12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ненев Олег Сергеевич1340
Работаю учителем истории и обществознания в Лозымском филиале ГОУ РК "Республиканский центр образования". Специфика работы - работа с больными детьми, находящимися на лечении в санатории. Педагогический стаж - 12 лет. Нагрузка - 18 часов в неделю.
Россия, Коми респ., Сыктывкар

Автор — учитель истории и обществознания Лозымского филиала ГОУ РК «РЦО» Ненев Олег Сергеевич. Рекомендовано для учащихся 5 классов во внеурочное время.

 

Сложившееся в обществе понимание того, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе - это забота о человеке и его будущем, приводит к необходимости воспитания у подрастающего поколения чувства личной ответственности за сохранение биоразнообразия на планете, разумного отношения к природным богатствам и бережного отношения к природе.

 

Одной из эффективных форм экологического воспитания, является внеклассная работа, которая имеет большое учебно-воспитательное значение. Она позволяет учащимся значительно расширить, осознать и осмыслить полученные на уроки знания, превратить их в стойкие убеждения, учесть разносторонние интересы, легко осуществить индивидуализацию обучению и применять дифференцированный поход.

 

Данное внеклассное мероприятие по экологии и охране окружающего мира может быть использовано для работы с учащимися 5 класса.

 

Предлагаемый материал особенно актуален в этом году, поскольку 2017 год в Российской Федерации объявлен Годом Экологии.

 

Цели проведения внеклассного мероприятия:

  • формирование основных представлений о взаимосвязях человека с природой;

  • формирование нравственной и экологической ответственности;

  • воспитание экологической культуры и здорового образа жизни;

  • развитие познавательного интереса к экологии через внеурочные формы работы.

 

Для достижения целей необходимо решить следующие задачи:

  • прививать интерес учащихся к экологическому материалу через игровые и творческие формы работы;

  • продолжить воспитание экологической культуры через практические дела

  • способствовать воспитанию у учащихся чувства любви к Родине, малой родине, родной природе;

  • познакомить с важностью Года экологии для страны.

  • выработка ответственности за собственное благополучие и экологическое благополучие окружающей среды.

 

Направленность мероприятия: экологическая.

Современные педагогические технологии: ИКТ, игровая, личностно-ориентированная, здоровьесберегающая.

Методы и приемы: описание, игра, работа со слайдами презентации, беседа, чтение стихотворений наизусть, сравнение, рассуждение, метод наглядного обучения, ответы на вопросы, рефлексия.

 

Ход мероприятия

 

Учитель: «Куда вы посоветуете мне отправиться?» - спросил он у географа. «Посети планету Земля, - отвечал географ, - у неё плохая репутация».

Этими словами из сказки «Маленький принц» французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери я хочу начать нашу встречу. Речь сегодня пойдёт о нашей планете, о её природе, о нас с вами, о нашем отношении к Природе.

Для кого мы охраняем природу? – Для человека.

От кого мы охраняем природу?  - От человека.

В последнее десятилетие мы всё чаще слышим слово «экология». Эта наука  пытается дать ответы на трудные вопросы: что можно брать у природы, как это правильно делать? Слово «экология» составлено из 2 греческих слов: «ойкос» - «жилище, дом» и «логос» - учение. Наука о жилище, доме. А что мы с вами называем общим домом? Правильно, Природу.

За несколько миллиардов лет на Земле сформировалась сложная общепланетарная система жизни. В неё входят нижние слои атмосферы, вода и почва вместе со всеми населяющими их живыми созданиями. Глобальную систему жизни называют биосферой («био» - «жизнь», «сфера» - «оболочка»). Биосфера и есть наш общий дом.  Его обитатели – звери, птицы, рыбы, насекомые, травы, деревья, водоросли, микробы и все мы – люди.

Входя в нашу собственную квартиру, мы вытираем ноги или снимаем обувь. Никому не придёт в голову, сняв ботинки, поставить их на стол. Мы стараемся не ссориться с нашими близкими, поддерживаем мир в семье.

 

Что же такое - лес? Лес – это природное сообщество. Лес всегда служил источником вдохновения поэтов, писателей, художников. Вспомните стихи о лесе.

 

Ученик читает наизусть.

 

Лес – это сказка, лес – это дом,

Лес –это друг, с которым вдвоем

Всегда интересно и радостно быть,

Забыв про невзгоды, обиды забыв.

Лес – это книга, лес –это мир.

Лес, словно счастье, увидеть хотим.

Все тайны свои лес откроет тебе,

И радостней станет и мне, и тебе.

 

Ребята, к сегодняшнему мероприятию вам было дано задание на дом: найти в своих фотоальбомах фотографии, которые сделаны лично вами и отображают природу родного края. Давайте послушаем рассказы о вашей малой родине и посмотрим эти фотографии.

 

Ученики показывают фотографии.

