Внеклассное мероприятие по экологии и охране окружающего мира «По экологической тропе» (5 класс)
Автор — учитель истории и обществознания Лозымского филиала ГОУ РК «РЦО» Ненев Олег Сергеевич. Рекомендовано для учащихся 5 классов во внеурочное время.
Сложившееся в обществе понимание того, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе - это забота о человеке и его будущем, приводит к необходимости воспитания у подрастающего поколения чувства личной ответственности за сохранение биоразнообразия на планете, разумного отношения к природным богатствам и бережного отношения к природе.
Одной из эффективных форм экологического воспитания, является внеклассная работа, которая имеет большое учебно-воспитательное значение. Она позволяет учащимся значительно расширить, осознать и осмыслить полученные на уроки знания, превратить их в стойкие убеждения, учесть разносторонние интересы, легко осуществить индивидуализацию обучению и применять дифференцированный поход.
Данное внеклассное мероприятие по экологии и охране окружающего мира может быть использовано для работы с учащимися 5 класса.
Предлагаемый материал особенно актуален в этом году, поскольку 2017 год в Российской Федерации объявлен Годом Экологии.
Цели проведения внеклассного мероприятия:
-
формирование основных представлений о взаимосвязях человека с природой;
-
формирование нравственной и экологической ответственности;
-
воспитание экологической культуры и здорового образа жизни;
-
развитие познавательного интереса к экологии через внеурочные формы работы.
Для достижения целей необходимо решить следующие задачи:
-
прививать интерес учащихся к экологическому материалу через игровые и творческие формы работы;
-
продолжить воспитание экологической культуры через практические дела
-
способствовать воспитанию у учащихся чувства любви к Родине, малой родине, родной природе;
-
познакомить с важностью Года экологии для страны.
-
выработка ответственности за собственное благополучие и экологическое благополучие окружающей среды.
Направленность мероприятия: экологическая.
Современные педагогические технологии: ИКТ, игровая, личностно-ориентированная, здоровьесберегающая.
Методы и приемы: описание, игра, работа со слайдами презентации, беседа, чтение стихотворений наизусть, сравнение, рассуждение, метод наглядного обучения, ответы на вопросы, рефлексия.
Ход мероприятия
Учитель: «Куда вы посоветуете мне отправиться?» - спросил он у географа. «Посети планету Земля, - отвечал географ, - у неё плохая репутация».
Этими словами из сказки «Маленький принц» французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери я хочу начать нашу встречу. Речь сегодня пойдёт о нашей планете, о её природе, о нас с вами, о нашем отношении к Природе.
Для кого мы охраняем природу? – Для человека.
От кого мы охраняем природу? - От человека.
В последнее десятилетие мы всё чаще слышим слово «экология». Эта наука пытается дать ответы на трудные вопросы: что можно брать у природы, как это правильно делать? Слово «экология» составлено из 2 греческих слов: «ойкос» - «жилище, дом» и «логос» - учение. Наука о жилище, доме. А что мы с вами называем общим домом? Правильно, Природу.
За несколько миллиардов лет на Земле сформировалась сложная общепланетарная система жизни. В неё входят нижние слои атмосферы, вода и почва вместе со всеми населяющими их живыми созданиями. Глобальную систему жизни называют биосферой («био» - «жизнь», «сфера» - «оболочка»). Биосфера и есть наш общий дом. Его обитатели – звери, птицы, рыбы, насекомые, травы, деревья, водоросли, микробы и все мы – люди.
Входя в нашу собственную квартиру, мы вытираем ноги или снимаем обувь. Никому не придёт в голову, сняв ботинки, поставить их на стол. Мы стараемся не ссориться с нашими близкими, поддерживаем мир в семье.
Что же такое - лес? Лес – это природное сообщество. Лес всегда служил источником вдохновения поэтов, писателей, художников. Вспомните стихи о лесе.
Ученик читает наизусть.
Лес – это сказка, лес – это дом,
Лес –это друг, с которым вдвоем
Всегда интересно и радостно быть,
Забыв про невзгоды, обиды забыв.
Лес – это книга, лес –это мир.
Лес, словно счастье, увидеть хотим.
Все тайны свои лес откроет тебе,
И радостней станет и мне, и тебе.
Ребята, к сегодняшнему мероприятию вам было дано задание на дом: найти в своих фотоальбомах фотографии, которые сделаны лично вами и отображают природу родного края. Давайте послушаем рассказы о вашей малой родине и посмотрим эти фотографии.
Ученики показывают фотографии.
Далее — стендовая беседа. Стенд оформлен учителем заранее, и там фотографии, рисунки на тему экологии.
