Экологическая тропа «Зеленая линия Майкора»
Пермский край
Юсьвинский муниципальный округ
МБОУ «Майкорская ОШИ для обучающихся с ОВЗ»
Экологическая тропа
«Зеленая линия Майкора»
(занятие для детей с 10 до 12 лет)
Ельченкова Наталья Валерьевна
п. Майкор, 2024 год
Пояснительная записка
В 2024 году на базе местного краеведческого музея работал отряд по месту жительства из учащихся МБОУ «Майкорская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» . Отряд разработал проект «Зеленая линия Майкора». Главной целью этого проекта было размещение табличек зеленого цвета на самых известных исторических и природных объектах Майкора. В ходе реализации проекта было прикреплено 12 табличек с краткой информацией об истории памятников. Среди объектов «Зеленой линии» было четыре парка, посаженных в Майкоре. Это лиственничный сад в центре (посажен лесничим со школьниками в 1898год), заводской сад (конец XIX века), сквер по улице Советской (посаженый жителями в честь 20-ой годовщины Победы), парк лесхоза (посажен в 1967 году к 50-летию Октябрьской революции).
Мы разработали не только проект «Зеленая линия», но и маршрут «Майкор: экологическая тропа».
Данная разработка занятия поможет учителям, педагогам и воспитателям родного поселка проводить экскурсии по Майкору.
Форма занятия : пешеходная экскурсия
Место проведения: лиственничный парк, церковный садик, заводской сад, сквер по улице «Советская», больничный городок ,парк лесхоза.
Цель: воспитание экологической культуры поведения ребенка на примере исторических достопримечательностей родного поселка.
Задачи: - воспитание экологической культуры поведения человека, как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом, так и отношения человека к природе;
- воспитывать бережное, экологически и экономически обоснованное, социально-активное отношение обучающихся к природе;
-создавать условия для формирования научных знаний о взаимосвязях, происходящих в природе;
-изучить природу родного края;
- познакомить с историей родного поселка;
-способствовать развитию коммуникативных и исследовательских способностей обучающихся;
-углубить знания школьников в области лесного хозяйства и экологии;
-формировать умения учащихся осуществлять на практике мероприятия, направленные на сбережение и приумножение природных богатств, на сохранение и усиление защитных, оздоровительных функций природы;
- воспитание чувства гордости за историческое прошлое малой родины.
Оборудование
1.Блокнот и карандаш для каждого воспитанника; 2. Карточки с заданиями для; наблюдения;
3.Фотоаппарат;
Ход занятия
(экскурсия рассчитана на 2-3 часа)
I. Организация воспитанников (форма одежды оговаривается заранее)-10 минут
1.В начале экскурсии проводится инструктаж по технике безопасности : необходимые правила дорожного движения, правила поведения во время пешеходных экскурсий, поведение в природе, правильное отношение к животному и растительному миру, бережное отношение к неживой природе.
2. Распределение класса (группы, отряда) на 4-5 человек, выбирается старший в группе, фотограф, корреспондент.
II. Вводная беседа (5 минут)
- Ребята, сегодня мы идем на экскурсию в природу, которая будет проходить по территории нашего поселка. Тема нашей экскурсии «Зеленая линия Майкора». На этой экскурсии мы познакомимся с искусственно посаженными парками Майкора , узнаем историю парков поселка, а также понаблюдаем за поведением птиц, животных, рассмотрим некоторые виды деревьев и кустарников, проанализируем экологическое состояние зеленых насаждений.
-Каждая группа получает карточки с заданиями. Карточки будем заполнять по ходу экскурсии.Мы учимся наблюдать, сравнивать , оценивать. Наш фотограф снимает интересные места по ходу экскурсии, важные рабочие моменты. После экскурсии подведем итоги, фотограф и корреспонденты оформят статью в школьную газету.
Карточка
Название парка | Привязка к местности | Деревья, кустарники | Животные, птицы | НасНасекомые еко | Оценка экологического состояния |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
III. Работа на местности
Исходной точкой экскурсии является лиственничный сад.
1. Остановка «Лиственничный сад» ( с переходом 20-25 минут)
Заходить на территорию сада можно только с разрешения заведующего детским садом.
Пояснение руководителя группы:
-Ребята , мы находимся около лиственничного сада. Его посадил местный лесничий в 1898 году. Саженцы лиственниц он привез из питомника. Сад он разбил около своего дома, в посадке растений ему помогали школьники. Сегодня лиственничный сад содержит 102 лиственницы, они посаженные стройными рядами, самое большое дерево в диаметре – 205 сантиметров, а самое маленькое – 40 сантиметров. Теперь в доме лесничего находится детский сад.
