Экологический проект «Буготакские сопки»
13
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Тогучинского района «Буготакская средняя школа»
Педагогический проект по экологическому воспитанию
для дошкольников от 6 до 7 лет
«Буготакские сопки».
Автор: воспитатель
Сульгина Татьяна Николаевна
Директор школы: Амелько Любовь Пантилимоновна
с. Буготак, 2022 г
Описание проекта: предлагаю вашему вниманию экологический проект «Буготакские сопки».
Данный материал будет полезен педагогам, родителям.
Тип проекта: детско – взрослый.
Вид проекта: познавательный, творческий.
По числу детей: коллективный.
По продолжительности: краткосрочный.
Участники проекта: дети подготовительной группы комбинированной направленности (6-7 лет), воспитатели, родители.
Обоснование разработки проекта: в Новосибирской области, Тогучинского района, в окрестностях посёлка Горный, расположены «Буготакские сопки». Среди которых выделяются: Лысая, Мохнатая (самая высокая на данный момент) и Большая.
«Буготакские сопки» - это богатый памятник природы регионального значения, документально подтверждённый Новосибирским областным Советом депутатов от 25.02.1998 г. К сожалению, про богатый памятник природы дети дошкольных групп Буготакской средней школы ничего не знают. Таким образом, у меня зародилась мысль реализовать с детьми экологический проект про «Буготакские сопки».
Проблема: к большому сожалению, «Буготакские сопки» несколько десятков лет назад сильно пострадали в экологическом плане. В 1950х годах самая высокая сопка под названием «Холодная» и ещё три сопки, исчезли с лица земли, потому что их использовали для добычи строительных материалов и постройки Новосибирской ГЭС. В данный момент экологическая проблема заключается в том, что на одной из сопок производится чрезмерный выпас скота. Дальнейший интенсивный выпас скота может привести к потере редких растений, которые занесены в Красную книгу РСФСР (Ковыль перистый – дерновинный, Ковыль Залесского – дерновинный, Венерин башмачок).
Что же дети знают о сопках? Кроме названия, скорее всего ничего. Дети не знают, какие растения растут на сопках, какие животные там обитают. Что «Буготаские сопки» - это природоохранный памятник Новосибирской области, который нужно оберегать и не подвергать экологической проблеме путем сбора людьми пищевых, декоративных и лекарственных растений.
Цель проекта: повысить знания детей о значении «Буготакских сопок» в экологизации.
Актуальность: сегодня человечество переживает состояние глубокого экологического кризиса, поэтому экологическое воспитание является актуальным в нашем современном мире. Нужно с малых лет детям прививать любовь к природе родного края, научить сохранять природу, научить нести ответственность за все, что происходит в окружающей среде.
Задачи:
1.Расширять представления детей об экологических проблемах, связанных с исчезновением редких растений и аполлонов;
2.Воспитывать у дошкольников экологическую культуру, учить беречь удивительную красоту родного края;
3.Формировать представления о роли природоохранных памятниках в жизни человека;
4.Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки умения в рисовании, лепке из соленого теста, пластилина, аппликации; развивать творческие способности.
Ожидаемые результаты проекта:
Для детей:
1.Дети научатся понимать необходимость бережного отношения к природоохранным объектам, как природному ресурсу;
2.Дети научатся беречь природоохранные памятники родного края;
3.Получат знания об экологической проблеме «Буготакских сопок»;
4.Будут развиты творческие способности, воображение, пространственное мышление.
Для педагогов:
1.Повысится интерес к данной экологической проблеме, будут взаимодействовать с родителями по защите природоохранного места;
2.Будут прививать детям любовь к своему краю, прививать сохранять редкие растения «Буготакских сопок»;
3.Будет реализован единый подход к экологическому воспитанию в семье и в нашем образовательном учреждении.
Для родителей:
1.Родители станут активными участниками проекта, оценят важность и необходимость формирования у детей ценностного отношения к природе.
План реализации проекта:
1 этап
Выявление проблемы.
2 этап
Предварительная работа.
3 этап
Выполнение проекта. (Организация совместной работы детей, родителей, педагогов над проектом).
4 этап
Творческая деятельность детей.
1. Выявление проблемы.
На нашей земле, недалеко от посёлка Горный расположен уникальный природоохранный памятник Новосибирской области - «Буготакские сопки». Экологическое состояние «Буготакских сопок» вызывает беспокойство. Современное поведение людей, в ближайшем будущем может плохо отразиться на растительности редких растений, обитании животных и птиц, многие из которых занесены в Красную книгу.
Мы, педагоги дошкольных групп «Буготакской средней школы» обязаны прививать навыки экологически – грамотного отношения к природоохранному памятнику родного края Новосибирской области – «Буготакским сопкам», это от части, решит глобальную экологическую проблему в родном краю.
