Экологическая игра «Экология вокруг нас»


Участники игры: студенты СПО, 1 курс

Цель: воспитание экологической культуры обучающихся, формирование их активной жизненной позиции в деле охраны природы.

Организация игры: класс разбит на четыре группы, оценивание бальное, в игре три раунда.

Вступительное слово педагога: географическая оболочка, по существу, наш дом. Поэтому нам важно знать, как он устроен, чтобы не разрушить его и сохранить таким же прекрасным для будущих поколений. Если современное поколение удовлетворяет свои потребности так, что не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности, такое развитие общества называется устойчивым. Это цель, к которой наше общество должно стремиться.


РАУНД «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ПРИРОДЕ»

Задание групповое: ответьте на вопрос.

Почему нельзя делать скворечники для птиц из пластмассы?

Ответ: в отличие от дерева, пластмасса не способна впитывать влагу и выпускать ее наружу, поэтому водяные пары, выделяемые при дыхании, накапливаются, образуя повышенную влажность, которая губительна для птиц.

Почему растения в лесу не мешают друг другу расти? (они растут ярусами)

Одна богатая лондонская дама, узнав о том, что растения очищают воздух, велела слугам перенести из зимнего сада в ее спальню, которая не проветривалась, пять самых больших кадок с тропическими растениями. Утром дама проснулась с головной болью. Почему?

Ответ: ночью фотосинтез прекращается, а крупные растения при дыхании потребляют много кислорода и выделяют углекислый газ. Кроме того, тропические растения, как правило, выделяют эфирные масла, которые небезопасны для здоровья.

Почему в промышленных городах регулярно проводят уборку растительного опада?

Ответ: потому что городские деревья аккумулируют тяжёлые металлы из загрязненной почвы, а листовые пластинки, кроме того, и из воздуха, поэтому опад городских парков не может считаться нормальным источником перегноя. Плодородие городских почв поддерживают искусственно, добавляя минеральные и органические удобрения

Задание групповое: найдите ошибку.

Сикало Н.А. «Урок парадоксов» (журнал «Биология в школе» №3 – 2004 год)

А.Н. Плещеев

Травка зеленеет,

Солнышко блестит, 

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

Дам тебе я зёрен,

А ты песню спой,

Что из стран далёких

Принесла с собой.

Ответ: Ласточка – насекомоядная птица, поэтому зерна не ест; в природе первоначально солнышко блестит, а затем травка зеленеет.

Есенин С.

Выткался на озере алый цвет зари.

На бору со стонами плачут глухари.

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.

Только мне не плачется - на душе светло.

Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог,

сядем в копны свежие под осенний стог.

Зацелую допьяна, изомну, как цвет,

хмельному от радости пересуду нет.

Ты сама под ласками сбросишь шелк фаты,

унесу я пьяную до утра в кусты.

И пускай со звонами плачут глухари,

есть тоска веселая в шалостях зари.

1910

Ответ: Иволга в дупле не живёт, она всю жизнь проводит в кроне деревьев, где в развилке веток и прячется, и стоит гнездо.

В.А. Жуковский

Птичка летает,

Птичка играет,

Птичка поет;

Птичка летала,

Птичка играла,

Птички уж нет!

Где же ты, птичка?

Где ты, певичка?

В дальнем краю

Гнездышко вьешь ты;

Там и поешь ты

Песню свою.

1851

Ответ: Перелётные птицы вьют гнёзда и выращивают птенцов только на родине; в тёплых странах они спасаются от холодной зимы.

М.Ю. Лермонтов ДЕМОН Восточная повесть.

И над вершинами Кавказа

Изгнанник рая пролетал:

Под ним Казбек, как грань алмаза,

Снегами вечными сиял,

И, глубоко внизу чернея,

Как трещина, жилище змея,

Вился излучистый Дарьял,

И Терек, прыгая, как львица

С косматой гривой на хребте,

Ревел, — и горный зверь и птица,

Кружась в лазурной высоте,

Глаголу вод его внимали;

И золотые облака

Из южных стран, издалека

Его на север провожали;

И скалы тесною толпой,

Таинственной дремоты полны,

Над ним склонялись головой…

Ответ: грива бывает только у самцов львов.

Задание индивидуальное: дайте Быстрый ответ на вопрос.

Вопросы:

Наука о животных. (Зоология.)

Основные запасы пресной воды находятся в (Ледниках)

Факторы, возникающие в результате деятельности человека, называются(Антропогенные).

Процесс разрушения почвенного покрова называется (Эрозия)

Сфера распространения живых организмов на Земле (Биосфера)

Биологическое разнообразие – это разнообразие (Видов)

Поступление вредных веществ в среду обитания. (Загрязнение)

Это вещество состоит - из трех атомов кислорода. Оно образует вблизи поверхности Земли защитный слой от ультрафиолетовых лучей Солнца (Озон)

Наука о растениях (Ботаника)

У этой книги разноцветные страницы. На её Чёрных страницах виды, которые навсегда исчезли с лица Земли. Как называется эта книга (Красная)

Самая большая территория, на которой запрещена любая деятельность и вмешательство человека, стала, по сути, самым большим заповедником на Земле (Антарктида).

