Конспект урока по окружающему миру на тему «Вода. Свойства воды. Берегите воду!» (3 класс)
/data/files/x1604394280.pptx (Презентация. Вода.)Тема: Вода. Свойства воды. Берегите воду! (УМК «Школа России»)
Коновалова Евгения Валерьевна
Цель: обобщить и расширить знания учащихся о воде, об использовании воды человеком и мерах ее охраны.
Задачи:
1) изучить свойства воды;
2) воспитывать бережное отношение к водным ресурсам.
3)развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать;
4)развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД:
-поиск и выделение необходимой информации из текста в соответствии с заданием;
-умение определять и различать свойства воды;
-рассказывать о загрязнении воды с помощью модели;
- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).
Коммуникативные УУД:
-умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
-умение высказывать предложения о том, почему нужно беречь воду;
-умение формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;
-умение работать в группах, учитывая позицию собеседника;
-организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД:
-развивать способность принимать и сохранять учебную задачу;
-различать способ и результат действия, выполнять учебные действия, вносить коррективы в действия.
Личностные УУД:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- ориентироваться на бережное отношение к природе, формировать позицию эколога;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Оборудование: интерактивная панель, презентация, таблицы, наклейки, лабораторная посуда: стаканы, фильтры, стеклянные палочки, воронки.
Материалы: вода, сахар, песок, грушевая эссенция.
План урока
I. Организационный момент.
II. Введение в тему урока.
1. Актуализация знаний.
III. Работа по теме урока.
1.Беседа о том, что такое вода.
IV. Физкультминутка.
V. Практическая часть.
1.Инструктаж по технике безопасности.
2. Проведение опытов.
3. Игра «Береги воду!».
VI. Итог урока.
VII. Рефлексия.
VIII. Домашнее задание.
Конспект урока
I.Организационный момент
II.Актуализация знаний.
Самоопределение к деятельности
- Назовите самую главную жидкость на земле. (Вода.)
— В каких трех состояниях находится вода в природе?
— Приведите примеры воды в природе, находящейся в ком состоянии. (Водоемы наземные, водоемы подземные дождь, роса.)
— Приведите примеры воды в природе, находящейся в твердом состоянии. (Снег, иней, ледник на вершине горы, град лед.)
— Приведите примеры воды в природе, находящейся в газ образном состоянии. (Пар, туман.)
- Почему вода? Докажите.
- Сегодня на уроке будем говорить о воде и ее свойствах.
III.Работа по теме урока
1. Беседа
Что такое вода
Если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он одноцветный — голубой. А все потому, что этой краски на нем много больше, чем желтой, белой, зеленой, коричневой. Голубой краской изображена на глобусе вода — все моря и океаны нашей планеты. Они занимают в два раза больше места, чем суша.
Океаны, моря, бесчисленные озера и реки, речки... Не ели ком ли много на свете воды? Нет, как раз столько, сколько ну но, чтобы наша планета не замерзла. Ведь Мировой океан что-то вроде гигантского котла центрального отопления Земли ! Солнце все лето греет его воду, а зимой эта прогретая вода степенно отдает свое тепло Земле. Чем не отопление? Без неё на Земле наступят такие жестокие морозы, что погибнет все живое: и звери, и птицы, и леса, и поля...
Есть у Мирового океана и другая великая забота — поить Землю. Воду пьют все на свете поля, все на свете леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.
Но вода не только всех поит, она еще и кормит. Моря-океаны днем и ночью бороздят тысячи больших и малых рыболовных судов.
Вода работает на гидроэлектростанциях — добывает электрический ток.
И моет всех тоже вода. Умываются люди, умываются машины, принимают душ города и дороги...
А еще вода — самая широкая, самая удобная дорога. По бесчисленным рекам, по океанам и морям день и ночь плывут суда— плывут тяжелые грузы и пассажиров.
Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон идя стройки, не сделать ни бумагу для книжек и тетрадок, ни ткань для одежды, ни резину, ни металл, ни пластмассу, ни лекарства, ни конфеты — ничего не сделаешь без воды!
Вот она какая, вода!
- Какую роль играет вода на Земле? (Вода греет, поит, кормит, моет Землю, добывает электрический ток, вода — это дорога, вода нужна на промышленных предприятиях.)
- Прочитайте текст в учебнике на с. 51.
- Кроме Мирового океана, где еще есть вода? (Вода входит в состав любого живого организма.)