2. Предварительная работа.
1.Разработка конспекта занятия о знакомстве с «Буготакскими сопками» и их экологическими проблемами;
2.Разработка, подбор конспекта занятий об обитателей, растений «Буготакских сопок»;
3.Подбор информации про экологию (исчезновение редких растений на «Буготакских сопках»).
4.Подбор дидактических игр, художественной литературы, иллюстраций для детей;
5.Привлечение родителей, приглашение их к сотрудничеству, введение их в тему проекта.
3. Реализация проекта.
Совместная деятельность детей и педагогов.
Беседы: «Экологическая проблема окружающей среды», «Растения Буготакских сопок».
Просмотр видеоролика: «Памятник природы «Буготакские сопки»», «Земля в опасности».
Чтение художественной литературы: С. Михалков «Будь человеком», Я. Аким «Наша планета».
Дидактические игры: Дидактическая игра «Какого растения не стало», «Какие хищные птицы живут на «Буготакских сопках»».
Сюжетно – ролевые игры: «Собери мусор», «Мы – экологи».
Динамичные паузы:
Физкультминутка «Гора», «На горе стоит лесок».
Работа с родителями:
Буклет на тему: «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста».
4. Продукты творческой деятельности детей.
Рисование «Сопки».
Лепка из соленого теста «Хищная птица сокол».
Аппликация «Горы».
Заключительный этап.
В результате работы над проектом, направленным на борьбу с экологической проблемой «Буготакских сопок», дети узнают, что «Буготакские сопки» богатый памятник природы. Они станут отзывчивы к объектам живой и неживой природы, правильно оценивая последствия действий человека.
Родители проявят заинтересованность экологической проблемы «Буготакских сопок», научат детей знать и понимать экологическую проблему человечества (загрязнение окружающей среды, выброс мусора, разрушение богатых памятников природы, для добычи строительных материалов).
Работая в данном направлении, смело можно сказать, что педагоги, родители, дети внесут свой посильный вклад в дело спасения богатого памятника природы «Буготакских сопок». Добрые дела не остаются незамеченными – они являются положительным примером для подрастающего поколения!
Литература.
1. Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду: МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2010 г
2. Николаева С. Н. Эколог в детском саду: Программа повышения квалификации дошкольных работников.- М.: Мозаика – Синтез, 2004 г
3. Шорыгина Т. А. Познавательные сказки. Беседы с детьми о Земле и ее жителях. – М.: ТЦ Сфера, 2015 г
4. Шорыгина Т. А. Беседы об основах безопасности с детьми 5 -8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2013 г
Интернет ресурсы.
https://infourok.ru/kartoteka-didakticheskih-igr-po-ekologii-dlya-dou-4083882.html
https://doshkolnik.net/fizkultminutki/fizminutka-po-goram.html
https://poemata.ru/poets/akim-yakov/nasha-planeta/
https://www.culture.ru/poems/45287/bud-chelovekom
https://yandex.ru/video/preview/8257583119225637501
https://yutka-k.livejournal.com/82393.html
Приложение 1
Беседа на тему «Экологическая проблема окружающей среды».
Возрастная категория детей от 6 до 7 лет
Цель: - формировать у детей бережное отношение к природе.
Тему сегодняшней беседы можно рассматривать как «Экологическая катастрофа». Катастрофа - это очень страшное слово. Дети, как вы понимаете это слово?
( непоправимая беда, крушение, трагедия, трагическое событие).
Действительно, катастрофа-это и непоправимая беда, и трагедия, и авария, и крушение, и катаклизм. А экологическая катастрофа – это крушение жизни на Земле. И это, конечно же, может привести к трагическим последствиям для всего человечества. Чтобы сохранить планету, нужно объединить всех людей, повысить экологическую культуру каждого человека
Если бы наша Земля могла бы говорить, она бы уже кричала: «Остановитесь люди! Планета в опасности! Наше село и всю Землю настигла «Экологическая катастрофа»». Да, она кричит, громко заявляя о себе стихийными бедствиями и катаклизмами. Только люди не хотят слышать этого голоса. Они продолжают истреблять природу. Бросают мусор в лесах, на берегах и реках.
Просмотр видеоролика " Земля в опасности"
Во многих населённых пунктах, больших городах уже сейчас остро стоит проблема очистки мусора. Почва загрязняется промышленными и сельскохозяйственными отходами. В роли главных загрязнителей выступают металлы и их соединения, ядохимикаты, радиоактивные вещества, бытовой мусор. Радиоактивное загрязнение – это заражение такими элементами, распад которых сопровождается излучением. Это излучение может продолжаться несколько лет, проникая в живые организмы и вызывая в них различные мутации. Ученые считают, что к середине следующего века может исчезнуть четверть, а то и половина из ныне живущих видов. Это массовое вымирание также является результатом деятельности человека, люди не понимают, какой вред они приносят природе, выбрасывая мусор в реки, на берега рек, в леса.
