12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Валеева Дания Рашитовна1101
Учитель русского языка и литературы высшей категории, работаю в школе 23 года, преимущественно в старших классах. Являюсь классным руководителем социально-гуманитарного класса, в классе - 28 человек.
Россия, Челябинская обл., Миасс
4

ЕГЭ. Русский язык. Подготовка к сочинению. Урок-практикум. Работа над сочинением

Урок-практикум. Работа над сочинением

Текст 1.

(1) Последней военной осенью я стоял на посту возле пушек в небольшом разбитом польском городе. (2)Это был первый иностранный город, который я видел в своей жизни. (3)Он ничем не отличался от разрушенных городов России. (4)И пахло в нём так же: гарью, трупами, пылью. (5)Меж изуродованных домов по улицам, заваленным ломью, кружило листву, бумагу, сажу. (6)Над городом мрачно стоял купол пожара. (7)Он слабел, опускался к домам, проваливался в улицы и переулки, дробился на усталые кострища. (8)Но раздавался долгий, глухой взрыв, купол подбрасывало в тёмное небо, и всё вокруг озарялось тяжёлым багровым светом. (9)Листья с деревьев срывало, кружило жаром вверху, и там они истлевали.

(10)На горящие развалины то и дело обрушивался артиллерийский или миномётный налёт, нудили в высоте самолёты, неровно вычерчивали линию фронта немецкие ракеты за городом, искрами осыпаясь из темноты в бушующий огненный котёл, где корчилось в последних судорогах человеческое прибежище.

(11) Мне чудилось: я один в этом догорающем городе и ничего живого не осталось

на земле. (12)Это ощущение постоянно бывает   в ночи, но особенно гнетуще оно при виде разора и смерти. (13)Но я-то узнал, что совсем неподалёку — только перескочить через зелёную изгородь, обжаленную огнём, — в пустой избе спят наши расчёты, и это немного меня успокаивало.

(14)Днём мы заняли город, а к вечеру откуда-то, словно из-под земли, начали появляться люди    с узлами, с чемоданами, с тележками, чаще с ребятишками

на руках. (15)Они плакали у  развалин, вытаскивали что-то из пожарищ. (16)Ночь укрыла бездомных людей с их горем и страданиями. (17)И только пожары укрыть не смогла.

(18 (Неожиданно в доме, стоявшем через улицу от меня, разлились звуки органа. (19)От дома этого при бомбёжке отвалился угол, обнажив стены с нарисованными на них сухощёкими святыми и мадоннами, глядящими сквозь копоть голубыми скорбными глазами. (20)Неловко мне было за себя, за людей, под укоряющими взглядами святых, и ночью нет-нет да выхватывало отблесками пожаров лики с повреждёнными головами на длинных шеях.

(21)Я сидел на лафете пушки с зажатым в коленях карабином и покачивал головой, слушая одинокий среди войны орган. (22)Когда-то, после того как я послушал скрипку, мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга. (23)Глупый был. (24)Малый был. (25)Я так много увидел потом смертей, что не было для меня более ненавистного, проклятого слова, чем «смерть». (26)И потому, должно быть, музыка, которую я слушал в детстве, переломилась во мне, и то, что пугало в детстве, было вовсе и не страшно, жизнь припасла для нас такие ужасы, такие страхи...

(27)Да-а, музыка та же, и я вроде бы тот же, и горло моё сдавило, стиснуло, но нет слёз, нет детского восторга и жалости чистой, детской жалости. (28)Музыка разворачивала душу, как огонь войны разворачивал дома, обнажая то святых на стене, то кровать, то качалку, то рояль, то тряпки бедняка, убогое жилище нищего, скрытые от глаз людских — бедность и святость, — всё-всё обнажилось, со всего сорваны одежды, всё подвергнуто унижению, всё вывернуто грязной изнанкой, и оттого-то, видимо, старая музыка повернулась иной ко мне стороною, звучала древним боевым кличем, звала куда-то, заставляла что-то делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не жались к горящим развалинам, чтобы зашли они в свой дом, под крышу, к близким и любимым, чтобы небо, вечное наше небо, не подбрасывало взрывами и не сжигало адовым огнём.

(29)Музыка гремела над городом, глушила разрывы снарядов, гул самолётов, треск и шорох горящих деревьев. (30)Музыка властвовала над оцепенелыми развалинами, та самая музыка, какую, словно вздох родной земли, хранил в сердце человек, который никогда не видел своей родины, но всю жизнь тосковал о ней.

(По В. П. Астафьеву*)

Задания.

Сформулируйте одну из проблем и запишите ее в форме вопросительного (ых) предложения(ий).

Найдите примеры из текста.

Как война меняет мировосприятие и характер человека? 

