Экологический театрализованный праздник для младших школьников «Прикоснись к природе сердцем»
Экологический театрализованный праздник для младших школьников « Прикоснись к природе сердцем"
Автор: Кондратьева Алла Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа», Курская область
Описание: Большое значение в экологическом образовании учащихся имеет внеклассная работа. Здесь формируются представления о красоте родной природы, дети получают начальные сведения об экологии, взаимодействии человека и окружающей среды, ответственности каждого человека за сохранность нашей планеты.На своих мероприятиях мне хочется донести до сознания детей не только гордость за нашу богатую природу, но и боль за реки, на берегах которых часто устраивают свалки мусора; за луга, трава на которых выжигается просто так, ради игры. Дети должны сердцем почувствовать: не сохраним Природу — не будет Родины.
Данное мероприятие посвящено экологической проблеме и предназначено для детей начальных классов и среднего звена. Материал праздника можно использовать для бесед, классных часов и внеклассных мероприятий.
Цели:
1. Пропаганда экологических знаний и воспитание экологической культуры.
2. Расширение индивидуального опыта взаимодействия школьников с окружающей средой.
3. Ориентация школьников на выполнение экологических правил поведения в окружающей среде - как нормы жизни.
4. Осознание детьми необходимости соотнесения своих действий с последствиями их для окружающих людей, природной и социальной среды.
5. Повышение готовности детей к участию в экологически ориентированной деятельности.
Задачи:
1.Учить детей видеть и слышать, пытливо вглядываться в мир, наблюдать этот мир.
2.Обобщить, закрепить и углубить экологические знания учащихся, полученные на уроках окружающего мира и занятиях по внеурочной деятельности.
3.Способствовать формированию знаний о природе, ее закономерностях.
4.Развивать эмоционально-чувственную сферу личности школьников.
5.Способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности.
Предварительная работа:
1.Активное участие в различных конкурсах по экологии, в праздниках-конференциях по охране природы, в экологическом воспитании населения.
2.Весенние и осенние работы по благоустройству п.Золотухино, очищение его от мусора, валежника.
3.Активная помощь по восстановлению парка возле обелиска Неизвестному солдату: высаживать там цветы, кустарники, следить за порядком.
4.Проводить целенаправленную работу по озеленению территории школы.
5.Продолжать сотрудничество с детской библиотекой района: постоянное чтение детских произведений, проведение театрализованных праздников в рамках внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Любительский театр «АРЛЕКИН»
Образовательные ресурсы: презентация к празднику, групповые и индивидуальные задания-проекты.
Ход мероприятия
Сцена 1
Звучит легкая музыка - пение птиц, журчание ручья….
Слайд 2
На сцене появляется девочка: она любуется цветочками, собирает ягоды в корзинку, напевает песенку «Выглянуло солнышко» и разговаривает с природой .
Девочка: Здравствуйте, полевые цветочки, резные лепесточки, как поживаете? Молчите?
( к деревьям) Здравствуйте, великаны лесные, как живете – можете?
И вы молчите?
Слайд 3
( к речке) Здравствуй, речка быстрая, а ты, куда свой путь держишь?
Не отвечают?! (разводит руками) Эх, вы! Вот если б я умела понимать язык природы!
Появляется Старичок – Лесовичок
Лесовичок: Что ты сказала, девочка?
Девочка: Ой, кто здесь?
Лесовичок: Это я, Старичок-Лесовичок, житель этого леса, лес охраняю.
А ты что тут делаешь? И что это ты тут про язык природы говорила?
Девочка: Я, Лесовичок, разговаривала с обитателями леса: с цветочками, деревьями, с речкой. Говорю с ними, спрашиваю, а в ответ – ни слова.
Вот я и подумала, что если б знать язык природы, как-то интереснее было бы и мне, и всем остальным.
Лесовичок: Ай – яй- яй, моя родная. Если б знала ты язык этот, извела бы тебя кручинушка, все бы слезы выплакали твои глазоньки.
Девочка: Да что вы такое говорите, Старичок – Лесовичок?!
К чему слезы лить, к чему печалиться?
Посмотрите, красота – то какая кругом!!!
Лесовичок: Эх, милая, многого ты не знаешь. Не все так, как кажется. Впрочем, если хочешь, сама все сможешь увидеть и услышать.
Девочка: Конечно, хочу!
Лесовичок: Погоди радоваться. Пройдись по тропам нашим лесным, по берегам крутым, послушай, что тебе народ лесной молвит.
Слайды 4 -10
Проецируются слайды «Планета в опасности»: (девочка наблюдает)
1.Отходы и мусор
2.Пожары
3. Вырубка лесов
4.Загрязнение воздуха и воды
5. Исчезновение растений и животных
Девочка: Старичок-Лесовичок, так надо же что-то делать!?
Девочка и Старичок уходят со сцены.
Сцена2
Слайды 11-12
Ведущий: А тем временем на лесной полянке… да в избушке на курьих ножках собрались… А впрочем, смотрите сами…
На экран проецируется дремучий лес, избушка на курьих ножках.
На поляне обстановка комнаты Бабы Яги: метла в ступе, стол, медный котёл на подставке. Около стола хлопочет Баба Яга с Кикиморой.
Слайды 13-14
Кикимора: Так, супчик с мухоморами готов.
(Наклонилась над супом, вздохнула) Ах, вкуснотища какая!
Баба Яга: Ты, сестрица Кикимора, накрывай стол тщательней, нынче брат Леший придёт, да Змей Горыныч прилетит, лет уж двести их не видела, угодить хочу.
Кикимора: А я, Ягусенька, уже и оладьев с тиной напекла, и компоту с волчьей ягодой сварила. Будет чем гостей потчевать.
Слайды 15-16
Баба Яга: А вот уже и гости прибывают!
Появляется Кот Учёный, кланяется.
Кот Учёный: Что случилось, Баба Яга, в прошлые века ты меня не очень любила, а тут вдруг срочно вызвала?
Баба Яга: Есть у меня причина, Кот Учёный, называется – эко-ло-ги-чес-кая катастрофа!!! Все мы можем лишиться дома, потому что скоро не будет леса. Реки и озёра так обмелеют и загрязнятся, что и воды неоткуда испить будет.
Кот Учёный: Ага, значит, созываешь совет волшебников?
Баба Яга: Да, будем думу думать, как спасти природу от охотников, туристов и другой нечистой силы. А вот и Змей Горыныч пожаловал.
Запыхавшись, вбегает Змей Горыныч.
Змей Горыныч: Ох, Баба Яга, пока я летел сюда, меня за НЛО приняли, вспышками все глаза ослепили.
Баба Яга: Сестра Кикимора, подай ЖИВОЙ ключевой воды из волшебного источника дорогому гостю, пусть глаза полечит.
Источника того давно уже нет, а вот воду я храню. Видишь и пригодилась.
Змей Горыныч умывается, а Кикимора его поглаживает (жалеет).
Леший: Тук, тук, я там.
Входит Леший, фигурно кланяется.
Леший: А вот и я, Леший – великолепный, пожаловал.
Где тут у вас зеркало - коверкало, посмотреть хочу, красоту свою уменьшить, чтобы вы от восхищенья не задохнулись!
(Кикимора подаёт Лешему зеркало) Леший-красавец подходи, смотрись.
(поглаживает) Какой заботливый, какой внимательный.
Слайд 17
Баба Яга: Колдуны вы мои золотые, волшебники удалые, подходите к столу, пробуйте угощенье, всем на загляденье. (Гости садятся за стол).
Леший: А оладьи ваши с тиной нефтью отдают, ну да ничего,- сойдут!
Баба Яга: В том и дело, касатик!
Надобно нам природу от людей защитить, не то всем нам скоро худо будет.
Змей Горыныч: И то, правда. Я же не просто так на озеро Лох-Несс переехал. Там получше жить будет. Теперь, правда, меня туристы одолевают, они меня Лохнесским чудовищем прозвали.
Откуда ни возьмись появляется Старичок-Лесовичок.
Старичок: О ба на! Сидят, угощаются!
Вы тут сидите, а в лесу что делается!?..там опять.. это…люди появились.
Змей: А ты Старичок-Лесовичок, присмотри пока за порядком в лесу, пока мы думу думаем.
