12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кондратьева Алла Алексеевна182
Россия, Курская обл., Курск

Экологический театрализованный праздник для младших школьников « Прикоснись к природе сердцем"

Автор: Кондратьева Алла Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа», Курская область
Описание: 
Большое значение в экологическом образовании учащихся имеет  внеклассная работа. Здесь формируются представления о красоте родной природы, дети получают начальные сведения об экологии, взаимодействии человека и окружающей среды, ответственности каждого человека за сохранность нашей планеты.На своих мероприятиях мне хочется донести до сознания детей не только гордость за нашу богатую природу, но и боль за реки, на берегах которых часто устраивают свалки мусора; за луга, трава на которых выжигается просто так, ради игры. Дети должны сердцем почувствовать: не сохраним Природу — не будет Родины.

Данное мероприятие посвящено экологической проблеме и предназначено для детей начальных классов и среднего звена. Материал праздника можно использовать для бесед, классных часов и внеклассных мероприятий.

Цели:
1. Пропаганда экологических знаний и воспитание экологической культуры.
2. Расширение индивидуального опыта взаимодействия школьников с окружающей средой.
3. Ориентация школьников на выполнение экологических правил поведения в окружающей среде - как нормы жизни.
4. Осознание детьми необходимости соотнесения своих действий с последствиями их для окружающих людей, природной и социальной среды.
5. Повышение готовности детей к участию в экологически ориентированной деятельности.
Задачи: 
1.Учить детей видеть и слышать, пытливо вглядываться в мир, наблюдать этот мир.
2.Обобщить, закрепить и углубить экологические знания учащихся, полученные на уроках окружающего мира и занятиях по внеурочной деятельности.
3.Способствовать формированию знаний о природе, ее закономерностях.
4.Развивать эмоционально-чувственную сферу личности школьников.
5.Способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности.
Предварительная работа:
1.Активное участие в различных конкурсах по экологии, в праздниках-конференциях по охране природы, в экологическом воспитании населения.
2.Весенние и осенние работы по благоустройству п.Золотухино, очищение его от мусора, валежника.
3.Активная помощь по восстановлению парка возле обелиска Неизвестному солдату: высаживать там цветы, кустарники, следить за порядком.
4.Проводить целенаправленную работу по озеленению территории школы.
5.Продолжать сотрудничество с детской библиотекой района: постоянное чтение детских произведений, проведение театрализованных праздников в рамках внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Любительский театр «АРЛЕКИН»
Образовательные ресурсы: презентация к празднику, групповые и индивидуальные задания-проекты.

Ход мероприятия

Сцена 1

Звучит легкая музыка - пение птиц, журчание ручья….

Слайд 2

На сцене появляется девочка: она любуется цветочками, собирает ягоды в корзинку, напевает песенку «Выглянуло солнышко» и разговаривает с природой .

Девочка: Здравствуйте, полевые цветочки, резные лепесточки, как поживаете? Молчите?

( к деревьям) Здравствуйте, великаны лесные, как живете – можете?

 И вы молчите?

Слайд 3

( к речке) Здравствуй, речка быстрая, а ты, куда свой путь держишь?

 Не отвечают?! (разводит руками) Эх, вы! Вот если б я умела понимать язык природы!

Появляется Старичок – Лесовичок

Лесовичок:  Что ты сказала, девочка?

Девочка:  Ой, кто здесь?

Лесовичок:  Это я, Старичок-Лесовичок, житель этого леса, лес охраняю.

 А  ты что тут делаешь? И что это ты тут про язык природы говорила?

Девочка:  Я, Лесовичок, разговаривала с обитателями леса: с цветочками, деревьями, с речкой. Говорю с ними, спрашиваю, а в ответ – ни слова.

 Вот я и подумала, что если б знать язык природы, как-то интереснее было бы и мне, и всем остальным.

Лесовичок:  Ай – яй- яй, моя родная. Если б знала ты язык этот, извела бы тебя кручинушка, все бы слезы выплакали твои  глазоньки.

 Девочка:  Да что вы такое говорите, Старичок – Лесовичок?!

 К чему слезы лить, к чему печалиться?

Посмотрите, красота – то какая кругом!!!

Лесовичок:  Эх, милая, многого ты не знаешь. Не все так, как кажется. Впрочем, если хочешь, сама все сможешь увидеть и услышать.

