Экологическое путешествие «Заповедная Брянщина»
Экологическое путешествие
«Заповедная Брянщина»
Цели: воспитание бережного отношения к природе родного края, знакомство с краеведческой литературой по экологии.
Задачи:
- формирование представлений и элементарных знаний об экологии;
- анализ позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой;
- формирование познавательных интересов во внеурочное время.
Участники, реализующие сценарий:
Ведущий, дети.
Автор-составитель:
Учитель-дефектолог МБОУ «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа № 50» г. Брянска
Савочкина Татьяна Павловна
Ведущий:
Дорогие друзья! Сегодня мы с вами совершим увлекательное экологическое путешествие по нашему родному краю «Заповедная Брянщина». Итак, станция первая…
Станция 1. «СОХРАНИМ РОДНУЮ ПРИРОДУ».
Ведущий:
- Ребята, посмотрите, какую замечательную книгу я держу в руках - «С азбукой по родному краю». Как называется наш родной край?
Дети:
- Брянщина.
Ведущий:
-Правильно, мы живём с вами в Брянской области. Красив наш город?
Дети:
- Да! У нас много лесов, озёр, цветов и парков.
Ведущий:
- Совершенно верно! Послушайте, пожалуйста, какое красивое стихотворение написал брянский поэт Илья Швец:
Наша Брянская область –
Удивительный край.
Здесь грибов да черники
Поезда нагружай.
А озёр и озёрец,
А речушек и рек
Сосчитать не сумеет
Ни один человек!..
Наша Брянская область –
Край легенд,
Красоты.
Мы хотим, чтоб в России
Стала первою ты.
- Ребята, что нужно сделать, чтобы наша любимая Брянщина всегда оставалась красивой и всё хорошела и хорошела?
Дети:
- Нельзя мусорить на улицах, ломать деревья, убивать животных и птиц, вырубать леса, разбивать муравейники.
Ведущий:
- Какие вы молодцы! Настоящие друзья природы! О природе Брянского края мы с вами сегодня поговорим. (Эколята показывают книгу А. А. Плешакова «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики»). Человек, идущий по лесной поляне, превращается в великана для жучков, муравьёв и бабочек. Даже маленький ребёнок гораздо больше любой букашки. Представляете, как им страшно? Можно растоптать и не заметить, что уничтожил целый мир, а им ведь тоже хочется жить. И хорошо, если идущий по траве великан добрый. А если нет? Люди распоряжаются судьбой всего живого на планете. Разумно распоряжаются, всё у нас хорошо?
Дети:
- Нет! Из труб заводов валит чёрный дым, грязные речки и озёра, горят леса.
Ведущий:
- Да, ребята! Видимо, взрослых, которые отвечают за это, не научили в детстве беречь природу. А вы готов стать природе друзьями?
Дети:
- Да!
Ведущий:
- Молодцы! Посмотрите, пожалуйста, на книгу «Заповедники России».
Ребята, что такое заповедник?
Дети:
- Это место, где охраняют природу.
Ведущий:
- Правильно. К сожалению, люди не щадят чудесный подарок планеты Земля – чистую воду, дивных зверей и птиц, изумительной красоты растения… Многих из них уже не спасти – уничтожены. Страшное слово, правда? А для тех, кто находится по вине человека на краю гибели, неравнодушные друзья природы создали Красную книгу (демонстрация книги). Ребята, почему цвет для этой печальной книги выбран именно красный?
Дети:
- Потому что это цвет опасности.
Ведущий:
- Правильно, красный цвет предупреждает о беде, как красный цвет пожарной машины и красный сигнал светофора. В нашей Брянской области тоже, к сожалению, есть такая книга. В неё внесены растения и животные, почти истреблённые человеком. Посмотрите на экран (демонстрация слайдов):
Растения, занесённые в «Красную книгу» Брянской области:
Венерин башмачок крупноцветковый, Венерин башмачок настоящий, Волчеягодник боровой, Ковыль перистый, Осока теневая, Надбородник безлистный, Рябчик шахматный, Прострел луговой, Ятрышник мужской.
Животные, занесённые в «Красную книгу» Брянской области:
Вечерница гигантская, Сапсан, Кречет, Дрофа, Стрепет, Зелёная жаба, Обыкновенный подкаменщик, Жук-олень, Обыкновенный махаон.
Ведущий:
- Давайте рассмотрим выставку «Природа родного края». Сколько замечательных книг! И с одной из них мне хочется познакомить вас поближе. Это альбом «Государственный природный биосферный заповедник «Брянский лес». «Государственный природный биосферный заповедник «Брянский лес» - потрясающее издание, созданное стараниями людей, неравнодушных к проблемам охраны природы. Книга очень интересная, хочется читать не отрываясь, перелистывать снова и снова. Здесь можно найти сведения об уникальном уголке нашей среднерусской полосы – заповеднике «Брянский лес», где, с одной стороны, сохраняются леса, реки и болота, а с другой – развивается экологический туризм. Грамотно организованная работа заповедника даёт возможность беречь природное сообщество и не лишать людей радости общения с красотой.
В книге содержится подробная информация об истории создания заповедника «Брянский лес», о животных, птицах и растениях, мирно соседствующих в нём, о научных исследованиях и экологическом просвещении на территории этой уникальной природоохранной зоны.
Книга выполнена с любовью и старанием, тщательно подобранные красочные фотографии радуют и вызывают чувство гордости за людей, стремящихся уберечь такой хрупкий и беззащитный уголок родной природы.
Станция 2. «МЫ ЗА НИХ ВСЕГДА В ОТВЕТЕ»
Ведущий:
- Ребята, у вас есть домашние животные?
Дети:
- Да! У нас есть хомячки, кошки, собаки, попугаи, морские свинки, черепахи, рыбки.
Ведущий:
- Вы о них заботитесь?
Дети:
- Да! Мы их кормим и лечим, если вдруг заболеют.
Ведущий:
- А что можно сделать для животных, которые живут в природе?
Дети:
- Нужно им обязательно помогать.
Ведущий:
- Дорогие ребята, как мы с вами можем помочь птицам, когда на улице мороз и вьюга?
Дети:
- Птиц нужно кормить!
Ведущий:
- Молодцы! Давайте послушаем замечательное стихотворение нашего земляка, знаменитого брянского поэта Николая Грибачёва «Кормушка».
КОРМУШКА
Ну, морозы, ну, морозы,
Нос наружу и — ой-ой!
Даже белые березы
В серой корке ледяной,
Даже белки-непоседки
В ожидании тепла
Не снуют на ветку с ветки,
Не вылазят из дупла.
И голодная синица
Тихо плачет у окна:
«Негде греться и кормиться,
Ни козявки, ни зерна.
День дымит морозной далью,
Ночи стылые темны.
Замерзаю, голодаю,
Не дожить мне до весны».
И решил тогда Сережка:
— Я открою ей окошко,
Дам ей хлеба и пшена,
Пусть у нас живет она.
Только нет к тому привычки,
Только в доме страшно ей,
Только маленькой синичке
Воля вольная милей.
Жжет мороз, дымятся вьюги,
Стыдно жить в тепле одной:
Ведь сестрички и подруги
Замерзают за стеной.
И сказал Сережка: —
Ладно, Потерпи недолгий срок... —
И достал он из чулана
Длинный гвоздь и молоток.
Похрустев по снежной корке,
Где петлял следами лис,
Закрепил у старой елки
На пеньке фанерный лист.
А на лист — зерна,
А на лист — пшена,
Конопли две горсти —
Собирайтесь, гости!
А на ветку, что свисала
От намерзнувшего льда, —
Несоленый кубик сала —
Сало греет в холода.
И уж так синица рада,
Так щебечет, весела,
Да из рощицы и сада
Семь подружек привела.
Да из навеси еловой
Дятел шмыг красноголовый
При синицах погостить,
Сытным салом закусить.
Тормошатся,
Суетятся,
То взлетают,
То садятся,
То на веточках
Висят,
То как в дудочки
Свистят.
И Сережка рад при этом,
И загадывает сам:
Это ж сколько
будет летом
Разных песен по лесам.
Ведущий:
- Понравилось стихотворение?
Дети:
- Очень!
Ведущий:
- Ребята, а вы помогаете птицам пережить тяжёлое время зимы?
Дети:
- Да, мы делаем кормушки и насыпаем в них корм.
Ведущий:
- Ребята, хотите отгадать загадки о птицах Брянского леса?
Дети:
- Да!
Ведущий:
- Приступаем!
1. Трещала с самого утра:
«Пор-ра! Пор-ра!»
А что – пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит…
Дети:
- Сорока!
2. И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих,
Мыши прячутся, дрожа!
Очень уж суровы
Филины и …
Дети:
- Совы!
3. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели?
Голосистей и нежней?
Кто же это?
Дети:
- Соловей!
4. В лужах – отраженье тучи,
Дни по-прежнему теплы.
На кустарнике колючем
Ищут семечки…
Дети:
- Щеглы!
5. Спинкой синевата,
Животиком желтовата.
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
Дети:
- Синица!
6.Только я из птиц, признаться,
В зной, морозы и пургу
По стволу передвигаться
Головою вниз могу.
Дети:
- Поползень!
7.У меня ходули –
Не страшит болото:
Лягушат найду ли -
Вот моя забота.
