: Жаренова Галина Петровна, преподаватель информатики, обществознания.
Образовательное учреждение: КОГПОАУ КАТТ, п. Кумены, Кировской области.
Название статьи: Использование информационно-коммуникационных технологий в организации обучения студентов техникума.
Введение. Требования времени, развитие компьютерных технологий привели к тому, что в современном обществе основным и привычным техническим средством передачи и обработки информации стал компьютер. Поэтому одним из основных направлений процессов компьютеризации общества в современном мире является информатизация системы образования. Базовые навыки информационно-коммуникационных технологий, которые человек осваивает во время обучения, применяются не только в сфере его профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.
Почему сегодняшняя система образования, в том числе профессионального, требует активного внедрения ИК-технологий? Прежде всего, потому что они позволяют использовать качественно новые возможности образовательного процесса и решить многие проблемы, возникающие в процессе обучения студентов.
Понятие ИКТ. Рассмотрим сначала, что же включает в себя понятие ИКТ. Вот как определяет его электронная энциклопедия Википедия: информацио́нные техноло́гии (ИТ, также — информационно-коммуникационные технологии) — процессы, использующие совокупность средств и методов сбора, обработки, накопления и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса, явления, информационного продукта, а также распространение информации и способы осуществления таких процессов и методов [1].
В другом источнике можно прочитать, что информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) - это обобщающее понятие, описывающее методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации. Под информационными и коммуникационными технологиями понимают комплекс объектов, действий и правил, связанных с подготовкой, переработкой, доставкой информации при персональной, массовой и производственной коммуникации, а также все технологии и отрасли, интегрально обеспечивающие перечисленные процессы [3].
Таким образом, информационно-коммуникационные технологии позволяют пользователю работать с информацией, в том числе передавать её с помощью компьютерных сетей.
Использование ИКТ для решения проблем в обучении.
Первая проблема, которая возникает у меня, как преподавателя техникума, это очень разный уровень подготовки студентов, поступивших на 1 курс. И это несмотря на многолетнее изучение информатики в школе. Поэтому, прежде чем изучать новый материал за 10-11 классы, мне необходимо сначала «выровнять» знания у студентов. Очень хорошо это решается как раз с использование ИКТ. Какие инструменты я применяю?
1.Интерактивные видеоуроки, например, сервис Learnis. В качестве домашнего задания предлагаю студентам ссылку на видео, а также готовлю опорные конспекты, в которых нужно ответить на вопросы. Студент дома просматривает видеоурок, отвечает на вопросы и таким образом повторяет уже знакомый или изучает новый для него материал. Поэтому на следующем уроке можно приступать к практическим работам или к дальнейшему изучению теоретического материала по данной теме.
Рисунок 1. Примеры интерактивных видеоуроков.
Использование чат-ботов для закрепления материала. Не все студенты любят работать с учебником, а вот «пообщаться» с чат-ботом – это современно, интересно и полезно.
Рисунок 2. Пример беседы с чат-ботом.
2. Использование игровых сервисов, например, Learnis или Umaigra. В сервисе Learnis создаю квесты, рассылаю студентам ссылки на них, чтобы они в игровой форме повторили материал. Обычно задаю в качестве домашнего задания, чтобы ребята, не торопясь, могли найти ответы на все вопросы.
Рисунок 3. Пример квеста «День науки» по теме «Устройство ПК».
Следующая проблема преподавания заключается в низкой мотивации студентов к получению знаний, особенно по общеобразовательным предметам.
Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил человека, которые побуждают к какой-либо деятельности. Внешняя мотивация чаще всего проявляется в желании получить одобрение со стороны окружающих, а вот с внутренней мотивацией у многих студентов беда. Для решения данной проблемы можно использовать много способов: проблемный вопрос или ситуация, творческие и дифференцированные задания, создание ситуации успеха, а также информационно-коммуникационные технологии. Какие инструменты я в данном случае применяю?
1. Мотивация за счёт повышения интереса. Например, сервис Padlet. Все материалы урока размещаю на интерактивной доске: материал для повторения, новый материал, тест для контроля знаний. Студенты по ссылке находят доску, выполняют все задания, используя ноутбуки или свои сотовые телефоны (для видео используются наушники). Эти же задания можно использовать при дистанционном обучении студентов. Использование подобных сервисов повышает интерес, а значит и мотивацию обучающихся.
Рисунок 4. Пример занятия по обществознанию с использованием сервиса Padlet
2. Мотивация за счёт создания проблемной ситуации, например, с помощью видеоролика “Правонарушения в мультфильмах”. Подобные ролики содержат отрывки из известных художественных фильмов или мультфильмов, в которых показаны определённые нарушения административного или уголовного права. Студенты с интересом смотрят видео, обсуждают ситуацию, предполагают, какое может последовать наказание.
| |
Рисунок 5. Пример использования видеоролика для создания проблемной ситуации.
3.Мотивация с использованием профессионально ориентированных заданий. В качестве примера приведу урок по информатике на тему «Значение информатики при освоении профессий СПО», который провожу в группе студентов, обучающихся по профессии «Тракторист-машинист сельскохозяйственных машин». На этапе мотивации предлагаю просмотреть отрывок из фильма «Дело было в Пенькове», где идёт речь о будущем сельского хозяйства. А затем рассказываю про агронавигатор, который используется в настоящее время в сельскохозяйственном производстве, и показываю презентацию по правилам работы с этим устройством.
|
|
Рисунок 6. Применение ИКТ в профессионально ориентированных заданиях.
Заключение. В настоящее время у каждого преподавателя есть доступ к возможностям, которые предоставляют информационно-коммуникационные технологии. Конечно, мною выше перечислены не все из них. Среди большого количества инструментов, можно выделить ещё следующие группы:
- Изучение и использование информации из Интернета: электронные учебники, специализированные образовательные сайты, справочники и словари, программы для практической деятельности и т. д.
- Интерактивная подача и хранение информации: презентации, транслирование видеороликов для многостороннего освещения темы, голосовая или видеозапись лекций и семинаров, мгновенное распространение материала между студентами и т. д.
- Дистанционное образование и виды коммуникации: форумы, вебинары, чаты, онлайн-конференции, электронная почта и т. д.
Перечисленные инструменты обеспечивают не только быстрое распространение информации, но и непрерывную связь студентов и преподавателей, что очень важно для педагогики. Использование ИКТ в обучении помогает педагогу:
- сформировать у студентов устойчивую мотивацию;
- повысить скорость и качество овладения учебным материалом;
- активизировать способности студентов;
- использовать в преподавании современный материал и дополнительные современные ресурсы;
- повысить эффективность учебного процесса;
- дать учащимся основы самостоятельной работы в поиске и применении информации;
- способствовать повышению интереса к предмету [2].
Таким образом, можно сделать вывод, что применение ИКТ становится обязательным условием и выводит процесс преподавания и обучения на более высокий уровень.
Источники информации
1. Википедия, свободная энциклопедия/ https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8
2.Сайт «Феникс»/ https://wiki.fenix.help/pedagogika/informatsionno-kommunikatsionnyye-tekhnologii .
3. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе (Краткий курс лекций)/ Составители: Пегов А.А., Пьяных Е.Г. https://www.tspu.edu.ru/images/faculties/fmf/files/UMK/lek.pdf