Ядохимикаты, которые используются в современном сельском хозяйстве для защиты растений от вредителей.  (Пестициды)

Элементом какой среды является воздух? (Наземно-воздушная)

Колыбель жизни на Земле и обитель половины существующих ныне видов живых организмов (Океан)

Высшая стадия эволюции биосферы, в котором ведущую роль играет человек (разум) — это:

(Ноосфера)

Неисчерпаемый источник энергии (Солнце)

Основным свойством почвы является (Плодородие)

Процесс, в результате которого уменьшается продуктивность земель, подверженных засухе (Опустынивание)

Механический метод очистки воды (Фильтрование)

Образование зелеными растениями и некоторыми бактериями органических веществ с использованием энергии солнечного света. (Фотосинтез)

Наука, изучающая взаимодействия живых организмов, между собой и средой обитания. (Экология)

Наука, изучающая птиц (Орнитология)

РАУНД «ЗЕМЛЕ ЖИТЬ»

Задание коллективное: решение экологических ситуаций.

Ситуация 1

Проблема:

Вблизи микрорайона с жилыми домами спланирована автостоянка, которая будет вплотную граничить с подъездами к домам, с тротуарами и детскими площадками для игр и прогулок.

Последствия:

Автомашины загрязняют воздух угарным газом, оксидами серы и азота, альдегидами, углеводородами, аэрозолями свинца, соединениями мышьяка.

Повышается транспортная нагрузка на дороги – подъезды к жилым домам, что повышает во много раз угрозу травматизма жителей.

Дети на прогулках получат не оздоровление организма, а наоборот снижение устойчивости иммунной системы и возможность развития других серьезных заболеваний.

Усиливается шумовое загрязнение, особенно в утренние и вечерние часы.

Предлагаемое решение:

Усилить зеленый щит из деревьев и кустарников, которые насыщают воздух кислородом и поглощают вредные газы, задерживают пыль, сажу, а также снижают шум. Использовать для обустройства автостоянки пустыри или территории, которые не вплотную примыкают к нежилым зданиям. Детские площадки изолировать от проезжей части живыми изгородями или другими способами и располагать их в глубине дворов.

Ситуация 2

Проблема:

В городском парке вырубили старые деревья. Распиленные на части стволы так и остались лежать на земле: вывезти их с территории парка очень дорого. Предложите решение проблемы.

Последствия:

Старые деревья – место жительства многих болезнетворных организмов, которые могут заразить молодые деревья.

Распиленные бревна придают парку не респектабельный вид, попросту захламляя, значительную часть парка.

Для детей и взрослых на прогулках они создают дополнительные неудобства, т.к. способствуют нечаянному травматизму.

Предлагаемое решение:

Можно распространить информацию среди жителей окрестных деревень, в которых имеются дома с печным отоплением, – дрова жители вывезут сами.
Можно организовать субботник и найти спонсоров для предоставления транспорта и вывезти дрова на распродажу.
Можно использовать части деревьев для оформления детской площадки или беседки.

Ситуация 3

Проблема:

Овраг перед селом зарос крапивой, лопухом, чертополохом. Весной сухие стебли придают не эстетичный вид на въезде в село. Принято решение сжечь старые, сухие стебли «на корню».

Последствия:

Такой способ не решает проблему «эстетичности», т.к. нет гарантии, что сгорят все стебли крапивы, лопуха, чертополоха.

Выгорит жухлая трава первого, второго ярусов, а вместе с ней и верхний слой гумуса почвы, что значительно ухудшит плодородие почвы.

Будут однозначно разорены гнезда птиц, обитающих в этом овраге, уничтожены кладки яиц многих видов насекомых, что ощутимо скажется на биоразнообразии окрестностей села.

Создается спонтанная ситуация, благоприятствующая опасности пожара. Легализация данного способа вызывает реакцию «подражания», которая проявляется в том, что люди начинают таким способом «собирать» сухую траву и непосредственно у своих домов, «улучшать» таким образом пастбища.

Предлагаемое решение:

Организовать массовый субботник, собрать сухостой высоких трав граблями. Собранные стебли захоронить для перегнивания.
Можно обработать при помощи бороны, которая будет способствовать и сбору, и измельчению сухих стеблей.

Ситуация 4

При благоустройстве территории новостроек можно часто наблюдать застой дождевой влаги. В чем причина данных явлений?

Последствия: в таких местах образуются застойные лужи, плохо растут зеленые насаждения, особенно в первые годы их высадки.

Предлагаемое решение: мусор, оставленный на строительной площадке, хотя и засыпанный слоем почвы, резко снижает ее водопроницаемость. По этой причине и в связи с механическими препятствиями для развития корней зеленые насаждения растут плохо.



РАУНД «НАЧНИ С СЕБЯ!»

Задание: оцените свой экологический след.

Одним из индикаторов устойчивого развития является экологический след. Концепция экологического следа предложена в 1992 году зарубежными учёными-экологами.

