12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Крюковская Н.И.22
2

Использование информационно-коммуникационных технологий обучения на уроках математики

Использование

информационно-коммуникационных технологий обучения

на уроках математики


Роль математики как учебного предмета чрезвычайно велика в плане формирования мировоззрения и творческого мышления учащихся не только в области естествознания, но и в самом общем смысле.

Знания, твердые основы которых формируются при изучении математики в школе, должны быть максимально приближены к реальной жизни и повседневной практике.

Математика – это один из тех предметов, в котором использование ИКТ может активизировать все виды учебной деятельности: изучение нового материала, подготовка и проверка домашнего задания, самостоятельная работа, проверочные и контрольные работы, внеклассная работа, творческая работа.

Конечно, в первые годы работы учителем математики я много внимания уделяла тому, чтобы дети учили формулы, понятия. Мне очень хотелось, чтобы мои ученики знали и понимали математику. Для этого на уроках я использовала дополнительный материал, широко применяла наглядность.

Но теперь стремлюсь, что бы ребята активно пытались сами найти ответы на вопросы, делали выводы, бежали в библиотеку, использовали Интернет ресурсы, не ограничивались одним учебником, чтобы урок не заканчивался со звонком, мысль ребёнка должна быть в постоянном поиске.

В связи с этим мною ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые бы активизировали мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Забочусь о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлечённо, и использую это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса.

Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что основной целью является не предметный, а личностный результат. Во главу ставится личность ребенка, а не просто набор информации, обязательной для изучения.

Информационно-коммуникационные технологии  использую для обучения математике в различных форматах: использование тренировочных программ; диагностических и контролирующих материалов; выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий; использование вычислительных задач, построение графиков;   использование программ, имитирующих опыты и практические работы;  использование информационно-справочных программ.  Применяю активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность современных школьников.


Применяя мультимедийные средства обучения на уроке, создала наиболее благоприятные условия, которые способствуют значительному повышению мотивации в процессе обучения предмету, а также дальнейшее применение знаний на практике. На своих уроках я использовала электронные учебники и пособия. Данные пособия используются мною не только при проведении уроков, но и при проведении элективных курсов по подготовке учащихся к ЕГЭ и ОГЭ, что позволяет быстро охватить весь материал курса математики.


В 2015 году приняла участие в проекте «Готовим кадры со школьной скамьи!» в рамках конкурса социальных проектов в Нижнем Тагиле «Благотворительный фонд Евраза».

Победа в Грантовом конкурсе позволила создать современное инновационное образовательное пространство кабинета математики: приобретены нетбуки для учащихся с сейфом для хранения, акустическая система, программное обеспечение, комплект классных инструментов, оснащено рабочее место учителя. Кабинет оборудован интерактивной доской.

Постоянно совершенствую кабинет математики: создаю условия, обеспечивающие максимальную эффективность и безопасность труда учителя и учащихся, разрабатываю тематические папки по разделам, систематизирую контрольно-измерительные материалы для подготовки ГИА (ОГЭ, ЕГЭ).


Опыт использования ИКТ на уроках математики показал, что наиболее эффективно проходят уроки алгебры при изучении функций и графиков, геометрии. На некоторых уроках использую определённые презентации. Много презентаций и мини-слайдов создала сама. Например, слайд «построение симметричного отрезка относительно прямой». Качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, четким и цветным изображением на экране. В процессе объяснения очень люблю применять анимационные слайды, показывать, выделять, на какие элементы или объекты следует обратить внимание, чтобы в определенное время появилась нужная информация. Я освобождаюсь от необходимости рисования какого – то чертежа непосредственно на уроке, что экономит время. Чертеж на экране – совсем не то, что изображено в спешке мелом на доске. Это крупно, ровно, красочно, ярко.

Объяснять новую тему по такому чертежу – одно удовольствие. Развитие пространственного воображения – одна из главных задач стереометрии.

Поэтому использую динамические стереометрические чертежи, в которых манипулирование моделью предоставляется каждому ученику. Это дает возможность увидеть пространственную фигуру с нужной точки зрения. Идея решения становится понятной без объяснения.


С 2014 года я работаю с интерактивной доской. Её использование повышает эффективность уроков во много раз, так как, на мой взгляд, мультимедиа-средства по своей природе интерактивны, поэтому ученик не может быть только пассивным зрителем или слушателем, он активно принимает участие в процессе обучения.  В отличие от обычного мультимедийного проектора интерактивная доска позволяет не только демонстрировать слайды и видео, но и рисовать, чертить, наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения и сохранять их в виде компьютерных файлов. Процесс обучения при этом яркий, наглядный, динамичный. 

На уроках применяю подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, карты, тематические CD-ROM диски, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернет-ресурсам экономят время на написание текста на обычной доске или переход от экрана к клавиатуре. Все ресурсы комментирую прямо на экране и сохраняю записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть и повторить пройденный материал.

Я всегда имею возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты занятия, зайдя на нужную страницу. Все это помогает планировать урок и благоприятствует течению занятия. При подготовке к обычному уроку часто сталкиваюсь с проблемой построения геометрических фигур и различных функций, работой с координатной плоскостью на обычной доске. Эти вопросы решаю с помощью встроенных шаблонов. Использование интерактивной доски и нэтбука позволяет на уроке рационально использовать время, нет необходимости постоянно вытирать доску и чертить необходимые фигуры.