-Сейчас вы заполняете карточки. Будьте внимательны! Определите местоположение сада в Майкоре. Обратите внимание, что кроме лиственниц здесь имеются деревья других пород, посмотрите, какие птицы гнездятся на деревьях, что происходит с хвоей (зависит от времени года). Осмотрите территорию - есть ли мусор?
Ученики наблюдают, изучают, сравнивают и заполняют карточки.
2.Остановка «Церковный садик» ( с переходом 15 минут-20 минут)
- Ребята, на левом берегу реки стоят два исторических здания – старый деревянный храм и кирпичное недостроенное здание нового храма. По сложившейся традиции около храма обязательно разбивали сад, в церковном саду хоронили служителей церкви. В этом церковном саду до сих пор хранятся надгробные камни, которые устанавливали на могилах священников. Мы видим старый церковный садик, он сохранился не в лучшем виде: забор упал, сад зарос травой. С 1937 до 1991 года в здании храма располагалась 8-летняя школа, а потом Дом пионеров. Во время существования школы сад ученики приводили в порядок, здесь был учебно-опытный участок. В саду, кроме огромных тополей и лип, росли кусты сирени, черемухи, смородины, были разбиты клумбы, построены теплицы и парники.
В 1991 году здание храма вернули верующим прихожанам, здесь была действующая церковь до 2015 года. Сейчас церковь не действует, и ухаживать за садом некому.
-Ребята, сделайте свои записи в карточки.
3. Остановка «Заводской сад» (20-25 минут)
-Мы находимся в исторической части поселка. Мы стоим на том месте, где с 1811по 1955 годы был металлургический завод. От завода осталась плотина на реке, старая заводская дорога, здания управляющего заводом, главного инженера, контора. Около этих зданий с южной стороны, на берегу реки Иньва был разбит сад, К сожалению, имя садовника осталось неизвестно, но в этом саду собраны многие породы деревьев и кустарников. Сад был обнесен забором, его охранял сторож, к саду из завода вела деревянная лестница, по которой рабочие поднимались в сад. В конце XIX века в саду была беседка. В середине ХХ века в саду был летний театр, танцплощадка. В саду в 1990 году произрастало 349 деревьев, но сейчас старые, подгнившие, аварийные деревья убрали.
-Итак, наблюдаем, изучаем, записываем в карточки. Обратите внимание на экологическое состояние сада.
4.Остановка «Сквер»(20 минут)
-Ребята, к 20-летию Победы Советского народа над фашистской Германией жители Майкора решили заложить сквер, который ведет к Мемориалу погибших в годы Великой Отечественной войны. Это - улица Советская. Начиная от речки Кемельки до улицы Ленина был заложен сквер, он протянулся через три квартала. Местные жители рассказывали, что одни саженцы им привез лесхоз, другие саженцы принесли со своих огородов сами майкорцы и даже из заброшенных огородов выкапывали молодые деревья. До 1990 года север был огорожен, но к тому времени деревья выросли, окрепли и, старая изгородь была убрана. Большие деревья устояли, а вот кустарники сирени и акации были уничтожены бродячим скотом. К сожалению, такое тоже бывает.
-Заносим в карточки результаты наших исследований.
5. Остановка «Больничный сад» (10 -15 минут)
- Ребята, мы находимся на территории больницы .В 1901 году здесь . По инициативе главного врача М. Я. Каспаржака для отдыха выздоравливающих больных был разбит тополиный сад . Однако, в связи со строительством новой больницы деревья выпилили, и сейчас на месте сада пустырь. О чем говорит данный пример?
6. Остановка «Парк лесхоза» (25- 30 минут)
- Ребята, это тоже искусственно созданный парк. В 1967 году рабочие лесного хозяйства решили в честь праздника Октября ( тогда его широко отмечали),посадить деревья в виде серпа и молота вокруг здания конторы лесного хозяйства. Саженцы деревьев были привезены из Кудымкарского питомника. Старожилы и ветераны лесхоза рассказывают, что были высажены саженцы сосны, ели, тополя, рябины, березы , даже дубки и клены, но последние не прижились. Теперь этот сад вырос, старой здание конторы убрали, выстроили новое. Лесники разбили еще один садик около новой конторы. Мы можем видеть старый парк и через дорогу - молодой парк. Деревья в нем уже подросли и парки лесхоза хорошо видно с главной дороги.
-Записываем наши наблюдения в карточку.