Девочка:   Конечно, хочу!

Лесовичок:  Погоди радоваться. Пройдись по тропам нашим лесным, по берегам крутым, послушай, что тебе народ лесной молвит.

Слайды  4 -10

Проецируются слайды «Планета в опасности»: (девочка наблюдает)

1.Отходы и мусор

2.Пожары

3. Вырубка лесов

4.Загрязнение воздуха и воды

5. Исчезновение растений и животных

Девочка:   Старичок-Лесовичок, так надо же что-то делать!?

Девочка и Старичок уходят со сцены.


Сцена2

Слайды  11-12

Ведущий: А тем временем на лесной полянке… да в избушке на курьих ножках собрались… А впрочем, смотрите сами…

На экран проецируется дремучий лес, избушка на курьих ножках.

На поляне обстановка комнаты Бабы Яги: метла в ступе, стол, медный котёл на подставке.  Около стола хлопочет Баба Яга с Кикиморой.

Слайды  13-14

Кикимора: Так, супчик с мухоморами готов.

 (Наклонилась над супом, вздохнула) Ах, вкуснотища какая!

Баба Яга: Ты, сестрица Кикимора, накрывай стол тщательней, нынче брат Леший придёт, да Змей Горыныч прилетит, лет уж двести их не видела, угодить хочу.

Кикимора: А я,  Ягусенька,  уже и оладьев с тиной напекла, и компоту с волчьей ягодой сварила. Будет чем гостей потчевать.

 Слайды  15-16

Баба Яга:  А  вот уже и гости прибывают!

Появляется Кот Учёный, кланяется.

Кот Учёный: Что случилось, Баба Яга, в прошлые века ты меня не очень любила, а тут вдруг срочно вызвала?

Баба Яга:  Есть у меня причина, Кот Учёный, называется – эко-ло-ги-чес-кая катастрофа!!!  Все мы можем лишиться дома, потому что скоро не будет леса. Реки и озёра так обмелеют и загрязнятся, что и воды неоткуда испить будет.

Кот Учёный: Ага, значит, созываешь совет волшебников?

Баба Яга:  Да, будем думу думать, как спасти природу от охотников, туристов и другой нечистой силы. А вот и Змей Горыныч пожаловал.

Запыхавшись, вбегает Змей Горыныч.

Змей Горыныч: Ох, Баба Яга, пока я  летел сюда, меня за НЛО приняли, вспышками все глаза ослепили.

Баба Яга: Сестра Кикимора, подай  ЖИВОЙ ключевой воды из волшебного источника дорогому гостю, пусть глаза полечит.

 Источника того давно уже нет, а вот воду я храню. Видишь  и пригодилась.

 Змей Горыныч умывается, а Кикимора его поглаживает (жалеет).

Леший: Тук, тук, я там.

Входит Леший, фигурно кланяется.

Леший: А вот и я, Леший – великолепный, пожаловал.

Где тут у вас зеркало - коверкало, посмотреть хочу, красоту свою уменьшить, чтобы вы от восхищенья не задохнулись!

(Кикимора подаёт Лешему зеркало) Леший-красавец подходи, смотрись.

(поглаживает) Какой заботливый, какой  внимательный.

Слайд  17

Баба Яга: Колдуны вы мои золотые, волшебники удалые, подходите к столу, пробуйте угощенье, всем на загляденье.  (Гости садятся за стол).

Леший: А оладьи  ваши  с тиной  нефтью отдают, ну да  ничего,- сойдут!

Баба Яга: В том и дело, касатик!

Надобно  нам природу от людей  защитить, не то всем нам скоро  худо будет.

Змей Горыныч: И то, правда. Я же не просто так на озеро Лох-Несс переехал. Там получше  жить будет. Теперь, правда, меня туристы одолевают,  они меня Лохнесским  чудовищем прозвали.

Откуда ни возьмись появляется Старичок-Лесовичок.

Старичок: О ба на! Сидят, угощаются!

Вы тут сидите, а в лесу  что делается!?..там опять.. это…люди появились.

Змей: А ты Старичок-Лесовичок, присмотри  пока за порядком в лесу, пока мы думу думаем.


Сцена3

Девочка возвращается на сцену. Слышит звуки леса: пение птиц, журчание реки, шум ветра. Девочка идет дальше. Вдруг среди этих звуков слышится плач.

Слайд  18  (берёзовая роща)

На сцене появляется Березка.

Девочка: Березонька, милая, что ты плачешь?

Березка: Нет причин для радости. Осталась я одна, сиротинушка.

Спилили крепкие стволы моих родителей, порубили хрупкие веточки и увезли неведомо- куда. Вот и стою здесь одна – одинешенька.

Слайды  19  (спиленные берёзы)

Девочка: Ай – яй –яй, да кто ж так жестоко поступил?

Что за бездушие такое?

Березка:

Пришли люди, много людей, и вырубили всю рощу. Меня не тронули, молодая я еще, им не нужная. А вот подрасту, и меня порубят (плачет)

Девочка:  Подожди, березка милая, не плачь. Я тебе помогу, принесу из дома лопатку и пересажу тебя в другое место, к дому своему поближе, а там беречь буду и ухаживать. Ты только подожди, я скоро. бегает)

Сцена4

Слайд  20 (Леший поёт песенку про ёлочку)

Ёлочке не холодно зимой

Расскажу вам маленький секрет:
Ёлочке не холодно зимой!
И не надо ёлочку, маленькую ёлочку
Забирать к себе домой.
И не надо ёлочку, маленькую ёлочку
Забирать к себе домой!

Расскажу вам  маленький секрет:
Ёлкам очень весело в лесу.
Маленькие ёлочки, маленькие ёлочки
Я от вырубки спасу.
Маленькие ёлочки, маленькие ёлочки
Я от вырубки спасу!

Маленькие ёлочки мои
Стать большими елями хотят.
Пусть они в лесу растут, Новый год встречают тут
Много-много лет подряд.
Пусть они в лесу растут, Новый год встречают тут
Много-много лет подряд!

Вы узнали маленький секрет:
Ёлочкам не холодно зимой!
И не надо ёлочки, маленькие ёлочки
Забирать к себе домой.
И не надо ёлочки, маленькие ёлочки
Забирать к себе домой!

--Не рубите ёлочек, люди!

Леший: Да-а! Последний раз  в лесу люди все ёлки с соснами на новогодние праздники спилили, теперь только пеньки да коряги торчат.

Змей Г: Что же делать будем?

Кот Учёный:  Надо зверей на помощь звать!

Сцена5  

Слайд  21 (экологическая сказка)

Появляются две Белочки

1-я:Мы вам сейчас расскажем сказку,

А, может, и не сказку,

А, может, это правда,

Но вам, друзья, решать!

Мы попали с вами в лес,

Полный дива и чудес!

2-я:А давным – давно когда – то

Был чистейшим он, ребята!

Был загадочным, красивым,

Всякий зверь в нем был счастливым.

ХАос в нем теперь живет,

Всем покоя не дает.

1-я:Лес стал грязный и противный,

Мрачный, дряхлый, негативный!

Звери меж собой не дружат,

Хаосу добычей служат!

Мира меж собой не знают,

Постепенно вымирают.

2-я: Стонет Матушка – Земля-

Ведь в беде леса, поля!

ВОрона послала в лес,

Чтоб во все дела он влез.

1-я: Полетел посланник смело,

Сразу принялся за дело.

Видит ВОрон – на полянке

Заяц бьет пустые банки.

Ворон:

Что ты делаешь, косой?

Ты с ума сошел? Постой!

Что ты мусоришь, чудак?

Не пойму тебя никак!

От врагов своих поскачешь,

Сам на склянки попадешь

И от  ранок заревешь!

Посмотри – кругом бардак!

Поступаешь ты не так!

Лучше делом ты займись:

Со зверьем объединись.

Вы патруль свой создадите,

Вместе Хаос прогоните!

Обходите все кругом,

Чтоб здоровым стал ваш дом.

 2.Заяц уши почесал

И, подумавши, сказал:

Заяц:

Прав ты, Ворон, как всегда:

Ведь кругом у нас беда!

Надо нам объединиться

И на славу потрудится.

1.Поскакал Зайчонок в лес

И мгновенно в нем исчез.

ВОрон на сосну  взобрался,

Наблюдать за всем собрался.

А тем временем косой

Встретился в лесу с Лисой.

Видит, Лиска, озорует,

Из гнезда птенцов ворует.

Заяц:

Стой, Лисица, погоди:

Ты к птенцам не подходи!

Посмотри – кругом бардак,

Поступаешь ты не так!

Лучше делом ты займись

И со мной объединись!

Надо Хаос нам прогнать,

Не хотим его мы знать!

1.Лиска уши почесала

И, подумавши, сказала:

Лиса:

Прав ты, Заяц, как всегда.

Да! Кругом у нас беда!

Надо нам объединиться

И на славу потрудиться!

Побежим с тобой, поищем:

Может, кто по лесу рыщет?

Вдруг кого – нибудь найдем

И с собой в патруль возьмем?

2.Вот вдвоем уже они.

Ну – ка – кто там впереди?

Видят бурого медведя,

А Медведя звали Федя.

Пакостил он то и дело

И бродил по лесу смело.

То грибочки он пинал,

То он веточки ломал!

Лиса:

Что творишь ты здесь, Медведь?

Озверел совсем ты ведь!

Что деревья обижаешь?

Больно им – не замечаешь?

И зачем грибы пинать:

Где лекарство будем брать?

Заяц:

Посмотри – кругом бардак,

Поступаешь ты не так!

Лучше делом ты займись,

С нами ты объединись!

Вместе Хаос мы прогоним,

От него кругом все стонет!


2.Федя уши почесал

И, подумавши, сказал:

Медведь:

Правы вы – ну, как всегда!

Ведь кругом у нас беда!

Стану с вами я дружить,

ХАос сможем мы изжить!

Надо Волка поискать

И  патруль с собою взять.

1.Вот  втроем уже они.

Ну – ка, кто там впереди?

Слышат: кто – то всех пугает,

Громко песни распевает,

Да и пахнет дымом тут.

Кто же этот баламут?

Пригляделись – это Волк,

Серый Волк, зубами щелк.

Медведь:

Что ты, Серый, здесь орешь,

Всем покоя не даешь?

Что развел в лесу ты жар:

Разве нужен нам пожар?

Лиса:

Посмотри: кругом бардак!

Поступаешь ты не так!

Лучше делом ты займись,

С нами ты объединись!

Хаос мы прогнать готовы.

От него кругом все стонет!

1.Серый уши почесал

И, подумавши, сказал:

Волк:

Правы вы, мои друзья,

Ведь кругом у нас беда!

Я готов помочь вам, братцы,

Вместе дружно надо взяться!

Надо всех объединить,

Хаос сможем мы изжить!

2.Звери крепко подружились,

Мирно жить договорились.

Всех животных пригласили,

Дружно пламя погасили.

Мусор, склянки собирали

И деревья поднимали.

1.ХАос это увидал

И от страха задрожал.

Понял: здесь – он не жилец,

И пришел ему конец!

Убежал от дружбы он,

Улетел из леса вон!

Стал опять здоровым лес,

Полный сказок и чудес!

Животные (хором):

Берегите вы природу:

Воздух, почву, лес и воду!

Сцена 6

Выбегает девочка: она очень торопится, слышит звук бегущей реки. Девочка имитирует движения, будто переходит речку по бревну. Наклоняется, чтобы попить воды.

Слайд  22  (загрязнённая речка)

Появляется Речка.

Речка: Не пей мою воду, девочка.

Девочка:  Кто вы?

Речка: Я – Речка, обычная маленькая Речка.

Девочка:  А почему вы не разрешаете мне попить? Понимаете, я долго  бежала.

Речка: (перебивает девочку и  отнимает бутылочку с мутной водой).

Посмотри, какая вода моя!

 Нет в моих водах прежней чистоты и зеркальности, поэтому и не советую пробовать.

Слайд  23 (загрязнённая речка)

Девочка:   А что случилось? Куда ж делась чистота? Исчезла сама по себе?

Речка: Раньше я была вкусна и чиста, точно источник, путников усталых поила. Но забыли люди про мои заслуги. Посмотри на берега мои, травы зеленой не видать, мусор один. Что человеку не нужно, все в меня бросает.

И лес вдоль берегов моих повырубили, так что с каждым годом я мелею и грязнею. Боюсь, высохну совсем или превращусь в грязное непроходимое болото.

Девочка:   Да что же такое происходит? Что ж мы, люди, делаем?! Ничего, Речка, и тебе я помогу. Вот только сбегаю домой, возьму ведерко и весь мусор соберу. Ты только не отчаивайся, я скоро. ( Убегает) 

На сцену выходят дети и поют частушки

1.Раньше, люди, говорят,

Был у нас красивый сад.

А теперь на месте том

Тонны мусора кругом.

             2.Выйду я на улице,

             Вижу небо хмурится:

             Тут заводы задымили,

             Посижу лучше в квартире.

3.Вот под кустиком пакетик,

Он хорошенький такой.

Только бросил тот пакетик,

Видно, человек плохой.

              4.На полянке на лесной

              Слет туристов был весной

              Целый месяц с той полянки

              Убираем банки – склянки.

5.Много – много лет назад

Был у нас прекрасный сад,

А сегодня в том саду

Кучу мусора найду.

               6.Выйду утром погулять

               Да с друзьями поиграть.

               Некогда в саду гулять:

            Мусор надо  убирать.

7.Если б только все мы знали,

Как природу защищать:

Жить бы сразу лучше стали,

Свежим воздухом дышать.

                8.Если б не  было деревьев,

                Не было бы палки.

                Если б мусор не кидали,

                Не было бы свалки.

9.Под горой стоит береза,

Грустно так качается.

Ветки ей пообломали –

И вот она печалится.

                 10.Были летом на рыбалке,

                 Рыбы  там не видели.

                В речку мусор накидали,

                Речку тем обидели.

Сцена 7

Звук сильного ветра. На сцене сидит Матушка – Земля.

Бежит Девочка, вдруг резко останавливается, оглядывается, принюхивается.

Слайд  24  (пожар)

Девочка:  Не могу понять, где я? Чернота кругом да гарь, будто пожар был.

Земля:  Ты права, милая девочка. Это раньше здесь луг  был, а сейчас лишь черный пепел, что от осенней травы остался. Все сгорело.

Девочка:  Неужели опять люди?

Земля:   Детишки малые с огнем играли и траву подпалили.

Трава  сухая, полыхнула красным пламенем, до сих пор горит.

Девочка:  Землица, милая, потерпи немного, я ведерко принесу, водой тебя полью, отродится травушка твоя.

Слайд  25 (земля после пожара)

Земля: Нет, милая, на месте пожарища трава долго  не растет.

Видно, судьба у меня такая.

Девочка ( плачет):

Да что же это такое? Что ж мы, люди, делаем?

Речка, лес, земля – за что, за что им все это?

Я такой не буду! Вы слышите? Я всем расскажу, что в лесу происходит, и про речку, и про Землю – Матушку. Я что-нибудь придумаю, я обещаю!

На сцене появляется Старичок – Лесовичок

Лесовичок:

 Эх, девочка! Одна ты ничего не сможешь сделать, родная моя, поверь мне.

Девочка:   А что же мне делать? Как помочь? Я знаю! Я приведу сюда своих  друзей, и мы вместе наведем здесь прядок.

Лесовичок:  Надо бы до душ человеческих достучаться, вот тогда, возможно что-то и изменится.

Девочка:   Конечно, изменится, я сделаю для этого все!

Мы поможем природе! Мы сделаем мир чище! У нас все получится!

Только надо поторопиться.

Я вернусь, я обязательно вернусь, дедушка, вы только ждите.

Лесовичок:

Удачи тебе, Девочка. Мы тоже надеемся, что у тебя все получится.

Сцена 8

На экран проецируется вид поляны.

Слайд  26 (школьники-туристы)

Школьники поют походную песню.

(Уланов В. «Медвежонок»)

Неуклюжий медвежонок

Жил в берлоге с мамой, с папой.

Был пушистый как котёнок,

От природы косолапый.

Никогда медведь не плакал,

Знал он песен очень много.

И, притоптывая лапой,

Пел про синие сугробы.

Как-то выйдя из берлоги,

 Направляясь к ёлке старой,

Мишка посреди дороги

Повстречал людей с гитарой.

Мишка долго-долго слушал,

Как они тихонько пели.

А потом смотрел, как дружно

С маргарином  кашу ели.

Захотелось мишке тоже

Кашу есть и спать в палатке,

И мешок таскать огромный,

И штаны с цветной заплаткой.

