Внеклассное мероприятие для 5 класса «Эколого-Туристская тропа»
«Эколого - Туристская тропа»
в рамках Всероссийского Дня земли.
Ведущий: Земля – всего лишь маленькая частичка Вселенной, о только на ней, как пока известно учёным, есть жизнь. А значит, надо стараться, чтобы природа нашего общего дома не просто сохранилась, а становилась всё богаче и краше. Чтобы беречь и защитить планету Земля, не обязательно быть бедным или богатым, высоким или низким, учёным или простым рабочим, взрослым или ребёнком. Нужно только прислушаться к голосу своего сердца. Будущее благополучие и процветание нашей планеты Земля в Ваших руках дорогие ребята! Сегодня наша встреча посвящена Всемирному дню земли и мы предлагаем провести ее, как «Туристскую тропу». Капитаны команд подойдите для жеребьевки. А теперь вам вручаются маршрутные листы.
Жеребьевка и вручение книжек
Кто шагает с рюкзаком?
Дети: Мы, туристы!
Кто со скукой не знаком?
Дети: Мы туристы!
Нас вперёд ведут…
Дети: Дороги!
Наш девиз:
Дети: «Всегда вперёд!»
Эй, ребята, Твёрже шаг!
Что турист берёт в дорогу?
Дети: Песню, ложку и рюкзак»
Если мы с вами пойдём в поход, то мы кто?
Дети: Туристы!
-Какими должны быть туристы?
Туристы – это сильные, выносливые, неунывающие люди, которые не боятся трудностей, многое умеют. Чтобы познать необъятные просторы родного края, они много путешествуют.
-Если турист передвигается пешком, как называется этот вид туризма?
Дети: пешеходный
Карточки по видам туризма
-водный
-лыжный
-горный
-альпинизм
-автотуризм
-мототуризм
-велосипедный
-пеший туризм
-спелиотуризм
Мы с вами совершим увлекательное путешествие. Давайте узнаем название ваших команд.
Визитки команд (название и девиз)
СОШ1
СОШ2
СОШ 3 1 корп
СОШ 3 2 корп
Гимназия 1 корп
Гимназий 2 корп
Во время прохождения дистанции вам необходимо провести наблюдение за окружающей средой и зафиксировать природные явления и их несоответствие.
Теперь вам нужно собраться в поход. Отгадайте загадку.
Два ремня висят на мне,
Есть карманы на спине.
Коль в поход идешь со мной,
Я повисну за спиной. (Рюкзак.)
А что вы взяли с собой в поход? Вот это мы сейчас и проверим. Мы приглашаем на первое задание по одному представителю от отряда.
1этап «Рюкзак»
(первая команда уходит на этап, а остальные участвуют в играх)
Примерный список вещей для похода.
КЛМН (кружка, ложка, миска, нож).
Медицинская аптечка с бинтом.
Водонепроницаемые пакеты (для документов и мусора).
Ножницы.
Термос/фляга/бутылка для воды.
Карта.
Компас.
Спички, свечки, сухой спирт (для разведения костра).
Телефон и зарядные устройства к нему (сюда же любые другие гаджеты, какие вы хотите взять: фотоаппарат, плеер, электронную книгу и пр.).
Письменные принадлежности (бумагу и ручку/карандаш, например, рекомендуем всегда иметь при себе).
Бельевая веревка (незаменимая вещь в походе, которую часто забывают дома).
Фонарик.
Средства от комаров и клещей.
Клей, скотч, изолента.
Ксерокопии документов (свидетельство о рождении или паспорт).
Туалетная бумага.
Расчёска.
Перчатки.
По жребию первая команда………………..отправляется на тропу, а остальные команды будут участвовать в играх ГДО «Радуга»
____________________________________________
2 этап «Экологические ситуации» (5 мин)
Ситуация 1.
Серёжа рассказал: когда они гуляли с папой по лесу, то развели костёр и пекли картошку. Потом папа залил костёр из ручья, чтобы не было пожара, а банки и пакеты закопал. Как убедить папу Серёжи в том, что в лесу разжигать костёр нельзя?
Ответ: Кострище в лесу не зарастает 5-7 лет, а до полного разложения консервной банки нужно 90 лет, полиэтиленового пакета – 200 лет.
3 этап «Условное Болото»
Вот неожиданность. Представьте, что перед вами топкое болото, преодолеть которое можно, только прыгая с «кочки» на «кочку» поодиночке. Первый участник возвращаясь назад передает флажок второму участнику и становится в коней команды.
Еще одно задание для вас, вы получаете листочек с набором букв из которых вам нужно сложить названия птиц, буквы переставлять нельзя.
(Команды выполняют задание.)
----------------------------------------------------------------------------------------
4 этап «Спуск. Подъем»
5 этап «Ориентирование»
Есть у туристов свой закон:
Не плачь, не ной, крепись, терпи
И друга поддержи плечом
Надежным будь всегда в пути!
Надежда, вера и любовь,
Пусть в сердце каждого живут,
Тогда захочет каждый вновь
Изведать завтрашний маршрут.
Ребята, скажите, как в лесу без компаса можно определить стороны света.
Вам нужно объяснить, как можно в лесу определить, где север, а где юг, с помощью подсказки на картинках.
-Мхи и лишайники растут на стволе с северной стороны.
