12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Елена Яковлева40

Актуальность: Один из важнейших компонентов экологической развивающей среды экологическая тропа, которая позволяет ученику наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе, изучить живые объекты в их естественном природном окружении, получить навыки простейших экологических исследований, определить на элементарном уровне местные экологические проблемы и по-своему решить их. Планирование работы на экологической тропе возможно осуществлять с учетом сезонных изменений и местных условий. Важно сочетать ознакомление детей с яркими объектами растительного и животного мира, сезонными явлениями и видами труда в природе. При организации работы на экологической тропе можно использовать разнообразные формы: экскурсии, занятия-опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы, викторины, праздники. Экологическая тропа – это средство экологического образования, нравственного, эстетического, трудового воспитания учащихся

Назначение экологической тропы: учебно-познавательная.

Цель тропы: Создать условия для непрерывного экологического образования детей, развивать экологическую культур, через формирование практического опыта природопользования.

Задачи:

Обучающие: учить детей самостоятельно узнавать и называть виды ландшафта; учить замечать и называть сезонные изменения в природе; продолжать знакомить с растениями, занесёнными в Красную книгу.

Развивающие: развивать наблюдательность, умение замечать пробуждение природы, описывать свои чувства, используя разные виды анализаторов (запах талой воды, звук капели, ощущение солнечного тепла на коже).

Экологические: продолжать учить детей устанавливать взаимосвязи в природе: солнце пригревает – тает снег – появились первые растения, набухли почки – появились насекомые – прилетели птицы.

Воспитательные: воспитывать у детей стремление к бережному отношению к природе, желание охранять её; формировать умение получать удовольствие от духовного общения с природой.

Участники: учащиеся 4 класса, классный руководитель, воспитатель

Ожидаемый результат:

Результатом реализации воспитательного мероприятия должна быть сформированная готовность ребёнка к правильному взаимодействию с окружающей средой. Эта готовность включает в себя следующее:

Эмоциональную готовность - восприимчивость к миру природы, чувство удивления, восторженности, эмоционально-положительное отношение к её объектам; осознание экологической опасности, угрожающей планете из-за нерационального использования природных ресурсов и загрязнения окружающей среды;

Интеллектуальную готовность – определённый уровень информированности детей о природе, возрастной уровень эрудиции и познавательных интересов, осознания себя как носителя экологической культуры; изучение природы родного края, его флоры, фауны, экологического состояния, выявление существующих экологических проблем и содействие в их решении;

Деловую готовность – возможность реализовывать свои знания в разнообразных ситуациях, желание и потребность участвовать в природоохранной деятельности, заботиться о чистоте своего дома, двора, улицы, посёлка.

Формы и методы работы на экологической тропе: экологические беседы; экологические экскурсии, викторина; экологические акции; обсуждение и проигрывание ситуаций; лаборатория юного эколога; экологические игры; трудовой десант.

Оборудование и реквизит: мобильные компьютеры classmate PC необходимые программы:(программа для захвата изображения c веб-камеры и его преобразования WebCam Companion(видео и фотосъёмка), программное обеспечение для организации доступной научной лаборатории LabCam), раздаточный материал: маршрутный лист, памятка, информационные буклеты, конверты, карточки с заданиями, ручки, карандаши, мешки для мусора, коробка(банка) для клада.

Предварительная подготовка: руководство по работе с ПО на мобильных компьютерах школьников, поиск информации о понятии «экологическая тропа», подготовка сообщения о растениях и животных, стихи о природе, песня «Гимн природе»

Место проведения: территория школы, лесная зона, восемь наиболее подходящих для каждой станции мест.

Маршрут экологической тропы

Начало тропы: «Руку дружбы – природе».

Учащиеся будут знакомиться с паспортом учебно-экологической тропы. Проводится вводная беседа. Рассказывается о целях и задачах путешествия, даются инструкции по технике безопасности и правилам поведения на тропе, объясняются правила экологической игры, уточняются задания. В нескольких словах описывается предстоящий маршрут)

(памятка – обращение к посетителям: “Как себя вести наедине с природой”.)

Приложение1

Учитель:

Наше занятие посвящено встречам на экологической тропе. Что же такое экология? Это слово происходит от древне-греческих (дом) и логос - наука или учение, то есть изучение дома. А дом для человека чаще всего - четыре стены и крыша, для зверя - лес, поле, горы, для рыб - море, озеро, река. Значит, у всего живого - свой дом, а для всех вместе - наша планета Земля.

"Мы создали экологическую тропу, для того, чтобы вы, пройдя по ней, увидели и узнали, как живёт и чувствует себя окружающая вас природа, чтобы каждый из вас почувствовал в груди огонёк желания сохранить природу от любого неразумного обращения к ней. Дорога чрезвычайно интересна, если глаза и разум ваши будут открытыми для восприятия. Нужно только проникнуться ощущением, если идёте с открытыми глазами и добрым сердцем, то милости просим, экологическая тропа ждёт вас!”

Определение: экологическая тропа

(ученики в процессе подготовки находят определение и озвучивают)

Экологическая тропа – маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность. На маршруте идущие получают устную или письменную информацию об этих объектах.

Экологическая тропа – это специально разработанный или специально оборудованный маршрут в природу.

Экологическая тропа - обустроенные и особо охраняемые прогулочно-познавательные маршруты.

Изучение маршрутного листа

(деление на 2 команды)

1 остановка – Экологическая разминка «Погода»

С помощью уличного термометра определяем температуру, давление, направление ветра, влажность.

Вопросы на тропе: Почему растаял снег? Почему в некоторых местах снег остался? (ответы детей). Потрогайте землю. Какая она?

Какие растения появились? Как изменились деревья? Почему набухли почки? Не обязательно трогать их руками. Природу можно чувствовать и по-другому. Закройте глаза. Что вы чувствуете? (солнечное тепло). Что слышите? ( капель, шорох )

2 остановка – «Юбилейный сад»

На этой остановке ребята отвечают на вопросы :

-Этот сад сам вырос или его посадил человек?

-Когда появился этот сад? С чем это связано?(26 сентября 2015 г. в связи с юбилеем(50летием) школы-интерната)

-Кто принимал участие в посадке? (выпускники школы разных лет, работники школы, учащиеся)

- Как человек должен ухаживать за деревьями, чтобы сад принёс плоды?

( работа экологической лаборатории Программа LabCam- специализированное программное обеспечение для организации доступной научной лаборатории с использованием встроенной или внешней веб-камеры школьного ноутбука classmate PC)

Задание 1: наблюдение и фиксирование набухания почек на саженцах яблони с помощью веб-камеры с функцией микроскопа,

Ускоренная съемка - позволяет наблюдать за медленными процессами природы, такими как образование и перемещение облаков, таяние льда, рост растения.

Задание 2:

Определение видового состава деревьев. Обследование санитарного состояния деревьев

команда должна назвать наибольшее количество растений, произрастающих на территории школьного сада.

Результаты оформляются в виде таблицы(Приложение 2)

В ходе работы определить:

Видовой состав деревьев, произрастающих на данном участке.

Обследовать санитарное состояние деревьев и выявить виды повреждений:

- растрескавшаяся, поврежденная кора;

- засохшие ветки; сломанные, спиленные, срубленные;

- формирование и наличие дупел;

- вышедшие на поверхность корни;

- спящие почки – “шишки”. В норме спящие почки просыпаются только после отмирания основных ветвей. Ранний рост почек связан с неблагополучной экологической обстановкой;

- антропогенное воздействие: вырезки, проволока в коре дерева, гвозди, краска

3 остановка «Берёзовая»

Отгадайте загадку:

Стоит Алёна,

Платок зеленый,

Тонкий стан,

Белый сарафан.

Конечно здесь речь пойдет о красивой русской березе. На этой станции нужно будет:

-вспомнить стихи о берёзе или подготовить их заранее

-сообщение о берёзе

Эмоциональные ситуации: «Обними дерево»

Известно, что комнатные растения очень тонко чувствуют настроение человека, реагируют на ласковые слова и другие знаки внимания. Целебное действие деревьев имеет свое научное название. Это, так называемая древотерапия. Обнимание деревьев способствует более быстрому усвоению знания, лучшему запоминанию, улучшает настроение и придает энергии. Лучше всего действующим на человека деревом является береза,

Обнимая дерево, человек, как правило, испытывает положительные эмоции, это также позволяет почувствовать единство и гармонию с природой.

4 остановка «Лесная»

Экологическая игра “Растительные этажи”.

Понятия и взаимосвязи: растительные ярусы, пищевая цепь, “жилища” животных.