Сцена3
Девочка возвращается на сцену. Слышит звуки леса: пение птиц, журчание реки, шум ветра. Девочка идет дальше. Вдруг среди этих звуков слышится плач.
Слайд 18 (берёзовая роща)
На сцене появляется Березка.
Девочка: Березонька, милая, что ты плачешь?
Березка: Нет причин для радости. Осталась я одна, сиротинушка.
Спилили крепкие стволы моих родителей, порубили хрупкие веточки и увезли неведомо- куда. Вот и стою здесь одна – одинешенька.
Слайды 19 (спиленные берёзы)
Девочка: Ай – яй –яй, да кто ж так жестоко поступил?
Что за бездушие такое?
Березка:
Пришли люди, много людей, и вырубили всю рощу. Меня не тронули, молодая я еще, им не нужная. А вот подрасту, и меня порубят (плачет)
Девочка: Подожди, березка милая, не плачь. Я тебе помогу, принесу из дома лопатку и пересажу тебя в другое место, к дому своему поближе, а там беречь буду и ухаживать. Ты только подожди, я скоро. (Убегает)
Сцена4
Слайд 20 (Леший поёт песенку про ёлочку)
Ёлочке не холодно зимой
Расскажу вам маленький секрет:
Ёлочке не холодно зимой!
И не надо ёлочку, маленькую ёлочку
Забирать к себе домой.
И не надо ёлочку, маленькую ёлочку
Забирать к себе домой!
Расскажу вам маленький секрет:
Ёлкам очень весело в лесу.
Маленькие ёлочки, маленькие ёлочки
Я от вырубки спасу.
Маленькие ёлочки, маленькие ёлочки
Я от вырубки спасу!
Маленькие ёлочки мои
Стать большими елями хотят.
Пусть они в лесу растут, Новый год встречают тут
Много-много лет подряд.
Пусть они в лесу растут, Новый год встречают тут
Много-много лет подряд!
Вы узнали маленький секрет:
Ёлочкам не холодно зимой!
И не надо ёлочки, маленькие ёлочки
Забирать к себе домой.
И не надо ёлочки, маленькие ёлочки
Забирать к себе домой!
--Не рубите ёлочек, люди!
Леший: Да-а! Последний раз в лесу люди все ёлки с соснами на новогодние праздники спилили, теперь только пеньки да коряги торчат.
Змей Г: Что же делать будем?
Кот Учёный: Надо зверей на помощь звать!
Сцена5
Слайд 21 (экологическая сказка)
Появляются две Белочки
1-я:Мы вам сейчас расскажем сказку,
А, может, и не сказку,
А, может, это правда,
Но вам, друзья, решать!
Мы попали с вами в лес,
Полный дива и чудес!
2-я:А давным – давно когда – то
Был чистейшим он, ребята!
Был загадочным, красивым,
Всякий зверь в нем был счастливым.
ХАос в нем теперь живет,
Всем покоя не дает.
1-я:Лес стал грязный и противный,
Мрачный, дряхлый, негативный!
Звери меж собой не дружат,
Хаосу добычей служат!
Мира меж собой не знают,
Постепенно вымирают.
2-я: Стонет Матушка – Земля-
Ведь в беде леса, поля!
ВОрона послала в лес,
Чтоб во все дела он влез.
1-я: Полетел посланник смело,
Сразу принялся за дело.
Видит ВОрон – на полянке
Заяц бьет пустые банки.
Ворон:
Что ты делаешь, косой?
Ты с ума сошел? Постой!
Что ты мусоришь, чудак?
Не пойму тебя никак!
От врагов своих поскачешь,
Сам на склянки попадешь
И от ранок заревешь!
Посмотри – кругом бардак!
Поступаешь ты не так!
Лучше делом ты займись:
Со зверьем объединись.
Вы патруль свой создадите,
Вместе Хаос прогоните!
Обходите все кругом,
Чтоб здоровым стал ваш дом.
2.Заяц уши почесал
И, подумавши, сказал:
Заяц:
Прав ты, Ворон, как всегда:
Ведь кругом у нас беда!
Надо нам объединиться
И на славу потрудится.
1.Поскакал Зайчонок в лес
И мгновенно в нем исчез.
ВОрон на сосну взобрался,
Наблюдать за всем собрался.