- Как узнать, сколько воды в организме человека? (Нужно массу тела разделить на 3, а полученное число умножить на 2.)
- Вычислите, сколько воды в вашем организме. (Ученики выполняют задание.)
IV. Физкультминутка.
V. Практическая часть.
1. Инструктаж по технике безопасности.
2. Практическая часть.
Опыт 1. «Вода прозрачная»
Перед детьми стакан с водой. Доказать, что вода в стакане прозрачная.
Через стакан с водой показать рисунок, определить, что изображено на рисунке.
Вывод: Вода прозрачная, через нее видны предметы.
Опыт № 2. «Вода не имеет цвета, но её можно покрасить».
Налить в несколько стаканов воду. Какого цвета вода? (У воды нет цвета, она прозрачная). Воду можно подкрасить, добавив в неё краску. (Дети наблюдают за окрашиванием воды). Какого цвета стала вода? (Красная, синяя, жёлтая, красная). Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду.
Вывод: Вода не имеет цвета. Что может произойти с водой, если в неё добавить краску? (Вода легко окрашивается в любой цвет).
Опыт № 3 «Запах воды»
Стакан чистой воды, стакан с лимонной эссенцией.
Чем пахнет вода? После ответов попросите их понюхать воду в стаканах
Вывод: Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено.
Опыт 4 «Вода-растворитель»
В один стакан с водой насыпать речной песок, размешать. Растворился песок или нет? В другой стаканчик насыплем ложечку сахарного песка, размешаем его. Что наблюдаем? В третий стаканчик насыплем измельченный мел и размешаем. В каком из стаканчиков произойдет растворение?
Вывод: Бывают вещества хорошо растворимые, малорастворимые и нерастворимые в воде.
Опыт № 5. «Как очистить воду»
Взять сосуд с воронкой, на дно воронки положить бумажную салфетку, вату, слой бинта.
Взять другой сосуд с грязной водой и переливать её через воронку в пустой сосуд. Грязь будет оседать на фильтре, а сосуд наполнится чистой водой.
Затем ещё раз пропустить через фильтр и получим чистую воду.
Дети проводят опыт самостоятельно.
Вывод: Воду можно профильтровать.
3. Игра «Береги воду!»
Бережное отношение к воде
Воды на Земле одновременно и много, и мало. Ее много в морях и океанах, но морская соленая вода непригодна для питья, а также для многих технических производств и сельского хозяйства. Для людей и промышленности нужна пресная чистая вода.
Пресной воды существенно меньше, и треть населения земли испытывает в ней острый недостаток. Основные запасы пресной воды сосредоточены в полярных льдах. Ограниченные запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за загрязнения.
Вопросы:
Свойство воды, которое мы используем каждый день? (вода растворитель)
Какая вода пригодна для питья? (пресная)
Почему нельзя пить воду из реки, озера, пруда? Прочитайте текст на с. 60—62.
Может ли человек прожить без воды? (нет)
Ограничены ли запасы воды? (ограничены)
Сколько воды в день нужно человеку для разных нужд? Найдите в учебнике на с.59. (20-50 л.)
Сколько воды в день нужно семье из четырех человек? (80-200 л.)
Как люди охраняют воду от загрязнения?
Как каждый человек должен беречь воду?
VI. Итог урока.
- Почему вода — самая главная жидкость на свете?
Вода — одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязнения воды страдает живое, опасно это и для жизни человека. Поэтому воду — наше главное богатство — надо беречь!
— Что нового вы узнали на уроке?
VII. Рефлексия.
Игра «Три М».
Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.
VIII. Домашнее задание.
В учебнике, прочитать текст на с. 51—54. Выполнить задание в рабочей тетради №7.
Приложение 1.
СВОЙСТВА ВОДЫ | |
Что делаем | Вывод |
Опыт 1.Проверили прозрачность воды. | |
Опыт 2. Определили цвет воды. | |
Опыт 3. Проверили есть ли запах у воды. | |
Опыт 4.Изучили растворимость веществ в воде. | |
Опыт 5. Фильтруем воду. | |
Оценка выполненной работы |
СВОЙСТВА ВОДЫ | |
Что делаем | Вывод |
Опыт 1.Проверили прозрачность воды. | |
Опыт 2. Определили цвет воды. | |
Опыт 3. Проверили есть ли запах у воды. | |
Опыт 4.Изучили растворимость веществ в воде. | |
Опыт 5. Фильтруем воду. | |
Оценка выполненной работы |