Мотивация: поговорим с детьми о том, какие растения они могут увидеть в лесу, чем они различаются (высотой, цветом и т.д.) и каково их значение для леса. Пусть дети расскажут о том, каких зверей и где можно найти в лесу .

Задание: определить, на каком растительном ярусе обитает данное животное, на каком охотится и т.д.

Варианты:

- не только разместить изображение животных по растительным ярусам, но и привести хотя бы один пример жертвы и один пример хищника;

- Учитель готовит изображения животных определённой пищевой цепи (или нескольких цепей). Задание – правильно составить пищевую цепь и указать взаимосвязь между животными.

Эмоциональные ситуации : «Птичьи голоса»

Соблюдая тишину, можно прослушать голоса птиц – естественные, учитывая их суточную активность, кому они принадлежат. Сопровождение загадками, вопросами викторины.

Викторина о птицах:

А) Узнайте птицу и расскажите, что вы знаете о ней.

1. Я день-деньской стучу-стучу.

Я врач лесной. Я лес лечу.

(дятел-сообщение о птице) .

Почему у дятла мозги целы?

Варианты ответов:

а) мозги маленькие;

б) голова на амортизаторах (между клювом и черепом – амортизаторы – пружинистая хрящевая ткань);

в) череп очень крепкий.

2. Окраской - сероватая,

Повадкой - вороватая,

Крикунья хрипловатая -

Известная персона.

Это кто? ...

3. Непоседа птица эта - одного с берёзой цвета.

4. Синяя косынка, тёмненькая спинка

Маленькая птичка. Зовут её...

1. Почему снегирю дали снежное имя? (Снегири прилетают к нам с первым снегом, а весной улетают на север в родные края.)

2. Почему весной грачи прилетают первыми? (Грачам достаточно первой проталины, чтобы достать клювом корм – личинки.)

3. Какое дерево дятла поит? (Береза своим соком.)

4. Кто ни разу шага не сделал? (Воробей.)

Выводы:

Значения лесного массива для посёлка:

1.Обогащает воздух кислородом, очищает его от загрязнения

2.Фильтрует через лесные почвы и лесную подстилку дождевую и талую воду

3.Данный лесной массив является местом отдыха(оборудованы стоянки, игровые детские и спортивные площадки)

5 остановка «Мой школьный двор»

Здесь проводится анализ экологического состояния школьной территории.

 

Экологическая игра – “Экоразведка: мусору – нет»

Задание1 –экологический рейд по школьной территории (сбор мусора)

Задание 2- «Утилизация вредных отходов»

Ребятам предлагается представить, что, проходя через лес, парк, школьный двор, они обнаружили поляну мусора.

(Командам выдается набор карточек с названиями видов бытовых отходов).

Время уборки ограничено. Что необходимо собрать в первую очередь? Игрокам предлагается за 5минут расположить карточки по мере убывания опасности бытовых отходов для природы в той или иной последовательности, в какой группе планируют убирать их, и обосновать свои решения. Надписи на карточках:

Пакеты из непрозрачного полиэтилена.

Металлическая консервная банка.

Стеклянная бутылка.

Пластиковая бутылка.

Бумажные фантики от конфет.

Гвозди.

Кожура банана, огрызки яблок.

Метла из веток.

Старая футболка.

Газеты.

Жестяная банка с остатками машинного масла.

Примеры обоснования ответов: Кожура банана, огрызки яблок - естественные отходы, которые при перегнивании обогатят почву, поэтому убирать их стоит в последнюю очередь.

А пластиковая бутылка или пакет из полиэтилена будут загрязнять лес очень долго (для разложения полимеров требуется около 600лет),поэтому собирать их следует в первую очередь и сдавать на перерабатывающее предприятие.

6 остановка « Источники здоровья»

Задание1: определить объект исследования около школы (ель)

Вопрос-подсказка : Какое дерево ежегодно страдает больше всех по вине человека?

В каких лесах строят туберкулёзные санатории? Почему?

(В еловых, сосновых. Многие растения выделяют летучие вещества, которые способны убивать микробов, вызывающих опасные заболевания (дизентерию, брюшной тиф, туберкулез и др.) Такие вещества, названные фитонцидами. Фитонциды ели и сосны убивают туберкулёзную палочку, Замечено, что пребывание человека в течение 5—7 ч в сосновом, смешанном или лиственном лесах нормализует деятельность нервной системы, улучшают работу сердечной мышцы.