А тем временем косой
Встретился в лесу с Лисой.
Видит, Лиска, озорует,
Из гнезда птенцов ворует.
Заяц:
Стой, Лисица, погоди:
Ты к птенцам не подходи!
Посмотри – кругом бардак,
Поступаешь ты не так!
Лучше делом ты займись
И со мной объединись!
Надо Хаос нам прогнать,
Не хотим его мы знать!
1.Лиска уши почесала
И, подумавши, сказала:
Лиса:
Прав ты, Заяц, как всегда.
Да! Кругом у нас беда!
Надо нам объединиться
И на славу потрудиться!
Побежим с тобой, поищем:
Может, кто по лесу рыщет?
Вдруг кого – нибудь найдем
И с собой в патруль возьмем?
2.Вот вдвоем уже они.
Ну – ка – кто там впереди?
Видят бурого медведя,
А Медведя звали Федя.
Пакостил он то и дело
И бродил по лесу смело.
То грибочки он пинал,
То он веточки ломал!
Лиса:
Что творишь ты здесь, Медведь?
Озверел совсем ты ведь!
Что деревья обижаешь?
Больно им – не замечаешь?
И зачем грибы пинать:
Где лекарство будем брать?
Заяц:
Посмотри – кругом бардак,
Поступаешь ты не так!
Лучше делом ты займись,
С нами ты объединись!
Вместе Хаос мы прогоним,
От него кругом все стонет!
2.Федя уши почесал
И, подумавши, сказал:
Медведь:
Правы вы – ну, как всегда!
Ведь кругом у нас беда!
Стану с вами я дружить,
ХАос сможем мы изжить!
Надо Волка поискать
И патруль с собою взять.
1.Вот втроем уже они.
Ну – ка, кто там впереди?
Слышат: кто – то всех пугает,
Громко песни распевает,
Да и пахнет дымом тут.
Кто же этот баламут?
Пригляделись – это Волк,
Серый Волк, зубами щелк.
Медведь:
Что ты, Серый, здесь орешь,
Всем покоя не даешь?
Что развел в лесу ты жар:
Разве нужен нам пожар?
Лиса:
Посмотри: кругом бардак!
Поступаешь ты не так!
Лучше делом ты займись,
С нами ты объединись!
Хаос мы прогнать готовы.
От него кругом все стонет!
1.Серый уши почесал
И, подумавши, сказал:
Волк:
Правы вы, мои друзья,
Ведь кругом у нас беда!
Я готов помочь вам, братцы,
Вместе дружно надо взяться!
Надо всех объединить,
Хаос сможем мы изжить!
2.Звери крепко подружились,
Мирно жить договорились.
Всех животных пригласили,
Дружно пламя погасили.
Мусор, склянки собирали
И деревья поднимали.
1.ХАос это увидал
И от страха задрожал.
Понял: здесь – он не жилец,
И пришел ему конец!
Убежал от дружбы он,
Улетел из леса вон!
Стал опять здоровым лес,
Полный сказок и чудес!
Животные (хором):
Берегите вы природу:
Воздух, почву, лес и воду!
Сцена 6
Выбегает девочка: она очень торопится, слышит звук бегущей реки. Девочка имитирует движения, будто переходит речку по бревну. Наклоняется, чтобы попить воды.
Слайд 22 (загрязнённая речка)
Появляется Речка.
Речка: Не пей мою воду, девочка.
Девочка: Кто вы?
Речка: Я – Речка, обычная маленькая Речка.
Девочка: А почему вы не разрешаете мне попить? Понимаете, я долго бежала.
Речка: (перебивает девочку и отнимает бутылочку с мутной водой).
Посмотри, какая вода моя!
Нет в моих водах прежней чистоты и зеркальности, поэтому и не советую пробовать.
Слайд 23 (загрязнённая речка)
Девочка: А что случилось? Куда ж делась чистота? Исчезла сама по себе?
Речка: Раньше я была вкусна и чиста, точно источник, путников усталых поила. Но забыли люди про мои заслуги. Посмотри на берега мои, травы зеленой не видать, мусор один. Что человеку не нужно, все в меня бросает.
И лес вдоль берегов моих повырубили, так что с каждым годом я мелею и грязнею. Боюсь, высохну совсем или превращусь в грязное непроходимое болото.