Далее учитель на одном из слайдов заранее приготовленной презентации открывает кроссоврд по экологии, и ученики отгадывают понятия, термины, виды животных и птиц из Красной книги.
Учитель: Территория нашего родного Коми края покрыта, в основном, лесной растительностью. А какие виды растений произрастают в моем царстве, вы узнаете, если отгадаете загадки:
№ 1. Стоит дерево, цветом зелено; в этом дереве четыре угодья: первое –больным на здоровье, другое –от темени свет, третье – дряхлых, вялых пеленанье, а четвертое – людям колодец (береза). Каждая загадка — отдельный слайд презентации.
№ 2. Высока, стройна, душиста, В небо тянется она. Вся одежда золотиста, Только шапка зелена (сосна)
№ 3. Стройная и прекрасная, на ней ягода красная. (рябина)
№ 4. Что за дерево стоит – ветра нет, а лист дрожит? (осина)
№ 5. Все детки на ветках- С рождения в беретках. С дерева упадут- Береток не найдут (дуб)
Учитель: Молодцы, все отгадали.
Здравствуй, вольная природа,
Лес – великая страна!
Удивительным народом
Та страна населена.
Дети отгадывают зверей по фото на слайдах (бобр, рысь, куница и т. д.)
Учитель: ребята, сейчас проведем экологический диктант. Вам нужно выбрать цифры из набора слов и получить пятизначное число.
1.Парк отдыха. 5.Национальный парк.
2.Лесопарк. 6.Энтомопарк.
3.Заповедник. 7.Дендрарий.
4.Ботанический сад. 8.Заказник.
– Эти охраняемые объекты появились еще на заре человеческой цивилизации. Священные рощи, леса, горы и другие природные объекты существовали античные времена в Древнем Риме и Греции, в цивилизациях Древнего Востока, у германских и славянских племён. Монголы сопоставляли горы с телом человека—их склоны и вершины назывались «голова», «спина», «щеки» и т.п. Да и в русском языке сохранился термин «горный хребет».Священные природные объекты считались непркосновенными.
– Микрозаповедник для охраны обычных насекомых. Это может быть заросшая дикими травами поляна, опушка леса, участок оврага, кусочек пришкольного участка, где прекращены обработка земли и специальное выращивание растений. Первый такой заповедник в России был создан в 1972 г. Недалеко от сибирского города Омска.
– В Республике Коми в 1994г. Создана заповедная зона «Югыд ва» для охраны девственных лесов. Угроза уничтожения древних лесов Коми исходила от возникающих время от времени новых проектов, подобных, например, коми—французскому проекту по передаче в долгосрочную аренду лесов Верхней Печоры. К какому статусу природного объекта относится «Югыд-ва»?
– Временно охраняемый участок земли или водного пространства, в пределах которого ограничивается хозяйственная деятельность человека с целью сохранения каких-либо компонентов данного природного комплекса. (лесные, болотные, зоологические, охотничьи и др.
– Часть ботанического сада, в котором собрана коллекция древесно-кустарниковых пород растений.
( ответ: 36587.)
Учитель: У природы есть много врагов: это стихийные бедствия типа ливней, засух, морозов, ураганов. За последние 100 лет водой разрушено более 2 млрд. га плодородной почвы. Разрушения продолжаются, и не только стихийные. Их наносит человек.
Ученик-чтец:
Кромсаем лёд, меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот…
Но мы ещё придём просить прощенья
У этих рек, барханов и болот.
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька…
Пока об этом думать неохота,
Сейчас нам не до этого. Пока.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды…
Всё меньше окружающей природы,
Всё больше окружающей среды.
Учитель: Природа – это самое дорогое, что есть на нашей родной планете Земля, а человек – это маленькая часть живой природы. У людей есть праздники, и у Природы они, конечно же, тоже есть. И один из них – это День Земли.
22 апреля – праздник, который знают во всем мире. Это День Земли. Этот праздник носит экологический характер и был создан, чтобы объединить людей всего мира в деле по защите окружающей среды. Впервые эта всепланетарная акция стартовала в 1970 г. в Америке, а с 1972 г. по инициативе сенатора Г.Нельсона она стала официальным праздником. Согласно традиции в этот день в течение минуты раздаётся звон Колокола Мира. В это время люди должны призадуматься над тем, как сберечь планету и улучшить жизнь всех существ, живущих на ней.
Альберт Швейцер писал: «Чем пристальнее мы всматриваемся в природу, тем больше осознаём, что мы связаны со всем живым в природе. Человек не может жить только для себя – мы должны осознать, что любая жизнь – ценность, и мы с ней связаны».