Ель, сосна-основное дерево в нашем лесном массиве.

Задание 2: «Собери поговорку»

(в еловых ветках команды должны найти конверт с разрезанной на части поговоркой, каждая команда выполняет своё задание)

Поговорки: Кто природу губит, тот свой край не любит.

Береги землю родимую, как мать любимую.

7 остановка «Музыкально-поэтическая»

Эмоциональные ситуации: экологическая песня, стихи

Способны эффективно закрепить полученные знания, а также вызвать эмоциональные переживания, связанные с природными объектами или явлением.

Учащиеся читают стихи о бережном отношении к природе: «Давайте дружить с природой»

1 ученик :Природа—это дом, украшенный трудом.

В любой мороз и зной устроен и приветлив.

Храните этот дом, в котором мы живем.

Другого дома нет на целом свете.

2 ученик: Природа - это дом, в котором мы живем.

И в нем шумят леса, текут и плещут реки.

Под сводом голубым, под светом золотым.

Хотим мы в этом доме жить вовеки.

Дети хором: 1, 2, 3, 4 – будем жить с природой в мире.

5, 6, 7, 8 – о ней заботиться мы просим

исполнение песни «Гимн природе» (Приложение 3)

8 остановка «Кладовая мысли»

(рефлексия)

- Закончилось наше путешествие по экологической тропе. Для того чтобы ты долго ее помнил, у тебя останется информационный буклет-памятка. Дома у тебя будет время, еще раз мысленно пройти по маршруту тропы, вспомнить свои впечатления.

Ответь, пожалуйста, используя « Я-высказывание»: - Я узнал.., Я поразился или удивился..,

Я предложил …, Я понял, что…, Я задумался о …, Я смог…,  Я попробую…

Литература

Александрова Ю.Н. Юный эколог. 1 -4 классы.- Волгоград: Учитель, 2011.

Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М, 1996.

Захлебный А.Н.“Учебная экологическая тропа”, № 3 1983, с. 54-63.

Комова Г.А. “Экологические тропы как форма экологического образования”, № 4, 2000, с. 52-58.

Корнелл Дж. Давайте наслаждаться природой вместе с детьми: настольная книга по восприятию природы для учителей и родителей. Пер. с англ. Владивосток: ИСАР – Дальний Восток, 1999.

Мыцына, Л. В. Путешествие по «Экологической тропе» [Текст] / Л. В. Мыцына // Классный руководитель. 2008. - №3.

Уколова Т. Ф., Переволоцкая Н. В. Проблемы экологического образования младших школьников / Под ред.Л.А.Богдановой. - Кемерово: ОблИУУ, 1998.

Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и практика вне¬урочной работы. М.: Пед. общество России, 2000.

Цветкова И.В. Экология для начальной шко¬лы: Игры и проекты. Ярославль: Академия раз¬вития, 1997.

Чижова В.П., Добров А.В., Захлебный А.Н. Учебные тропы природы. – М.: Агропромиздат, 1989. – 159 с.

Чижова В.П. Как себя вести наедине с природой // Там же, 2001 г. – С. 35–37.

Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. - М.: ООО «Издательство Астрель», 2000.

Интернет ресурсы

Приложение 1

Как себя вести наедине с природой”

-Идя по маршруту, никогда не меняйте его трассы.

-Не засоряйте маршруты. Постарайтесь весь мусор (свой и чужой) вынести с тропы. За это природа скажет вам спасибо.

-Не применяйте мыла или синтетических моющих веществ при пользовании природными водоемами. Там тоже есть своя жизнь, и дайте ей возможность развиваться в чистой среде.

-Не рубите деревья и кустарники, даже если они вам кажутся отжившими свой век. Их стволы и корни являются важным звеном среди всех компонентов ландшафта.

-Не заготавливайте “дары природы”, не собирайте лекарственные растения, не рвите цветы. Даже самые невзрачные. Даже для гербария. Пусть они растут и радуют не только вас, но и тех, кто придет после. И тех животных, жизнь которых неразрывно связана именно с этим растением, с этим цветком.

-Берите на память о природе тех мест, что вы посетили, только фотографии.

-Не оставляйте после себя надписи на камнях и деревьях. Такие автографы – нехорошая “память” на долгие времена.

-Ни при каких обстоятельствах и ни при какой погоде не оставляйте после непотушенных костров. Одна маленькая искорка – а может привести к великой беде.

