Урок экологии «Экологическая классификация гидробионтов»
Методическое пособие уроков с видеоматериалами
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.
УУД
Личностные: познавательный интерес к экологии.. Понимание необходимости получения знаний о многообразии биотических связей в природных сообществах для сохранения естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география. Планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Экологическая классификация гидробионтов.
Толщу воды населяет множество организмов. Они подразделяются на нектон, планктон и бентос.
Нектон - это совокупность плавающих, свободно перемещающихся организмов, не имеющих непосредственной связи с дном. Эти животные способны преодолевать большие расстояния и сильные водные течения. Для них характерна обтекаемая форма тела я хорошо развитые органы движения. Типичными нектонными организмами являются рыбы, кальмары, ластоногие, киты. В пресных водах, кроме рыб, к нектону относятся земноводные и активно перемещающиеся насекомые.
Планктон - это совокупность плавающих организмов, которые перемещаются главным образом с помощью течений. Они не обладают способностью к быстрым активным перемещениям. В основном это мелкие животные - зоопланктон и растения - фитопланктон.
Планктонные организмы располагаются либо на поверхности воды, либо на глубине или даже в придонном слое.
Плейстон - организмы, у которых часть тела в воде, часть над водой (ряска малая, фезалии, сифонофоры и др.).
Нейстон (от греч. пеимеоп - способный плавать) - плавающие по поверхности организмы (бактерии, простейшие, клопы-водомерки, жуки-вертячки, водоросли).
Фитопланктон - совокупность микроскопических растений, главным образом водорослей, обитающих в толще воды и передвигающихся под действием водных течений (диатомовые и зеленые водоросли, растительные жгутиконосцы и др.).
Зоопланктон и бактерии встречаются на всех глубинах. В морском зоопланктоне доминируют мелкие ракообразные, простейшие, крылоногие моллюски, медузы, плавающие гребневики, сальпы, некоторые черви. В пресных водах распространены плохо плавающие сравнительно крупные ракообразные, много коловраток и простейших.
Бентос - совокупность организмов, обитающих на дне (на грунте и в фунте) водоемов. Он подразделяется на фитобентос, зообентос и бактериобентос
Фитобентос морей в основном включает бактерии и водоросли (диатомовые, зеленые, бурые, красные). Наиболее богаты фитобентосом скалистые и каменистые участки дна. Фитобентос пресных вод представлен бактериями, диатомовыми и зелеными водорослями.
Зообентос представлен главным образом прикрепленными или медленно передвигающимися, а также роющимися в грунте животными.
Водные организмы обладают меньшей экологической пластичностью, чем наземные, т. к. вода - более стабильная среда, и абиотические факторы ее претерпевают сравнительно незначительные колебания. Наименее пластичны морские растения и животные.
Одной из особенностей водной среды является наличие в ней большого количества мелких частиц органического вещества - детрита, образовавшегося за счет отмирающих растений и животных. Детрит для многих водных организмов представляет собой высококачественную пищу, поэтому некоторые из них, так называемые биофильтраторы, приспособлены добывать его с помощью специальных микропористых структур, процеживая воду и задерживая взвешенные в ней частицы. Такой способ питания называется фильтрацией. К биофильтраторам относятся двустворчатые моллюски, сидячие иглокожие, асцидии, планктонные ракообразные и др.
Другая группа животных (простейшие, губки, личинки некоторых насекомых, коловратки и др.) осаждает детрит либо на поверхность собственного тела, либо на специальные ловчие устройства. Такой способ питания называется седиментацией.
Животные-биофильтраторы играют большую роль в биологической очистке водоемов. Например, колония мидий, занимающая площадь 1 м2, пропускает через мантийную полость до 250 м3 воды в сутки, профильтровывая ее и осаждая взвешенные частицы.
В пресных водоемах активными биофильтраторами являются перловицы, беззубки, дрейссены, дафнии и др.
Проект водная среда.
"Жители морей и океанов"
Обитатели морей и океанов
Вопросы и задания
1.Опишите водную среду жизни.
2.Охарактеризуйте основные абиотические факторы водной среды.
3.Приведите примеры основных групп гидробионтов.
Ресурсы:
С. В. Алексеев. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений разных видов. СМИО Пресс, 1997. - 320 с
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций