12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Пантелеева Наталья Ивановна607
Учитель начальных классов. Классный руководитель. Педагогический стаж работы 30 лет. Высшая квалификационная категория.
Россия, Липецкая обл., п. Солидарность

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа поселка Солидарность

Елецкого муниципального района Липецкой области

 

Доклад

«Формирование экологической культуры у младших школьников»

Подготовила учитель

начальных классов

Пантелеева Наталья Ивановна

2017 год

«Земля – наш общий дом!»

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречий мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный масштаб. Основой развития человечества должно стать содружество человека и природы. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества. Экологическими знаниями должны обладать все. Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами. Экологическое образование и воспитание в современной школе должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным. Задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе. В настоящее время экологизация воспитательной работы школы стала одним из главных направлений развития системы школьного образования. В целом экологическое воспитание позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал экологических знаний, обеспечивать более надежные основы экологической ответственности школьников.

Проблемы экологического воспитания следует решать на классных часах, экологических праздниках и конференциях, родительских собраниях, педагогических советах, на уроках и во внеурочное время.

Одной из эффективных форм экологического воспитания, является внеклассная работа, которая имеет большое учебно-воспитательное значение. Она позволяет учащимся значительно расширить, осознать и осмыслить полученные на уроки знания, превратить их в стойкие убеждения, учесть разносторонние интересы, легко осуществить индивидуализацию обучению и применять дифференцированный поход.

Внеклассное мероприятие по экологии и охране окружающего мира. Может быть использовано для работы с учащимися, как начальной школы, так и среднего звена.

На уроках окружающего мира, учащиеся знакомятся с основными законами экологии, с целью понимания принципов сбалансированного существования природы и общества.

Особенный интерес у детей вызывает проведение экологических недель.

Экологические недели проводятся с целью формирования основ ценностного отношения ко всему живому, через привлечение к изучению и защите животного мира. Проведение тематических недель активизируют познавательный интерес учащихся к учебным предметам. Дают учащимся возможность применять полученные знания и умения во внеурочной деятельности, формируют желания принять активное участие в деятельности по защите окружающей среды. Развивают коллективное творчество, толерантность в отношениях со сверстниками, расширяют общий кругозор учащихся, способствуют выработке первоначальных практических навыков гуманно - созидательного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения. Ну и, конечно, содействуют экологической грамотности учащихся.

Данные мероприятия помогают подчеркнуть значимость окружающей нас действительности, познакомив учащихся с проблемами экологии на современном этапе, обратить внимание школьников на ту угрозу, которую представляет воздействие человека на окружающую природу.

Вовлечение учащихся в подготовку и проведение мероприятий предметных экологических недель приводит к потребности дополнить и расширить знания в области охраны окружающей среды, особенностей природы родного края, рационального природопользования, нацеливает на решение практических задач улучшения окружающей природной среды.

В классе следует провести конкурс рисунков о животном и растительном мире, конкурс чтецов «Давайте будем беречь планету!» и т. п., подготовить и защитить проекты «Красная книга» и т. п. Дети всегда очень эмоционально читают стихотворения, поют песни, инсценируют отрывки из произведений о природе. В целях использования экологических знаний и экологической культуры как эффективное средство обучения и воспитания подрастающего поколения, а так же совершенствуя формы и методы экологической работы и прививая практические навыки экологической работы, следует систематически   проводить экологические десанты по очистке школьного двора и прилежащей к нему территории. Уборка парковой зоны в районе школы, экологический десант в окрестностях села, города. Очень активно дети включаются в акцию «Посади дерево» - посадка саженцев деревьев хвойных и лиственных пород, кустарников, посадка саженцев плодовых деревьев на пришкольном учебно – опытном участке.

Следует вовлекать учащихся принимать активное участие в акциях: «Сохраним первоцветы», «Чистый берег», «день воды», «День экологических знаний», «День защитника окружающей среды». Большой воспитательный эффект оказывают следующие мероприятия и праздники: выступление на линейках «Ради жизни на Земле», «День птиц» с вывешиванием скворечников для птиц, оформлением стенда «Птицы и животные нашего края», викторины «птицы нашего края», «Птичья столовая» и т. п. Дети с огромным желанием стремятся помочь беззащитным птичкам особенно в зимний период. Они мастерят совместно с родителями кормушки, а потом торопятся их развесить, чтобы угощать птиц кормом.