 

Далее — стендовая беседа. Стенд оформлен учителем заранее, и там фотографии, рисунки на тему экологии.

 

Далее учитель на одном из слайдов заранее приготовленной презентации открывает кроссоврд по экологии, и ученики отгадывают понятия, термины, виды животных и птиц из Красной книги.

 


 

Учитель: Территория нашего родного Коми края покрыта, в основном, лесной растительностью. А какие виды растений произрастают в моем царстве, вы узнаете, если отгадаете загадки:

№ 1. Стоит дерево, цветом зелено; в этом дереве четыре угодья: первое –больным на здоровье, другое –от темени свет, третье – дряхлых, вялых пеленанье, а четвертое – людям колодец (береза). Каждая загадка — отдельный слайд презентации.

№ 2. Высока, стройна, душиста, В небо тянется она. Вся одежда золотиста, Только шапка зелена (сосна)

№ 3. Стройная и прекрасная, на ней ягода красная. (рябина)

№ 4. Что за дерево стоит – ветра нет, а лист дрожит? (осина)

№ 5. Все детки на ветках- С рождения в беретках. С дерева упадут- Береток не найдут (дуб)

Учитель: Молодцы, все отгадали.

 

Здравствуй, вольная природа,

Лес – великая страна!

Удивительным народом

Та страна населена.

 

Дети отгадывают зверей по фото на слайдах (бобр, рысь, куница и т. д.)

 

Учитель: ребята, сейчас проведем экологический диктант. Вам нужно выбрать цифры из набора слов и получить пятизначное число.

1.Парк отдыха. 5.Национальный парк.

2.Лесопарк. 6.Энтомопарк.

3.Заповедник. 7.Дендрарий.

4.Ботанический сад. 8.Заказник.

– Эти охраняемые объекты появились еще на заре человеческой цивилизации. Священные рощи, леса, горы и другие природные объекты существовали античные времена в Древнем Риме и Греции, в цивилизациях Древнего Востока, у германских и славянских племён. Монголы сопоставляли горы с телом человека—их склоны и вершины назывались «голова», «спина», «щеки» и т.п. Да и в русском языке сохранился термин «горный хребет».Священные природные объекты считались непркосновенными.

– Микрозаповедник для охраны обычных насекомых. Это может быть заросшая дикими травами поляна, опушка леса, участок оврага, кусочек пришкольного участка, где прекращены обработка земли и специальное выращивание растений. Первый такой заповедник в России был создан в 1972 г. Недалеко от сибирского города Омска.

– В Республике Коми в 1994г. Создана заповедная зона «Югыд ва» для охраны девственных лесов. Угроза уничтожения древних лесов Коми исходила от возникающих время от времени новых проектов, подобных, например, коми—французскому проекту по передаче в долгосрочную аренду лесов Верхней Печоры. К какому статусу природного объекта относится «Югыд-ва»?

– Временно охраняемый участок земли или водного пространства, в пределах которого ограничивается хозяйственная деятельность человека с целью сохранения каких-либо компонентов данного природного комплекса. (лесные, болотные, зоологические, охотничьи и др.

– Часть ботанического сада, в котором собрана коллекция древесно-кустарниковых пород растений.

( ответ: 36587.)

 

Учитель: У природы есть много врагов: это стихийные бедствия типа ливней, засух, морозов, ураганов. За последние 100 лет водой разрушено более 2 млрд. га плодородной почвы. Разрушения продолжаются, и не только  стихийные. Их наносит человек.

 

Ученик-чтец:

Кромсаем лёд, меняем рек теченье, 

Твердим о том, что дел невпроворот…

Но мы ещё придём просить прощенья

У этих рек, барханов и болот.

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька…

Пока об этом думать неохота,

Сейчас нам не до этого. Пока.

Аэродромы, пирсы и перроны,

Леса без птиц и земли без воды…

Всё меньше окружающей природы,

Всё больше окружающей среды.

 

Учитель: Природа – это самое дорогое, что есть на нашей родной планете Земля, а человек – это маленькая часть живой природы. У людей есть праздники, и у Природы они, конечно же,  тоже есть. И один из них – это День Земли.

22 апреля – праздник, который знают во всем мире. Это День Земли. Этот праздник носит экологический характер и был создан, чтобы объединить людей всего мира в деле по защите окружающей среды. Впервые эта всепланетарная акция  стартовала в 1970 г. в Америке, а с 1972 г. по инициативе сенатора Г.Нельсона она стала официальным праздником. Согласно традиции в этот день в течение минуты раздаётся звон Колокола Мира. В это время люди должны призадуматься над тем, как сберечь планету и улучшить жизнь всех существ, живущих на ней.  

 

 

Альберт Швейцер писал: «Чем пристальнее мы всматриваемся в природу, тем больше осознаём, что мы связаны со всем живым в природе. Человек не может жить только для себя – мы должны осознать, что любая жизнь – ценность, и мы с ней связаны».