И простившись с мамой, с папой,

Значит прежней жизни крышка,

Помахав прощально лапой,

Убежал к туристам мишка.

1 школьник: Ребята,  а давайте разведём костёр, картошки напечём.

2 школьник: Нет, друзья,  я сначала предлагаю выполнить работу.

 Я с …..(имя) развешу синичники и скворечники.

3 школьник:  А мы с ….(имя) насыплем в кормушки семечек да орешков для белочек, семян для птичек.

Школьники, напевая, уходят.

Слайд  27 (работа школьников в лесу)

Сцена 9

Слайд  28  (избушка на курьих ножках, Баба-Яга колдует).

Кот Учёный:  А давай, Баба-Яга, напугаем школьников, чтобы они не ходили больше в лес. Говорят, люди  от страха  голову теряют.

Баба Яга: Кикимора, неси колдовской котёл.

Кикимора ставит котёл на стол. Баба Яга колдует, размахивает руками устрашающе:

«В чаще лесной,  в долине грибной,

Туман собирается, всё в нём скрывается,

Ветви сомкнуты, солнца не видать,

Тропу домой никому не отыскать».

Сцена 10

Слайд  29  (поляна)

Ребята возвращаются, садятся и снова поют…

1 школьник: А мне понравилось помогать лесным жителям.

2 школьник: И мне тоже. Ребята, смотрите,  туман что-то собирается, не успеем мы картошку испечь.

3 школьник: И правда какая-то темень опускается на землю. Пора домой.

1 школьник: Смотрите, и тропинки  уже совсем не видно, хорошо сотовый ловит, найдём дорогу с помощью GPS. (Ребята уходят).

Сцена 11

Слайд  30 (избушка на курьих ножках)

За столом сказочные герои. Появляется Старичок-Лесовичок.

Баба-Яга: Ну и что вы думаете, они дорогу домой  нашли?

Старичок:  Нашли. И не из пугливых они.

Кот: Что же эти школьники в лесу делали?

Старичок:  Я за ними наблюдал. Они корм насыпали в кормушки для птиц и зверей, развесили синичники и скворечники, о лесе позаботились, песню добрую спели. Вот если бы все, кто приходит в лес, такими были!

Змей Горыныч: Значит, не перевелись на земле добрые люди.

Кот: А что делать будем со всеми остальными людьми, что делать с загрязнением природы?

Кикимора: Предлагаю заговор на чистоту природной среды.

Все : Поддерживаем!!!

Подходят к волшебному котлу и говорят:

Змей Горыныч: Реки чистые, воды хрустальные.

Старичок:  Люди добрые и  моральные.

Кот Учёный: Умы просвещённые, леса сбереженные.

Кикимора: Воздух прозрачный, мир прекрасный.

Леший: Травы зелёные, зори ясные.

Баба- Яга:  Да будут везде и всегда!

Леший:  Ну,  мне пора.  Кикимора,  неси зеркало. (Глядится в зеркало)

Кривое распрямись. Ох, я опять красавец. Ну, пока, ребяты, засиделся я тут с вами. (Уходит).

Змей Горыныч:  И я полетел, там уже туристы за мной соскучились.

Баба Яга:  Прощайте гости дорогие, авось ещё свидимся.

 Надеюсь, природа выздоровеет.

Слайд  31 (Баба-Яга улетает)

Ведущий:

Было, не было ли это –

Не найти сейчас ответа!

Сказка это или правда-

Вам, друзья, решать!

Слайд  32  

С тех пор, как появился человек, он старался покорить, подчинить себе природу. Что он только не выдумывал, чтобы улучшить себе жизнь!

Человек сотворил страшные яды, которые убивают насекомых и животных!

Человек создал автомобили, которые отравляют воздух вредными газами!

Человек вырубает деревья, покрывает Землю огромным слоем мусора!
Люди планеты! Земляне! Вы слышите!

Планета в опасности! Придите на помощь!

Знаете ли вы, что 2013 год был объявлен Годом охраны окружающей среды, а в январе 2016 года Президент РФ Владимир Путин подписал Указ о проведении в 2017 году в Российской Федерации Года экологии.

Такие масштабные мероприятия, ребята, проводятся с целью привлечения внимания общества к вопросам экологического развития России, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности.