С целью повышения качества биологической подготовки учащихся и поднятия значимости фенологических наблюдений во всех классах следует проводить сезонные и тематические натуралистические экскурсии в определенной последовательности, по сезонам года в соответствии с тематикой учебной программы и внеклассной работы. В данном направлении необходимо, чтобы практически все натуралистические экскурсии носили комплексный характер, с целью раскрытия осознанности у учащихся процессов в системе человек – природа – общество.

Очень увлекают детей походы в библиотеку, где они знакомятся с новинками по данной проблеме. Детям нужно предложить выставку книг, журналов, газет. И она обязательно привлечёт внимание юных читателей к литературе, которая рассказывает об экологических проблемах, раскрывает многообразие жизни на планете, показывает красоту окружающего мира. Никто из детей не останется равнодушным.

В конце мероприятия детям можно вручить памятные эмблемы юных экологов, памятки.

Такие мероприятия помогут в непринужденной обстановке сформировать у учащихся систему знаний о живой природе и ее отдельных представителях. Формировать познавательный интерес к экологическим проблемам и стремление принять посильное участие в их решении, коммуникативные навыки при работе в группе, в парах, развивать творческие способности и применять экологические знания на практике, прививать экологическую культуру.

Экологическую работу следует проводить и среди родителей, учителей и остального населения. Для освещения экологической проблемы среди родителей и учителей во время родительских собраний, диспутов, заседаний возможно проводить лекции, читать доклады «Экологическое воспитание в семье», «У природы есть друзья: это – мы - и ты, и я»; проводить экологические праздники с приглашением родителей и родственников учащихся «Сохраним краски природы» и т. п.

 Ожидаемые конечные результаты.

1. Воспитание чувства ответственности за судьбу природы своей Родины, понимания необходимости научиться беречь свой дом, свою Землю.

2. Осознание учащимися важной роли экологии в решении глобальных проблем современности

3. Привитие понимания необходимости бережного отношения к младшим «братьям».

4. Воспитание чувства ответственности за красоту и чистоту природы.

5.  Формирование экологической культуры.

6. Расширение знаний детей о природе родного края.

7. Выработка ответственности за собственное благополучие  и экологическое благополучие окружающей среды;

8. Становление начального опыта защиты природной среды и своего здорового образа жизни.

Используемая литература:

Зверев А.Т. Экология. Наблюдаем и изучаем./ А.Т. Зверев. - М.: Издательский центр «Оникс», 2015. - 47 с.

Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства./ С.Н.Николаева. - М.: Издательский центр «Инфра». Серия научных мыслей , 2007. - 216 с.

Бродский, А.К. Общая экология / А.К.Бродский. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 256 с.

Горохов, В.Л. Экология: Учебное пособие /В.Л.Горохов, Л.М.Кузнецов, А.Ю.Шмыков. – СПб.: «Издательский дом Герда», 2005. – 688с.

Аксаков С. Т. Рассказы о родной природе / С. Т. Аксаков; рис. Г. Никольского. – Детская литература, 1988. – 143 с.: ил. – (в пер.)

Платонов А. П. Неизвестный цветок: рассказы и сказки / Андрей Платонов; худож. В. Горячева; вступ. ст. А. Акимовой. – Москва: Детская литература, 2014. – 238 с.: ил. – (Школьная библиотека).

Пришвин Михаил Михайлович. Избранные сочинения / Михаил Пришвин; Паустовский К. Г. Избранные сочинения / К. Г. Паустовский; сост., вступ. ст., коммент. А. Н. Варламова. – Москва: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2014. – 825 с. – (Библиотека школьника)

Абрамов Федор Александрович. О чем плачут лошади : рассказ // в кн.: Абрамов Ф. А. Дом: роман; Повести; Рассказы; Публицистика /Ф. А. Абрамов; сост. Л.В. Крутикова. – Москва, 1988. – 670 с.

Сент-Экзюпери А., де. Маленький принц: сказка / Антуан де Сент- Экзюпери; рис. Автора; пер. с фр. и послесл. Н. Галь. – Москва: Детская литература, 2008. – 119 c.: ил. – (Школьная библиотека. – (в пер.)

Скребицкий Г. А. Лесные переселенцы: рассказы о животных / Г. А. Скребицкий. – Москва: Издательство МГУ, 1990. – 224 с.: ил.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.