12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна Николаевна Сульгина3509
Воспитатель дошкольных групп Буготакской средней школы. В 2021 году аттестовалась на первую квалификационную категорию. Педагогический стаж 6 лет. Педагог кружка дополнительного образования по тестопластике "Юные скульпторы"
Россия, Новосибирская обл., Буготак

13


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Тогучинского района «Буготакская средняя школа»



Педагогический проект по экологическому воспитанию

для дошкольников от 6 до 7 лет

«Буготакские сопки».


t1666677635aa.gif

Автор: воспитатель

Сульгина Татьяна Николаевна​​​​​​​

Директор школы: Амелько Любовь Пантилимоновна




с. Буготак, 2022 г

Описание проекта: предлагаю вашему вниманию экологический проект «Буготакские сопки».

Данный материал будет полезен педагогам, родителям.

Тип проекта: детско – взрослый.

Вид проекта: познавательный, творческий.

По числу детей: коллективный.

По продолжительности: краткосрочный.

Участники проекта: дети подготовительной группы комбинированной направленности (6-7 лет), воспитатели, родители.

Обоснование разработки проекта: в Новосибирской области, Тогучинского района, в окрестностях посёлка Горный, расположены «Буготакские сопки». Среди которых выделяются: Лысая, Мохнатая (самая высокая на данный момент) и Большая.

«Буготакские сопки» - это богатый памятник природы регионального значения, документально подтверждённый Новосибирским областным Советом депутатов от 25.02.1998 г. К сожалению, про богатый памятник природы дети дошкольных групп Буготакской средней школы ничего не знают. Таким образом, у меня зародилась мысль реализовать с детьми экологический проект про «Буготакские сопки».

Проблема: к большому сожалению, «Буготакские сопки» несколько десятков лет назад сильно пострадали в экологическом плане. В 1950х годах самая высокая сопка под названием «Холодная» и ещё три сопки, исчезли с лица земли, потому что их использовали для добычи строительных материалов и постройки Новосибирской ГЭС. В данный момент экологическая проблема заключается в том, что на одной из сопок производится чрезмерный выпас скота. Дальнейший интенсивный выпас скота может привести к потере редких растений, которые занесены в Красную книгу РСФСР (Ковыль перистый – дерновинный, Ковыль Залесского – дерновинный, Венерин башмачок).

Что же дети знают о сопках? Кроме названия, скорее всего ничего. Дети не знают, какие растения растут на сопках, какие животные там обитают. Что «Буготаские сопки» - это природоохранный памятник Новосибирской области, который нужно оберегать и не подвергать экологической проблеме путем сбора людьми пищевых, декоративных и лекарственных растений.

Цель проекта: повысить знания детей о значении «Буготакских сопок» в экологизации.

Актуальность: сегодня человечество переживает состояние глубокого экологического кризиса, поэтому экологическое воспитание является актуальным в нашем современном мире. Нужно с малых лет детям прививать любовь к природе родного края, научить сохранять природу, научить нести ответственность за все, что происходит в окружающей среде.


Задачи:

1.Расширять представления детей об экологических проблемах, связанных с исчезновением редких растений и аполлонов;

2.Воспитывать у дошкольников экологическую культуру, учить беречь удивительную красоту родного края;

3.Формировать представления о роли природоохранных памятниках в жизни человека;

4.Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки умения в рисовании, лепке из соленого теста, пластилина, аппликации; развивать творческие способности.

Ожидаемые результаты проекта:

Для детей:

1.Дети научатся понимать необходимость бережного отношения к природоохранным объектам, как природному ресурсу;

2.Дети научатся беречь природоохранные памятники родного края;

3.Получат знания об экологической проблеме «Буготакских сопок»;

4.Будут развиты творческие способности, воображение, пространственное мышление.

Для педагогов:

1.Повысится интерес к данной экологической проблеме, будут взаимодействовать с родителями по защите природоохранного места;

2.Будут прививать детям любовь к своему краю, прививать сохранять редкие растения «Буготакских сопок»;

3.Будет реализован единый подход к экологическому воспитанию в семье и в нашем образовательном учреждении.

Для родителей:

1.Родители станут активными участниками проекта, оценят важность и необходимость формирования у детей ценностного отношения к природе.


План реализации проекта:

1 этап

Выявление проблемы.

2 этап

Предварительная работа.

3 этап

Выполнение проекта. (Организация совместной работы детей, родителей, педагогов над проектом).

4 этап

Творческая деятельность детей.

1. Выявление проблемы.

На нашей земле, недалеко от посёлка Горный расположен уникальный природоохранный памятник Новосибирской области - «Буготакские сопки». Экологическое состояние «Буготакских сопок» вызывает беспокойство. Современное поведение людей, в ближайшем будущем может плохо отразиться на растительности редких растений, обитании животных и птиц, многие из которых занесены в Красную книгу.