IV. Рефлексия и обобщение (10 минут)
-Наша большая экскурсия подошла к концу Пусть каждый из вас скажет по одному предложению «Я узнал…», «Я научился…» ,«Я увидел…» и так далее. В целом у нас получится хороший итог нашему путешествию по «Зеленой линии». Сдаем карточки. Результат экскурсии подведем на следующем занятии.
- В ходе нашего путешествия вы узнали историю отдельных достопримечательностей родного поселка. Вы совершили пешеходную экскурсию и я уверена, что свежий воздух, легкий походный шаг, новые знания, хорошие впечатления принесут вам пользу.
Учащиеся возвращаются в учебное учреждение.
В помощь учителю
Историческая справка из музея
В настоящее время на территории поселка находятся три парка, охраняемые администрацией.
Первый парк был заложен у дома лесничего (ныне детский сад №1, напротив автостанции) . В1898 году лесничий привез саженцы лиственниц. Школьники разбили парк , посадили деревца. Сегодня в этом лиственничном парке произрастает 102 дерева. Самое большое дерево в диаметре 205 см, самое маленькое 40 см.
В тот же год врач заводской больницы М.Я .Каспаржак разбил тополиный парк около больницы. К сожалению , в 1990 годы этот парк был уничтожен, так как нужна была площадка для фундамента новой больницы.
Примерно в тот же период около дома управляющего заводом (ныне администрация поселения), домов главного инженера и бухгалтера (сейчас библиотека и музей) был разбит сад. В нем были посажены все деревья, имеющиеся в нашем крае. На сегодняшний день в саду 311 деревьев и кустарников различных пород.
По документам ГАПО и ГАСО (Пермский и Свердловский государственные архивы) управляющими (или «управители завода») были
1874 год-Григорий Людвигович Грасгоф.
1894-??Оберг
1897-?? Замятин
1902 -?? Брандт
1909-Е.Поленов
1913- ??Спижарный
1914-И.Давыдов
1918 году завод был национализирован.
В мае 1967 года к 50 – летию Октябрьской революции по инициативе директора лесхоза Садонина Анатолия Николаевича около конторы был разбит парк. Из Кудымкарского питомника привезли кедры, сосны, ёлочки, черноплодную рябину, яблони и даже дубок. Посадки сделали в виде серпа и молота, чередуя породы деревьев. Сегодня этот парк можно видеть при въезде в поселок слева от дороги.
В 2000 году было построено новое здание лесхоза, и там тоже разбили молодой парк.
Швецова Мария Николаевна
Сочинение
Зеленый наряд моего поселка
Я родилась в посёлке Майкор. Мой посёлок стоит на берегу красивой реки Иньва. Моя малая Родина имеет богатое историческое прошлое: Майкору почти четыреста лет. Каждая улица, каждое здание в старом посёлке имеет свою судьбу. А я хочу рассказать о зеленых парках нашего поселка.
В центре посёлка есть лиственничный сад, которому нынче исполнится сто двенадцать лет. Его для нас посадил лесничий ( к сожалению фамилию установить не удалось), он привёз маленькие саженцы из питомника и вместе со школьниками разбил около своего дома настоящий парк. В центре посёлка имеется церковь Богоявления Господня, её судьба-это отражение всех крупных событий страны. В тысяча восемьсот седьмом году церковь была освящена, являлась центром духовного воспитания населения, здесь церковный Совет в конце девятнадцатого века организовал «Общество трезвости». В тысяча девятьсот первом году был заложен кирпичный храм, но Первая Мировая война остановила его строительство. В тридцатые годы большевики церкви разрушили и закрыли. В здании деревянной церкви сделали семилетнюю школу. В конце девяностых годов двадцатого века верующие вновь вернули храму былое предназначение. С севера храм окружен липовой аллеей, а на южной стороне есть сад, содержащий огромные, в два обхвата, тополя. Еще двадцать лет назад в этом церковном саду были и кусты сирени и смородины, но потом кустарники стали старыми и их вырубили. Сегодня вековые деревья как будто охраняют наше святое место. А молодая поросль тополей распространилась по всему берегу и даже укрепилась на крутом склоне.
Двигаясь вдоль реки на запад, мы попадаем в заводской сад. Наш сад – любимое место отдыха майкорцев и гостей посёлка. Здесь растёт более трехсот деревьев разных пород. Здесь мы проводим День села, различные школьные мероприятия, спортивные состязания. И если приглядеться повнимательней , то можно заметить, что деревья в саду расположены с севера на юг в определённом порядке. Этот сад был посажен для заводского начальства ещё до тысяча девятьсот семнадцатого года, в центре была красивая беседка, а сам сад был обнесён забором. К саду от завода вела крутая лестница с маленькой лестничной площадкой ровно посередине, чтоб отдохнуть и осмотреться. В середине прошлого века в заводском саду была сцена под открытым небом и танцплощадка, на которой играл духовой оркестр.