Девочка: Да что же такое происходит? Что ж мы, люди, делаем?! Ничего, Речка, и тебе я помогу. Вот только сбегаю домой, возьму ведерко и весь мусор соберу. Ты только не отчаивайся, я скоро. ( Убегает)
На сцену выходят дети и поют частушки
1.Раньше, люди, говорят,
Был у нас красивый сад.
А теперь на месте том
Тонны мусора кругом.
2.Выйду я на улице,
Вижу небо хмурится:
Тут заводы задымили,
Посижу лучше в квартире.
3.Вот под кустиком пакетик,
Он хорошенький такой.
Только бросил тот пакетик,
Видно, человек плохой.
4.На полянке на лесной
Слет туристов был весной
Целый месяц с той полянки
Убираем банки – склянки.
5.Много – много лет назад
Был у нас прекрасный сад,
А сегодня в том саду
Кучу мусора найду.
6.Выйду утром погулять
Да с друзьями поиграть.
Некогда в саду гулять:
Мусор надо убирать.
7.Если б только все мы знали,
Как природу защищать:
Жить бы сразу лучше стали,
Свежим воздухом дышать.
8.Если б не было деревьев,
Не было бы палки.
Если б мусор не кидали,
Не было бы свалки.
9.Под горой стоит береза,
Грустно так качается.
Ветки ей пообломали –
И вот она печалится.
10.Были летом на рыбалке,
Рыбы там не видели.
В речку мусор накидали,
Речку тем обидели.
Сцена 7
Звук сильного ветра. На сцене сидит Матушка – Земля.
Бежит Девочка, вдруг резко останавливается, оглядывается, принюхивается.
Слайд 24 (пожар)
Девочка: Не могу понять, где я? Чернота кругом да гарь, будто пожар был.
Земля: Ты права, милая девочка. Это раньше здесь луг был, а сейчас лишь черный пепел, что от осенней травы остался. Все сгорело.
Девочка: Неужели опять люди?
Земля: Детишки малые с огнем играли и траву подпалили.
Трава сухая, полыхнула красным пламенем, до сих пор горит.
Девочка: Землица, милая, потерпи немного, я ведерко принесу, водой тебя полью, отродится травушка твоя.
Слайд 25 (земля после пожара)
Земля: Нет, милая, на месте пожарища трава долго не растет.
Видно, судьба у меня такая.
Девочка ( плачет):
Да что же это такое? Что ж мы, люди, делаем?
Речка, лес, земля – за что, за что им все это?
Я такой не буду! Вы слышите? Я всем расскажу, что в лесу происходит, и про речку, и про Землю – Матушку. Я что-нибудь придумаю, я обещаю!
На сцене появляется Старичок – Лесовичок
Лесовичок:
Эх, девочка! Одна ты ничего не сможешь сделать, родная моя, поверь мне.
Девочка: А что же мне делать? Как помочь? Я знаю! Я приведу сюда своих друзей, и мы вместе наведем здесь прядок.
Лесовичок: Надо бы до душ человеческих достучаться, вот тогда, возможно что-то и изменится.
Девочка: Конечно, изменится, я сделаю для этого все!
Мы поможем природе! Мы сделаем мир чище! У нас все получится!
Только надо поторопиться.
Я вернусь, я обязательно вернусь, дедушка, вы только ждите.
Лесовичок:
Удачи тебе, Девочка. Мы тоже надеемся, что у тебя все получится.
Сцена 8
На экран проецируется вид поляны.
Слайд 26 (школьники-туристы)
Школьники поют походную песню.
(Уланов В. «Медвежонок»)
Неуклюжий медвежонок
Жил в берлоге с мамой, с папой.
Был пушистый как котёнок,
От природы косолапый.
Никогда медведь не плакал,
Знал он песен очень много.
И, притоптывая лапой,
Пел про синие сугробы.
Как-то выйдя из берлоги,
Направляясь к ёлке старой,
Мишка посреди дороги
Повстречал людей с гитарой.
Мишка долго-долго слушал,
Как они тихонько пели.
А потом смотрел, как дружно
С маргарином кашу ели.
