12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Никитина Людмила Анатолиевна2077
Россия, Марий Эл респ., пгт.Красногорский

Готовимся к сочинению ЕГЭ.

Текст В.М.Пескова.

 (1)Кустарник и мелколесье. (2)Жутковатая предвечерняя тишина. (З)Молчаливые заросли. (4)Большая стая сорок поднялась в одном, другом месте. (5)По этому пиршеству сорок и ворон находили в лесу погибших лосей и птиц. (6)Что же случилось? (7)Недавно над этими местами летал самолёт и опрыскивал лес химической жидкостью. (8)Было задумано расширить площадь лугов. (9)Подсчитали, что корчевать живой лес дороже, чем отравить его с самолёта, а потом уж корчевать. (10)Дело не новое, оно привлекательно дешевизной и потому считается прогрессивным и выгодным. (11)Несомненно, есть в этом деле значительные плюсы. (12)Но есть и очень большие минусы. (13)Их не всегда замечают. (14)А ведь здесь погибло двадцать семь лосей, загублены тетерева, мелкие птицы, спасавшие окрестные поля и лес от вредителей. (15)Гибнут насекомые, многие из которых — наши друзья. (16)Какой бухгалтер возьмётся теперь подсчитывать выгоду операции?! (17)И это ещё не всё. (18)Тысячи людей большого города едут в лес. (19)Пение птиц, всякое проявление жизни составляют радость этих прогулок. (20)Встреча же с крупным зверем человеку иногда запоминается на всю жизнь. (21)Прикиньте же, скольким людям не встретятся двадцать семь лосей. (22)Какой бухгалтерией измеряется эта потеря? (23)Что же, не нашлось человека, который мог бы предвидеть беду? (24)Совсем наоборот. (25)3асыпали соответствующие учреждения письмами. (26)А там своё суждение. «(27)У нас план. (28)И чего шум подняли? (29)Вещество вполне безопасное. (30)Ничего не случится с вашим зверьём». (31)Святыми глазами теперь глядят ответственные чиновники на тех, кто бил тревогу: (32) — Мы? (33) Л оси погибли от чего-то другого. (34)У нас есть инструкция. (35)Вот, читайте: «Данное вещество токсично для человека и животных. (Зб)Если не соблюдать осторожность, могут быть отравления, а также понижается качество молока у коров...» (37)Вот видите, качество молока... (38)Про лосей же ни слова... (39) — Но ведь можно было об этом догадаться. (40)Предупреждали же... (41) — Мы согласно инструкции... (42)Вот и весь разговор. (43)...В деле, где сходятся природа и химия, нами руководить должны Осторожность, Мудрость, Любовь к нашей матери-земле, живому, что украшает жизнь и радует человека. (44)Мы не должны забывать в любом деле о самом главном — о человеческом здоровье, не должны пренебрегать счастьем слышать пение птиц, видеть цветы у дороги, бабочку на подоконнике и зверя в лесу... (По В. Пескову*)

 * Василий Михайлович Песков (род. в 1930 г.) — современный писатель-очеркист, журналист, путешественник.

 

Сочинение по тексту В.М.Пескова.

1.ВСТУПЛЕНИЕ. Формулировка проблемы.

Василия Михайловича Пескова мы знаем как писателя, журналиста, путешественника, человека  неравнодушного, обладающего активной жизненной позицией. Вот и в данном тексте публицист  поднимает важную проблему безответственного отношения к природе.    

2.КОММЕНТАРИЙ.

Пример-иллюстрация  из текста. Пояснение примера.

Раскрывая проблему, В.М.Песков рисует безрадостную картину погубленного чиновниками леса: «жутковатая тишина», «молчаливые заросли», погибшие звери, птицы, насекомые. Автор с глубоким сожалением отмечает, что это результат хозяйственной деятельности человека. Чтобы расширить площадь лугов, кому-то понадобилось выкорчевать лес, предварительно опрыскав его химикатами. Публицист подчёркивает, что материальная выгода обернулась экологической катастрофой, и с горечью восклицает:  «Какой бухгалтерией измеряется эта потеря?»                                                                                   

Смысловая связь между примерами.                                                                                 

Но одной констатации факта безответственного отношения к природе автору недостаточно. 