Пример 1. В детстве мы все воспринимаем по-другому. Воздействие музыки на людей в детстве. Детский восторг и чистая, детская жалость.

Пояснение 1. Используйте при необходимости следующие конструкции:

Я думаю, этим примером автор хотел показать…

Автор неслучайно обращает наше внимание на...

Пример 2. Звуки одинокого органа посреди ужасов войны. Музыка разворачивала душу. Старая музыка предстала перед героем в другом свете, она заставляла совершать подвиги, спасать людей.

Пояснение 2. Используйте при необходимости следующие конструкции:

Я думаю, этим примером автор хотел показать...

Автор неслучайно обращает наше внимание на...

Укажите смысловую связь. Используйте при необходимости следующие конструкции:

Автор приводит два примера, противопоставляя их друг другу для того чтобы убедить нас в том, что….

Сформулируйте авторскую позицию.

В ходе размышлений автор приходит к выводу:

Рассуждая над проблемой, автор приходит к выводу...

Переходите к собственному мнению.

Сложно не согласиться с точкой зрения автора.

Трудно не согласиться с автором. Я тоже считаю, что…

Материал для обоснования. Используйте при необходимости.

Музыка вокруг нас, музыка внутри нас. Гениальное изобретение человечества - музыкальные инструменты. Они создают звуки, звуки сплетаются в мелодии и зачаровывают, заставляют плакать и смеяться, грустить и веселиться. Человек, хочет он того или нет, окружен музыкой.

Мы не представляем себя и свою жизнь без музыки. Например, я очень люблю слушать….., у меня есть любимые исполнители……

Музыка овладевает нашими чувствами прежде, чем постигает её разум” Ромен Роллан

Заключение

Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…

Таким образом, мы приходим к выводу: …

Итак, можно сделать вывод, что…

Урок-практикум. Работа над сочинением

Текст 2.

(1)Чаще всего человек ищет свою мечту, но бывает и так, что мечта находит человека. (2)Как болезнь, как вирус гриппа. (3)Вроде бы никогда Колька Велин не смотрел на небо, затаив дыхание, и голоса птиц, реявших в голубой вышине, не заставляли трепетать его сердце. (4)Он был самым обыкновенным учеником, в меру усидчивым и старательным, в школу ходил без особого задора, на уроках был тише воды, любил рыбачить...

(5)Всё переменилось мгновенно. (6)Он вдруг решил, что станет лётчиком. (7)В глухой, далёкой деревне, где до ближайшей станции больше ста километров, где любая поездка становится целым путешествием, сама эта мысль казалась безумием. (8)Жизненная стезя каждого человека здесь была ровной и прямой: после школы мальчики получали права на управление трактором и становились механизаторами, а самые смелые оканчивали водительские курсы и работали в селе шофёрами. (9)Ездить по земле -вот удел человека. (10)А тут летать на самолёте! (11)На Кольку смотрели как на чудака, и отец надеялся, что вздорная идея как-нибудь сама собой улетучится из головы сына. (12)Мало ли чего мы хотим в молодости!

(13)Жизнь - жестокая штука, она всё расставит по своим местам и равнодушно, как маляр,

закрасит серой краской наши пылкие мечты, нарисованные в юности. (14)Но Колька не сдавался. (15)Ему грезились серебристые крылья, несущие его над влажным снегом облаков, и густой упругий воздух, чистый и холодный, как родниковая вода, наполнял его лёгкие.

(16)После выпускного вечера он отправился на станцию, купил билет до Оренбурга и ночным

поездом поехал поступать в лётное училище. (17)Проснулся Колька рано утром от ужаса.

(18)Ужас, будто удав, сдавил его окоченевшее тело холодными кольцами и впился своей зубастой пастью в самую грудь. (19)Колька спустился с верхней полки вниз, посмотрел в окно, и ему стало ещё страшнее. (20)Деревья, выступавшие из полумглы, тянули к стёклам кривые руки, узкие просёлки, словно серые степные гадюки, расползались по кустам, и с неба, заполненного до краёв клочьями ободранных туч, фиолетово-чёрной краской стекал на землю сумрак.

(21)Куда я еду? (22)Что я там буду делать один? (23)Кольке представилось, что сейчас его высадят и он окажется в беспредельной пустоте необитаемой планеты...

(24)Приехав на вокзал, он в тот же день купил билет на обратную дорогу и через 2 дня вернулся домой. (25)К его возвращению все отнеслись спокойно, без издёвки, но и без сочувствия. (26)Денег, потраченных на билеты, немного жаль, зато съездил, посмотрел, проверил себя, успокоился, теперь выбросит из головы всякий вздор и станет нормальным человеком. (27)Таковы законы жизни: всё, что взлетело вверх, рано или поздно возвращается на землю. (28)Камень, птица, мечта – всё возвращается назад...