«Экологический след» – это условное понятие, отражающее потребление человечеством ресурсов биосферы и измеряющееся в гектарах биологически продуктивной поверхности планеты.

Экологический след – это метод, по которому можно приблизительно определить размер территории в гектарах, которая требуется для производства потребляемых нами ресурсов, а также для переработки, захоронения или включения в природные циклы образовывающихся при этом отходов.

Индивидуальная работа. Каждый обучающийся отвечает на вопросы анкеты (Приложение) и оценивает свой личный экологический след.

Групповая работа. В группах обучающиеся обсуждают свои ответы и определяют в чём сходство и различие их точек зрения. Выводят средний результат группы.

Коллективная работа. Студентам предлагается обсудить, каким образом можно уменьшить свой экологический след, а также как можно его уменьшить, исходя из того, какая сфера деятельности вносит наибольший вклад в его увеличение.

Выводы и рекомендации:

Несмотря на широкое информирование людей о проблемах экологии, многие еще не осознают свою роль в общем ухудшении экологической обстановки, не понимают, как из множества мелких небрежностей складывается общая картина.

Каждый экологически ответственный человек может и должен уменьшить свой экологический след в разных сферах повседневной жизни:

1 уровень: звезда дивана.

Вещи, которые можно сделать, даже не вставая с дивана:

Экономьте электричество, подключив бытовую технику (в том числе и компьютер) к удлинителю и выключая его полностью, когда техника не используется.

Выключайте свет. Экран телевизора или компьютера уютно светится, поэтому выключайте прочее освещение, если оно вам не нужно.

Перестаньте пользоваться бумажными квитанциями: оплачивайте счета через интернет или мобильный телефон. Или используйте бумагу с двух сторон. Нет бумаги —нет нужды уничтожать леса.

Нажимайте не только «Мне нравится», но и «Поделиться». Если вы увидели в социальных сетях интересное сообщение об изменении климата, поделитесь им, чтобы ваши знакомые тоже его увидели.

Не молчите! Призывайте местные и национальные власти участвовать в инициативах, не наносящих вреда человеку или планете.

2 уровень: герой квартиры

Вещи, которые можно сделать у себя дома:

Сушите на воздухе. Пусть ваши волосы и одежда сохнут естественным путем, без использования техники.

При стирке убедитесь, что бак машины заполнен целиком.

Старайтесь не нагревать духовку заранее. Если только вам не нужна конкретная температура для выпечки, включайте духовку в тот момент, когда кладете в нее еду.

Максимально эффективно используйте естественное освещение;

Регулярно протирайте лампочки (пыль ухудшает освещение вдвое);

Держите отопительные батареи чистыми и снаружи, и внутри, не заслонять их мебелью или шторами;

Проветривайте помещение, широко открывая окно на короткое время (воздух сменится, а стены и батареи не остынут);

Отключайте телевизор, компьютер и другие электроприборы, вынимая вилку из розетки, ведь они потребляют электроэнергию даже в спящем режиме;

Не оставляйте включенными зарядные устройства после окончания зарядки;

Принимайте душ вместо ванны;

Не допускайте, чтобы водопроводные краны оставались открытыми без нужды;

Выходя из помещения, всегда выключать за собой свет;

3 уровень: душа квартала.

Вещи, которые можно сделать за порогом дома:

Покупки совершайте по соседству. Поддержка местного бизнеса обеспечивает занятость и помогает сократить пробег грузовых автомобилей.

Используйте многоразовую бутылку для воды и чашку для кофе. Вы будете производить меньше мусора и даже, может быть, сэкономите в кофейне.

Ходите за покупками со своей сумкой. Откажитесь от пластиковых пакетов и начните носить с собой многоразовые сумки.

Для полива на даче используйте дождевую воду;

Собирайте использованную бумагу и сдавать ее в пункт приема макулатуры;

Откажитесь от квитанций, оплачивайте счета по интернету.

Бросайте мусор только в урну или специальный контейнер;

Высаживайте растения около дома, на даче, в квартире;

Отдавайте то, что вам не нужно. Местные благотворительные организации дадут вторую жизнь

одежде, книгам и мебели, которыми вы пользовались аккуратно.

Ходите пешком, ездите на велосипеде или общественном транспорте. Поездки на машине

оставьте для больших компаний.

Заботьтесь о своем автомобиле. Отлаженный автомобиль выбрасывает меньше токсичных газов.

Заключение.

Подсчет и осознание собственного экологического следа является первым шагом человека, желающего оказать помощь в предотвращении катастрофы мирового масштаба.

Продолжите поговорку:

один человек оставляет в лесу след, сотня –…….(тропу), тысяча – ……..(пустыню).


Источники:

http://www.wwf.ru/resources/footprint/about - «Что такое экологический след»

http://www.wwf.ru/resources/footprint/calculator- расчет экологического следа

http://veselajashkola.ru/viktoriny/ekologicheskaya-viktorina-dlya-shkolnikov-s-otvetami/












в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.