Мы, педагоги дошкольных групп «Буготакской средней школы» обязаны прививать навыки экологически – грамотного отношения к природоохранному памятнику родного края Новосибирской области – «Буготакским сопкам», это от части, решит глобальную экологическую проблему в родном краю.

2. Предварительная работа.

1.Разработка конспекта занятия о знакомстве с «Буготакскими сопками» и их экологическими проблемами;

2.Разработка, подбор конспекта занятий об обитателей, растений «Буготакских сопок»;

3.Подбор информации про экологию (исчезновение редких растений на «Буготакских сопках»).

4.Подбор дидактических игр, художественной литературы, иллюстраций для детей;

5.Привлечение родителей, приглашение их к сотрудничеству, введение их в тему проекта.

3. Реализация проекта.

Совместная деятельность детей и педагогов.

Беседы: «Экологическая проблема окружающей среды», «Растения Буготакских сопок».

Просмотр видеоролика: «Памятник природы «Буготакские сопки»», «Земля в опасности».

Чтение художественной литературы: С. Михалков «Будь человеком», Я. Аким «Наша планета».

Дидактические игры: Дидактическая игра «Какого растения не стало», «Какие хищные птицы живут на «Буготакских сопках»».

Сюжетно – ролевые игры: «Собери мусор», «Мы – экологи».

Динамичные паузы:

Физкультминутка «Гора», «На горе стоит лесок».

Работа с родителями:

Буклет на тему: «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста».

4. Продукты творческой деятельности детей.

Рисование «Сопки».

Лепка из соленого теста «Хищная птица сокол».

Аппликация «Горы».

Заключительный этап.

В результате работы над проектом, направленным на борьбу с экологической проблемой «Буготакских сопок», дети узнают, что «Буготакские сопки» богатый памятник природы. Они станут отзывчивы к объектам живой и неживой природы, правильно оценивая последствия действий человека.

Родители проявят заинтересованность экологической проблемы «Буготакских сопок», научат детей знать и понимать экологическую проблему человечества (загрязнение окружающей среды, выброс мусора, разрушение богатых памятников природы, для добычи строительных материалов).

Работая в данном направлении, смело можно сказать, что педагоги, родители, дети внесут свой посильный вклад в дело спасения богатого памятника природы «Буготакских сопок». Добрые дела не остаются незамеченными – они являются положительным примером для подрастающего поколения!

Литература.

1. Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду: МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2010 г

2. Николаева С. Н. Эколог в детском саду: Программа повышения квалификации дошкольных работников.- М.: Мозаика – Синтез, 2004 г

3. Шорыгина Т. А. Познавательные сказки. Беседы с детьми о Земле и ее жителях. – М.: ТЦ Сфера, 2015 г

4. Шорыгина Т. А. Беседы об основах безопасности с детьми 5 -8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2013 г

Интернет ресурсы.

https://infourok.ru/kartoteka-didakticheskih-igr-po-ekologii-dlya-dou-4083882.html

https://doshkolnik.net/fizkultminutki/fizminutka-po-goram.html

https://poemata.ru/poets/akim-yakov/nasha-planeta/

https://www.culture.ru/poems/45287/bud-chelovekom

https://yandex.ru/video/preview/8257583119225637501

https://dzen.ru/media/siberiaevgenimuhortov/poselok-gornyi-reka-inia-bugotakskie-sopki-toguchinskii-raion-novosibirskoi-oblasti-zapadnaia-sibir-rossii-6293564e03b73906ab1290f9?utm_source=dzen_suggest

https://yutka-k.livejournal.com/82393.html




Приложение 1


Беседа на тему «Экологическая проблема окружающей среды».

Возрастная категория детей от 6 до 7 лет

Цель: - формировать у детей бережное отношение к природе.

Тему сегодняшней беседы можно рассматривать как  «Экологическая катастрофа». Катастрофа - это очень страшное слово. Дети, как вы понимаете это слово? 

( непоправимая беда, крушение, трагедия, трагическое событие).

Действительно, катастрофа-это и непоправимая беда, и трагедия, и авария, и крушение, и катаклизм. А экологическая катастрофа – это крушение жизни на Земле.  И это, конечно же, может привести к трагическим последствиям для всего человечества. Чтобы сохранить планету, нужно объединить всех людей, повысить экологическую культуру каждого человека

Если бы наша Земля могла бы говорить, она бы уже кричала: «Остановитесь люди! Планета в опасности! Наше село и всю Землю настигла «Экологическая катастрофа»». Да, она кричит, громко заявляя о себе стихийными бедствиями и катаклизмами. Только люди не хотят слышать этого голоса. Они продолжают истреблять природу. Бросают мусор в лесах, на берегах и реках.