(29)Колька устроился в лесхоз, женился, сейчас растит двух дочек, в выходные ходит на ры-балку. (30)Сидя на берегу мутной речушки, он смотрит на бесшумно летящие в небесной вы-шине реактивные самолёты, сразу определяет: вот «МиГ», а вон «Су». (31)Сердце его стонет от щемящей боли, ему хочется повыше подпрыгнуть и хотя бы разок глотнуть той свежести, которой небо щедро поит птиц. (32)Но рядом сидят рыбаки, и он пугливо прячет свой взволнованный взгляд, насаживает червячка на крючок, а потом терпеливо ждёт, когда начнёт клевать.  (По С. Мизерову)

Задания.

Сформулируйте одну из проблем и запишите ее в форме вопросительного(ых) предложения(ий).

Найдите примеры из текста.

Причины, не позволившие мечтам Кольки осуществиться

1.Традиции, деревенский уклад жизни, отношение отца.

Пример 1

Пояснение 1

Используйте при необходимости следующие конструкции:

Я думаю, этим примером автор хотел показать..

Поступок героя показывает, что...

Автор неслучайно обращает наше внимание на...

2.Собственный страх, нежелание преодолевать трудности на пути к осуществлению цели, отсутствие силы воли, неверие в себя.

Пример 2

Пояснение 2

Используйте при необходимости следующие конструкции:

Я думаю, этим примером автор хотел показать...

Поступок героя показывает, что...

Автор неслучайно обращает наше внимание на...

Укажите смысловую связь. Используйте при необходимости следующие конструкции:

Автор приводит два примера, которые называют причину того, почему…

Эти примеры, дополняющие друг друга, показывают истинные причины того, что…


Сформулируйте авторскую позицию.

В ходе размышлений автор приходит к выводу:

Рассуждая над проблемой, автор приходит к выводу...

Переходите к собственному мнению.

Сложно не согласиться с точкой зрения автора.

Трудно не согласиться с автором. Я тоже считаю, что…

Материал для обоснования. Используйте при необходимости.

Человека без мечты, наверное, просто не существует. Еще с раннего детства мы начинаем мечтать. Кто-то из нас мечтает о новых игрушках, кто-то – стать супергероем, известной личностью….

Когда человек взрослеет, его детские мечты «вырастают» вместе с ним. Взрослые мечтают уже о перспективной работе, о создании семьи, о путешествиях... Взрослый человек, в отличие от ребенка, может свою мечту сделать целью и достичь ее.

Мечта делает человека целеустремленным, заставляет работать над собой, начинать, терпеть провалы и начинать снова. Двигаясь к своей цели, человек трудится, совершает ошибки, на которых учится.

Человек без мечты – не человек. Мечты дают осознание, в каком направлении тебе нужно двигаться. Мечта – как компас.

Убив в себе мечту, можно сильно разочароваться. Нужно бережно хранить в себе мечту. И тогда через некоторое время можно обнаружить, что всё сбылось.

Мечта может быть достижимой или недостижимой, собственной или навязанной кем-то. Нужно чётко знать, что ты хочешь на самом деле.


Есть мечта? Беги к ней! Не получается бежать? Иди к ней! Не получается идти к ней? Ползи к ней! Не можешь ползти к ней? Ляг и лежи в направлении мечты.

Я пытаюсь жить так, чтобы ни о чем не жалеть, я всегда выбираю ту дорогу, к которой меня толкает мое желание. Я иду за своей мечтой, а это — единственно верный путь.

Даррен Аронофски

Заключение

Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…

Таким образом, мы приходим к выводу: …

Итак, можно сделать вывод, что…

Урок – практикум. Работа с текстом.

Текст 3

(1)Иногда простодушная мудрость детских книжек ставит нас, уже взрослых людей, в тупик. (2)В сказке великого Андерсена про Снежную королеву все события начинаются с того, что злой тролль создал зеркало, в котором реальный мир искажался самым уродливым образом. (3)И вот когда ученики тролля, вдоволь нахохотавшись над поруганной землей, решили посмеяться над небом, то зеркало выпало из их рук и разбилось на мелкие кусочки, которые разлетелись по всему свету, сражая людей, будто разрывные пули. (4)Сразу два осколка попали в Кая: один в сердце, другой в глаза, и душа мальчика превратилась в ледяную глыбу, излучающую холодное презрение к свету, теплу и красоте жизни.