Пример-иллюстрация  из текста. Пояснение примера. В.М.Пескова интересует причина такой халатности, непродуманности действий тех, кто должен был просчитать не только материальную выгоду, но и последствия. С горькой иронией говорит писатель об «ответственных чиновниках», которые «святыми глазами… глядят… на тех, кто бил тревогу»,  предвидя беду. Автор осуждает людей, которые, прикрываясь циркулярами, планами, инструкциями, не вникают в суть дела, и от этого страдает природа.                                                             

3.ФОРМУЛИРОВКА ПОЗИЦИИ АВТОРА ТЕКСТА ПО ПРОБЛЕМЕ.

 Позиция В.М.Пескова чётко заявлена в двух последних предложениях текста. Разумный и ответственный человек в своих действиях должен руководствоваться   «Осторожностью, Мудростью, Любовью к нашей матери-земле, всему живому, что украшает жизнь и радует».                                                                                                                                           

4. СОБСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ И ЕЁ ОБОСНОВАНИЕ.

Нельзя не согласиться с мнением автора. Действительно, мы в ответе за всё, происходящее на Земле, за поддержание экологического равновесия на нашей хрупкой планете.  Почему? Ответ, я думаю, очевиден. Человек не может быть только активным и бездумным потребителем природных богатств, это гибельный путь.  Необходимы конкретные меры по восстановлению и бережному использованию природных ресурсов.  Мы  должны  научиться жить в гармонии с природой, чтобы оставить потомкам чистый воздух леса, прозрачную воду родника, зелень травы, по которой так приятно пробежаться босиком…                                                                                                                                                

5. ВЫВОД.                                                                                                           

Текст В.М.Пескова заставляет о многом задуматься. Безответственное отношение к природе губительно для человечества, поэтому каждый из нас должен сделать всё, что в его силах, для её сохранения.

 

Опубликовано в группе «"Как живу, так и пишу: свободно и свободно!"»


Комментарии (10)

сменить сортировку
Горбачёва Марина Юрьевна, 14.12.18 в 16:02 5Ответить Пожаловаться
Хорошая работа! Ещё не писали по-новому! Благодарю за работу, Людмила Анатолиевна!
Никитина Людмила Анатолиевна, 14.12.18 в 19:08 4Ответить Пожаловаться
Спасибо за отзыв, Марина Юрьевна!
Селиванова Галина Геннадьевна, 16.12.18 в 16:00 5Ответить Пожаловаться
Людмила Анатолиевна, благодарю Вас за пример сочинения! Именно так и должно оно выглядеть, если я все правильно поняла на лекции Нарушевича. Мне понравилось сочинение. Мы еще с детьми не писали, выложу позже.
Никитина Людмила Анатолиевна, 16.12.18 в 17:05 5Ответить Пожаловаться
Спасибо за отзыв, Галина Геннадьевна! Для меня очень важно мнение коллег!
Сафонова Елена Валерьевна, 18.12.18 в 12:11 6Ответить Пожаловаться
Спасибо огромное! Очень ценная разработка!
Никитина Людмила Анатолиевна, 18.12.18 в 16:49 4Ответить Пожаловаться
Спасибо, Елена Валерьевна, за Ваш отзыв! Учусь вместе с детьми!
Мастина Ольга Валерьевна, 14.03.19 в 20:54 4Ответить Пожаловаться
Я вспоминаю, какой мукой было написание сочинения в школе!
Если бы мне так структурировали задачу, все было бы намного проще.
Никитина Людмила Анатолиевна, 14.03.19 в 21:06 3Ответить Пожаловаться
Спасибо за отзыв, Ольга Валерьевна! Очень хочется помочь нашим одиннадцатиклассникам в этом сложном виде деятельности!
Никитина Людмила Анатолиевна, 09.08.19 в 20:25 2Ответить Пожаловаться
В прошлом учебном году выпустила одиннадцатый класс, на подходе девятый, десятый и вновь одиннадцатый. Душевных и физических сил всем нам!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.