Замечательным природным памятником является сосновый бор, расположенный за деревней Шаболята. Здесь есть источник с минеральной водой, а воздух звенит от чистоты и прохлады. С высокого склона, на котором растет сосновый бор, открывается великолепный вид на заречные дали.
Рукотворным памятником в посёлке является садик около лесхоза. Старожилы говорят, что его заложили в тысяча девятьсот шестьдесят седьмом году в честь пятидесятилетия Октябрьской революции. Пока деревья были маленькие, то с высоты птичьего полёта можно было прочитать из деревьев слово «КПСС». Сюда лесовозы завезли даже дубки, но они не прижились, а вот кедры и ели поднялись до самого неба.
Продолжая разговор о «зелёных памятниках» посёлка, я обязана рассказать о трех скверах по улице Советской. Вдоль всей улицы тянутся два ряда деревьев различных пород: берёза, липа, рябина, осина, сосна. Много в сквериках кустарников акации, сирени, шиповника. Мне рассказывала моя бабушка, что эти скверы соседи решили заложить в честь двадцатилетия Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Сами жители выискивали саженцы, выкапывали их в лесу, в огородах, даже в старых водосточных желобах. На улице был настоящий праздник, когда через несколько лет сквер зазеленел листвой. Его бережно обнесли оградой из мелких реек, обкашивали летом от густой травы. Жалко, что сегодня нет ограды, и бродячий скот обгрызает кору деревьев, и они засыхают на корню.
В тысяча девятьсот пятьдесят шестом году Майкорский металлургический завод ликвидировали в связи с разливом Камского водохранилища . В нашем поселке развернулось широкомасштабное строительство поселка сплавщиков леса Иньвенского рейда. Шла планомерная застройка «нового» поселка. Появились улицы имени Чехова, Лермонтова, Матросова, Вотинова. В тысяча девятьсот пятьдесят восьмом году был построен рейдовский клуб, а вокруг него посажены молодые тополя. И опять наш посёлок обогатился новым парком. Тополя, симметрично посаженные вокруг клуба работников сплавного рейда, порастали и радовали глаз. Аккуратно «подстриженные» они и нынче они хорошо вписываются в стандартные застройки домов. Талантливые и трудолюбивые работники культуры развели цветники между деревьями и на территории посёлка лесорубов есть своё место для отдыха.
Вот я и закончила экскурсию по зелёным памятникам родного посёлка.
Можно долго рассказывать о нашей реке Иньве, о памятниках архитектурной и воинской славы, но я ограничилась лишь историей зелёных насаждений. У каждого народа есть свои культовые и заветные деревья, в каждой семье есть своё любимое дерево, каждый человек обязан раз в жизни посадить дерево. А если деревья уже посажены, и они хранят историю села и страны, то мы - подрастающие поколение – должны беречь и природу, и историю.
Справка из сборника«Майкор . Календарь2010 год»
В июне каждого года стало доброй традицией отмечать День села на берегу реки в саду. Прохладная зелень сада даёт возможность майкорцам и гостям посёлка хорошо отдохнуть, весело провести вечер, посмотреть массу мероприятий.
Этот сад заложен в конце XIX века у дома управляющего Майкорским (Никитинским) металлургическим заводом. У стен здания посажены сосны в 3 ряда, стройные ряды деревьев окружали красивую беседку, а сам сад был обнесён высоким забором. В 50- е годы XX века в заводском саду была танцплощадка и летняя сцена, на которой играл духовой оркестр. Прямо от заводской проходной к саду вела лестница с перилами и маленькой лестничной площадкой с лавочками для отдыха. В саду проходили товарищеские встречи по футболу с командами из п. Пожва и г. Чермоза. Сейчас на месте футбольного поля – водонапорная башня. Сад содержит все породы деревьев и кустарников, которые произрастают в нашем крае: сосны, берёзы, ели, тополя, липы и так далее. Больше всего в саду тополей. В 50- е годы ХХ века кроны тополей подрезали, и за 60 лет верхушки отрасли снова, образуя густой свод веток. Всего в саду 311 деревьев.
Справки из архивов
«Священномученик Михаил (Михаил Петрович Киселев),
протоиерей Богоявленской церкви
Никитинского (Майкорского) завода
Соликамского уезда Пермской губернии
Родился 21 октября 1855 года в семье протоиерея.