  В коллекции самой доски более тысячи математических объектов: многогранники, тела вращения, координатные прямые и плоскость, окружность, треугольники и т.д. Чертежи получаются наглядными, аккуратными. При построении сечений многогранников использую режим записи самого процесса последовательного построения, что позволяет существенно экономить время на уроке


Сейчас всем понятно, что компьютер не может заменить живое слово учителя, диалог с программой лишен эмоциональности, часто однообразен, не обеспечивает развития речевой культуры учащихся, зато поможет облегчить труд учителя, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала. Поэтому появление и широкое распространение технологий мультимедиа и Интернета позволяют нам использовать ИКТ в качестве средства обучения и воспитания.


Процесс организации обучения школьников с использованием ИКТ позволяет:

сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей современных компьютеров;

эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся;

индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, за счет погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, самостоятельно используя удобные способы восприятия информации, что вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;

раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т.к. компьютер позволяет фиксировать результаты (в т.ч. без выставления оценки), корректно реагирует на ошибки; самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля;

выиграть время для более интенсивного обучения;

осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность (моделирование, метод проектов, разработка презентаций, публикаций и т.д.), развивая тем самым у школьников творческую активность.

Таким образом, применение ИКТ на уроках математики не только способствует повышению эффективности современного урока, достижению высоких предметных результатов, но дает возможность сформировать метапредметные и личностные результаты, индивидуализировать процесс обучения, реализовать ФГОС.


При условии систематического использования электронных обучающих программ в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения детей с разноуровневой подготовкой.

При подготовке к урокам я всегда в первую очередь рассматриваю целесообразность использования ИКТ на данном этапе. Мною замечено, что учащиеся проявляют большой интерес к теме, когда я использую на уроке средства ИКТ. Даже самые пассивные включаются в работу. Моя практика использования информационных технологий подтверждает теоретические предположения, что ИКТ способствуют:

-развитию аналитических способностей (анализ информационных моделей, сравнение, обобщение);

-развитию психических функций (логическое мышление, память, внимание, воображение, восприятие);

-формированию коммуникативных навыков;

-развитию умения строить информационные модели изучаемых процессов;

-развитию умения предвидеть последствия принимаемых решений и делать правильные выводы.


С использованием информационных технологий обучения повышается интерес у ребят к математике, обеспечивается объективность в оценке знаний учащихся, снижается трудоемкость процесса составления контрольных и экзаменационных работ. Использование информационных технологий на уроке способствует повышению качества знаний, расширяет горизонты школьной математики.


Применяю ИКТ на уроках не только в старших классах, но и в среднем звене. Ребята с удовольствием работают с интерактивной доской и нэтбуками, и многие задания им по плечу. Учащиеся среднего звена находят и отбирают необходимую для урока информацию в различных источниках, готовят более индивидуальные сообщения, иллюстративный материал для урока и т. д. Учащиеся старших классов более активно используют ИКТ для выполнения творческих заданий, создания собственных проектов и презентаций.

К экзаменам по математике ЕГЭ и ОГЭ нужно подготовить всех, невзирая на склонности, способности и знания детей, да и средне – специальные учебные заведения и вузы предъявляют высокие требования к математической подготовке учащихся. 

На консультациях огромную помощь оказывают ИКТ при подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ:

1) Выполнение тестов и заданий по изученным темам по типу экзаменационных заданий ОГЭ и ЕГЭ.

2) Использование Интернета для проведения тестирования в формате ЕГЭ в on - line режиме позволяет оценить уровень подготовки учащихся.


Считаю, что если я смогу увлечь хотя бы часть учащихся математикой настолько, чтобы они включили ее в сферу своих интересов, то моя работа не напрасна. Накопленный мною опыт, частично отраженный в настоящей работе, показывает, что применение информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение учениками довольно серьезных тем, что, в итоге, ведет к повышению качества образования.



Использование компьютерных презентаций.

Компьютерные презентации, рассчитанные на весь урок целесообразно использовать нечасто, так как, кроме бесспорно положительных качеств, презентация очень утомляет зрение и наносит ему вред. Поэтому такие уроки я провожу обычно в конце изучения темы при обобщении изученного материала. Такая презентация удобна для обобщения теоретического материала, при проведении различных самостоятельных работ устных и письменных, разноуровневых работ, решения проблемных задач и т.д.

Основные виды учебных презентаций.

t1600620503aa.gif

Конспект урока - презентация, содержащая основные визуальные составляющие традиционного урока: название, план, ключевые понятия, домашнее задание и т. д. Иллюстративный ряд играет, в данном случае, явно вспомогательную и незначительную роль. Довольно часто подобные уроки в содержательной части ориентированы на базовый учебник.

t1600620503ab.gif

t1600620503ac.gif





t1600620503ad.jpgt1600620503ae.jpg









Тt1600620503af.jpg аблица - презентация, подходящая при проведении занятий, связанных с систематизацией какого-либо материала. Учитель последовательно выводит на слайд незаполненную таблицу, частично заполненную таблицу (поэтапно) и, наконец, завершенный вариант. «Заполнение» таблицы происходит после соответствующего обсуждения в классе. Либо учитель дает поисковое задание детям: заполнить таблицу и сделать выводы по итогам поиска.



t1600620503ag.gif







Схемы и графики - этот вариант презентации направлен на показ различных схем и графиков. Построение схем и графиков может быть как статичным, так и анимированным. Данный вид презентаций очень хорошо подходит для учителей математики.

t1600620503ah.gif

t1600620503ai.gif

t1600620503aj.gif







t1600620503ak.jpg







t1600620503al.jpgt1600620503am.pngt1600620503an.jpg











Тt1600620503ao.jpg естирование - презентация, содержащая тест по заданной тематике, которая может быть рекомендована при проведении повторительно-обобщающего урока и не только. При помощи соответствующих гиперссылок и анимации организуется процесс тестирования.

t1600620503ap.pngt1600620503aq.jpgt1600620503ar.jpg



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.