(5)Трогательная история о самоотверженной девочке, которая отправилась в царство Смерти и вызволила из ледяного саркофага похищенного друга, всегда оставляла в моей душе беспокойный вопрос. (6)Почему будто бы хаотично летающие по свету шальные осколки попали именно в Кая и не задели Герду, хотя она находилась в зоне поражения? (7)Это случайность? (8)Почему бы выдумщику Андерсену не придумать иной, более героический вариант: девочку, отравленную коварным уколом колдовства, похитили темные силы, а ее друг, рыцарь без страха и упрека, отправился на ее поиски…

(9)Умные книги обладают удивительной способностью: они разговаривают с вами всю жизнь. (10)Каждую зиму в стране начинается не эпидемия, а пандемия гриппа. (11)Закрываются школы и детские садики, врачи надевают марлевые повязки, в аптеках выстраивается очередь за лекарством. (12)Но ведь невидимый вирус косит не всех подряд, а тех, у кого ослабленное здоровье, кто предрасположен к простудным болезням. (13)Болеют многие, но далеко не все. (14)Может, Андерсену хотелось сказать о том, что в нашем мире, будто болезнетворные бактерии, летают микроскопические частички зла, которые в первую очередь поражают нравственно слабых, тех, кто предрасположен к опасным инфекциям, у кого теплохладная душа очарована симметрией мертвого льда, почитаемой ими за истинную красоту.

(15)Путешествие Герды – это путешествие в духовных пространствах, сошествие света в адскую бесконечность умирающей души, где среди непроглядной тьмы кучей камней лежат заиндевелые чувства. (16)На эти холодные камни падают горячие слезы, и в безмолвии вечной ночи звучит слабое биение воскрешенного сердца.(17)Мальчика оживила не слегка подогретая влага быстро устающей жалости – его воскресила живая вода искренней и глубокой любви. (18)Помните момент, когда Герда узнает, что принцесса нашла себе жениха, и этот жених как будто бы ее Кай? (19)Что почувствовала бы обычная девушка? (20)Из темных щелей бесшумной гадюкой выползла бы ревность: как же так, я его любила, я всем ради него пожертвовала, а он…(21)Но Герда только обрадовалась: значит, он жив, он счастлив, она его скоро увидит! (22)Только такие, согретые любовью, слезы способны растопить лед, сковавший сердце.

(23)Вот скажите, что здесь фантастического? (24)Что придуманного, нереального в этой сказке? (25)Разве не добром согревается наш мир? (26)Разве не летают вокруг нас ядовитые осколки зла, которые язвят наши сердца? (27)И разве есть что-то лучше и прекраснее живой жизни, на которой, будто согретые солнцем капли росы на лепестках розы, дрожат слезы самоотверженной любви?! (По Захарову В.)

Задания.

1.Проблема

Над каким вопросом (-ами) заставил задуматься автор?

Варианты формулировки вопросов:

В чём сила волшебного воздействия сказок?

Чем сильна настоящая любовь?

В чём сила влияния умных книг?

Как противостоять злу окружающего мира?

Предложите свой вариант.

2.Комментарий

Что делает автор исходного текста, раскрывая проблему…?

обращается к сюжету сказки Андерсена «Снежная королева»;

рассуждает о нетипичности, парадоксальности ситуации в сказочной истории: Герда спасает Кая.

задумывается над вопросом о....

использует приём аналогии, пытаясь осмыслить события сказки;

делится с читателями своими размышлениями о роли умных книг, самоотверженности, бескорыстной любви;

погружая читателя в чувства и переживания Герды, публицист заставляет невольно задуматься о…..

высказывает предположение о том, что хотел своей сказкой поведать миру мудрый Андерсен;

в ходе рассуждения приводит примеры из реальной жизни и т.д.


Связка. Обозначьте ее в начале комментария, при переходе от одного примера к другому или в финале комментария.

Таким образом, сравнивая (сопоставляя, противопоставляя )эти события (факты, точки зрения и т.п.), нельзя не увидеть, что…

3.Авторская позиция​​​​​​​

Варианты формулировки авторской позиции:

Автор убеждён, что сказки помогают увидеть пути решения многих житейских проблем, духовно и эмоционально развивают человека.

Захаров В. считает, что только искренние чувства – причина самоотверженных поступков.

Автор текста утверждает, что умные книги, являясь особой формой познания мира,

воздействуют на сознание и души людей, помогают найти правильные ответы на многие

вопросы.

Автор уверен: необходимо противостоять злу в любом его проявлении.

По мнению автора, настоящая любовь способна воскресить человека.




Опубликовано в группе «Русский язык: подготовка к ОГЭ и ЕГЭ на уроке.»


Комментарии (2)

Селиванова Галина Геннадьевна, 02.12.20 в 19:06 0Ответить Пожаловаться
Спасибо,Дания Рашитовна! Хороший конспект!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.