В 1877 году окончил Пермскую Духовную семинарию и с 1 сентября 1877 года по 5 ноября 1885 года являлся учителем и законоучителем в народных училищах Чердынского уезда.
17 ноября 1885 года епископом Ефремом (Рязановым) рукоположен в сан священника и назначен настоятелем Николаевской церкви села Кыласова Кунгурского уезда.
В ночь на 20 декабря 1918 года 62-летний отец Михаил был схвачен и уведен из Никитинского завода отступающими бандами Красной армии. Вместе с ним увели священника Богоявленской церкви Александра Федосеева, его сына – служащего заводской конторы – и смотрителя завода Леонида Евсеевича Петелина. С отца Михаила потребовали «уплаты контрибуции за жизнь» в 10 тысяч рублей. Семья отдала все сбережения – 4 тысячи рублей. Но это не помогло – жертвы домой не вернулись.
Уже 20-го декабря Сибирские войска захватили завод и организовали поиски уведенных. На пятые сутки тела мучеников нашли около завода под снегом на лугу. Все жертвы были исколоты штыками. На теле отца Михаила обнаружено восемнадцать штыковых ран.
Протоиерей Михаил Киселев прослужил настоятелем Майкорской церкви 28 лет и снискал всеобщее уважение и любовь прихожан. Многие из них умоляли его скрыться на время отступления красных, но он пожелал остаться до конца на своем посту и принял мученическую кончину. Убиенных при громадном стечении народа похоронили в общей могиле в церковной ограде.2
Священномученик Александр (Александр Григорьевич Федосеев), священник Богоявленской церкви Майкорского завода
Соликамского уезда Пермской губернии
Родился 24 июля 1866 года в семье канцелярского служителя.
В 1888 году окончил Пермскую Духовную семинарию.
7 августа того же года епископом Владимиром (Никольским) рукоположен во священника к Соликамскому Свято-Троицкому собору.
22 ноября 1891 года переведен в Сретенскую церковь села Сретенского Пермского уезда.
10 декабря 1893 года переведен в Богоявленскую церковь Майкорского завода Соликамского уезда.3
Награжден наперсным крестом от Священного Синода.4
6 мая 1916 года по представлению Епархиального начальства награжден орденом Святой Анны 3 степени.
После Октябрьской революции в Майкоре был создан Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.
В начале декабря 1918 года к Верхнекамью стали приближаться Колчаковские войска. В то же время в крае начались крестьянские восстания. Майкорский отряд Красной гвардии несколько раз ездил на подавление восстаний в селах.
В середине декабря в Майкор прибыл красногвардейский отряд Афонии Назукина, состоящий из усольских, березниковских и пожевских рабочих. Немало влилось в отряд Назукина и майкорских красногвардейцев.
Но в конце декабря под натиском белых войск красные были вынуждены эвакуироваться из Майкора. В последние дни перед эвакуацией, по приказу партийной организации, красногвардейцы, повсюду творящие злодеяния, совершили их и в заводе Майкор. В ночь с 19 на 20 декабря, как «руководители готовящегося восстания в Майкоре», были схвачены и уведены из завода: настоятель Майкорской Богоявленской церкви протоиерей Михаил Киселев, 62-х летний старец; священник Александр Федосеев; его сын, Александр Федосеев, служащий заводской конторы и смотритель завода Леонид Евсеевич Петелин.
Уже на следующий день, 20-го декабря, Сибирские войска Белой армии заняли завод. Ими были организованы поиски уведенных. Через пять дней тела мучеников нашли возле завода на лугу под снегом. Все жертвы были исколоты штыками. Убиенных при громадном стечении народа похоронили в общей могиле в церковной ограде.5
Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года священник Александр (Федосеев) прославлен в лике святых Новомучеников и Исповедников Российских.
Память совершается 21 сентября / 4 октября.»
1 ГАПК, Ф. 540, оп. 1, д. 29, л. 5 об.–8 об.; д. 30, л. 14 об.–16 об.; д. 41, л. 35 об.–37 об.; д. 44, л. 4 об.–5 об.; д. 48, л. 4 об.–5 об.
2 «Свободная Пермь», 21 января, № 18, 1919 г.
3 ГАПК, Ф. 540, оп. 1, д. 30, л. 16 об.–18 об.
4 Ершов П., диак. «Справочная книга Пермской епархии», Пермь, типография Каменского П.Ф. 1911, с. 89.
5 «Свободная Пермь» 21 января, № 18, 1919 г.
12