Воспитание экологической культуры младших школьников
ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы экологического воспитания учащихся в различной экологической деятельности. Описаны виды деятельности экологической направленности учащихся.
Ключевые слова: экологическое воспитание, младшие щкольники, экологическая культура.
На современном этапе развития человечества обращение к наукам природы связано с углубляющимся экологическим кризисом и поисками выхода из него, необходимостью экологического образования, начиная с самого раннего возраста.
Ребенок по своей природе пытливый исследователь и открыватель мира. Перед ним откроется чудесный мир природы если правильно вести работу по воспитанию экологической культуры.
Необходимо, чтобы дети учились сопереживать, чтобы в них утвердилась мысль, что вся планета - наш дом и о нем надо заботиться.
Экологическое воспитание следует начинать с раннего детства в семье и школе. Педагогам и родителям предстоит заложить фундамент экологической культуры и сформировать у детей ответственное отношение к природе.
Формирование экологической культуры происходит как в учебной деятельности так и во внеурочной.
Учащиеся младшего школьного возраста проявляют высокий познавательный интерес к миру природы, и он может стать отправной точкой в воспитании экологической культуры на уроках окружающего мира. На протяжении учебного года ребята готовили сообщения о животных, растениях, о правилах поведения на природе.
Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности.
В нашей школе большое внимание уделяется практическому участию детей в различной экологической деятельности:
Участие в акциях: «Кормушка», «Спасем дерево»,[1] «Школа добрых дел», «Помощь бездомным животным». Дети учатся сопереживать всему живому и стараются внести свой вклад: собирают макулатуру, мастерят кормушки, приносят корм для птиц и животных.
Участие в различных конкурсах и олимпиадах: Международный игровой конкурс по естествознанию «Человек и Природа» [2], Всероссийская дистанционная олимпиада с международным участием по предмету «Окружающий мир.» [3] Ребята занимали призовые места.
Экскурсии в краеведческий музей, лимонарий, на экологическую станцию. Наблюдая за природой своего края, дети создавали дневники натуралиста, где описывали и зарисовывали свои наблюдения.
Создание своих проектов «Мой Верный друг!», «Береги планету»
Беседы. («Береги здоровье смолоду» и др.), Играют важную роль в формировании экологической культуры, учат взаимоотношениям с окружающей природной средой, культуре поведения в ней.
Подводя итоги, можно сделать вывод:
Воспитание экологической культуры учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, ответственности за судьбу своего общего дома - планеты Земля — это важно в жизни.
Библиографический список
1. Морозова Е.Е. Экологический дневник школьника « Школа добрых дел».
Учебно-методическое пособие для учащихся начальной и средней школы. Саратов, 2008. Издательский центр «Наука», 38с.
Морозова Е.Е. Программа внеурочная деятельность школьников «Открывая для себя природу». Методическое пособие для учителя. Саратов, 2012. Часть 1. Издательство: ИЦ «Наука». 55с.
Морозова Е.Е. Совершенствование экологообразовательной деятельности в системе образовательного пространства Саратовского региона // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. Саратов: Изд-во СГУ, 2014. Том 14. №14-1. С. 103-107
Учебное пособие для учащихся начальной и средней школы. Саратов. Издательство: ИЦ «Наука» 2014. 56с.
Приложения (1,2,3)
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.