Экологическое путешествие «Заповедная Брянщина»

1
2
Материал опубликован 26 March

Экологическое путешествие

«Заповедная Брянщина»


Цели: воспитание бережного отношения к природе родного края, знакомство с краеведческой литературой по экологии.

Задачи:

- формирование представлений и элементарных знаний об экологии;

- анализ позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой;

- формирование познавательных интересов во внеурочное время.

Участники, реализующие сценарий:

Ведущий, дети.


Автор-составитель:

Учитель-дефектолог МБОУ «Специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа № 50» г. Брянска

Савочкина Татьяна Павловна





Ведущий:

Дорогие друзья! Сегодня мы с вами совершим увлекательное экологическое путешествие по нашему родному краю «Заповедная Брянщина». Итак, станция первая…

Станция 1. «СОХРАНИМ РОДНУЮ ПРИРОДУ».

Ведущий:

- Ребята, посмотрите, какую замечательную книгу я держу в руках - «С азбукой по родному краю». Как называется наш родной край?

Дети:

- Брянщина.

Ведущий:

-Правильно, мы живём с вами в Брянской области. Красив наш город?

Дети:

- Да! У нас много лесов, озёр, цветов и парков.

Ведущий:

- Совершенно верно! Послушайте, пожалуйста, какое красивое стихотворение написал брянский поэт Илья Швец:

Наша Брянская область –

Удивительный край.

Здесь грибов да черники

Поезда нагружай.

А озёр и озёрец,

А речушек и рек

Сосчитать не сумеет

Ни один человек!..

Наша Брянская область –

Край легенд,

Красоты.

Мы хотим, чтоб в России

Стала первою ты.


- Ребята, что нужно сделать, чтобы наша любимая Брянщина всегда оставалась красивой и всё хорошела и хорошела?

Дети:

- Нельзя мусорить на улицах, ломать деревья, убивать животных и птиц, вырубать леса, разбивать муравейники.

Ведущий:

- Какие вы молодцы! Настоящие друзья природы! О природе Брянского края мы с вами сегодня поговорим. (Эколята показывают книгу А. А. Плешакова «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики»). Человек, идущий по лесной поляне, превращается в великана для жучков, муравьёв и бабочек. Даже маленький ребёнок гораздо больше любой букашки. Представляете, как им страшно? Можно растоптать и не заметить, что уничтожил целый мир, а им ведь тоже хочется жить. И хорошо, если идущий по траве великан добрый. А если нет? Люди распоряжаются судьбой всего живого на планете. Разумно распоряжаются, всё у нас хорошо?

Дети:

- Нет! Из труб заводов валит чёрный дым, грязные речки и озёра, горят леса.

Ведущий:

- Да, ребята! Видимо, взрослых, которые отвечают за это, не научили в детстве беречь природу. А вы готов стать природе друзьями?

Дети:

- Да!

Ведущий:

- Молодцы! Посмотрите, пожалуйста, на книгу «Заповедники России».

Ребята, что такое заповедник?

Дети:

- Это место, где охраняют природу.

Ведущий:

- Правильно. К сожалению, люди не щадят чудесный подарок планеты Земля – чистую воду, дивных зверей и птиц, изумительной красоты растения… Многих из них уже не спасти – уничтожены. Страшное слово, правда? А для тех, кто находится по вине человека на краю гибели, неравнодушные друзья природы создали Красную книгу (демонстрация книги). Ребята, почему цвет для этой печальной книги выбран именно красный?

Дети:

- Потому что это цвет опасности.

Ведущий:

- Правильно, красный цвет предупреждает о беде, как красный цвет пожарной машины и красный сигнал светофора. В нашей Брянской области тоже, к сожалению, есть такая книга. В неё внесены растения и животные, почти истреблённые человеком. Посмотрите на экран (демонстрация слайдов):

Растения, занесённые в «Красную книгу» Брянской области:

Венерин башмачок крупноцветковый, Венерин башмачок настоящий, Волчеягодник боровой, Ковыль перистый, Осока теневая, Надбородник безлистный, Рябчик шахматный, Прострел луговой, Ятрышник мужской.

Животные, занесённые в «Красную книгу» Брянской области:

Вечерница гигантская, Сапсан, Кречет, Дрофа, Стрепет, Зелёная жаба, Обыкновенный подкаменщик, Жук-олень, Обыкновенный махаон.