Захотелось мишке тоже
Кашу есть и спать в палатке,
И мешок таскать огромный,
И штаны с цветной заплаткой.
И простившись с мамой, с папой,
Значит прежней жизни крышка,
Помахав прощально лапой,
Убежал к туристам мишка.
1 школьник: Ребята, а давайте разведём костёр, картошки напечём.
2 школьник: Нет, друзья, я сначала предлагаю выполнить работу.
Я с …..(имя) развешу синичники и скворечники.
3 школьник: А мы с ….(имя) насыплем в кормушки семечек да орешков для белочек, семян для птичек.
Школьники, напевая, уходят.
Слайд 27 (работа школьников в лесу)
Сцена 9
Слайд 28 (избушка на курьих ножках, Баба-Яга колдует).
Кот Учёный: А давай, Баба-Яга, напугаем школьников, чтобы они не ходили больше в лес. Говорят, люди от страха голову теряют.
Баба Яга: Кикимора, неси колдовской котёл.
Кикимора ставит котёл на стол. Баба Яга колдует, размахивает руками устрашающе:
«В чаще лесной, в долине грибной,
Туман собирается, всё в нём скрывается,
Ветви сомкнуты, солнца не видать,
Тропу домой никому не отыскать».
Сцена 10
Слайд 29 (поляна)
Ребята возвращаются, садятся и снова поют…
1 школьник: А мне понравилось помогать лесным жителям.
2 школьник: И мне тоже. Ребята, смотрите, туман что-то собирается, не успеем мы картошку испечь.
3 школьник: И правда какая-то темень опускается на землю. Пора домой.
1 школьник: Смотрите, и тропинки уже совсем не видно, хорошо сотовый ловит, найдём дорогу с помощью GPS. (Ребята уходят).
Сцена 11
Слайд 30 (избушка на курьих ножках)
За столом сказочные герои. Появляется Старичок-Лесовичок.
Баба-Яга: Ну и что вы думаете, они дорогу домой нашли?
Старичок: Нашли. И не из пугливых они.
Кот: Что же эти школьники в лесу делали?
Старичок: Я за ними наблюдал. Они корм насыпали в кормушки для птиц и зверей, развесили синичники и скворечники, о лесе позаботились, песню добрую спели. Вот если бы все, кто приходит в лес, такими были!
Змей Горыныч: Значит, не перевелись на земле добрые люди.
Кот: А что делать будем со всеми остальными людьми, что делать с загрязнением природы?
Кикимора: Предлагаю заговор на чистоту природной среды.
Все : Поддерживаем!!!
Подходят к волшебному котлу и говорят:
Змей Горыныч: Реки чистые, воды хрустальные.
Старичок: Люди добрые и моральные.
Кот Учёный: Умы просвещённые, леса сбереженные.
Кикимора: Воздух прозрачный, мир прекрасный.
Леший: Травы зелёные, зори ясные.
Баба- Яга: Да будут везде и всегда!
Леший: Ну, мне пора. Кикимора, неси зеркало. (Глядится в зеркало)
Кривое распрямись. Ох, я опять красавец. Ну, пока, ребяты, засиделся я тут с вами. (Уходит).
Змей Горыныч: И я полетел, там уже туристы за мной соскучились.
Баба Яга: Прощайте гости дорогие, авось ещё свидимся.
Надеюсь, природа выздоровеет.
Слайд 31 (Баба-Яга улетает)
Ведущий:
Было, не было ли это –
Не найти сейчас ответа!
Сказка это или правда-
Вам, друзья, решать!
Слайд 32
С тех пор, как появился человек, он старался покорить, подчинить себе природу. Что он только не выдумывал, чтобы улучшить себе жизнь!
Человек сотворил страшные яды, которые убивают насекомых и животных!
Человек создал автомобили, которые отравляют воздух вредными газами!
Человек вырубает деревья, покрывает Землю огромным слоем мусора!
Люди планеты! Земляне! Вы слышите!
Планета в опасности! Придите на помощь!
Знаете ли вы, что 2013 год был объявлен Годом охраны окружающей среды, а в январе 2016 года Президент РФ Владимир Путин подписал Указ о проведении в 2017 году в Российской Федерации Года экологии.
Такие масштабные мероприятия, ребята, проводятся с целью привлечения внимания общества к вопросам экологического развития России, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности.