 

Ученик-чтец:

По страницам Красной книги

 

Охраняется Красною книгой

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери, охраняются змеи,

Охраняются, даже цветы.

 

Звучит фонограмма "Голоса леса".

 

 

Учитель: Когда-то давно природа решала: быть или не быть человеку. Теперь именно человек решает: быть или не быть природе. В 60-х годах Международный союз охраны природы и природных ресурсов счел необходимым вести списки объектов животного и растительного мира для охраны редких и исчезающих видов. Первая Красная книга в нашей стране была издана в 1978 году.

Красная книга информирует, призывает изучать флору и фауну, предупреждает о риске и советует, как избежать опасности. Главное ее практическое значение - спасение исчезающих видов и восстановление редких.

Красная книга - это не закон об охране животных и растений. Это - программа деятельности, которая основана на исчерпывающей сводке фактов, в которой собраны знания и опыт ученых-зоологов, любителей и знатоков природы. Ребята, послушайте рассказ о редких и исчезающих видах животных и растений, которые ещё сохранились на нашей планете.

 

Рассказ об исчезающих и редких  растениях и животных из Красной книги.

 

Ученик-чтец: 

 

Люблю мой край. Как странно слышать,
Ведь каждый человек свой любит край!
Но небо здесь синее, солнце выше!
И в цвет сирени здесь окрашен май.
Дождём и сеном пахнет лето,
Зовёт прохладою река...

А осень золотом одета,
Плывут клочками облака,
Лыжнею манит вдаль зима,
Морозным утром снег хрустит,
И выйдет с берегов река в апреле.
 И лес весной шумит,
Люблю мой край! Я много мест видала,
И можно хоть полмира обойти,
Но ближе и родней родного края,
Я думаю, мне больше не найти.

 

Викторина "По страницам Красной книги"

 

1 тур. "Встреча с Красной книгой"

1. Когда вышел первый том Красной книги Земли?  (1963-1965 г.)

2. Из скольких томов состоит Красная книга?  (Пять томов: "Млекопитающие", "Птицы", "Земноводные и пресмыкающиеся", "Рыбы", "Высшие растения").

3. Когда вышло первое издание Красной книги в СССР?  (1978 г.)

4. Что делается для того, чтобы сохранить редкие и исчезающие виды животных? (Организуются заповедники, заказники; животных подкармливают, охраняют от хищников и болезней; при очень низкой численности животных разводят в неволе, а затем выпускают в подходящие для них условия.)

5. Какие растения и животные заносятся в Красную книгу?

(Виды растений и животных, которым угрожает исчезновение с лица Земли.)

2 тур. "Они исчезли навсегда"

1. Эта птица не летала, а гнезда сооружала на земле. Ее называли "глупой" за то, что не могла убежать от человека. Селилась она на островах Индийского океана неподалеку от Мадагаскара. Последняя птица погибла в 1681 году. (Дронт)

2. Этот красивый и мощный зверь был истреблен к 1627 году. Он населял Европу, Малую Азию, Северную Африку. (Тур)

3. Их погубило вкусное мясо. Последняя птица погибла в зоопарке города Цинциннати в США в 1914 году.  (Странствующий голубь).

4. Огромные стада этих животных некогда паслись на равнинах Южной Африки. Их истребили буры, голландские переселенцы. Кожа шла на изготовление бурдюков для зерна, мясо - в пищу.

(Зебра-квагга).

3 тур. "В мире птиц"

1. Сколько видов птиц занесено в Красную книгу СССР? (80 видов).

2 .Какая самая крупная птица в Европе? (Лебедь).
3. Какие птицы могут преследовать автомобиль? (Страусы). 

4.У какой птицы язык покрыт шипами?  (У пингвинов, чтобы удерживать во рту скользкую рыбу).

4 тур. "Негромкая музыка цветов"

1. Какие цветы носят "человеческие" имена? (Лилия, роза, василек, иван-да-марья, иван-чай).

2. Комнатное растение, живущее, по поверьям, сто лет? (Алоэ).

3. Назовите водное растение, листья которого в диаметре достигают двух метров. Его красивые крупные цветки, напоминающие белую кувшинку, живут около полутора суток.

(Виктория-регия. Растет на реке Амазонке).

4. Какой цветок служит домом для мелких насекомых в ненастную погоду и ночью?

(Колокольчик, потому что он не закрывает свои цветки на ночь).
5. По каким цветам можно определять погоду? (Если одуванчики закрыли цветы, то будет дождь; если клевер закрыл свои цветочки и к земле клонится, то будет дождь).

 

Итоги

 

Подведение итогов викторины, итогов внеклассного мероприятия. Что узнали, ребята? Что понравилось? Интересно ли вам было?

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.