Ученик-чтец:
По страницам Красной книги
Охраняется Красною книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются змеи,
Охраняются, даже цветы.
Звучит фонограмма "Голоса леса".
Учитель: Когда-то давно природа решала: быть или не быть человеку. Теперь именно человек решает: быть или не быть природе. В 60-х годах Международный союз охраны природы и природных ресурсов счел необходимым вести списки объектов животного и растительного мира для охраны редких и исчезающих видов. Первая Красная книга в нашей стране была издана в 1978 году.
Красная книга информирует, призывает изучать флору и фауну, предупреждает о риске и советует, как избежать опасности. Главное ее практическое значение - спасение исчезающих видов и восстановление редких.
Красная книга - это не закон об охране животных и растений. Это - программа деятельности, которая основана на исчерпывающей сводке фактов, в которой собраны знания и опыт ученых-зоологов, любителей и знатоков природы. Ребята, послушайте рассказ о редких и исчезающих видах животных и растений, которые ещё сохранились на нашей планете.
Рассказ об исчезающих и редких растениях и животных из Красной книги.
Ученик-чтец:
Люблю мой край. Как странно слышать,
Ведь каждый человек свой любит край!
Но небо здесь синее, солнце выше!
И в цвет сирени здесь окрашен май.
Дождём и сеном пахнет лето,
Зовёт прохладою река...
А осень золотом одета,
Плывут клочками облака,
Лыжнею манит вдаль зима,
Морозным утром снег хрустит,
И выйдет с берегов река в апреле.
И лес весной шумит,
Люблю мой край! Я много мест видала,
И можно хоть полмира обойти,
Но ближе и родней родного края,
Я думаю, мне больше не найти.
Викторина "По страницам Красной книги"
1 тур. "Встреча с Красной книгой"
1. Когда вышел первый том Красной книги Земли? (1963-1965 г.)
2. Из скольких томов состоит Красная книга? (Пять томов: "Млекопитающие", "Птицы", "Земноводные и пресмыкающиеся", "Рыбы", "Высшие растения").
3. Когда вышло первое издание Красной книги в СССР? (1978 г.)
4. Что делается для того, чтобы сохранить редкие и исчезающие виды животных? (Организуются заповедники, заказники; животных подкармливают, охраняют от хищников и болезней; при очень низкой численности животных разводят в неволе, а затем выпускают в подходящие для них условия.)
5. Какие растения и животные заносятся в Красную книгу?
(Виды растений и животных, которым угрожает исчезновение с лица Земли.)
2 тур. "Они исчезли навсегда"
1. Эта птица не летала, а гнезда сооружала на земле. Ее называли "глупой" за то, что не могла убежать от человека. Селилась она на островах Индийского океана неподалеку от Мадагаскара. Последняя птица погибла в 1681 году. (Дронт)
2. Этот красивый и мощный зверь был истреблен к 1627 году. Он населял Европу, Малую Азию, Северную Африку. (Тур)
3. Их погубило вкусное мясо. Последняя птица погибла в зоопарке города Цинциннати в США в 1914 году. (Странствующий голубь).
4. Огромные стада этих животных некогда паслись на равнинах Южной Африки. Их истребили буры, голландские переселенцы. Кожа шла на изготовление бурдюков для зерна, мясо - в пищу.
(Зебра-квагга).
3 тур. "В мире птиц"
1. Сколько видов птиц занесено в Красную книгу СССР? (80 видов).
2 .Какая самая крупная птица в Европе? (Лебедь).
3. Какие птицы могут преследовать автомобиль? (Страусы).
4.У какой птицы язык покрыт шипами? (У пингвинов, чтобы удерживать во рту скользкую рыбу).
4 тур. "Негромкая музыка цветов"
1. Какие цветы носят "человеческие" имена? (Лилия, роза, василек, иван-да-марья, иван-чай).
2. Комнатное растение, живущее, по поверьям, сто лет? (Алоэ).
3. Назовите водное растение, листья которого в диаметре достигают двух метров. Его красивые крупные цветки, напоминающие белую кувшинку, живут около полутора суток.
(Виктория-регия. Растет на реке Амазонке).
4. Какой цветок служит домом для мелких насекомых в ненастную погоду и ночью?
(Колокольчик, потому что он не закрывает свои цветки на ночь).
5. По каким цветам можно определять погоду? (Если одуванчики закрыли цветы, то будет дождь; если клевер закрыл свои цветочки и к земле клонится, то будет дождь).
Итоги
Подведение итогов викторины, итогов внеклассного мероприятия. Что узнали, ребята? Что понравилось? Интересно ли вам было?