 Слайд  33 (цитата Е.Евтушенко)

    Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

-- Природа очень разумна. В природе всё находится в равновесии, всё взаимосвязано.

Сцена 12

Музыкальная драматизация сказки В. Бианки "Сова"

Танец цветов и шмелей с коровой (девочки-цветы, а мальчики-шмели).
Затем выходит дед, Корова дает ему пакет молока. Они садятся за стол пить чай. 

Слайды  34-35
Подлетает Сова. Здравствуй дедушка- дружок,
Пригласишь ты на чаек?
Дед: Ты, Сова, — отчаянная голова, 
Уши торчком, нос крючком. 
Ты от солнца хоронишься, 
Людей сторонишься, — 
Какой я тебе друг!
Сова: Я-Совушка-Сова, большая голова 
К тебе на луг по ночам летала- 
Мышей отгоняла.
Раз не хочешь ты дружить –
Будешь сам мышей ловить!
Дед: Ну и что, мыши не волки, 
Не навредят моей коровке.
Сова: Мыши по лугу рыщут, 
Шмелиные гнёзда ищут, 
Землю роют, шмелей ловят.
Корова: А пускай шмели улетают! 
Что от них толку: 
Ни мёду, ни воску, —
Кусаются только.

Сова. Хо-хо-хо, Старик! 
Гляди, как бы хуже не вышло. 
Стоит на лугу клевер кормовистый, 
Головой к земле виснет, 
А шмели гудят, с луга прочь летят, 
На клевер не глядят, 
Пыльцу с цветка на цветок не носят. (
Сова улетает).
Звучит музыка:Танец Мышей с героями

Выходит Дед и зовет Сову
Дед: Уж ты, Совушка, меня из беды выручай, 
Нечем стало мне, старому, белить чай. 
Мыши по лугу рыщут, 
Шмелиные гнёзда ищут. 
Шмели на чужих лугах гуляют, 
А на мой луг и не заглядывают. 
Клевер на лугу не родится. 
Корова без клеверу тощает. 
Молока у Коровы мало. 
Вот и чай белить мне нечем стало.
Сова. То-то, старый. 
Дружно не грузно, а врозь хоть брось. 
Полетела я мышей ловить. 

Корова: Смотри, Старик,

Мыши со страху попрятались в норы. 
(Мыши убегают)
Шмели загудели над лугом, 
Принялись с цветка на цветок летать. 
Клевер красный стал на лугу наливаться. 

(Шмели кружатся вокруг цветов)
Я пошла на луг клевер жевать.

Песня Коровы
1. На цветочном, на зелененьком лугу,
Я гулять с утра до вечера могу.
Если станет вдруг мне скучно, я пою,
Чтобы все слыхали песенку мою.

Припев:

Как люблю я молочком всех угощать му-му
Как люблю, му-му, угощать му-му.
Обожаю танцевать и напевать му-му.
По-другому жить, поверьте, не могу-му-му. 

Слайд  36

Дед: Вот и рада вновь коровушка моя,
Вновь поет, танцует, радует меня.
Совушку хочу за все я похвалить,
Добрым словом и поклоном одарить.
Корова:

Ах, ты, Совушка- Сова, большая голова,
Деду помогла и нас всех спасла.
Научила деда снова дружбой дорожить,
Вместе веселее жить и не тужить.

Дед: Молока у Коровы много.

Стал я молоком чай белить, 
Чай белить — Сову хвалить, уваживать. 
Все герои: Дружно не грузно, а врозь хоть брось! 

Ведущий:  Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!

Вот видите, ребята, как  в природе всё взаимосвязано.

Эту взаимосвязь и изучает  наука -- экология.

Слайд 37
 О такой взаимосвязи  расскажет  ещё и наш  юный корреспондент –Егор М.

Истребление воробьев в Китае 

Истребление воробьев в Китае началось под возгласы «Да здравствует великий Мао» и с размахивания тряпками, закрепленными на длинных шестах. В парках, на улицах и крышах домов люди (горожане и крестьяне, школьники и старики, мужчины и женщины) кричали, свистели, махали тряпками, стучали по кастрюлям, в общем, делали все, чтобы воробьи как можно дольше находились в воздухе.