Слайд 33 (цитата Е.Евтушенко)
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
-- Природа очень разумна. В природе всё находится в равновесии, всё взаимосвязано.
Сцена 12
Музыкальная драматизация сказки В. Бианки "Сова"
Танец цветов и шмелей с коровой (девочки-цветы, а мальчики-шмели).
Затем выходит дед, Корова дает ему пакет молока. Они садятся за стол пить чай.
Слайды 34-35
Подлетает Сова. Здравствуй дедушка- дружок,
Пригласишь ты на чаек?
Дед: Ты, Сова, — отчаянная голова,
Уши торчком, нос крючком.
Ты от солнца хоронишься,
Людей сторонишься, —
Какой я тебе друг!
Сова: Я-Совушка-Сова, большая голова
К тебе на луг по ночам летала-
Мышей отгоняла.
Раз не хочешь ты дружить –
Будешь сам мышей ловить!
Дед: Ну и что, мыши не волки,
Не навредят моей коровке.
Сова: Мыши по лугу рыщут,
Шмелиные гнёзда ищут,
Землю роют, шмелей ловят.
Корова: А пускай шмели улетают!
Что от них толку:
Ни мёду, ни воску, —
Кусаются только.
Сова. Хо-хо-хо, Старик!
Гляди, как бы хуже не вышло.
Стоит на лугу клевер кормовистый,
Головой к земле виснет,
А шмели гудят, с луга прочь летят,
На клевер не глядят,
Пыльцу с цветка на цветок не носят. (Сова улетает).
Звучит музыка:Танец Мышей с героями
Выходит Дед и зовет Сову
Дед: Уж ты, Совушка, меня из беды выручай,
Нечем стало мне, старому, белить чай.
Мыши по лугу рыщут,
Шмелиные гнёзда ищут.
Шмели на чужих лугах гуляют,
А на мой луг и не заглядывают.
Клевер на лугу не родится.
Корова без клеверу тощает.
Молока у Коровы мало.
Вот и чай белить мне нечем стало.
Сова. То-то, старый.
Дружно не грузно, а врозь хоть брось.
Полетела я мышей ловить.
Корова: Смотри, Старик,
Мыши со страху попрятались в норы.
(Мыши убегают)
Шмели загудели над лугом,
Принялись с цветка на цветок летать.
Клевер красный стал на лугу наливаться.
(Шмели кружатся вокруг цветов)
Я пошла на луг клевер жевать.
Песня Коровы
1. На цветочном, на зелененьком лугу,
Я гулять с утра до вечера могу.
Если станет вдруг мне скучно, я пою,
Чтобы все слыхали песенку мою.
Припев:
Как люблю я молочком всех угощать му-му
Как люблю, му-му, угощать му-му.
Обожаю танцевать и напевать му-му.
По-другому жить, поверьте, не могу-му-му.
Слайд 36
Дед: Вот и рада вновь коровушка моя,
Вновь поет, танцует, радует меня.
Совушку хочу за все я похвалить,
Добрым словом и поклоном одарить.
Корова:
Ах, ты, Совушка- Сова, большая голова,
Деду помогла и нас всех спасла.
Научила деда снова дружбой дорожить,
Вместе веселее жить и не тужить.
Дед: Молока у Коровы много.
Стал я молоком чай белить,
Чай белить — Сову хвалить, уваживать.
Все герои: Дружно не грузно, а врозь хоть брось!
Ведущий: Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!
Вот видите, ребята, как в природе всё взаимосвязано.
Эту взаимосвязь и изучает наука -- экология.
Слайд 37
О такой взаимосвязи расскажет ещё и наш юный корреспондент –Егор М.
Истребление воробьев в Китае
Истребление воробьев в Китае началось под возгласы «Да здравствует великий Мао» и с размахивания тряпками, закрепленными на длинных шестах. В парках, на улицах и крышах домов люди (горожане и крестьяне, школьники и старики, мужчины и женщины) кричали, свистели, махали тряпками, стучали по кастрюлям, в общем, делали все, чтобы воробьи как можно дольше находились в воздухе.