-Кора деревьев с северной стороны всегда темнее и грубее,
-муравейник -располагается около дерева с южной стороны,
-на пнях кольца меньше с севера
-ягоды повернуты на юг
------------------------------------------------------------------------------------------
этап. «Туристская задачка».
Настоящий турист должен быть умным и сообразительным, каждой команде предлагается туристская задачка. На решение – 3 минуты. Итак, задача:
“Собираясь в сложный поход, турист положил в свой рюкзак много всякой всячины:
- спальник, коврик, одежды и др. личного снаряжения – 12 кг
- крупы, сухарей, консервов и др. продуктов – 13,5 кг
- палатку, топор и др. общественного снаряжения – 8,5 кг.
Сколько весил рюкзак туриста, когда он окончил поход, если известно, что все продукты были съедены, топор весом 2 кг утерян, а на дне рюкзака оказался электрический утюг весом 4 кг, который туристу положила заботливая младшая сестренка, чтобы его брюки и шнурки в походе были всегда наглажены?”
Ответ: 26,5кг.
6 этап «Экологическое лото»
Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Но не все люди помнят об этом. Вот послушайте стихотворение о горе – туристах, которые пришли отдохнуть в лес.
Прогулка. (С. Михалков)
Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят, и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Там и тут пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло.
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костёр, бумагу жгли –
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо
– Эй, ребята! – крикнул Дима, –
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода,
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали,
Жгли костёр.
В футбол играли –
Веселились, как могли:
Пили квас, конфеты ели,
Хороводом песни пели…
Отдохнули – и ушли!
И остались на поляне
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки –
Две размокшие баранки –
Словом мусора гора.
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не нашли
– Как вы думаете, почему в понедельник туристы не нашли чистого местечка?
– А как бы вы поступили на месте этих туристов?
– Какой вред наносят люди таким поведение?
А теперь команды получают карточки со словами пословиц. Вы должны соединить пословицу.
1. Без хозяина Земля - / круглая сирота.
2.Зелёное царство - / лучшее лекарство.
3. И у берёзы слёзы текут, когда / с неё кору дерут.
4. Была бы водица, - / и зелень родится.
5. Возвращай земле долг - / будет толк.
6. Если хочешь плодов, - / не срывай цветов.
7. Враг природы тот, кто/ лес не бережёт.
8. Рощи да леса - / родного края краса.
9. Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – / посади.
10. Кто Землю лелеет, / того земля жалеет.
----------------------------------------------------------------------------------------
7 Этап «Костры»
В любом проходе туристы разводят костры. Они бывают разными в связи с разными условиями. Ваша задача сложить костер.
-шалаш
-звездный
-колодец
-нодья
-таежный
-----------------------------------------------------------------------------------------
8 этап «Следопыт»
По контурам следов определить животных, которым они принадлежат.
1 команда: следы медведь, лиса, бобер, кабан, еж, лось, волк, белка, кошка, собака.
А теперь перед вами «Паутинка». Ваша команда должна преодолеть преграду на пути не размыкая рук.
-------------------------------------------------------------------------------------------------
9 этап «ПМП» (первая медицинская помощь)
В вашей команде ЧП. У одного участника перелом голени. Ваша задача оказать первую медицинскую помощь и транспортировать условного пострадавшего.
---------------------------------------------------------------------------------------------------
10 этап «Привал»
«Живая азбука»
За 1 минуту команды должны вспомнить представителей флоры и фауны, а затем записать их в алфавитном порядке.
Примерные ответы:
ФЛОРА (животные) ФАУНА (ростения)
А А
Б Б
В В
Г Г
Д Д
Е Е
Ж Ж
З З
И И
К К
Л Л
М М
Н Н
О О
П П
Р Р
С С
Т Т У У
Ф Ф
Х Х
Ц Ц
Ч Ч
Ш Ш
Щ Щ
Э Э
Ю Ю
Я Я
«Жалобная книга природы»
Ведущий предлагает командам карточки с текстом «жалобы», нужно определить, о ком или о чём идёт речь и постараться разобрать жалобу.
Жалоба 1.
Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то. Не всем же быть красавицами! А польза от меня людям очень большая. Люди, будьте человечными!
Ответ: В первой жалобе говорится о жабе. Одна жаба сохраняет от гусениц и слизней целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – и они исчезнут.
Жалоба 2.
Меня называют пионером леса, так как я первой осваиваю открытые пространства, вырубки, гари. А ещё я являюсь символом России.
К сожалению, весной меня безжалостно губят, нанося непоправимые раны на моей коре, через которые вытекает живительная влага. Помогите мне! Остановите мои слёзы!
Ответ: Во второй жалобе говорится о русской берёзе. Берёзовый сок – приятный освежающий напиток, из бересты получают дёготь, который используют в медицине, ветеринарии. Настой из почек и молодых листьев используют как отхаркивающее средство и для лечения ран. Когда вы берёте сок у берёзы, не делайте отверстие большим, а проткните его шилом, а затем ранку замажьте воском или глиной.
«Узлы»
На этом этапе выходят по одному представителю от команды для вязания узлов. На одного участника один узел.
-восьмерка
-прямой
-штык
-проводник
-удавка
«Песни у костра»
Правая рука на плечо соседа в права – у меня есть друг
Левая рука на талию соседа с лева – я готов поддержать друга
Ребята становятся в Орлятский круг и исполняют песни
-Изгиб гитары
-Милая моя
-Перевал
-Алые паруса
-Тоненькие нити
-Горизонт
Подведение итогов