Расчет на то, что воробьи без отдыха не могут находиться в воздухе более пятнадцати минут, оправдался. Птицы изможденные длительным нахождением в воздухе и не возможностью куда-либо приземлиться начали буквально валиться с неба. Тех, которые не погибали от удара о землю, добивали, чем попало. Птиц находивших убежище на дереве и не реагировавших на вопли толпы из-за усталости доставал выстрел снайпера.

В активной фазе это безумие продолжалось с марта по ноябрь 1958 года. За это время в Китае было уничтожено примерно два миллиарда воробьев.

Радовались китайцы недолго. Если в первый год после массового убийства воробьев в Китае был зафиксирован достаточно неплохой урожай, то на следующий сезон в результате расплодившейся саранчи и гусениц, съевших подчистую все побеги в стране, разразился голод. Недальновидная политика руководства Китая по уничтожению воробьев стоила жизни тридцати миллионам китайцев. В результате она была признана ошибочной. Чтобы восстановить дисбаланс и восстановить популяцию воробьев их пришлось вагонами завозить из СССР и других стран.

Самый первый памятник этой маленькой птахе был установлен в американском городе Бостоне. Так местные жители отблагодарили птицу за спасение от страшных гусениц, напавших на поля и сады. Ведь до появления европейцев на американском континенте воробьи там не водились. А когда поселенцы начали осваивать новые плодородные земли, оказалось, что многим местным жукам и гусеницам очень по вкусу культурные растения.

Чтобы справиться с нашествием гусениц, от которых буквально шевелилась земля на полях, из Европы специально завезли воробьев. Птицы очень быстро размножились (ведь они выводят птенцов до 3-х раз за лето), и урожаи оказались под надежной защитой.

Уничтожение хищных птиц в Норвегии

- Послушайте другой случай: в Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре …погибли от эпидемии. Оказывается, ястребы и совы поедали больных птиц и выполняли роль санитаров, а значит, предотвращали эпидемии.

Слайд  38  (памятники воробью)
Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов.

Слайд  39 (четыре закона экологии)

Ведущий:

А между тем этих законов всего четыре. Их легко запомнить!

Сформулировал их американский учёный  - эколог Барри Коммонер.

Первый закон: «Всё связано со всем». Действие этого закона мы уже видели на примере сказки В.Бианки и выступлений Егора М .

Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться».

Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, но при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Третий закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.

Что это? (Пакеты, стекло, консервные банки…)

 Четвёртый закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими  путями.

Например,уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.

Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.

 Слайд 40  (Человек, помоги!)

«Обращение от имени Природы» (Домашние сочинения детей).

Ведущий: Сегодня мы узнали законы экологии. К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе. Я просила вас дома написать  письма- обращения к тем, от кого зависит экологическое равновесие в природе.

Первая группа писала  обращение к руководителям промышленных предприятий: заводов и фабрик.

Вторая группа написала рыболовам и охотникам.

Третья группа подготовила обращение к ученикам нашей школы.

Пришло время прочитать наши обращения. Приглашаю к доске представителей групп.

К доске выходят представители групп и читают обращения.

Спасибо, надеюсь, что ваши слова будут услышаны.

Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и выполнение этих  законов – важнейший признак экологической культуры.

Но этого не достаточно. Нужна ещё и экология души.

Вернёмся к эпиграфу нашего мероприятия:

( Слайд)

    Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

-О чём говорит здесь поэт Е.Евтушенко? 
Примерные ответы детей:

- Нужно беречь природу.

- Нельзя убивать зверей.

- Нужно любить самую маленькую былиночку и букашку.

Ведущий:  Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери? 
Примерные ответы детей:

- Это жадность, зависть, глупость, злоба, хитрость, трусость, лесть, подлость, бездушие, хвастливость, гордыня и т.д.

- Это всё плохое, чёрное, дикое, что есть в человеке.

- Это то, что мешает человеку полюбить другого человека и весь мир.

Ведущий:  Мне кажется, вы все правы. Звери внутри нас – это плохие качества характера, которые мешают нам полюбить другого человека, полюбить мир, полюбить природу.

И мы должны постоянно истреблять этих зверей в своём сердце. Тогда и наши экологические знания и умения пойдут на пользу природе, а пока мы должны сказать «Прости, Земля!»

Конкурс чтецов  на тему « Прикоснись к природе сердцем».

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.