Просмотр видеоролика " Земля в опасности"

https://youtu.be/KWjjfg4N7ZA

Во многих населённых пунктах, больших городах уже сейчас остро стоит проблема очистки мусора. Почва загрязняется промышленными и сельскохозяйственными отходами. В роли главных загрязнителей выступают металлы и их соединения, ядохимикаты, радиоактивные вещества, бытовой мусор. Радиоактивное загрязнение – это заражение такими элементами, распад которых сопровождается излучением. Это излучение может продолжаться несколько лет, проникая в живые организмы и вызывая в них различные мутации. Ученые считают, что к середине следующего века может исчезнуть четверть, а то и половина из ныне живущих видов. Это массовое вымирание также является результатом деятельности человека, люди не понимают, какой вред они приносят природе, выбрасывая мусор в реки, на берега рек, в леса.

В чем же выход? Как мы можем помочь нашей планете Земля и нашему с вами селу? Наш ответ -  повышение экологической культуры каждого человека. Учиться беречь окружающую среду нашего села и планеты Земля. Человек, обладающий экологической культурой, осознает себя не отдельной особью, а частичкой природной среды. Он понимает, что помогая природе, он помогает самому себе!

Во всем мире сбор и переработка мусора приносят прибыль. На специальных предприятиях перерабатывают бумагу, стекло, металл, полиэтилен и делают строительные материалы, получают удобрения, сжиженный газ, метан и даже бензин. Из отходов вырабатывают тепло и электроэнергию. Предлагаю начать уже с сегодняшнего дня воспитывать в себе культурного и бережного человека, который заботится об окружающей среде нашей с вами природы, ведь мусор это наше с вами золото, которому можно и нужно давать вторую жизнь!

Вопросы:

1. Можно ли бросать мусор в реки, на берега рек, в леса?

2.Согласны ли вы, что миру угрожает «Экологическая катастрофа»?

3.Как избежать «Экологической катастрофы»?

4. Что можно сделать с пустой пластмассовой бутылкой? Использованной батарейкой?

5. Нужны ли урны в природе?

6. Переработка мусора - это хорошо или плохо?





Приложение 2


Просмотр видеоролика «Памятник природы «Буготакские сопки»»

https://youtu.be/eHUoYxi5eLA





Приложение 3

Чтение стихотворений


С. Михалков «Будь человеком»

В лесу мурашки-муравьи
Живут своим трудом,
У них обычаи свои
И муравейник — дом.

Миролюбивые жильцы
Без дела не сидят:
С утра на пост бегут бойцы,
А няньки в детский сад.

Рабочий муравей спешит
Тропинкой трудовой,
С утра до вечера шуршит
В траве и под листвой.

Ты с палкой по лесу гулял
И муравьиный дом,
Шутя, до дна расковырял
И подпалил потом.

Покой и труд большой семьи
Нарушила беда.
В дыму метались муравьи,
Спасаясь кто куда.

Трещала хвоя. Тихо тлел
Сухой, опавший лист.
Спокойно сверху вниз смотрел
Жестокий эгоист…

За то, что так тебя назвал,
Себя я не виню, –
Ведь ты того не создавал,
Что предавал огню.

Живешь ты в атомный наш век
И сам — не муравей,
Будь Человеком, человек,
Ты на земле своей!



Я. Аким «Наша планета»



Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут,

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету –

Ведь другой, похожей, нету!


Приложение 4

Дидактические игры


«Какого растения не стало»

Цель: учить детей называть растения, которые растут на «Буготакских сопках» (ирисы-касатики, одноцветковая фиалка, кустарники спиреи, шиповник) развивать зрительную память, воспитывать желание заботиться о растениях.


Материал: распечатанные картинки растений «Буготакских сопок».


Ход игры: воспитатель прикрепляет на мольберт растения «Буготакских сопок», дети называют их. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и прячет одну картинку с растением.

Дети открывают глаза, они должны отгадать какой картинки с растением не стало, называть его.

t1666677635ab.jpg


«Какие птицы живут на «Буготакских сопках»»

Цель: закреплять знания детей о хищных птицах (полевой лунь, обыкновенная пустельга, канюк, сокол-дербник) развивать память, речь.


Материал: распечатанные картинки разных хищных птиц.


Ход игры: воспитатель предлагает детям выбрать среди выбранных картинок только тех хищных птиц, который живут на «Буготакских сопках».


t1666677635ac.jpg


Приложение 5


Динамичные паузы


Физкультминутка «Гора»

Люди с самого рожденья, жить не могут без движенья.
(Руки опустите, выровняйте спину, голову не наклоняйте.

Медленно поднимите руки вверх и сцепите их в замок над головой. Представьте, что ваше тело – как гора.)

Одна половинка горы говорит: «Сила во мне!» и тянется вверх.
Другая говорит: «Нет, сила во мне!» и тоже тянется вверх.
«Нет! – решили они. Мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих».
Потянулись обе вместе, сильно-сильно. Медленно опустите руки и улыбнитесь. Молодцы!



Физкультминутка «На горе стоит лесок»

На горе стоит лесок (круговые движения руками)
Он не низок не высок (сесть, встать, руки вверх)
Удивительная птица подает нам голосок (глаза и руки вверх, потянуться)
По тропинке два туриста шли домой издалека (ходьба на месте)
Говорят: «Такого свиста, мы не слышали пока»







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.