Ведущий:

- Давайте рассмотрим выставку «Природа родного края». Сколько замечательных книг! И с одной из них мне хочется познакомить вас поближе. Это альбом «Государственный природный биосферный заповедник «Брянский лес». «Государственный природный биосферный заповедник «Брянский лес» - потрясающее издание, созданное стараниями людей, неравнодушных к проблемам охраны природы. Книга очень интересная, хочется читать не отрываясь, перелистывать снова и снова. Здесь можно найти сведения об уникальном уголке нашей среднерусской полосы – заповеднике «Брянский лес», где, с одной стороны, сохраняются леса, реки и болота, а с другой – развивается экологический туризм. Грамотно организованная работа заповедника даёт возможность беречь природное сообщество и не лишать людей радости общения с красотой.
В книге содержится подробная информация об истории создания заповедника «Брянский лес», о животных, птицах и растениях, мирно соседствующих в нём, о научных исследованиях и экологическом просвещении на территории этой уникальной природоохранной зоны.
Книга выполнена с любовью и старанием, тщательно подобранные красочные фотографии радуют и вызывают чувство гордости за людей, стремящихся уберечь такой хрупкий и беззащитный уголок родной природы.

Станция 2. «МЫ ЗА НИХ ВСЕГДА В ОТВЕТЕ»

Ведущий:

- Ребята, у вас есть домашние животные?

Дети:

- Да! У нас есть хомячки, кошки, собаки, попугаи, морские свинки, черепахи, рыбки.

Ведущий:

- Вы о них заботитесь?

Дети:

- Да! Мы их кормим и лечим, если вдруг заболеют.

Ведущий:

- А что можно сделать для животных, которые живут в природе?

Дети:

- Нужно им обязательно помогать.

Ведущий:

- Дорогие ребята, как мы с вами можем помочь птицам, когда на улице мороз и вьюга?

Дети:

- Птиц нужно кормить!

Ведущий:

- Молодцы! Давайте послушаем замечательное стихотворение нашего земляка, знаменитого брянского поэта Николая Грибачёва «Кормушка».

КОРМУШКА

Ну, морозы, ну, морозы,

Нос наружу и — ой-ой!

Даже белые березы

В серой корке ледяной,


Даже белки-непоседки

В ожидании тепла

Не снуют на ветку с ветки,

Не вылазят из дупла.


И голодная синица

Тихо плачет у окна:

«Негде греться и кормиться,

Ни козявки, ни зерна.


День дымит морозной далью,

Ночи стылые темны.

Замерзаю, голодаю,

Не дожить мне до весны».


И решил тогда Сережка:

Я открою ей окошко,

Дам ей хлеба и пшена,

Пусть у нас живет она.


Только нет к тому привычки,

Только в доме страшно ей,

Только маленькой синичке

Воля вольная милей.


Жжет мороз, дымятся вьюги,

Стыдно жить в тепле одной:

Ведь сестрички и подруги

Замерзают за стеной.


И сказал Сережка: —

Ладно, Потерпи недолгий срок... —

И достал он из чулана

Длинный гвоздь и молоток.


Похрустев по снежной корке,

Где петлял следами лис,

Закрепил у старой елки

На пеньке фанерный лист.


А на лист — зерна,

А на лист — пшена,

Конопли две горсти —

Собирайтесь, гости!


А на ветку, что свисала

От намерзнувшего льда, —

Несоленый кубик сала —

Сало греет в холода.


И уж так синица рада,

Так щебечет, весела,

Да из рощицы и сада

Семь подружек привела.


Да из навеси еловой

Дятел шмыг красноголовый

При синицах погостить,

Сытным салом закусить.


Тормошатся,

Суетятся,

То взлетают,

То садятся,

То на веточках

Висят,

То как в дудочки

Свистят.


И Сережка рад при этом,

И загадывает сам:

Это ж сколько

будет летом

Разных песен по лесам.


Ведущий:

- Понравилось стихотворение?

Дети:

- Очень!

Ведущий:

- Ребята, а вы помогаете птицам пережить тяжёлое время зимы?

Дети:

- Да, мы делаем кормушки и насыпаем в них корм.

Ведущий:

- Ребята, хотите отгадать загадки о птицах Брянского леса?

Дети:

- Да!

Ведущий:

- Приступаем!

1. Трещала с самого утра:

«Пор-ра! Пор-ра!»

А что – пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит…

Дети:

- Сорока!


2. И в лесу, заметьте, дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожей боятся этих,

Мыши прячутся, дрожа!

Очень уж суровы

Филины и …

Дети:

- Совы!


3. Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели?

Голосистей и нежней?

Кто же это?

Дети:

- Соловей!


4. В лужах – отраженье тучи,

Дни по-прежнему теплы.

На кустарнике колючем

Ищут семечки…

Дети:

- Щеглы!


5. Спинкой синевата,

Животиком желтовата.

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

Дети:

- Синица!


6.Только я из птиц, признаться,

В зной, морозы и пургу

По стволу передвигаться

Головою вниз могу.

Дети:

- Поползень!


7.У меня ходули –

Не страшит болото:

Лягушат найду ли -

Вот моя забота.