-С уважением относись ко всем животным ,будь то огромный медведь или маленькая ящерка, которые встретятся вам на маршруте. Не стоит пугать их громкими криками и тем более преследовать или ловить. Помните ,что это не ваша ,а их заповедная территория, и пусть им будет спокойно и безопасно жить на ней.

-По возможности не сходите с тропы: вы можете нечаянно потревожить спрятавшегося в зарослях зверя, спугнуть птицу с гнезда или наступить на какую-нибудь букашку – и тем самым нарушить естественное равновесие экосистеме.

-Идя по тропе или находясь на стоянке, не создавайте лишнего шума, зря не кричите, не включайте магнитофон или радиоприемник. Лучше послушайте сами и дайте возможность другим услышать музыку природы: пение птиц, шелест листвы, журчание ручья.

Приложение 2

Таблица . Состояние деревьев обследуемого сообщества.

Название деревьев

Количество деревьев (всего)

Количество поврежденных деревьев

Количество здоровых деревьев

       
       
       
       
       
       

Приложение 3

Гимн природе( на мотив песни «Пусть всегда будет солнце»)

1к.

Шар наш земной, где родились,

Где море, где горы и степи

Будем беречь, будем стеречь

И охранять будем вечно!

Припев:

Пусть всегда будут рощи,

Пусть всегда будут птицы,

Пусть в тайге будут звери,

А у дома - цветы!

Пусть всегда будут люди,

Пусть всегда будут дети,

Пусть всегда в чистом небе

Будет солнце светить!

2к.

Стой человек, остановись,

Не разрушай мир прекрасный.

Лес охраняй, птиц береги,

Не разоряй гнёзд напрасно!

Припев

3к.

Против стрельбы, против беды.

Встанем за нашу планету.

Звери навек, Счастье навек,

Так повелел человек!

Припев.

Приложение 4

Берёза

Какое дерево способно вырасти первым на месте лесного пожара?

Красота березы в стройном стволе, в тонких ветвях, в нарядных сережках, что весной, еще раньше листьев, появляются на ее ветвях. Сережки – это цветы березы. Удивителен ствол березы. Это единственное дерево, в коре которого есть белое красящее вещество – бетулин. Жизнь березы те так продолжительна всего 100-150 лет.

О пользе березы.

В народе говорят так: «У березы 4 дела: первое дело – мир освещать; второе дело – крик утешать; третье дело – больных исцелять; четвертое дело – чистоту соблюдать». Мир освещался березовой лучиной – главным источником света вечерами в крестьянских избах. Крик, то есть скрип телег, «утишался» путем смазывания колес березовым дегтем. Чистота соблюдалась в бане с помощью березовых веников. А об исцелении больных речь пойдет особо. Береза – целительница запасла лекарственные вещества и в почках, и в листьях, и в коре, и в древесине. Даже из паразитического гриба чаги делают лекарственные препараты.. Березовые почки возвращают красоту – ликвидируют пигментные пятна, угри, повышают эластичность кожи. Отвар листьев березы укрепляет волосы и способствует их росту. А березовый сок – это целая аптека: микроэлементы, сахар, белки, кислоты, дубильные вещества, витамины. Березовый сок укрепляет организм, помогает при заболеваниях легких.

Нельзя забывать и о бересте, ведь именно на ней писали письма наши далекие предки. И в наше время из бересты делают чудесную берестяную посуду и украшения.

Дятел

В течение дня дятел постоянно ищет пищу. Располагаясь в нижней части ствола, дятел по спирали поднимается вверх. Внимательно проверив ствол и крупные ветви на высоте до 12-16 м, птица отправляется на другое дерево. Отыскав под корой насекомых, дятел приступает к работе. Мощными ударами клюва он ломает кору или делает небольшое отверстие. Липким языком он достает личинок и насекомых (муравьев, короедов, усачей, долгоносиков, листоедов). Язык дятла обычно несколько больше длины его туловища. Своё гнездо делает в трухлявом дереве

Приложение 5

Маршрутный лист

Номер остановки

название

1

Экологическая разминка «Погода»

2

«Юбилейный сад»

3

«Берёзовая»

4

«Лесная»

5

«Мой школьный двор»

6

«Источники здоровья»

7

«Музыкально-поэтическая»

8

«Кладовая мысли»

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.