Дети:
- Цапля!
8. Кто в лесу деревья лечит,
Не жалея головы?
Тяжела его работа –
Целый день долбить стволы.
Дети:
-Дятел!
9. Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голосом речистым, чистым
«Клё! Клё! Клё!» поёт со свистом?
Дети:
- Клёст!
10. Не ворона, не синица –
Полосатенькая птица.
Примостилась на суку –
Раздалось в лесу: «Ку-ку!»
Дети:
- Кукушка!
Ведущий:
- Молодцы! Знаете, ребята, а ведь животным нужна наша помощь в любое время года.
Станция 3. «В БРЯНСКОМ ЗАПОВЕДНИКЕ ВСЕ ОНИ ЖИВУТ»
В книге «Брянский лес» много ярких фотографий птиц и животных. Все они живут в дикой природе, им всем требуется помощь человека, ведь истребляются, варварски уничтожаются все жители лесов – от самого маленького цветка до красавцев медведей!
Демонстрационные карточки «Животные леса»
РЫСЬ
Ведущий:
- Дети, как называются детёныши рыси?
Дети:
- Рысята.
Ведущий:
- Правильно, а ещё их называют котятами.
Мышь
Ведущий:
- Ребята, чем полезны мыши?
Дети:
- Мыши поедают вредных насекомых.
Ведущий:
- Молодцы!
Летучая мышь
Ведущий:
- Дети, как эти зверьки ухитряются летать по ночам и не сталкиваться с предметами на пути?
Дети:
- У летучих мышей есть способность прощупывать пространство перед собой ультразвуком.
Ведущий:
- Прекрасно! Вы большие знатоки жителей нашего Брянского леса! А вот ещё один представитель фауны лесов- ЛОСЬ. Почему он не проваливается в снег?
Дети:
- Потому что у него широкие копыта.
Ведущий:
- Прекрасно! Посмотрите на красавицу ЛИСУ. Без неё лес не был бы таким красивым, правда? Как называют лису в сказках?
Дети:
- Патрикеевна. Она очень хитрая и осторожная охотница.
Ведущий:
- Всё это правда. А вот интересное животное ЯЩЕРИЦА. О какой необычной способности ящерки вы знаете?
Дети:
- Спасаясь от врага, ящерица оставляет в его зубах свой хвост, а сама убегает. А хвост потом отрастает!
Ведущий:
- Правильно. И вот хозяин леса МЕДВЕДЬ. Чем он занимается зимой?
Дети:
- Спит.
Ведущий:
- Верно. Молодцы, вы блестящие знатоки жителей нашего леса!
Станция 4. ЗАПОВЕДНАЯ БРЯНЩИНА
Ведущий:
- Ребята, у нас в области ведётся большая работа по защите природы.
В настоящее время на территории Брянской области существуют следующие формы охраняемых природных территорий и объектов: биосферный резерват, государственный природный заповедник, государственные природные заказники, природные парки, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности; планируется создание национального парка. Каждая из них несёт свою определённую природоохранную функцию.
В книге «Брянский лес» интересно и доступно об этом написано.
Просмотр презентации «Брянщина заповедная» с комментариями учителя.
Рассказ о выхухоли (во время просмотра презентации)
Эколята:
По берегам спокойных лесных рек живут забавные зверьки – выхухоли. Что за слово такое – выхухоль? В древнерусском языке было слово «хухать» - вонять. Именно от него пошло слово выхухоль. На хвосте выхухоли есть особый орган (железа), выделяющий маслянистое пахучее вещество – мускус. На радость выхухоли, у большинства хищников запах мускуса отбивает аппетит.
Выхухоль – отменный подводный пловец. Всё у неё приспособлено для плавания: на лапах – перепонки, плоский хвост сжат с боков, как весло, шелковистая шёрстка не промокает.
Питается выхухоль насекомыми, улитками, пиявками, мелкой рыбкой, корневищами водных растений.
Выхухоли строят норы по берегам рек выше уровня воды, но вход в них всегда под водой, чтобы никто чужой не проник в их домик. Самое страшное бедствие для этих милых зверьков – разливы рек в оттепель зимой (вода затопляет норки, а выход только в реку, скованную льдом), сети рыбаков и коровы, которые проваливаются в норки, когда приходят на водопой.
Понравилось животное?
Дети:
- Да! У него смешной длинный носик!
Ведущий:
- Ребята, а вы знаете, какое самое древнее животное нашего леса?
Дети:
- Динозавры!
Ведущий:
- А вот и не угадали! (демонстрация игрушечного ёжика). Кто это?
Дети:
- Ёжик!
Ведущий:
- Вот кто бегал по лесам Брянщины миллионы лет назад. Что вы о нём знаете?