Дети:

- Цапля!


8. Кто в лесу деревья лечит,

Не жалея головы?

Тяжела его работа –

Целый день долбить стволы.

Дети:

-Дятел!


9. Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Голосом речистым, чистым

«Клё! Клё! Клё!» поёт со свистом?

Дети:

- Клёст!


10. Не ворона, не синица –

Полосатенькая птица.

Примостилась на суку –

Раздалось в лесу: «Ку-ку!»

Дети:

- Кукушка!


Ведущий:

- Молодцы! Знаете, ребята, а ведь животным нужна наша помощь в любое время года.

Станция 3. «В БРЯНСКОМ ЗАПОВЕДНИКЕ ВСЕ ОНИ ЖИВУТ»

В книге «Брянский лес» много ярких фотографий птиц и животных. Все они живут в дикой природе, им всем требуется помощь человека, ведь истребляются, варварски уничтожаются все жители лесов – от самого маленького цветка до красавцев медведей!

Демонстрационные карточки «Животные леса»

РЫСЬ

Ведущий:

- Дети, как называются детёныши рыси?

Дети:

- Рысята.

Ведущий:

- Правильно, а ещё их называют котятами.

Мышь

Ведущий:

- Ребята, чем полезны мыши?

Дети:

- Мыши поедают вредных насекомых.

Ведущий:

- Молодцы!

Летучая мышь

Ведущий:

- Дети, как эти зверьки ухитряются летать по ночам и не сталкиваться с предметами на пути?

Дети:

- У летучих мышей есть способность прощупывать пространство перед собой ультразвуком.

Ведущий:

- Прекрасно! Вы большие знатоки жителей нашего Брянского леса! А вот ещё один представитель фауны лесов- ЛОСЬ. Почему он не проваливается в снег?

Дети:

- Потому что у него широкие копыта.

Ведущий:

- Прекрасно! Посмотрите на красавицу ЛИСУ. Без неё лес не был бы таким красивым, правда? Как называют лису в сказках?

Дети:

- Патрикеевна. Она очень хитрая и осторожная охотница.

Ведущий:

- Всё это правда. А вот интересное животное ЯЩЕРИЦА. О какой необычной способности ящерки вы знаете?

Дети:

- Спасаясь от врага, ящерица оставляет в его зубах свой хвост, а сама убегает. А хвост потом отрастает!

Ведущий:

- Правильно. И вот хозяин леса МЕДВЕДЬ. Чем он занимается зимой?

Дети:

- Спит.

Ведущий:

- Верно. Молодцы, вы блестящие знатоки жителей нашего леса!



Станция 4. ЗАПОВЕДНАЯ БРЯНЩИНА

Ведущий:

- Ребята, у нас в области ведётся большая работа по защите природы.

В настоящее время на территории Брянской области существуют следующие формы охраняемых природных территорий и объектов: биосферный резерват, государственный природный заповедник, государственные природные заказники, природные парки, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности; планируется создание национального парка. Каждая из них несёт свою определённую природоохранную функцию.

В книге «Брянский лес» интересно и доступно об этом написано.

Просмотр презентации «Брянщина заповедная» с комментариями учителя.

Рассказ о выхухоли (во время просмотра презентации)

Эколята:

По берегам спокойных лесных рек живут забавные зверьки – выхухоли. Что за слово такое – выхухоль? В древнерусском языке было слово «хухать» - вонять. Именно от него пошло слово выхухоль. На хвосте выхухоли есть особый орган (железа), выделяющий маслянистое пахучее вещество – мускус. На радость выхухоли, у большинства хищников запах мускуса отбивает аппетит.

Выхухоль – отменный подводный пловец. Всё у неё приспособлено для плавания: на лапах – перепонки, плоский хвост сжат с боков, как весло, шелковистая шёрстка не промокает.

Питается выхухоль насекомыми, улитками, пиявками, мелкой рыбкой, корневищами водных растений.

Выхухоли строят норы по берегам рек выше уровня воды, но вход в них всегда под водой, чтобы никто чужой не проник в их домик. Самое страшное бедствие для этих милых зверьков – разливы рек в оттепель зимой (вода затопляет норки, а выход только в реку, скованную льдом), сети рыбаков и коровы, которые проваливаются в норки, когда приходят на водопой.

Понравилось животное?

Дети:

- Да! У него смешной длинный носик!

Ведущий:

- Ребята, а вы знаете, какое самое древнее животное нашего леса?

Дети:

- Динозавры!

Ведущий:

- А вот и не угадали! (демонстрация игрушечного ёжика). Кто это?

Дети:

- Ёжик!

Ведущий:

- Вот кто бегал по лесам Брянщины миллионы лет назад. Что вы о нём знаете?