Расчет на то, что воробьи без отдыха не могут находиться в воздухе более пятнадцати минут, оправдался. Птицы изможденные длительным нахождением в воздухе и не возможностью куда-либо приземлиться начали буквально валиться с неба. Тех, которые не погибали от удара о землю, добивали, чем попало. Птиц находивших убежище на дереве и не реагировавших на вопли толпы из-за усталости доставал выстрел снайпера.
В активной фазе это безумие продолжалось с марта по ноябрь 1958 года. За это время в Китае было уничтожено примерно два миллиарда воробьев.
Радовались китайцы недолго. Если в первый год после массового убийства воробьев в Китае был зафиксирован достаточно неплохой урожай, то на следующий сезон в результате расплодившейся саранчи и гусениц, съевших подчистую все побеги в стране, разразился голод. Недальновидная политика руководства Китая по уничтожению воробьев стоила жизни тридцати миллионам китайцев. В результате она была признана ошибочной. Чтобы восстановить дисбаланс и восстановить популяцию воробьев их пришлось вагонами завозить из СССР и других стран.
Самый первый памятник этой маленькой птахе был установлен в американском городе Бостоне. Так местные жители отблагодарили птицу за спасение от страшных гусениц, напавших на поля и сады. Ведь до появления европейцев на американском континенте воробьи там не водились. А когда поселенцы начали осваивать новые плодородные земли, оказалось, что многим местным жукам и гусеницам очень по вкусу культурные растения.
Чтобы справиться с нашествием гусениц, от которых буквально шевелилась земля на полях, из Европы специально завезли воробьев. Птицы очень быстро размножились (ведь они выводят птенцов до 3-х раз за лето), и урожаи оказались под надежной защитой.
Уничтожение хищных птиц в Норвегии
- Послушайте другой случай: в Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре …погибли от эпидемии. Оказывается, ястребы и совы поедали больных птиц и выполняли роль санитаров, а значит, предотвращали эпидемии.
Слайд 38 (памятники воробью)
Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов.
Слайд 39 (четыре закона экологии)
Ведущий:
А между тем этих законов всего четыре. Их легко запомнить!
Сформулировал их американский учёный - эколог Барри Коммонер.
Первый закон: «Всё связано со всем». Действие этого закона мы уже видели на примере сказки В.Бианки и выступлений Егора М .
Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться».
Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, но при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.
Третий закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.
Что это? (Пакеты, стекло, консервные банки…)
Четвёртый закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями.
Например,уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.
Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.
Слайд 40 (Человек, помоги!)
«Обращение от имени Природы» (Домашние сочинения детей).
Ведущий: Сегодня мы узнали законы экологии. К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе. Я просила вас дома написать письма- обращения к тем, от кого зависит экологическое равновесие в природе.
Первая группа писала обращение к руководителям промышленных предприятий: заводов и фабрик.
Вторая группа написала рыболовам и охотникам.
Третья группа подготовила обращение к ученикам нашей школы.
Пришло время прочитать наши обращения. Приглашаю к доске представителей групп.
К доске выходят представители групп и читают обращения.
Спасибо, надеюсь, что ваши слова будут услышаны.
Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и выполнение этих законов – важнейший признак экологической культуры.
Но этого не достаточно. Нужна ещё и экология души.
Вернёмся к эпиграфу нашего мероприятия:
( Слайд)
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
-О чём говорит здесь поэт Е.Евтушенко?
Примерные ответы детей:
- Нужно беречь природу.
- Нельзя убивать зверей.
- Нужно любить самую маленькую былиночку и букашку.
Ведущий: Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери?
Примерные ответы детей:
- Это жадность, зависть, глупость, злоба, хитрость, трусость, лесть, подлость, бездушие, хвастливость, гордыня и т.д.
- Это всё плохое, чёрное, дикое, что есть в человеке.
- Это то, что мешает человеку полюбить другого человека и весь мир.
Ведущий: Мне кажется, вы все правы. Звери внутри нас – это плохие качества характера, которые мешают нам полюбить другого человека, полюбить мир, полюбить природу.
И мы должны постоянно истреблять этих зверей в своём сердце. Тогда и наши экологические знания и умения пойдут на пользу природе, а пока мы должны сказать «Прости, Земля!»
Конкурс чтецов на тему « Прикоснись к природе сердцем».