Дети:
- Ёжик пыхтит, зимует в норках, завернувшись в листья, ест личинок жуков и разных насекомых.
Ведущий:
- Посмотрите, какая замечательная фотография ежа напечатана в книге «Брянский лес»!
Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть в экологическую игру «Можно или нет?», с помощью которого мы вспомним правила поведения в природе. Я стану задавать вопросы, а вы будете отвечать «да» или «нет».
Не трогать бабочек и разных насекомых (да)
Разжигать костры в лесу (нет)
Кричать и включать громкую музыку в лесу (нет)
Не подходить к птичьим гнёздам (да)
Разорять муравейники (запрещается)
В лесу шуметь (нет)
Оставлять мусор в лесу (нет)
Беречь лес от пожара (да)
Собрать мусор в яму и закопать (да)
Рвать букеты цветов (нет)
Ходить только по тропинкам (да)
Ломать деревья и ветки (нет)
Топтать траву и цветы (нет)
Ведущий:
- В заповеднике у животных привольная спокойная жизнь. В книге «Брянский лес» об этом написано, но работники заповедника предоставили нам с вами уникальную возможность увидеть, чем занимаются животные на охраняемой территории. Давайте посмотрим!
Просмотр видеозарисовок с фотоловушек «Заповедные места Брянского края».
Ведущий:
- Ребята, кто из животных запомнился больше всех?
Дети:
- Рысь, выхухоль, волчонок, жёлтый медведь
Ведущий:
Ребята, давайте повторим правила поведения в лесу, о которых идёт речь в книге «Брянский лес» (демонстрация напечатанных знаков-правил, дети прикрепляют их по очереди на магнитную доску):
1. Ходить только по тропинкам.
2. Не ломать ветки деревьев и кустарников.
3. Не топтать трав, не рвать цветы.
4. Не кричать, не включать громкую музыку
5. Не подходить к птичьим гнёздам.
6. Не ловить насекомых.
7. Не разрушать грибницы.
8. Не ловить мальков и лягушек.
10. Не разжигать костров.
11. Не разорять муравейники.
Заключение
Ведущий:
- Ребята, какие замечательные книги мы сегодня с вами изучили?
Дети называют книги.
Ведущий:
- Чем они вам понравились?
Дети:
- Книги интересные, в ней яркие фотографии и много полезной информации.
Ведущий:
- Дорогие ребята, я очень надеюсь, что вы всегда будете помнить о том, что нашу родную природу нужно беречь и любить. Будьте настоящими друзьями природе Брянского края, и вся красота лесов, лугов и самых маленьких цветков и ручейков на долгие годы останется с нами!
Список использованной литературы:
1. Брянские леса - России краса Рассказ о Брян. лесе, его людях и их делах / [Федер. служба лес. хоз-ва России, Брян. упр. лесами; Редкол. И.П. Булатный - гл. ред. и др.]. — М. : ИД "Прибой", 1998. — 367 с. ил., цв. ил., портр.
2. Государственный природный биосферный заповедник "Брянский лес" : природные ресурсы Брянской области: [проспект] / [Бабанина В.И. и др.] - Брянск : "БОРУС", 2006.
3. Грибачев, Н. М. Кормушка [Текст] : Стихи / Н.М. Грибачев; Худож. М. Петров. - Москва : Малыш, 1986. - 8 с. : ил.
4. Заповедники России [Текст] / [отв. ред. К. Михайлов]. - Москва : Мир энциклопедий Аванта+ : Астрель, 2009. - 183 с. : цв. ил. - (Самые красивые и знаменитые).
5. Красная книга России [Текст] : [для младшего и среднего школьного возраста / ред.: Е. Ю. Целлариус]. - Москва : АСТ, 2018. - 277, [1] с. : цв. ил. - (Аванта).
6. Плешаков А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики [Текст] : книга для учащихся начальных классов / А. А. Плешаков, А. А. Румянцев. - 3-е изд. - Москва : Просвещение, 2016. - 159, [1] с. : цв. ил. - (Зеленый дом : сер. изд. с 1997 г.).
7. С азбукой по родному краю [Текст] : книга для учащихся начальных классов / [авт.-сост.: Пряникова Н. Е., Шик Н. В.]. - Брянск : Курсив, 2012. - 24 см. - (Родной край; 1).
8. Школьник, Ю.К. Животные наших лесов [Текст] : все лесные звери России : [для старшего школьного возраста] / Ю. К. Школьник ; под ред. В. А. Мешик. - Москва : Эксмо, 2014. - 63 с. : цв. ил. - (Популярная научно-практическая энциклопедия современных знаний).
Спицына Любовь Ивановна
Савочкина Татьяна Павловна