Дети:

- Ёжик пыхтит, зимует в норках, завернувшись в листья, ест личинок жуков и разных насекомых.

Ведущий:

- Посмотрите, какая замечательная фотография ежа напечатана в книге «Брянский лес»!

Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть в экологическую игру «Можно или нет?», с помощью которого мы вспомним правила поведения в природе. Я стану задавать вопросы, а вы будете отвечать «да» или «нет».

Не трогать бабочек и разных насекомых (да)
Разжигать костры в лесу (нет)
Кричать и включать громкую музыку в лесу (нет)
Не подходить к птичьим гнёздам (да)
Разорять муравейники (запрещается)
В лесу шуметь (нет)
Оставлять мусор в лесу (нет)
Беречь лес от пожара (да)
Собрать мусор в яму и закопать (да)
Рвать букеты цветов (нет)
Ходить только по тропинкам (да)
Ломать деревья и ветки (нет)
Топтать траву и цветы (нет)

Ведущий:

- В заповеднике у животных привольная спокойная жизнь. В книге «Брянский лес» об этом написано, но работники заповедника предоставили нам с вами уникальную возможность увидеть, чем занимаются животные на охраняемой территории. Давайте посмотрим!

Просмотр видеозарисовок с фотоловушек «Заповедные места Брянского края».

Ведущий:

- Ребята, кто из животных запомнился больше всех?

Дети:

- Рысь, выхухоль, волчонок, жёлтый медведь

Ведущий:

Ребята, давайте повторим правила поведения в лесу, о которых идёт речь в книге «Брянский лес» (демонстрация напечатанных знаков-правил, дети прикрепляют их по очереди на магнитную доску):


1. Ходить только по тропинкам.

2. Не ломать ветки деревьев и кустарников.

3. Не топтать трав, не рвать цветы.

4. Не кричать, не включать громкую музыку

5. Не подходить к птичьим гнёздам.

6. Не ловить насекомых.

7. Не разрушать грибницы.

8. Не ловить мальков и лягушек.

10. Не разжигать костров.

11. Не разорять муравейники.

Заключение

Ведущий:

- Ребята, какие замечательные книги мы сегодня с вами изучили?

Дети называют книги.

Ведущий:

- Чем они вам понравились?

Дети:

- Книги интересные, в ней яркие фотографии и много полезной информации.

Ведущий:

- Дорогие ребята, я очень надеюсь, что вы всегда будете помнить о том, что нашу родную природу нужно беречь и любить. Будьте настоящими друзьями природе Брянского края, и вся красота лесов, лугов и самых маленьких цветков и ручейков на долгие годы останется с нами!







Список использованной литературы:

1. Брянские леса - России краса Рассказ о Брян. лесе, его людях и их делах / [Федер. служба лес. хоз-ва России, Брян. упр. лесами; Редкол. И.П. Булатный - гл. ред. и др.]. — М. : ИД "Прибой", 1998. — 367 с. ил., цв. ил., портр.

2. Государственный природный биосферный заповедник "Брянский лес" : природные ресурсы Брянской области: [проспект] / [Бабанина В.И. и др.] - Брянск : "БОРУС", 2006.

3. Грибачев, Н. М. Кормушка [Текст] : Стихи / Н.М. Грибачев; Худож. М. Петров. - Москва : Малыш, 1986. - 8 с. : ил.

4. Заповедники России [Текст] / [отв. ред. К. Михайлов]. - Москва : Мир энциклопедий Аванта+ : Астрель, 2009. - 183 с. : цв. ил. - (Самые красивые и знаменитые).

5. Красная книга России [Текст] : [для младшего и среднего школьного возраста / ред.: Е. Ю. Целлариус]. - Москва : АСТ, 2018. - 277, [1] с. : цв. ил. - (Аванта).

6. Плешаков А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики [Текст] : книга для учащихся начальных классов / А. А. Плешаков, А. А. Румянцев. - 3-е изд. - Москва : Просвещение, 2016. - 159, [1] с. : цв. ил. - (Зеленый дом : сер. изд. с 1997 г.).

7. С азбукой по родному краю [Текст] : книга для учащихся начальных классов / [авт.-сост.: Пряникова Н. Е., Шик Н. В.]. - Брянск : Курсив, 2012. - 24 см. - (Родной край; 1).

8. Школьник, Ю.К. Животные наших лесов [Текст] : все лесные звери России : [для старшего школьного возраста] / Ю. К. Школьник ; под ред. В. А. Мешик. - Москва : Эксмо, 2014. - 63 с. : цв. ил. - (Популярная научно-практическая энциклопедия современных знаний). 











в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Визуализация представленных материалов в виде фотографии выставки книг для занятия повысит методическую ценность публикации.

2
27 March

Спасибо, Любовь Ивановна, фотографию постараюсь добавить.

1
27 March