В чем же выход? Как мы можем помочь нашей планете Земля и нашему с вами селу? Наш ответ - повышение экологической культуры каждого человека. Учиться беречь окружающую среду нашего села и планеты Земля. Человек, обладающий экологической культурой, осознает себя не отдельной особью, а частичкой природной среды. Он понимает, что помогая природе, он помогает самому себе!
Во всем мире сбор и переработка мусора приносят прибыль. На специальных предприятиях перерабатывают бумагу, стекло, металл, полиэтилен и делают строительные материалы, получают удобрения, сжиженный газ, метан и даже бензин. Из отходов вырабатывают тепло и электроэнергию. Предлагаю начать уже с сегодняшнего дня воспитывать в себе культурного и бережного человека, который заботится об окружающей среде нашей с вами природы, ведь мусор это наше с вами золото, которому можно и нужно давать вторую жизнь!
Вопросы:
1. Можно ли бросать мусор в реки, на берега рек, в леса?
2.Согласны ли вы, что миру угрожает «Экологическая катастрофа»?
3.Как избежать «Экологической катастрофы»?
4. Что можно сделать с пустой пластмассовой бутылкой? Использованной батарейкой?
5. Нужны ли урны в природе?
6. Переработка мусора - это хорошо или плохо?
Приложение 2
Просмотр видеоролика «Памятник природы «Буготакские сопки»»
Приложение 3
Чтение стихотворений
С. Михалков «Будь человеком»
В лесу мурашки-муравьи
Живут своим трудом,
У них обычаи свои
И муравейник — дом.
Миролюбивые жильцы
Без дела не сидят:
С утра на пост бегут бойцы,
А няньки в детский сад.
Рабочий муравей спешит
Тропинкой трудовой,
С утра до вечера шуршит
В траве и под листвой.
Ты с палкой по лесу гулял
И муравьиный дом,
Шутя, до дна расковырял
И подпалил потом.
Покой и труд большой семьи
Нарушила беда.
В дыму метались муравьи,
Спасаясь кто куда.
Трещала хвоя. Тихо тлел
Сухой, опавший лист.
Спокойно сверху вниз смотрел
Жестокий эгоист…
За то, что так тебя назвал,
Себя я не виню, –
Ведь ты того не создавал,
Что предавал огню.
Живешь ты в атомный наш век
И сам — не муравей,
Будь Человеком, человек,
Ты на земле своей!
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!
Приложение 4
Дидактические игры
«Какого растения не стало»
Цель: учить детей называть растения, которые растут на «Буготакских сопках» (ирисы-касатики, одноцветковая фиалка, кустарники спиреи, шиповник) развивать зрительную память, воспитывать желание заботиться о растениях.
Материал: распечатанные картинки растений «Буготакских сопок».
Ход игры: воспитатель прикрепляет на мольберт растения «Буготакских сопок», дети называют их. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и прячет одну картинку с растением.
Дети открывают глаза, они должны отгадать какой картинки с растением не стало, называть его.
«Какие птицы живут на «Буготакских сопках»»
Цель: закреплять знания детей о хищных птицах (полевой лунь, обыкновенная пустельга, канюк, сокол-дербник) развивать память, речь.
Материал: распечатанные картинки разных хищных птиц.
Ход игры: воспитатель предлагает детям выбрать среди выбранных картинок только тех хищных птиц, который живут на «Буготакских сопках».
Приложение 5
Динамичные паузы
Физкультминутка «Гора»
Люди с самого рожденья, жить не могут без движенья.
(Руки опустите, выровняйте спину, голову не наклоняйте.
Медленно поднимите руки вверх и сцепите их в замок над головой. Представьте, что ваше тело – как гора.)
Одна половинка горы говорит: «Сила во мне!» и тянется вверх.
Другая говорит: «Нет, сила во мне!» и тоже тянется вверх.
«Нет! – решили они. Мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих».
Потянулись обе вместе, сильно-сильно. Медленно опустите руки и улыбнитесь. Молодцы!
Физкультминутка «На горе стоит лесок»
На горе стоит лесок (круговые движения руками)
Он не низок не высок (сесть, встать, руки вверх)
Удивительная птица подает нам голосок (глаза и руки вверх, потянуться)
По тропинке два туриста шли домой издалека (ходьба на месте)
Говорят: «Такого свиста, мы не слышали пока»